Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неизменная стимуляция ускользает из сознания




Сознание как поток

как в реальности организм никогда не находится в полностью неизменном состоянии. Как уже говорилось, так часто бывает в науке. И всё же суще­ствуют экспериментальные данные, которые подтверждают сформули­рованный тезис. Рассмотрим, что по этому поводу говорит эмпирика.

• Не меняющееся по яркости и цвету изображение, стабилизиро­
ванное относительно сетчатки (например, с помощью контактных
линз, к которым прикреплен источник света, двигающийся, тем
самым, вместе с глазами), при всем старании испытуемого не
осознаётся через 1-3 с после начала предъявления: зрительный
образ как бы «выцветает», и поле зрения становится совершенно
пустым '. П. Колере обобщает: «Создаётся впечатление, что из­
менение сенсорных входных сигналов представляет собой по су­
ществу необходимое условие для того, чтобы они могли воспри­
ниматься» 2.

• Ещё И. Гёте (который был не только поэтом, но и обладал тонким
цветовым зрением) в результате опытов над самим собой по вос­
приятию цвета формулирует закон постоянной смены впечат­
лений.
Он пишет: «Когда глазу предлагается тёмное, то он требу­
ет светлого; он требует тёмного, когда ему преподносят светлое,
и проявляет свою жизненность... тем, что порождает из себя не­
что, противоположное объекту» 3. Дж. Гибсон обнаружил экспе­
риментальные феномены, по сути, подтверждающие закон Гёте.
Гибсон назвал их эффектами последействия фигуры, и хотя они
вошли в психологию восприятия под этим именем, будем их назы­
вать эффектами послефигурного воздействия, чтобы отличать
от эффекта последействия фигуры Э. Рубина, описанного в исто­
рической преамбуле. Вот некоторые эффекты послефигурного воз­
действия: прямые линии после длительного рассматривания кри­
вых линий, изогнутых в одну сторону, воспринимаются изогнуты­
ми в противоположном направлении; вертикальные линии после
длительного восприятия линий, отклонённых на 20-30° от вертикали,
кажутся отклонёнными в противоположном направлении; плоскость [окончание cтраницы 359]

______________________________

1См. Зинченко В. П., Вергилес Н. 10. Формирование зрительного образа. М.,

1969,

. с. 8; Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М, 1990, с. 88-89.

2Колерс П. Некоторые психологические механизмы распознавания образов. // Распознавание образов. М., 1970, с. 33.

3 Гёте И. В. Избр. соч. по естествознанию. М., 1957, с. 284.


Раздел пятый

после длительного ощупывания с закрытыми глазами вогнутой поверхности воспринимается как выпуклая и т. д.'

• Постоянный раздражитель умеренной интенсивности, действующий
на слух (постоянный или строго периодический шум) или на кожу
(одежда, наручные часы), очень скоро перестает замечаться.
Цветовой фон при продолжительной фиксации теряет свою цвет­
ность и начинает выглядеть серым 2. Кривые линии при длительном
рассматривании, искривлённые поверхности при длительном ощу­
пывании с закрытыми глазами постепенно начинают выпрямлять­
ся и казаться менее кривыми 3.

Феномен П. Раншбурга: при кратковременной экспозиции набо­
ра букв (или цифр), содержащего тождественные знаки, некото­
рые из них не замечаются в процессе чтения 4.

• Феномен семантической сатиации: многократное повторение од­
ного и того же слова или группы слов приводит к субъективному
ощущению утраты смысла этих слов. Негневицкая приводит бле­
стящий пример: «Следует различать два вида памяти — «память
формы» и «память содержания». И речь идет о двух видах памя­
ти: «памяти формы» и «памяти содержания». Однако попробуйте
хотя бы три раза прочитать слова: «памяти формы» и, согласно
данным нашего эксперимента, должно наступить насыщение, по­
теря значения этих слов» 5. На этом же приёме построены многие
мистические техники (шаманские камлания, исихастская меди­
тация в православии, многократное повторение формул зикра в
исламе т. д.). В суфийской мистической практике процесс много­
кратного проговаривания формул типа «ла илаха илла-л-лаху»
(«нет бога, кроме Аллаха») направлен на утрату этими формула­
ми первоначальных семантических связей, превращение их в асе­
мантическое сообщение, в псевдослово ь.

