Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. ни физическими, биологическими, физиологическими или социологическими соображениями




ни физическими, биологическими, физиологическими или социологическими соображениями.

• В психической сфере существуют разные блоки (инстанции),
отличающиеся друг от друга уровнем осознанности. Должны су­
ществовать какие-то механизмы, принимающие решение, какая
информация в какие конкретно блоки должна поступать. В том
числе решать, какая информация может появиться в сознании и
быть полностью осознанной, а какая — нет. Сама работа этих
механизмов не осознаётся (ср. под этим углом зрения взгляды
вюрцбургской школы, психоанализа, культурно-исторической
школы, когнитивной психологии).

• Попытки найти механизмы психической деятельности упорно ведут
исследователей от проблем построения или формирования образов
и других психических образований к проблемам оценки адекват­
ности построенных образов и принятия решения на основе этой
оценки (сеченовское торможение vs. возбуждение, «торможение
привычки» и «приобретение уверенности» как оценка у функ­
ционалистов, «удвоение» у Выготского, последовательное возрас­
тание роли обратной связи в моделях физиологов, модели сличения
когнитивистов и пр.).

• Эмоции предназначены для того, чтобы извещать сознание о
процессах, протекающих в неосознаваемой сфере (У. Джеймс). Нечто
подобное, по-видимому, полагает и 3. Фрейд, когда называет эмоции
«королевской дорогой к бессознательному». Осознание до этого
неосознанной информации может положительно влиять на
эмоциональное состояние (глубинная и гуманистическая психологии).

• Всё, что происходит в сознании, не может быть случайным.
О том, что осознаётся:

• Сознание содержит не всю информацию, которую получает организм. Осознанная информация не существует без наличия неосо­знанной информации (ср. «смутные ощущения» Титченера, «обер­тоны» Джеймса, «отрицательные ощущения» Фехнера, «фон» гештальтистов и т. д.).

Неосознанная информация оказывает непосредственное влияние на

содержание осознаваемой информации («сбережённые знаки» Эббин­гауза, «вытеснение» Фрейда, «установка» Узнадзе, требование осознать собственные мысли и желания в гуманистической психо­логии и т. п.). [окончание cтраницы 247]


 

Раздел второй

Содержание сознания — это ребус, который надо ещё уметь разга­дывать. Сознание способно обманывать само себя. Одна из важ­нейших проблем для человека—проблема адекватности осознания самого себя самому себе.

• Всё, что человек осознаёт, он осознаёт как фигуру на фоне. Фон
аморфен, неструктурирован, не вычленяется сознанием, но без
него осознание фигуры невозможно. Одна и та же фигура на разном
фоне будет восприниматься по-разному. Осознанное содержание
сознания сопровождается и дополняется психическими обер­
тонами, которые, собственно, и определяют значение осознанного
содержания.

• Содержание сознания не остается постоянным — оно непрерывно
изменяется (поток сознания, по Джеймсу). Течение осознаваемой
мысли детерминируется «неосознаваемыми тенденциями» (в
терминологии вюрцбургской школы), т. е. определяется причи­
нами, которые сами не осознаются («бессознательные умозаклю­
чения» Гельмгольца).

• В каждый момент времени сознанию дано непротиворечивое и
однозначное понимание происходящего (это подразумевалось
структуралистами, гештальтисты подчеркивали невозможность
одновременного восприятия многозначных изображений, а
некоторые когнитивисты употребляли термин «одноканальность
сознания»).

• Сознание оперирует не стимулами и раздражителями, а значениями

и смыслами (ср. символы в психоанализе, роль знаков в культурно-исторической школе и в интеракционизме, условный рефлекс Павлова, «корневое свойство психики» Веккера, «смысл» в гума­нистической психологии и др.). Мир никогда не воспринимается сознанием как случайный, хаотичный.

• Психические образы объекта создаются только на контрасте с
другими объектами: сознание выделяет в предъявленном объекте
в первую очередь те его качества, которые отличают данный
объект от других объектов, сопровождающих его предъявление.

Познание и сознание

• В истории психологии наибольшее внимание исследователей было

приковано к познанию. Когнитивизм вселил надежду, что анализ процессов познания рано или поздно сможет привести к пониманию всех аспектов психической жизни.

[окончание cтраницы 248]



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.