Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Асмолов 27 страница




* Написана в соавторстве с В.Н.Иванченко, С.Н.Ениколопо-вым. Впервые опубликована в журнале «Вопросы психо­логии». 1991. № 3.

Установки личности и противоправное поведение 343

бая разработанность четких экспериментальных процедур, позволяющих диагностировать те или иные черты лично­сти преступника. Использование в юриспруденции ряда психологических характеристик личности не всегда совпа­дает с подлинной психологической природой анализиру­емых форм противоправного поведения. Расхищение и во­ровство квалифицируются в судопроизводстве как мотивированное корыстное поведение,а хулиганство— как бескорыстное немотивированное поведение. При подобном терминологическом описании, несущем вполне опреде­ленную этическую и психологическую нагрузки» закры­вается путь к выявлению действительной мотивации совер­шаемого субъектом противоправного акта. Приблизиться к выявлению истинной мотивации мы сможем, если бу­дем обладать достаточно операциональными методиками диагностики противоправного поведения личности и раз­работанными представлениями о психологических детер­минантах этого поведения.

Специалисты в области юриспруденции при анализе со­циального поведения прибегают к понятию «антиоб­щественная установка», но стоящая за ним психологическая реальность обозначена чрезвычайно нечетко. Вместе с тем запросы практики требуют при диагностике агрессивного поведения обращения к экспериментальным процедурам^ в частности к проективным тестам. Но сама интерпретация результатов этих тестов остается на чисто эмпирическом уровне, так как нет адекватных понятий для анализа получае­мого с их помощью материала. Выход из этого тупика состо­ит в необходимости: 1) ввести в контекст анализа противоправного поведения понятие «установка» в его соб­ственно психологическом смысле; 2) операционализировать это понятие и тем самым сделать установку рабочим конструктом, который действительно необходим при диаг­ностике противоправного поведения. На наш взгляд, наи­более емким и операционализируемым понятием* характеризующим механизм конкретной деятельности лич­ности, является понятие «установка личности^.

В данном исследовании мы предприняли попытку, опи­раясь на представление об иерархической природе уста-

344 Раздел Ж Деятельность. Познание. Личность

новок как механизмов, определяющих направленность и устойчивость деятельности личности (Асмолов, 1979), осуществить диагностику агрессивных установок личнос­ти. Остановимся на определении тех уровней установки, которые мы используем. «Смысловая установка, представ­ляющая собой выражение личностного смысла в виде го­товности к определенным образом направленной деятельности, стабилизирует процесс деятельности в це­лом, придает деятельности устойчивый характер» (Там же, с.75), Как известно, операциональная установка понима­ется как готовность к осуществлению определенного спо­соба действия, которая возникает в ситуации решения задачи на основе вероятностного прогнозирования и уче­та условий наличной ситуации.

Анализ юридической литературы показывает, что, не­смотря ни на какие санкции, преступник не отказывает­ся от своей деятельности (Зелинский, 1980; Личность преступника, 1975; Яковлев, 1985). Это позволяет нам выд­винуть предположение о том, что, по-видимому, для пре­ступника преступление имеет личностный смысл и во время совершения преступления актуализируются его смысловые установки- В юридической литературе действия преступника называют деянием (актом). В зависимости от вида преступления УЛамблис выделяет экспрессивные и инструментальные деяния (см, Анденес, 1979), Он считает, что экспрессивные деяния не поддаются удерживающему воздействию наказания, а инструментальные с большой вероятностью подвержены воздействию угрозы наказания и его исполнения-

Можно предположить, что в экспрессивных деяниях проявляется ослабление нормативной стороны личности преступника; в них в наибольшей степени выражаются смыс­ловые агрессивные установки его личности, В инструмен­тальных же деяниях проявления агрессивных установок остаются на операционном уровне.