• Феномен семантической сатиации проявляется и в том, что мно­гократно повторенным фразам приписывается смысл в зависи­мости от ожидания людей, их говорящих или слушающих. Ранее [окончание cтраницы 360]

________________________

1См. Надирашви.ш Ш. А. Психологическая природа восприятия. Тбилиси 1976, с. 125-126.

2Феномен цветовой адаптации — см. Рок И. Введение в зрительное восприятие, 2. М., 1980, с. 36

3См. Надирашвили 111. А. Там же.

4 Ломов Б. Ф. Человек и техника. М, 1966, с. 307.

5См. Негневицкая Е. И. Смысловое восприятие текста и семантическая сатиация. // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976, с. 114-119.

6 Хисматулии А. А. Суфийская ритуальная практика. СПб, 1996, с. 73-104.


Сознание как поток

уже говорилось, что мистикам эти фразы открывают божествен­ный свет. Юмористы, напротив, многократно повторяя одну и ту же словесную конструкцию, вызывают у слушателей гомериче­ский хохот. А. Н. Лук называет этот способ вызывать смех «са­мым непонятным приёмом остроумия». И среди прочих приме­ров приводит рассказанную М. Твеном историю о применении дан­ного приёма перед аудиторией. Для эксперимента Твен выбрал скучный анекдот, который и изложил во время выступления. Пуб­лика приняла его холодно. После третьего и четвёртого раза в зале воцарилось ледяное молчание. Американский юморист стал даже опасаться, что опыт провалится. Однако, когда анекдот был рассказан в восьмой раз, послышался смех, который возрастал с каждым последующим повторением и, в конце концов, перешёл в гомерический хохот '.

• Повтор является весьма употребительным художественным приё­мом. Вот несколько примеров фольклорных повторов, заимство­ванных у В. Шкловского 2. Из былин: «Кто бы нам сказал про старое, про старое, про бывалое, про того ли Илью Муромца?». Из Библии: «Как я буду проклинать того, кого Бог не проклял, как я буду предавать проклятию, кого Яхве не предал проклятию...». Из финского эпоса: «Если ты вернёшь заклятье, злой свой заговор воротишь...». Особо показательно, что вместо типичного для финского эпоса синонимичного повтора при появлении в строке числа обычно при повторе используют следующее по порядку число, не обращая внимания на возникающее искажение смысла: «Шесть он зёрнышек находит, семь семян он подымает». Или в «Калевале»: «На седьмую ночь она скончалась, на восьмую умер­ла». О языке искусства мы будем подробнее говорить в следу­ющем томе. Однако уже сейчас выскажу своё убеждение: устой­чивые многократные повторы в искусстве (например, жёстко по­вторяющийся ритм в музыке — особенно в первобытной и современной танцевальной) используются именно для опустоше­ния сознания, для того, чтобы «опустевшее сознание» затем за­полнялось содержанием в зависимости как от собственных же­ланий воспринимающих, так и от их культурных установок. Автоматизированные действия (ходьба, чтение, игра на музыкаль­ных инструментах, плавание и пр.), в силу своего однообразия, не [окончание cтраницы 361]

________________________

1Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977, с. 94 - 95.

2 Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1983, с. 34-47.


 

Раздел пятый

удерживаются в сознании. «Спросите опытных машинисток, -

поясняет Д. Норман, — как они делают пробелы: всегда одним большим пальцем одной и той же руки или же меняют пальцы в зависимости от того, какие слова приходится печатать? Многие ма­шинистки не знают, как они это делают. Для ответа на этот вопрос им нужно мысленно представить себе свою работу и «понаблю­дать» за тем, как они пользуются клавишей пробела. (Большин­ство опытных машинисток всегда нажимают на эту клавишу боль­шим пальцем одной и той же руки, обычно правой, но многие из них думают, что пользуются двумя руками)»'.

• Т. Рибо приводит пример того, что для выполнения автоматизиро­
ванных действий сознание не обязательно. Он описывает скрипа­
ча, который был подвержен мгновенной потере сознания. Скри­
пач продолжал играть, даже когда эти припадки имели место во
время исполнения пьесы 2.

