Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальные подтверждения омонимии




Взгляд, что один и тот же стимул вызывает разное воздействие, достаточно распространён и в психологии. «Первоначально на всякое воздействие внешнего мира душа отвечает разнообразными дви­жениями», — давным-давно написал Г. Эббингауз '. Гештальтисты продемонстрировали влияние на осознание стимула, т. е. на отнесение предъявленного стимула к тому или иному классу других стимулов, предъявленных одновременно. Вспомним, например, их законы об объеди­нении предъявленных элементов в одно целое (или, по их терминологии, в гештальт). Это и значит, что предъявленный стимул (или его элемен­ты) объединяется или не объединяется в тот или иной класс с другими стимулами (или их элементами) в зависимости не только от каких-то своих параметров, но и от параметров других стимулов, оказавшихся рядом. Но для этого всё равно предъявленный стимул должен иметь возможность быть отнесённым к разным классам.

Действительно, если один и тот же стимул (объект) осознаётся как член того или иного класса в зависимости от других одновременно предъяв­ленных с ним объектов, то принадлежность к классу этого стимула не пре­допределена однозначно самим стимулом. Значит, на самом деле этот сти­мул принадлежит одновременно к разным классам, т. е. этот стимул — омоним (хотя в каждый момент времени осознаётся принадлежность сти­мула лишь к одному классу). Следовательно, когда сознание определяет принадлежность стимула в поверхностном содержании к определённому классу, оно отличает класс, которому принадлежит этот стимул, не только от классов, к которому принадлежат другие предъявленные стимулы, но и от тех классов, к которому мог бы принадлежать данный стимул. Вся пси­хологическая феноменология соответствует сказанному. [окончание cтраницы 432]

____________________

1Эббингауз Г. Очерк психологии. СПб, 1911, с. 112.



 

Законы отождествления

Приведу несколько примеров, подтверждающих, что все стимулы омонимы.

• Даже в самых простейших случаях решения сенсорных задач раз­личения обнаруживается, что одни и те же характеристики сигна­ ла могут вызывать различные психические образы '. В качестве примера рассмотрим феномен простого различения, описанный Б. М.Тепловым и М. Н. Борисовой: испытуемые различают ин­тенсивность двух сигналов даже тогда, когда не могут сказать, интенсивность какого из них больше. К. В. Бардин с сотрудника­ми изучал этот феномен, предлагая испытуемым звуковые сигна­лы почти одинаковой громкости, когда различия в громкости были фактически ниже осознанного порога. Тем не менее, испытуемые различали эти звуки. Вот как при этом высказывались испыту­емые о предъявляемых звуках: «сигналы очень чем-то отлича­ются, хотя непонятно, чем именно»; «по громкости иногда я звуки совсем не различаю, хотя звуки разные, я это отчётливо слышу»; «один из звуков пищит таа-а-ак, а другой — та-аа-ак, но я пока не знаю, какой из них громче» 2. Постепенно, утверждает Бардин, испытуемые обучаются реально различать чистые тональные сигналы по громкости, однако субъективно не ощущают различий в громкости и используют какие-то собственные, дополнитель­ные признаки. Они употребляют для этих признаков разнообраз­ные слова: блестящий или, наоборот, матовый звук; острый или тупой; звонкий или глухой; светлый или мрачный звук; звук как крупный пузырь или, наоборот, как слабо вздувшийся; металли­ческий или деревянный и т. п. Вот один из испытуемых объясняет, как он различает: «Чтобы различить сигналы, я мгновенно пере­бираю. Например, внедрения нет, звонкости нет, металличности нет, а вот острота есть». А когда испытуемым стали предъяв­лять для различения вообще физически тождественные сигналы, испытуемые говорили, «что разница между сигналами была, ви­димо, очень мала, что работать было крайне трудно, но всё же в конечном счёте возможно» 3. Итак, при физической невозможно­сти различения стимула всё-таки, как это ни трудно, «возможно» [окончание cтраницы 433]

___________________________

1См., например, Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М, 1977, с. 95.

2Бардин К. В., Войтенко Т. П. Феномен простого различения. // Психофизика Дискретных и непрерывных задач. М., 1985, с. 73-96.