Для проверки этого предположения мы обратились к модели ситуации фрустрации, положенной в основу мето­дики диагностики агрессивности СРозенцвейга, Обычно под агрессией понимается действие, которое может при*

Установки личности и противоправное поведение 345

нимать различные формы, но цель которого всегда состо­ит в том, чтобы причинить вред какому-то индивиду или тому, кто с ним отождествляется (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978),

Наиболее известной в психологии является теория фрустрации—агрессии, авторами которой являются И.Миллер, ДДоллард, М.Дуб, Д.Мауер и Р.Сирс (см. Там же). Согласно этой теории, наличие агрессивного поведе­ния всегда предполагает существование фрустрации, а фру­страция всегда ведет к некоторой форме агрессии, Под фрустрацией понимается любое условие, блокирующее до­стижение желаемой цели. Агрессия определяется как по­ведение, цель которого — разрушить либо сместить фрустрирующий блок.

КЛевин и ТДембо в русле развиваемой ими концеп­ции групповой динамики показали, что кроме агрессии возможны и другие реакции на фрустрацию (см, Вюттеы, 1975). Такие авторы, как А,Маслоу, СРозенцвейг и А.Бан-дура, вполне резонно отмечают, что фрустрация не един­ственный фактор, приводящий к агрессии. Было показано, что сила агрессивного поведения возрастает с интенсив­ностью мотивации, связанной с фрустрацией, а побуж­дение к агрессивным действиям возрастает также в зависимости от близости объекта-цели в момент, когда возникает фрустрация (Там же> с,81), Все это доказывает возможность исследования агрессивного поведения в си­туации фрустрации, значимость которой может варьиро­вать в зависимости от преобладания экспрессивности или инструментальное™ агрессии в установке испытуемого. Представляется возможным диагностировать смысловые и операциональные установки хулиганов и воров, адек­ватно применив определенную теорию и метод.

Все это и побуждает нас обратиться к проективной методике С.Розенцвейга и попытаться на ее основе one-рационализировать представления об уровневой природе установок как механизмов, обеспечивающих устойчивость и направленность противоправного поведения личности. Мы не будем останавливаться на построении методики, а укажем лишь на то, что при подсчете в данном иссле-

346 Раздел /К Деятельность. Познание. Личность

довании каждый ответ оценивался по выраженной им направленности агрессии: экстрапунитивности, интрапу-нитивности и импунитивности,

В исследовании принимали участие лица, осужденные по статье 206 УК РСФСР (хулиганы) и по статье 144 УК РСФСР (воры), а третья — контрольная — группа вклю­чала студентов МГУ и учащихся ФПК, Возраст испытуе­мых варьировал от 18 до 45 лет,

В данной работе показателями установок выступила направленность агрессии. Используя показатели экстра-пугаггивности, мы диагностируем смысловые установки, которые сохраняют направленность деятельности*

Известно, чю в юриспруденции есть объяснение поступ­ков корыстными мотивами, сравнительно с которыми моти­вы хулиганов могут квалифицироваться как «бескорыстные», которые и находят свое выражение в агрессивных установках личности. Указывая на возможность актуализации у хулига­нов мотива самоутверждения и пытаясь дать поступкам ху­лиганов психологическую интерпретацию, мы в то же время находим подобную интерпретацию мотивации поведения в «психологизированной» юридической литературе. «Ху­лиганские мотивы, — пишет Б.СВолков, — нередко име­нуют беспричинными, иррациональными <.„>. В основе хулиганских побуждений лежит стремление в вызывающей форме проявить себя, выразить нарочито показное пре­небрежение к обществу, другим людям, законам и прави­лам социалистического общежития» (Волков, 1982, с,49). Если согласиться с этой интерпретацией, то напрашивается пред­положение, что за поступками хулиганов в агрессивном поведении скрывается личностный смысл, связанный с мотивом самоутверждения. Глубинное содержание поступ­ков может выражаться смысловыми установками, показате­лем которых и выступает экстрапуштшность.

Известно, что от тщательно планируемых действий легче удержаться, чем от тех, которые являются результа­том внезапного эмоционального импульса (Андеиес, 1979). К числу такого рода действий относятся прежде всего экспрессивные действия. Экспрессивность деяний, которая сказывается на невозможности удержаться от проступков,

Установки личности и противоправное поведение_________347

может быть обнаружена в наших экспериментах в резуль­тате применения метода СРозенцвейга, и таким образом могут быть выявлены смысловые установки личности.

