Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание как логический механизм. • К. Левин, наверное, был первым, кто начал экспериментировать с людьми, создавая прямо в эксперименте бессмысленные для них ситуации




• К. Левин, наверное, был первым, кто начал экспериментировать
с людьми, создавая прямо в эксперименте бессмысленные для них
ситуации, т. е. ситуации, в которых естественный контекст вне­
запно оказывался ошибочным. Например, испытуемый находит­
ся в контексте «участие в эксперименте с целью исследования
его интеллекта или памяти». Экспериментатор приглашает его в
кабинет, но вдруг извиняется за вынужденный перерыв в иссле­
довании: «Я забыл, что мне необходимо позвонить», выходит из
экспериментальной комнаты и более не возвращается. Испытуе­
мый ждёт 10-20 мин., начинает производить какие-то манипуля­
ции с предметами: перелистывать книгу, трогать бисерную зана­
веску на шкафчике, все без исключения позванивали колокольчи­
ком (в том числе почтенные профессора и сотрудники берлинского
института психологии — например, ученица Левина Б. В. Зейгар-
ник 1). В конце концов испытуемый перестает понимать, что проис­
ходит и что же он должен делать. И, как пишет Л. С. Выготский, в
течение долгого времени остаётся «в состоянии колебания, рас­
терянности, нерешительности»2.

•Ранее уже упоминался эксперимент А. Бейвеласа, описанный
Г. Бейтсоном: перед испытуемым ставят доску, на которой имеется
несколько кнопок, и просят его найти правильный способ нажатия
кнопок. Испытуемый нажимает кнопки, а звонок сообщает испы­
туемому, что он правильно нажал кнопки. У испытуемого выра­
батывается, пользуясь термином Скиннера, суеверное поведение.
В этом разделе, однако, нас интересует другое — реакция испы­
туемого на неожиданное для него изменение контекста. Итак, Бей-
велас прекращает эксперимент и сообщает испытуемому, что
между кнопками и звонком нет никакой связи. Испытуемый по­
трясён. Он не верит экспериментатору.
Испытуемый, оказав­
шись — вопреки ожиданиям — в ситуации неожиданного обма­
на со стороны экспериментатора,
переживает растерянность,
недоверие, непонимание. Он попадает в логически противоречи­
вое положение. Он понимает, что его ожидания не соответствуют
действительности, и надо принять решение: либо созданная им де­
терминированная «теория» нажатия кнопок — полная чушь, спро­
воцированная обманом экспериментатора при постановке задачи
в начале эксперимента, либо его теория верна, и экспериментатор, [окончание cтраницы 331]

______________________

1Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М., 1981, с. 45.

2См. Выготский Л. С. Собр. соч., 2, с. 463.



 

Раздел четвертый

заведомо обманывающий его в конце эксперимента, не является обманщиком. Нарушено контекстное ожидание. Поэтому испы­туемый сохраняет веру в свою ничем не обоснованную теорию до тех пор, пока не переинтерпретирует ситуацию и не поймёт, что эксперимент посвящен как раз изучению реакции испытуемого на нарушение его ожиданий.

• Г. Гарфинкель создал, как он объявил, особый тип эксперимента,
названный им этнометодологическим. Суть эксперимента — в
неожиданном нарушении общепринятого и нормального хода собы­
тий, что приводит, по его утверждению, к возникновению «чувст­
ва смущения, неуверенности, внутреннего конфликта, психосоциаль­
ной изоляции, острой и непонятной тревоги» 1. Например, в ходе
обычного разговора экспериментатор начинает приближать свое
лицо к лицу ничего не подозревающего собеседника. Сначала парт­
нёр испытывает смущение, отодвигается. Но, в конце концов, ин­
терпретирует ситуацию понятным для себя способом, восприни­
мая действия экспериментатора либо как действия психически
больного, либо как действия, имеющие прямую сексуальную на­
правленность. Типичная реакция испытуемого: «Ты что, ненор­
мальный?».

• Основатели нейролингвистического программирования среди эф­
фективных приемов психологического воздействия выделяют та­
кой: неожиданное прерывание автоматического действия (шаб­
лона). Часто используемый в их работах пример — прерванное
рукопожатие. Экспериментатор протягивает испытуемому руку
для рукопожатия. Тот, в соответствии с имеющимся шаблоном
поведения, охотно отвечает тем же. В ответ экспериментатор об­
хватывает его запястье левой рукой и внезапно приподнимает про­
тянутую для рукопожатия руку вверх. В течение короткого вре­
мени (не больше 10 секунд) испытуемый оказывается без програм­
мы действий. В этот момент он легко поддается разнообразным
внушениям экспериментатора. Например, возможно такое: «Дай­
те вашей руке медленно опуститься, но не быстрее, чем вы впа­
дёте в глубокий транс» 2.

• Изменение контекста применяется как психотерапевтический приём. Ф. Зимбардо, например, утверждает, что одно лишь использование [окончание cтраницы 332]

_______________________

1 Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. New Jersey, 1967, p. 55.

2 Трансформация личности: нейролингвистическое программирование Одесса,
1995, с. 271-273.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.