3 Бардин К. В., Садов В. А., Цзен Н. В. Новые данные о припороговых феноменах. "Психофизика сенсорных и сенсомоторных процессов. М., 1984, с. 65.


Раздел шестой

субъективно различать тождественные стимулы — их всегда мож­но отнести к разным классам.

• После описанных экспериментов становится понятнее и наблю­дение А. И. Когана над работниками, профессия которых требует тонкого зрительного различения: «Профессионалы нередко выпол­няют без особых затруднений такую работу, которую, судя по их остроте зрения, они вообще не могут делать, так как «не имеют права» различать её деталей» '. Иначе говоря, не умея привыч­ным способом осознавать детали как зрительно различимые, про­фессионалы — за счёт накопленного опыта — могут различать детали непривычным способом.

• Осознание места нахождения источника звука зависит не только от размещения этого источника в пространстве, но и от многих других факторов, позволяющих приписывать пространственно локализован­ному звуку разные значения. Вот наблюдение С. Л. Рубинштейна, согласующееся с жизненным опытом любого из нас. Рубинштейн сидел в зале на заседании и слышал голос докладчика из громкого­ворителя. Через некоторое время он разглядел выступавшего, «и тот­час же, — пишет Рубинштейн, — звук неожиданно переместился — он шёл ко мне прямо спереди, от того места, где выступал доклад­чик». Тогда Рубинштейн решил поэкспериментировать. После пере­рыва он пересел на отдаленное место, откуда не мог разглядеть го­ворившего — звук перестал идти от трибуны и снова переместился к громкоговорителю. «Рискуя несколько нарушить порядок заседания, я перешёл ближе к оратору. Сначала в локализации звука не произо­шло никаких перемен. Но вот я стал вглядываться в говорящего и вдруг заметил его жестикуляцию, и тотчас звук переместился на три­буну... Звук перемещался на трибуну или снова возвращался к бли­жайшему громкоговорителю в зависимости от того, видел ли я гово­рящего человека (движение рта, жестикуляция) или нет» 2. Это на­блюдение Рубинштейна многократно подтверждалось в специальных экспериментах.

• Отнесение одного и того же стимула к разным классам дости­гается внушением или самовнушением. Например, как замечает В. С. Дерябин, человек, считающий конину «поганью», будет есть её с удовольствием до тех пор, пока не узнает, что ест 3. Под [окончание cтраницы 434]

_________________________

1 Коган А. И. Исследование критериев оценки зрительной работоспособности. // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1971, 2, с. 21.

2Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 1998, с. 208-209.

3 Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Л., 1974.



 

Законы отождествления

воздействием гипнотического внушения можно легко изменить и то, что человек воспринимает, и эмоциональную оценку воспри­нятого. Сходный эффект достигается и за счёт самовнушения.

Один и тот же жёлто-зелёный кружок воспринимается как зелё­
ный в окружении сине-зелёных кружков и как жёлтый в окруже­
нии жёлтых кружков '.

• Хорошей иллюстрацией могут служить почти любые зрительные
иллюзии. Со времён античности известна, например, иллюзия
луны:
луна на горизонте кажется больше, чем когда она находит­
ся высоко в небе. Это связано, как выяснилось, с одновременным
восприятием и луны, и горизонта. Так, если на луну у горизонта
смотреть сквозь отверстие в картоне, который не позволяет од­
новременно видеть землю, иллюзия пропадает. Напротив, если
смотреть в зеркало под углом 45° на отражение луны у горизонта
(что создаёт впечатление, будто и горизонт, и луна видны высоко
в небе), иллюзия сохраняется2. Таким образом, луна воспринима­
ется принадлежащей к разным по размеру классам (хотя осозна­
ётся принадлежность только к одному классу), а кажущееся из­
менение размера луны у горизонта связано с одновременным на­
хождением в поле зрения и луны, и Земли.