Для обоснования показателей импунитивности мы опи­раемся на представление об инструментальном характере проявления агрессии у воров и у испытуемых контрольной группы.

По мнению УЛамблиса, экспрессивные деяния не поддаются удерживающему воздействию наказания, тог­да как инструментальные с большей вероятностью под­вержены воздействию угрозы наказания (Анденес, 1979» сЛ01). Встает вопрос, не носит ли агрессия у воров более инструментальный характер, чем у хулиганов. Высокие по­казатели импунитивнои направленности агрессии могут выступить показателями операциональных установок.

Полученные на основе проведенного нами исследования проявления агрессивных установок личности у хулиганов, воров и контрольной группы выглядят следующим образом, Наибольший индекс экстрапунитивной направленности (54,7%) — у хулиганов, что подтверждает гипотезу о том, что экстраггунитивность выступает показателем сшдсловых установок, экспрессивности агрессии. Низкий индекс им­пунитивнои направленности агрессии (23,4%) указывает на возможность того, что агрессивность данной группы носит слабо выраженный инструментальный характер. Низкий показатель интрапунитивной направленности (27Д%) ука­зывает на сдерживание внешних эмоций- Полученные ранее результаты (Ениколопое, 1979 а) показывают, что для убийц характерен высокий показатель интрапунитивной направ­ленности, что объясняется с позиций гипотезы Э.Мэгарги, согласно которой непроявляющаяся агрессия выступает как следствие сдерживания внешнего выражения эмоций, т.е. самоконтроля. Показатель ищрапунитивности подтверждает бесконтрольность поступков хулиганов (Ениколопов, 1979 б). Кроме того, низкий показатель интрапунигивной направ­ленности свидетельствует о том, что внутренние барьеры не побуждают к агрессии. ■«'■:.■:..■:

Показатели направленности агрессии согласуются с ранее проведенными исследованиями {Ениколопов, 1979 а, 6) и

348__________Раздел IV. Деятельность. Познание. Личность

приводят к необходимости диагностики агрессивных уста­новок хулиганов.

В контрольной группе и группе воров показатели направ­ленности агрессии почти идентичны; особенно высок пока­затель импунитивной направленности (соответственно 28,8 и 30,8%). Это согласуется с предположением о том, что для импунитивности характерно отсутствие агрессии в побуж­дениях и поступках, и указывает на преобладание и негру-ментальности агрессии, а также на то, что импунитивная направленность есть проявление операциональных устано­вок личности. Показатели экстрапунитивной направленности у воров (47,5%) и в контрольной группе (49,4%) приблизи­тельно равны. Низкий показатель экстрапунитивной направ­ленности свидетельствует, что внешние барьеры не побуж­дают эти группы испытуемых к агрессивным действиям. Низкие показатели интрапунитивной направленности у во­ров (23,7%) и контрольной группы (27,1%) обусловлены выраженной импунитивной направленностью, которая ха­рактеризует инструменхальнось агрессии этих групп и дока­зывает то, что в ситуации фрустрации агрессия в большин­стве случаев не побуждается внутренними барьерами, в качестве которых могут выступить правовые нормы.

Полученные результаты указывают на то, что, в отли­чие от группы хулиганов, в контрольной группе и группе воров агрессия носит инструментальный характер. Отсю­да не следует, что эти группы сходны в мотивах. Вор совер­шает свое преступление ради корысти.

Все это показывает, что у группы воров и испытуемых контрольной группы агрессивные установки проявляют­ся в основном на операциональном уровне.

