Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологическое вступление. Богу действовать в тебе и за тебя, как Ему угодно




Богу действовать в тебе и за тебя, как Ему угодно. Дай взывать в себе этому вечному Голосу, и будь для себя самого и для всякой вещи - пустыней!»1.

— Европейский мистик XX в. Рихард Штейнер: «Взойти к
духовным высотам возможно, лишь пройдя чрез врата смирения... Только
переживаемое внутри нас дает ключ к красотам внешнего мира,
исполненного божественным величием. Ученик должен находить время,
когда он мог бы в безмолвии и уединении погружаться в себя. Но не
личному «я» должен он отдаваться в такие минуты. Он должен в минуты
внутренней тишины дать отзвучать в себе всему, что он пережил... Его
душа должна пройти через целый сонм соблазнов. Все они стремятся к
одному: захватить его «я» и замкнуть его в себе. А ученик должен держать
свое «я» открытым для всего мира»2.

— Великий исламский теолог и философ XI-XII в. Абу Хамид ал-
Газали
объясняет мусульманам: «Горячо любящий отдаёт себя всецело
возлюбленному. Случается так, что сердце, занятое Им, забывает
собственное имя, поскольку погружается настолько, что забывает себя и
всё, что есть, кроме Всевышнего. Или же сердце следует путём
мистицизма, тогда у суфиев это состояние называют растворением
(исчезновением) и небытиём... «Быть» для нас значит осознание и
осведомлённость о мире. Когда кто-либо забывает о мирах, значащих
для людей «быть», то по отношению к нему они становятся «небыть», а
когда он забывает своё Я, то он и по отношению к себе становится
«небыть». Когда же от него не остаётся ничего, кроме Всевышнего, то
его «быть» становится истиной»3.

— Преподобный Нил Сорский напутствовал, что вначале необходимо «поставить ум глух и нем», «имети сердце безмолствующе от всякого помысла». В напряжении этого внутреннего молчания, «мысленного блюдения» нет места даже видениям горнего мира: «Мечтаний же зрака и образа видений отнюдь не приемли никако же, да не прельщён будеши» \

Итак, для того чтобы сознание познало правду, человек должен проявить максимальную активность во имя отказа от всякой активности. Вместо поиска логического обоснования мистики разрабатывали спо­собы практического овладения собственным сознанием и надеялись, что в результате правильной работы над собой сознанию будут открыты все тайны. Они создали тонкие психологические техники, освоив которые, [окончание cтраницы 51]

__________________

' Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991. 2 Штейнер Р. Путь к посвящению. М., 1991.

3Абу Хамид ал-Газали. Эликсир счастья. Избр. главы, в кн. Хисматулин А. А. Суфийская ритуальная практика. СПб, 1996, с. 149.

4Федотов Г. П. Святые Древней Руси. Париж, 1989, с. 160-161.


Раздел первый

человек оказывается способен достигать фантастических успехов в пси­хологическом воздействии и управлении собственным телом (обычно за счет аскезы – отказа от земной жизни в пользу «подлинной», т. е. духовной). Результаты применения этих техник чудеса святых и фоку­сы йогов) сами по себе производят феерическое впечатление. (Впро­чем, полагают мистики и пишет Е.П.Блаватская, на заре человечества власть над собственной психической природой была врожденной и при­ходила к человеку так же естественно, как способность передвижения или мышления). И все же чудеса сами по себе не могут доказать истинность откровения. Если человек должен «отказаться от себя», чтобы познать Истину, то как он узнает что действительно узрел Истину, а не, скажем, продал душу дьяволу? Мистик не способен оценить правильность переживаемых им состояний — они ему непосредственно даны и только. Психологическая достоверность переживаний не означает их объективной достоверности. Это хорошо известно в психиатрии. Не случайно, например, бредовые идеи, определяются как такие, которые субъективно воспринимаются как априорно данные и не нуждающиеся в обосновании, как ложные, но непоколебимые убеждения.1 Более того, человек может психологическидостоверно переживать то, что субъективно он сам не считает объективной реальностью. К. Ясперс подробно анализирует отличие истинных галлюцинаций, которые психологически достоверно переживаются как реальность, и псевдогаллюцинаций, когда человек психологически достоверно воспринимает нечто, что осознается им, тем не менее, как не присущее реальности 2. Но это значит, что чувство достоверности и суждение о реальности — даже субъективно разные вещи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.