• Дж. Кеттелл в лаборатории В. Вундта открыл эффект превос­
ходства слова:
буква, предъявленная в слове, узнаётся точнее и
быстрее, чем в случайной последовательности, составленной из
тех же самых букв, из которых составлено данное слово. Следо­
вательно, буква воспринимается по-разному в зависимости от того,
к какому классу она относится: просто к классу букв или к классу
букв, составляющих некое слово. Но для того, чтобы осознать
букву как принадлежащую к одному из этих классов, в базовом
содержании сознания должен быть осуществлён выбор, по край­
ней мере, из этих вариантов.

· Спустя почти сто лет Н. Вайсштейн и Ч. Харрис обнаружили эф­фект превосходства объекта: различение отрезков линий значи­тельно улучшается, если эти линии образуют трёхмерный объект 3.

' Время опознания и классификации стимулов увеличивается с введе­нием в стимульный материал иррелевантного (не существенного для решаемой задачи) параметра. Так, классификация стимулов [окончание cтраницы 435]

___________________

1См. Веккер Л. М. Психические процессы, 1. Л., 1974, с. 224.

2Рок И. Введение в зрительное восприятие, 1. М., 1980, с. 57-65.

3 Weisstein N.. Harris С. S. Visual detection of line segments. // Science, 1974,186, p. 427-435.



Раздел шестой

по форме занимает больше времени, если сами стимулы окраше­ны в разные цвета '.

• Как показывает огромное количество экспериментов, одно и то оке лицо воспринимается: как жестокое, если испытуемому заранее ска­зано, что человек, изображённый на фотографии, — преступник и убийца; как доброе и мужественное, если заранее известно, что это человек, спасший с угрозой для собственной жизни погибающих де­тей; как умное, если заранее объявляется, что это — великий фи­зик, лауреат Нобелевской премии; как приземлённое и туповатое, если испытуемый полагает, что это портрет умственно неполно­ценного человека, обладающего феноменальной памятью.

Обилие потенциальных значений у любого текста превосходит по объёму любой набор его переводов. Поскольку всякий подлежащий осозна­нию стимул является омонимом, то отнесению этого стимула к тому или иному классу обязательно предшествует выбор.

Отнесение к классу на основе дифференциальных признаков

Как поведет себя механизм сознания, если он должен отнести некий стимул (или явление) к какому-то одному классу, а данный сти­мул, как выше уже отмечалось, может быть отнесён к разным? Какое же именно значение данного стимула подлежит осознанию? Сознание, согласно закону Ланге, начинает свою работу с отождествления и лишь постепенно вводит в поверхностное содержание представление о раз­личии. Но где в этих поисках различия надо остановиться? С какой точ­ностью следует осознавать предъявляемые стимулы?

В своё время У. Джеймс уже предложил ответ. В исторической преамбуле упоминался его «закон диссоциации образа при изменении сопровождающих элементов»: сознание выделяет в предъявленном объекте в первую очередь те качества, которые отличают его от других объектов, сопровождающих его предъявление; повторение предъявле­ния вместе с новыми объектами постепенно ведет к полному обособ­лению в сознании данного объекта. (На самом деле полного обособле­ния объекта в сознании происходить не может. Как уже говорилось, любой стимул или объект осознаётся только как член класса, а класс всегда состоит из более чем одного члена). По Джеймсу, если человеку [окончание cтраницы 436]

_______________________

1 Зинченко Т. П. Опознание и кодирование. Л., 1981, с. 91-92.



 

Законы отождествления

предъявить красный шар, а вслед за ним — оранжевый, то человек начнёт выделять цвет. Если же ему вслед за шаром предъявить куб, он начнёт выделять форму. Однако для того чтобы, увидев оранжевый шар, понять, что первый шар был красный, надо уже при предъявлении пер­вого шара заметить, что он — именно красный, а не оранжевый (а так­же, соответственно, не синий, не розовый, не бордовый и т. д., ибо вто­рой шар может быть любого цвета). Отсюда следует, если довести мысль Джеймса до логического завершения, что процесс вычленения разных параметров, присущих конкретному стимулу, должен происхо­дить как бы сам по себе (я бы сказал, автоматически) чуть ли не с абсолютной точностью — такая точка зрения вполне соответствует взгляду на мозг как на идеализированный объект. А вот осознание па­раметров стимула происходит в зависимости от того, по какому пара­метру (признаку) класс, к которому принадлежит один стимул, отлича­ется от класса, к которому принадлежит другой стимул.

