Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. Революция от гештальта




Революция от гештальта

В начале XX в. М. Вертгеймер — основоположник школы геш­тальт-психологии — в очередной раз призвал психологию вернуться к жизни. Вертгеймер писал: в психологической науке существуют много­численные поучения, сведения, указания на связи, но после знакомства с ними вы чувствуете себя беднее, чем раньше. Прочитайте учебник — [окончание cтраницы 184]

_____________________

1Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., 1991, с. 192.



 

вы ужаснетесь бедности, сухости, нежизненности и совершенной несу­щественности того, что там говорится 1. О чем сам Вертгеймер писал мало. Ответственность за окончательную редакцию своих трудов вся­кий раз причиняла М. Вертгеймеру неимоверные страдания, и в резуль­тате единственное более или менее полное изложение теории — книга Продуктивное мышление» — была выпушена им внезапно, лишь за несколько недель до смерти в 1943 г., после приблизительно двадцати лет подготовки к печати 2. Он, по-видимому, производил сильное впе­чатление на молодёжь. Во всяком случае как личность он вдохновил молодого А. Маслоу на изучение творческих людей, достигших внут­реннего совершенства (самоактуализировавшихся, как назовёт их Мас-лоу)-Тем не менее, славу гештальт-психологии в большей мере принес­ ли публикации блистательных соратников Вертгеймера.

Гештальт-психологи предприняли попытку сохранить непосред­ственную связь объективного и субъективного, не обращая при этом практически никакого внимания на революцию Фрейда. Сознание, ска­зали они, реагирует не на отдельные элементы реальности, а на целост­ную ситуацию. А целое нельзя раскладывать на элементы — тогда это целое пропадает. Вот в чём, по их мнению, роковая ошибка В. Вундта и его последователей. Например, повторяют гештальтисты вслед за К. фон Эрен-фельсом (кстати, соучеником М. Вертгеймера), человек опознаёт мело­дию, сыгранную в другой тональности, как ту же самую даже тогда, когда ни один звук нового исполнения этой мелодии не совпадает ни с одним звуком прежнего исполнения. Человек, тем самым, реагирует на мелодию как на целое, а не на отдельные составляющие эту мелодию звуки.

Высказанная ими идея, конечно, не претендует на коперникиан-ский переворот во взглядах, как у 3. Фрейда — гештальтисты скромнее. Устами К. Левина они говорят о переходе от аристотелевского стиля Мышления к стилю мышления Галилея.

М. Вертгеймер в 1910 г. обнаружил эффект, сыгравший ключе­ вую роль в становлении гештальт-психологии. Идея эксперимента так поразила учёного, что он сошёл с поезда, на котором ехал в отпуск, купил в магазине игрушечный стробоскоп и прямо в отеле стал проводить исследование 3. М. Г. Ярошевский излагает схему опытов Вертгеймера так: [окончание cтраницы 185]

_____________________

1Цит. по Теплое Б. М. О Максе Вертгеймере, основателе гештальт-психологии. // его кн.: «Психология и психофизиология индивидуальных различий». М.-Воронеж, 1998, с. 408-409.

2Арпхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994, с. 51.

3Шульц С. История современной психологии. СПб, 1998, 353.


Раздел второй

через две щели — одну вертикальную и вторую, отклоненную от нее на 30 градусов, — пропускался с различными интервалами свет. Когда ин­тервал между предъявлениями был большой (более 200 мс), два раздра­жителя воспринимались раздельно: как две линии, предъявленные друг за другом. При совсем коротком интервале (менее 30 мс) они восприни­мались как предъявленные одновременно. При интервале около 60 мс у испытуемого возникало восприятие движения — линия, предъявлен­ная первой, как бы быстро перемещалась в направлении второй. При чуть большем интервале у испытуемого возникало странное ощуще­ние: он осознавал, что движение происходит, но происходит без пере­мещения линии. Явление было названо «фи-феноменом»1. Его тракто­вали так: наше сознание воспринимает два разных элемента не по отдельности, а в целом, и из-за этого видит даже то, чего на самом деле нет! Целостный результат восприятия неразложим на составляющие его элементы.

В. Кёлер — соученик великого физика М. Планка — имел хоро­шую подготовку по физике и верил в существование связи между физи­ческими полями, не сводимыми к действию отдельных частиц, физио­логическими процессами и целостностью восприятия в психологии. Однако современники интересовались не столько его спекулятивными конструкциями об изоморфизме физического, физиологического и пси­хологического, сколько его исследованиями поведения животных. Вот, например, его опыты на курицах. Двух из четырех кур дрессировали до тех пор, пока они не научались безошибочно выбирать полоску более светлого оттенка серого цвета из двух предъявленных, а у двух других, наоборот, вырабатывался навык выбора более тёмной полоски. Затем следовал критический опыт. Первой паре кур предъявлялась новая пара полосок: одна — светлая полоска из первого опыта, вторая же — новая полоска серого цвета, но ещё более светлая. Второй — наоборот: тём­ная полоска из первого опыта и ещё одна, более тёмная полоска. Что выберет курица? Если полоску, которая ранее подкреплялась, то она реагирует на абсолютное значение воспринимаемого качества. Но нет! Оказалось, что в 85 критических опытах курицы 59 раз реагировали на отношение оттенков, т. е. на целостную ситуацию: первая пара кур вы­бирала более светлую полоску, а вторая — более тёмную, хотя выбран­ные полоски ранее вообще не предъявлялись. Только 26 раз из 85 случа­ ев курицы предпочли «старые» полоски. Младенцы в подобных опытах [окончание cтраницы 186]

_______________________

1Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1976, с. 345-346; Он же. Психология
в XX столетии. М., 1974, с. 211-212.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.