Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходные допущения. решение задач на неосознаваемом уровне обычно происходит раньше, чем на осознаваемом




. решение задач на неосознаваемом уровне обычно происходит раньше, чем на осознаваемом. Например, испытуемые решают шахматные задачи, «думая вслух», т. е. говоря обо всех приходя­ щих в голову мыслях. Изменение электрокожного потенциала (КГР), трактуемое как реакция на эмоциональное переживание, связанное с уже найденным (хотя ещё и неосознанным) решением, опережает называние испытуемыми решающего хода в среднем на 4 с, а в некоторых случаях — даже на 12с1.

• Человек, с трудом вспоминая что-нибудь, часто способен оценить,
правильно или ошибочно его воспоминание. Но для этого он должен
сличить свое воспоминание с тем, что на самом деле хранится в
памяти. Но это значит, что мозг заведомо хранит то, что с таким тру­
дом вспоминает, и имеет к этой записи в памяти доступ.

• Каждый день в течение трех месяцев ребенку, которому в начале
эксперимента было всего пять месяцев, прочитывалось вслух три
отрывка на древнегреческом языке. Каждые следующие три ме­
сяца ему читали три новых отрывка. Так продолжалось до трех­
летия малыша. Позднее он никогда не учил древнегреческий язык.
В возрасте 8, 14 и 18 лет ему снова предъявлялась каждый раз
разная часть этих отрывков для заучивания наизусть вместе с но­
выми, ранее никогдаим не слышанными.текстами. В 8 лет он вы­
учивал «старые» тексты-ла-30% быстрее новых, в 14 лет — на
8%, но в 18 лет различия уже были незаметны 2. Вряд ли стоит
доказывать, что мальчик, слушавший тексты на незнакомом язы­
ке в младенческом возрасте, не мог сохранить в своём сознании
никаких воспоминаний об этих текстах.

• Некоторые совершаемые человеком ошибки, которые часто
понимаются как следствие заданных ограничений на возможнос­
ти мозга по переработке информации, были бы вообще невозмож­
ны, если бы мозг одновременно с ошибкой не знал правильный
ответ. В курсовой работе Н. Ивановой испытуемые — участники
студенческого хора — в ответ на предъявление звука на рояле дол­
жны были нажать ту же клавишу, что и экспериментатор. Как из­
вестно, есть люди, которые умеют выполнять эту задачу практи­
чески безошибочно. Сенсорная способность, позволяющая решать [окончание cтраницы 275]

__________________________________

1Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969, с. 203-209.

2 Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека. // Экспериментальная психология (под ред. С. Стивенса), 2. М., 1963, с. 173.


Раздел третий

эту задачу, называется абсолютным слухом. Лица, обладающие только относительным слухом, в том числе испытуемые Ивано­ вой, делают много ошибок. Н. Иванова обратила внимание на ус-тойчивую ошибку, встречающуюся достоверно чаще случайного: если испытуемый в ответ на предъявление какого-нибудь звука — скажем, «ми» малой октавы — нажал, например, клавишу «до» первой октавы, то при предъявлении через какое-то время звука «до» первой октавы достоверно чаще случайного в ответ нажмёт «ми» малой октавы. Такие инвертированные ошибки возможны, только если сенсорная система испытуемого неосознанно правиль­ но опознаёт предъявляемые ноты — ведь для инвертирования ошибки надо помнить, в ответ на какой конкретно звук какой кон­кретно ответ был дан. Таким образом, сенсорная система облада­ ет абсолютным слухом, хотя сознательно пользоваться таким слу­хом испытуемые не могут.

• С аналогичным и даже более странным явлением знакомы все, кто в школе на уроках арифметики изучал суммирование цифр «в столбик». Вспомните загадочное правило, которому обучали нас наши учителя: если цифр много, то полученный результат надо обязательно проверять, но проверять не повторным суммирова­нием цифр сверху-вниз, а каким-нибудь другим способом — вы­читанием или суммированием снизу-вверх. Иначе, мол, можно по­вторить ту же самую ошибку в том же самом месте. Но ведь для того чтобы повторить незамеченную сознанием ошибку (на­пример, такое непривычное решение, как 3+2=6), мозг должен заметить место этой ошибки и запомнить её величину!

• Приведу неожиданный результат из своих собственных экспери­ментов. Известно, что человек обычно не умеет быстро и пра­вильно переводить даты в дни недели. Предъявим испытуемому серию наугад выбранных дат с задачей называть тот день недели, который интуитивно кажется ему соответствующим конкретной предъявленной дате. Выясняется: если испытуемый вдруг случай­ но назвал день недели, точно соответствующий дате, то при предъявлении следующей даты (из другого года и другого меся­ ца) он чаще случайного снова даст правильный ответ. Если же он отклонился в определении дня недели на три дня (например, дата соответствовала вторнику, а он назвал пятницу), то при предъяв­ лении следующей даты (соответствующей, скажем, четвергу), он чаще случайного снова повторит отклонение на три дня (и назовет [окончание cтраницы 276]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.