В нашем исследовании мы исходили из общего пред­положения о том, что степень выраженности тех или иных проявлений мотивационно-эмоциональной сферы личнос­ти зависит от того, к какому уровню регуляции поведе­ния личности относятся эти проявления. Они могут относиться к мотивационному уровню регуляции пове­дения личности в целом и в этом случае функциониро­вать в форме смысловых установок личности. Однако все эти проявления, например проявления агрессии, могут

Установки личности и противоправное поведение 349

относиться и к инструментальному операциональному уровню регуляции поведения и соответственно функ­ционировать в форме операциональных установок, опреде­ляющих способы осуществления действий (Асмолое, 1979). Для проверки этого предположения было необходимо пре­одолеть две трудности: во-первых, найти тот эмпиричес­кий объект, на материале изучения которого можно было бы наиболее рельефно проверить это предположение; во-вторых, подобрать экспериментальные процедуры, позво­ляющие диагностировать мотивационно-эмоциональные проявления личности на разных уровнях регуляции дея­тельности,

В качестве эмпирического объекта исследования нами были избраны различные проявления агрессии в противо­правном поведении. Средством же для диагностики агрес­сивных установок противоправного поведения послужила методика СРозенцвейга, моделирующая реальные ситуа­ции фрустрации. Конкретная гипотеза экспериментального исследования заключалась в следующем; в так называе­мом бескорыстном, немотивированном поведении хули­ганов проявляются агрессивные смысловые установки, отражающие структуру личности в целом, в то время как у воров агрессивность проявляется на операциональном уровне регуляции поведения, т.е. в конкретных способах осуществления действия..;

Полученные в ходе экспериментального исследования результаты являются важным шагом на пути проверки этой гипотезы. Так, было установлено, что у хулиганов сред­ний процент экстрапунитивного типа направленности агрессии — 54,7, а у воров — 47,5. Таким образом, степень выраженности открытой агрессии у хулиганов выше* чем у воров. За противоправным «бескорыстным» немотиви­рованным поведением хулигана в действительности, как правило, стоит мотив самоутверждения, реализующийся в глубинных агрессивных установках личности. Агрессия же воров проявляется на инструментальном операциональ­ном уровне регуляции поведения. В связи с этим особенно следует отметить, что в судопроизводстве квалификация поведения хулиганов в терминах «бескорыстное^ и «не-

350 Раздел Ж Деятельность. Познание. Личность

мотивированное» может актуализировать соответствующие этим терминам этические стереотипы в обыденном со­знании и даже повлечь за собой вполне определенные следствия при вынесении заключения, например сниже­ние срока наказания. Поэтому представляется целесооб­разным внести уточнение в используемую в криминологии терминологию, более адекватно учитывающее как психо­логическую природу совершаемого противоправного акта, так и вызываемые этой терминологией стереотипы.

Иными словами> мы предлагаем переосмыслить понятие «антиобщественная установка», наполнив его психологиче­ским содержанием. Без этого оно не отражает истинных мо­тивов человека, что наглядно видно при изучении детер­минации агрессивного поведения преступников.

Важным шагом при изучении личности преступника может выступить использование определенных инвариан­тов субкультуры, играющей решающую роль в генезе моти­вов и установок. Допустимо предположить, что знаемые мотивы превращаются в реально действующие {Леонтьев А*Н.> 1983) при превращении социо-типического нормосо-образного поведения личности в индивидуально-типическое личностно-смысловое поведение (Асмолов, 1934), Инвари­антами субкультуры, воздействующими на личность, могут выступить традиции. Мысль о воздействии традиции на лич­ность наиболее ярко выразил И.ГХердер: «Где существует человек, там существует и традиция <...>. Если человек жи­вет среди людей, то он уже не может отрешиться от культу­ры — культура придает ему форму или, напротив, уродует его, традиция захватывает его и формирует его голову и формирует члены его тела» (Гердер, 1977, с.231). Противо­правное поведение и лежащие в его основе агрессивные ус­тановки еще требуют специального анализа.

Литература

Анденес И, Наказание и предупреждение преступлений. M.t 1979.

Андреева LM., Богомолова КК3 Петровская Л А, Современ­ная психология на Западе, М, 1978.

Асмолов AS. Деятельность и установка. М., 1979.

Установки личности и противоправное поведение________351

Асмолов АЛ Личность как предмет психологического иссле­дования. М, 1984,

Волков БХ. Мотивы преступлений. Казань, 1982.

