Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание как поток. чисел, обозначающих известные для испытуемого даты, например— 1812,1917)




чисел, обозначающих известные для испытуемого даты, например— 1812,1917).

При одновременном увеличении сложности основной зада­чи и уменьшении сложности игнорируемой интерференция прак­тически полностью исчезает:

— так, ещё сам Дж. Струп установил, что задача чтения слов, когда не следует обращать внимание на то, какими цветами эти слова написаны, практически никакой интерференции не вызыва­ет. По данным Струпа, различие между чтением 100 слов, напи­санных чёрной краской, и 100 слов, написанных разными краска­ ми, составляет всего около 1 с. Однако чтение слов — существенно более сложная задача, чем называние цвета. Это становится оче­видным, если сравнить трудности научения решению обеих задач в онтогенезе. Показательна и скорость поиска струп-элементов на карте Струпа: если надо, например, найти синий цвет, то это происходит на порядок быстрее, чем если требуется найти слово «синий».

2.Запоминание с дистрактором. Влияние дистракторов на воспроизведение огромно. Тем не менее, при одних дистракторах удержание осуществляется легко, а при других — с большими трудностями. Так как задача удержания в памяти может быть выполнена испытуемым при одновременном игнорировании отвлекающей задачи, то затруднения в процессе запоминания с дистрактором относятся к явлениям мнемической интерференции.

Увеличение сложности основной задачи. Величина интерфе­ренции тем меньше, чем осмысленнее (т. е. сложнее!) материал, под­лежащий запоминанию. Так, например, И. Шипош повторил экспери­мент Петерсонов, но для запоминания предъявлялся не бессмысленный Цифро-буквенный стимульный материал, а набор пословиц. Эффект за­бывания после 18 секунд обратного счёта тройками в этих эксперимен­тах вообще не проявился! Пословицы воспроизводились и опознавались без всяких затруднений '.

Увеличение сложности задачи игнорирования. Величина интер­ференции (т. е. ухудшение воспроизведения под воздействием дистрактора) тем больше, чем сложнее дистрактор2. Например, более сложные арифметические операции сильнее мешают воспроизведению, чем простые. [кончание cтраницы 395]

___________________

1 Плихтова Я., Шипош И., Арохова О., Халмиова О., Поташова А. Интерфункциональный подход в исследовании памяти человека. // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983, с, 35,

2Клацай Р, Память человека. М„ 1978, с, 128.


 

Раздел пятый

3.Рефрактерный период, т. е. задержка реакции на второй из двух
быстро следующих друг за другом сигналов.

— Сложность обеих задач можно повышать путём увеличения
числа возможных сигналов, которые предъявляются испытуемым
в первом или втором случае. Обобщая соответствующие экспе­
риментальные данные, О. Нойманн отмечает «парадоксально гра­
циозное взаимодействие»: эффект задержки уменьшается как
при усложнении основной (второй) задачи, так и при умень­
шении сложности первой задачи
'. По данным А. А. Крылова,
эффект задержки вообще исчезал, если первой задачей было реа­
гировать на световую вспышку (зажигание сигнальной лампы), а
вторая — основная — задача была существенно более сложной:
испытуемый должен был реагировать на чётность предъявлен­
ной цифры 2. Величина интерференции (рефрактерности) имеет тен­
денцию к увеличению также с таким усложнением игнорируемой
задачи, как рост временной неопределенности первого стимула 3.

4.Реверсивные изображения. Известно, что усложнение одно­
го из значений изображения облегчает возможность удер­
жания его в поле внимания.

— В известном двойственном изображении Э. Рубина «лица —
ваза» внимание испытуемых более устойчиво удерживается на
лицах, но, как заметил Ч. Осгуд, стоит украсить вазу орнаментом,
как задача удержания внимания на вазе станет более простой4.

5.При дихотическом предъявлении на одно ухо осмысленной (бо­
лее сложной) информации возникают затруднения в слежении за
бессмысленной (менее сложной) информацией, подаваемой на дру­
гое ухо. Пусть, например, испытуемый должен вторить сообще­
ние «Таня уронила буря кот сапоги», а в это время на другое ухо
подается сообщение «Муха книга зебра в реку мячик». Испыту­
емый обычно повторит: «Таня уронила в реку мячик», хотя нередко
замечает свою ошибку, останавливается и приносит извинения5. [кончание cтраницы 396]

______________________

1 Neumann О. Informationsselektion und Handlungssteuerung. Inaug.-Diss. Bochum, 1980, p. 85.

2Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управления. Л., 1972, с. 174.

3 См. Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М., 1995, с. 251.

4 Осгуд Ч. Перцептивная организация. // Хрестоматия по ощущению и вниманию.
М., 1978, с. 293.

5См., например, Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека.
М., 1974, с. 341-349.



 

Сознание как поток

Как и предполагалось, во всех рассмотренных (и во многих дру­гих!) случаях величина интерференции падает при усложнении основ­ной задачи и возрастает при усложнении игнорируемой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.