Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологическое вступление. крайне туманны (поскольку пытаются быть не зависимыми от субъек­тивизма очевидности), их построения во многом бессмысленны (пото­ му что мир сам по себе не




крайне туманны (поскольку пытаются быть не зависимыми от субъек­тивизма очевидности), их построения во многом бессмысленны (пото­ му что мир сам по себе не имеет смысла — он таков, каков он есть), заведо­мо не совсем верны и, к тому же, непосредственно на практике не приме­няются. И всё же именно они дают нам самое надёжное приближение к истине! Психологика среди разных путей поиска разгадки сознания выби­рает в качестве приоритетного путь естественной науки и пытается строить свои описания, прежде всего, на естественнонаучном языке.

Догадываюсь, что отнюдь не все психологи примут этот выбор с восторгом. «Психологические теории, — утверждает выдающийся тео­ретик, мистик, но, прежде всего, психотерапевт К. Юнг, — дьявольская вещь. Разумеется, нам необходимы некие точки отсчета для ориента­ ции и определения системы ценностей; но их всегда следует рассмат­ривать только в качестве вспомогательных концепций, которые в лю­бой момент можно оставить в стороне. До сих пор мы знаем так мало о человеческой душе, что можно считать нелепой даже мысль о том, что мы настолько продвинуты, чтобы строить общие теории. Вне всякого сомнения, теория является лучшим прикрытием для невежества и не­достатка опыта... Огромное разнообразие человеческих индивидуаль­ностей и их неврозов привело меня к тому, что идеальный подход к каждому случаю предполагает минимум априорных предположений»1. Впрочем, Юнг как мистик и практический психотерапевт, конечно же, и должен призывать к магическому действию.

Пусть избранный путь естественной науки не решает всех про­блем, пусть он побуждает всегда сомневаться в найденных решениях. И всё-таки в данной книге именно этот путь считается наиболее плодо­творным для проникновения в сокровенные тайны, так как он проло­ жен по наиболее проверяемой дороге. Конечно, разгадка никогда не бу­дет окончательной, поэтому найденные на этом пути решения обяза­тельно покроются пылью последующих веков. Но они могут остаться в человеческой культуре, если будут трансформированы так, чтобы соот­ветствовать будущему знанию.

При этом будем помнить: психология — всё-таки особая наука. В любой науке переплетаются языки описания, но в психологии они переплетаются наиболее сильно. Любая психологическая теория (в от­личие от теории физической) сама по себе воздействует на предмет соб­ственного изучения — на сознание. (Физическая теория тоже воздейст­вует на сознание, но сознание не есть предмет физической теории). [окончание cтраницы 113]

____________________

1Цит. по кн. Якоби М. Встреча с аналитиком. М., 1996, с. 12-13.



 

Раздел первый

Содержание сознания с необходимостью включает в себя значения и смыслы, а значит, подлежит гуманитарному описанию. Описание осо­знаваемого всегда является описанием осмысленного. Как бы ни хоте­лось рассматривать психику только с естественнонаучной точки зре­ния, психическое всегда будет содержать не подлежащую исключению гуманитарную добавку. Однако более подробно об этом пойдёт речь уже в следующем томе.

В любом научном описании неизбежно присутствуют мистиче­ские переживания, ибо только они могут передать читателю то чувство очевидности излагаемого, которое присуще автору описания и без ко­торого текст непонятен. Но мистическое осознавание очевидности при­даёт самому мистическому в психологии особое значение. Мистический опыт (как факт существования такого опыта, но не как его содержание) может и должен получить естественнонаучное объяснение при описа­нии сознания. Впрочем, такое объяснение никогда не удовлетворит под­линных мистиков. При этом следует помнить: мистическое и естествен­нонаучное обоснование несопоставимы, мистика и наука имеют раз­ ные, не переводимые друг в друга языки описания реальности. С этой точки зрения, якобы намечающаяся конвергенция естественнонаучного мышления и мистицизма, о которой сегодня часто пишут и мистики, и даже некоторые учёные 1, — не более чем недоразумение.

Я готов признать, что многие великие мистики задолго до Эйн­штейна говорили об относительности. Но из этого ничего не следует — идеи мистиков в принципе и не подразумевали, и не могли выразить ни физического смысла теории относительности, ни её космогонии, ни того, что Е=тс2. Язык физических теорий XX в. и язык средневековых трак­татов — разные языки, не допускающие перевода с одного на другой. Поэтому же не стоит искать соответствие триады 3. Фрейда («Я», «ОНО» и «СВЕРХ-Я») с тремя уровнями психической организации в ведичес­ком учении или с христианской Троицей 2. С равным успехом можно было бы искать соответствие с тремя основными цветами в непрерыв­ном спектре радуги, с «Тремя мушкетёрами» А. Дюма или даже с таким хорошо известным на практике фактом, что табуретка, чтобы быть устойчивой, должна иметь не менее трёх ножек... Естественная наука приходит к своим открытиям слишком трудным и очень долгим путём, [окончание cтраницы 114]

_______________________

1См. обзор: Шишкина В. С. Проблемы психологии в свете крушения старой научной
парадигмы. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб, 1997, с. 213.

2 Хотя это делается. См. Шкопоров Н. Б. Перспектива содержательной реформы
в структуре современной науки. // Теоретические и прикладные вопросы психологии.
СПб, 1997, с. 218-219.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.