Гердер Й.Г. Идеи к философии истории человека, М,3 1977.

Еныколопов С#, Агрессивность как специфическая сторона активности и возможности ее исследования на контингенте преступников // Психологическое изучение личности преступни­ка / Под ред. А,Р.Ратинова. 1VL, 1979 я,

Епыколопов С Я. Некоторые результаты исследования агрес­сии // Личность преступника как объект психологического ис­следования / Под ред, А.Р.Ратинова, М., 1979 ft

Зелинский А.Ф. Рецидив преступлений: структура, связи, прогнозирование. Харьков, 1980,

Кочеиов ММ. Введение в судебно-психологическую экспер­тизу. М., 1980,

Леонтьев АК Избранные психологические произведения: В 2т.ТЛ.М., 1983.

Личность преступника / Под ред. В,Н,Кудрявцева, М, 1975.

Нюттен Ж. Мотивация //Экспериментальная психология. Вып. V, М, 1975.

Платонов КК Проблемы способностей, М, 1972.

Ратинов А.Р. Психология личности преступника: Ценност­но-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования / Под ред, А.Р.Ратинова. М, 1979.

Тарабрина KB, Экспериментально-психологическое и био­химическое исследование состояний фрустрации и эмоцио­нального стресса при неврозах: Автореф. дис,... канд. психол. наук. Лм 1973.

Яковлев А. М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985,

Роль смены социальной позиции в

ПЕРЕСТРОЙКЕ М0ТИВАЦИОННО-СМЫСЛ0ВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ

клинической психологии)*

В последние годы отмечается возрастание интереса к прикладной психологии личности- Этот интерес проявля­ется в трех тенденциях разработки проблемы личности — методологически-теоретической, профессионально-прак­тической и организационной, В методологически-теорети­ческом плане выполняются исследования, направленные на создание целостной картины представлений о природе личности (Анциферова, 1982; Асмолов, 1984; Кон, 1984; Ломов, 1984; Петровский А* В., 1982). В профессионально-прикладном плане наблюдается расширение исследова­ний, посвященных вопросам изучения личности в про­цессе обучения производственной деятельности, в различных сферах общественной практики. Привлекается внимание и к проблеме психического здоровья личности, в сферу которой входят психодиагностика, психологичес­кая коррекция и реабилитация психически и соматически больных {Александровский, 1976: Зейгарник, Братусь, 1980; Кабанов, 1978; Кабанов, Линко, Смирнов, 1983; Карвасарс-кийу 1982; Цветков^ 1685). И, наконец, третий* органи­зационный, план — создание и внедрение различных пси­хологических служб, например службы семьи, службы школы, службы помощи личности в критических жизнен­ных ситуациях и др. (Амбрумова, Тихонечко, Боргельсон, 1981; Бодалев, Обозов, Столын, 1981).

Написана в соавторстве с Т.КХМариловой. Впервые опубликована в «Журнале невропатологии и психиатрии им. С.С>Корсакова». 1985, Т. LXXXV, вып. 12.

Роль смены социальной позиции... 353

Необходимость сочетания всех этих трех тенденций прикладной психологии личности отражена в относительно новой сфере психологического обслуживания — психо­коррекция и реабилитация онкологических больных. Воз­никновение ее связано с успехами комплексного лечения и ранней диагностики онкологических заболеваний, в частности рака молочной железы. Достижения современ­ной медицины в этой области привели к тому, что все большее и большее число заболевших переживает длитель­ные сроки после начала лечения, а значительный кон­тингент может быть отнесен к категории выздоровевших <£е, I984; Блохин, 1977; Герасименко, 1977).