• Пристальное внимание к какому-либо неизменному или равномер­
но покачивающемуся объекту нарушает нормальное течение со­
знания и способствует возникновению так называемых «изменён­
ных состояний» — медитативного и гипнотического. Восточные
психологи говорят об особом состоянии «опустошения сознания».
При словесном гипнотическом внушении подчеркивается важность
непрерывного говорения врача, повторяющего одни и те же фор­
мулы. Существует специальная техника гипнотизирования посред­
ством фиксации какой-нибудь точки на потолке или стене, а так­
же фиксации взгляда на предмете, находящемся на расстоянии примерно 250 мм от глаз испытуемого. В качестве предмета может быть всё что угодно: карандаш, ключ, монета, подвешенный на верёвке цветной мяч, глаза или пальцы врача, собственные руки пациента и др. Возможно внушение, использующее ритмичный стук метронома 3. Все эти объекты, используемые при внушении, по существу, уходят из сознания.

• Человек не способен удерживать в поверхностном содержании
сознания неизменный набор знаков в течение длительного време­
ни, гласит закон Джеймса. Но ведь этим текстом описанти­
пичный результат экспериментов на запоминание набора зна­
ков.
Регистрируемая в этих экспериментах забывчивость ока­
зывается просто проявлением закона Джеймса! Действительно, [кончание cтраницы 362]

____________________

1 Норман Д. Память и научение. М., 1985, с. 93-94.

2Рибо Т. Память в её болезненном и нормальном состоянии. М., 1912.

3Шерток Л. Гипноз. М., 1992, с. 121-130.



 

Сознание как поток

человек обычно не способен сохранять на поверхности сознания даже небольшой по объему набор знаков или, как говорят, забы­вает информацию, которую требуется удерживать в созна­нии без изменений. «Память, — замечает А. А. Брудный, — это сгущенное, неподвижное, оседающее на дно психики сознание» '. Закон Джеймса дает нам возможность понять, почему столь пла­чевен измеренный в многочисленных экспериментах объём крат­ковременной памяти при неограниченных возможностях идеаль­ного мозга для хранения информации.

• Изумление от исчезновения из сознания только что предъявлен­ной информации, ещё как бы стоящей перед глазами (или ещё как бы слышимой ушами), похоже на изумление при исчезновении ин­формации, стабилизированной относительно сетчатки. Испыту­емый иногда даже оскорбляется малостью того, что может вос­произвести (по отношению к тому, что, как он чувствует, остаёт­ся в его памяти). Однажды я попросил одного студента-психолога провести эксперимент на запоминание. Тот не нашёл ничего лучшего и предложил женщине, пришедшей к нему для ремонта квартиры, поучаствовать в психологическом эксперименте: запомнить и воспроизвести ряд цифр. Она согласилась, внимательно выслушала тестовый материал, а вместо ответа швырнула в него тряпкой. Удивлен, что психологи-экспериментаторы не упоминают об агрессивных реакциях наивных испытуемых при измерении объёма кратковременной памяти. Действительно, испытуемый с удивлением, а иногда и с ужасом чувствует: вроде бы всё помню, но куда это всё делось? Подобное переживание особенно ярко при предъявлении для запоминания графической информации.

• А. Карстен, ученица К. Левина, обнаружила в своей дипломной работе «эффект психического пресыщения»: испытуемый не спо­собен без вариаций выполнять однообразное задание в тече­ние даже короткого времени и вынужден менять — иногда неза­метно для себя — задачу. Испытуемому предлагалось выпол­нить длительное монотонное задание — например, рисовать черточки или кружки (при этом перед испытуемым положена боль­шая стопка листов). Ему дается инструкция: «Чертите, пожалуй­ста, черточки (кружочки) вот так» (экспериментатор чертит несколько одинаковых черточек или кружочков). Если испытуемый спрашивает, сколько же ему надо чертить, экспериментатор отвечает [кончание cтраницы 363]

_____________________

1 Брудный А. А. Пространство возможностей. Бишкек, 1999, с. 163.


 

Раздел пятый

абсолютно бесстрастным голосом: «Сколько вам захочется, вот перед вами лежит бумага». Вначале испытуемые стараются акку­ратно выполнять предложенное задание, но очень быстро вносят изменения либо в форму черточек (они становятся меньше или больше), либо темпа работы, её ритма и т. д. Иногда испытуемые начинают напевать, посвистывать, постукивать ногами и т. п. Насту-пает, по выражению Карстен, психическое пресыщение, когда уже не удается удерживать в сознании однообразное задание без из­менения. Стоит добавить, что вариации заданий при психическом пресыщении встречаются реже или вообще не встречаются у боль­ных эпилепсией, у умственно отсталых детей и т. д.'




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.