Представление Джеймса легко подтверждается экспериментами. Вот простой опыт, который может проделать каждый. Вначале следует на минуту опустить правую руку в чашку с горячей водой, а левую — в чашку с холодной. Если затем положить обе руки в воду комнатной температуры, то возникает странное ощущение — первой руке станет холодно, а второй — горячо. Вспомните опыты В. Кёлера с курицами, описанные в первой части в главе о гештальпсихологии: птицы реагируют не на абсолютные, а на относительные параметры светлоты. М. Шериф, Д. Тоб и К. Ховланд обнаружили, что, когда субъекты сначала поднимают тяжёлый предмет, а затем — более легкий, то вес последнего кажется им значительно меньше реального '.

Мы выделяем и осознаём только те стимулы и раздражители, которые выполняют различительную роль в нашем опыте. Всё осознаёт­ся (воспринимается, познаётся) в сравнении. То, что не требует вы­бора и потому ни с чем не конкурирует и не сравнивается, осуществля­ется автоматически, как дыхание, и в обычных условиях не осознаётся. Отнесение стимула к классу (и, соответственно, его осознание) строит­ся только на основе признаков, отличающих данный стимул от других, ранее или одновременно предъявленных. Эти признаки далее будем на­зывать дифференциальными. Сказанное подтверждается в различных экспериментах: испытуемые меняют своё мнение и поведение в зави­симости от предложенного им эталона для сравнения.

• Так, в опыте К. Гергена испытуемые заполняли анкету, включающую множество самооценок (компетентности, общительности и пр.) Как [окончание cтраницы 437]

_____________________

1См. Плаус С.Психология оценки и принятия решений. М., 1998, с. 61.


 

Раздел шестой

только испытуемый начинал эту работу, в комнату входил другой испытуемый, который также начинал заполнять анкету. Однако второй испытуемый был подставным и играл разные роли. Для одной группы испытуемых он представал в костюме с галстуком говорил хорошим языком, имел дорогой портфель, вынимал из него книгу Аристотеля, набор авторучек и начинал заполнение анкеты. Для другой группы он был одет в «нефирменную одежду», использовал жаргон и грубые шутки, держал под мышкой потрёпанный детектив. Герген условно называет подставного испытуемого в первой группе «мистером Чистым», а во второй - «мистером Грязным». В результате автоматически сработало социальное сравнение. Наверное, нет и не может быть абсолютных критериев красоты, доброты, мудрости и пр. Но можно сравнивать разных людей по их красоте, доброте или мудрости. Испытуемые оценивали себя в присутствии мистера Грязного статистически значимо выше, чем в присутствии мистера Чистого '.

• Наличие ясного эталона для сравнения повышает возможности испытуемого по сравнению с отсутствием такового. Скажем, опытный спортсмен способен выполнить инструкцию типа «прыгните как можно дальше» или «поднимите максимально возможный вес». Он знает свои обычные достижения и может соотнести с ними свой результат. Но как должны вести себя люди, когда им не с чем сравнивать? В одной серии опытов дети-дошкольники должны были прыгать с места как можно дальше, а в другой — допрыгнуть с места до начерченной на полу мелом линии, т. е. при заданном эталоне для сравнения. Длина прыжка в первой серии оказывалась значительно меньше, чем во второй. И чем лучше дети знали свои возможности, тем меньше была эта разница. Так, дети в возрасте 3-4,5 лет прыгали в первом случае на 30 см, а во втором - на 64 см; дети 6-7 лет — на 84 и 100 см соответственно. Аналогичные результаты можно наблюдать у больных после травм. Больному после осколочного ранения предплечья, перелома лучевой кости и т. д. не удава­ лось совершить привычные движения пальцами. Когда ему давали инструкцию развести большой и указательный пальцы, он в лучшем случае, при всём своём старании, разводил их на 10-15 мм. Однако при задаче взять щепотью какой-либо предмет этот же [окончание cтраницы 438]

_____________________

1 Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1981, с. 110-111.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.