Хирургическое удаление молочной железы, занима­ющее ведущее место в лечении рака этой локализации, приводит к возникновению психологических проблем, связанных с косметическими и функциональными последствиями радикальной операции {Марилоеа, 1984). Из сказанного видно, сколь актуальной является разра­ботка представлений о пути психологической реабили­тации больных раком молочной железы. Несмотря на обилие клинической и психологической литературы {Romsdaht, 1983; Greer, 1983; Sklar, Anisman, 1981; Stavraky etaL, 1968; Wirsching, Stierlin, Hoffman etal, 1982), так или иначе связанной с изучением онкологических заболе­ваний, подступы к созданию эффективной системы мероприятий по психологической реабилитации онко­логических больных только намечаются. Одна из основ­ных причин недостаточной разработанности этих вопросов заключается в том, что саму практику реаби­литации пытаются создать, минуя этап собственно пси­хологических механизмов реабилитаций,

В настоящем исследовании использовались два момен­та, дающих возможность подойти к решению задачи пси­хологической реабилитации онкологических больных. Первый заключается в изучении динамики мотивации лич­ности на разных стадиях заболевания раком молочной железы на основе использования методов патопсихологи­ческого обследования. Второй момент включает в себя разработку представлений о природе психологической

12 Л. Асмолов

354_________Раздел /К Деятельность. Познание, Личность

реабилитации данных больных, представлений, опираю­щихся на изученные закономерности изменения их моти-вационной сферы*

В качестве методологической основы понимания путей коррекции и восстановления мотивационно-смысловой сферы личности выступает системно-деятельностный под­ход к личности (Асмолов, 1984). В контексте последнего дифференцируются понятия «индивид» (биологический индивид)> «личность» и «индивидуальность»; дается ха­рактеристика личности как системного качества индивида, приобретаемого им в ходе присвоения общественно-исто­рического опыта в процессе различных видов совместной деятельности, присущих данному обществу. Предлагается следующая схема детерминации развития (и распада) лич­ности: а) различные свойства и особенности индивида (конституция, генотип, биохимические характеристики организма, темперамент* свойства нервной системы, функциональные и органические поражения и тл.) по-нимаются как «безличные^ биологические предпосылки развития личности; 6) социальная среда (выработанные в данном обществе социальные нормы поведения, поня­тия, орудия труда, ценности, социальные роли и стерео­типы) — «безличные^ предпосылки, источник развития личности; в) совместная деятельность и общение — дви­жущая сила и основа развития личности.

Суть системно-деятельностного подхода к личности отражена в одном из высказываний А,Н Леонтьева: «Мы привыкли думать, что человек представляет собой центр, в котором фокусируются внешние воздействия и из кото­рого расходятся линии его связей, его интеракций с вне­шним миром, что этот центр, наделенный сознанием и есть его Я. Дело, однако, обстоит вовсе не так... Многооб­разные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинствен­ный "центр личности", который мы называем Я; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхно-

Роль смшы социальной позиции.«. _______ 355

стъю его кожи, а в его бытиш> (Леонтьев AM.t 1977)- При дальнейшем развитии этих представлений особый акцент следует поставить на том* что «центром» личности явля­ются не сами «узлы» или иерархии деятельностей, а то, что в деятельности открывается личности в мире и по­буждает ее действовать. Выбираемые субъектом социальные роли, приобретение личностного смысла, ценности и идеалы, определяющие устойчивость, направленность личности, мотивационные ориентации и смысловые ус­тановки — все эти проявления личности, формируемые в процессе деятельности, составляют ее мотивационно-смысловую сферу, совокупность согласующихся между собой или жеа напротив, противоречащих друг другу мо-тивационно-смысловых отношений субъекта в данной социальной ситуации развития.

Главная особенность мотивационно-смысловых обра­зований личности — это производность мотивов, лично­стных смыслов и смысловых установок от места человека в системе общественных отношений, от занимаемой им социальной позиции. Эта особенность природы мотива-ционно-смысловых образований наглядно выступила в исследовании А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца (Леонтьев АН,, Запорожец, 1945), посвященном восстановлению дви­жений у бойцов после ранения во время Великой Отече­ственной войны. Резкие перестройки личности вплоть до потери Я вследствие резкой смены социальной позиции описаны Э.Эриксоном (Eriksony 1968) на примере воз­вратившихся с войны американских солдат, оказавшихся не в силах найти свое место в обществе в мирное время и тем самым найти свое Я, Неврозы потери личностью смыс­ла существования, выделенные основателем логотерапии В.Франкл (FrankI, 1973), также, как известно, возника­ют из-за изменения социальной позиции, например, из-за потери работы, ухода на пенсию и т,п. Указанные исследования приводят к выводу, что изменение мотива-ционно-смыслобой сферы личности всегда производно от ее социальной позиции и той деятельности, в процессе которой возникли мотивационно-смысловые отношения к миру, к другим людям, к самому себе. Поэтому только

356__________Раздел IV. Деятельность. Познание. Личность

деятельность, в том числе и деятельность общения, побуж­даемая теми или иными смыслообразующими мотивами и служащая основой для эмоциональной идентификации с другими людьми, может изменить личностные ориен­тиры пациента. В связи с этим существенное продвижение в разработке вопросов психологической реабилитации личности произойдет, если в основу реабилитации будет положен методический принцип деятельностного опос­редствования мотивационно-смысловых образований лич­ности. Общая идея этого принципа состоит в том, что перестройка и коррекция личности осуществляется через организацию и изменения личностно-значимой деятель­ности (Асмолов, 1979). Во избежание недоразумений заметам, что не стоит отождествлять между собой личност-но-значимую деятельность и работу, через которую часто ведется процесс трудовой реабилитации. Дело в том, что работа может и не затрагивать мотивов личности не иметь личностного смысла. Только приобретшая личностный смысл работа психологически становится деятельностью. Из принципа деятелъностного опосредствования моти­вационно-смысловых образований вытекает ряд конкретных методических приемов реабилитации— прием «опоры на со­хранные смысловые установки личности*, прием «включения личности в значимую деятельность», прием «демонстрации последствий поступка личности для других людей*. Прием «опоры на сохранные трудовые смысловые установки лич­ности» был использован В.Э.Реньге (1978) при изучении роли личностного фактора в восстановлении трудовой деятельности больных шизофренией. На материале психологической реабилитации больных алкоголизмом КТ.Сурновым (1982) было показано, что смысловые ус­тановки больных, не изменяющиеся с помощью чисто поведенческих или вербальных методов воздействия, пе­рестраиваются при включении больных в личностно-зна-чимую деятельность, Однако в этих исследованиях, реализующих принцип деятельностного опосредствования мотивационно-смысловых образований, в тени остался вопрос о зависимости мотивов и установок от социаль­ной позиции, задающей веер мотивов личности.

Роль смены социальной позиции..._______________ 357

Исходной для данного исследования явилась гипотеза о том, что ключ к изменению мотивации онкологических больных следует искать не в соматической сфере индиви­да и не в процессах его самосознания, а в трансформации объективно-жизненной социальной позиции личности, в системе общественных отношений, которая определяет смену мотивов личности и преобразование ее индивиду­ального сознания. Из этой гипотезы вытекает подход к пониманию психологической реабилитации, рассматри­вающей реабилитацию как процесс перестройки социаль­ной позиции личности, которая задается социальной ролью онкологического больного.

Подобное понимание природы личности отличается от клинической и традиционной психологической ори­ентации изучения динамики личности больных раком. Работы первой ориентации, принадлежащие прежде всего психиатрам {Попова, 1975; Скворцов, 1946; Ромасенко, Скворцов^ 1961), позволили ярко описать феноменологию изменений личности при онкологических заболеваниях. И в этом сильная сторона клинических описаний, имею­щих своим источником наблюдение реальных изменений личности, а не лабораторный эксперимент. Но отсюда же проистекает уязвимая сторона чисто клинической ориентации в исследовании личности, когда ограничива­ются исключительно констатацией хода динамики лич­ности, обходя лежащие за этой динамикой собственно психологические механизмы происходящих изменений. Представители же психологической ориентации, опира­ющиеся на модернизированные варианты психоанализа (Renneker, Culter, 1952; Bacon, Renneker, Cultery 1952), пред­лагают для объяснения динамики личности описания картины осознания ее конфликтов и средств психологи­ческой защиты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.