Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

H. Ленина 35 страница





_____________ КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОТТТЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ___________ 433

1905 г. и октябрьско-декабрьскую революцию, нельзя уже бороться только старым кнутом. Надо выступать на поприще самостоятельных политических организаций; на­до, чтобы Совет объединенного дворянства организовывал черные сотни и развертывал самую бесшабашную демагогию; надо, чтобы «князья церкви — епископы» организо­вали реакционное духовенство в самостоятельную силу.

Третья Дума и третьедумский период русской контрреволюции характеризуются как раз тем, что эта организация реакционных сил прорвалась наружу, начала разверты­ваться в общенациональном масштабе, потребовала особого черносотенно-буржуазного «парламента». Воинствующий клерикализм показал себя воочию, и российской социал-демократии неоднократно придется теперь быть наблюдательницей и участницей кон­фликтов буржуазии клерикальной с буржуазией антиклерикальной. Если общая наша задача состоит в том, чтобы помогать пролетариату сплотиться в особый класс, умею­щий отделить себя от буржуазной демократии, то в эту задачу входит, как часть, ис­пользование всех средств пропаганды и агитации, в том числе и думской трибуны, для разъяснения массам отличия социалистического антиклерикализма от антиклерикализ­ма буржуазного.

Октябристы и кадеты, выступавшие в III Думе против крайних правых, против кле­рикалов и правительства, чрезвычайно облегчили нам эту задачу, показав наглядно от­ношение буржуазии к церкви и религии. Легальная печать кадетов и так называемых прогрессистов обращает теперь особенное внимание на вопрос о старообрядцах, на то, что октябристы вместе с кадетами высказались против правительства, на то, что они хоть в малом «встали на путь реформ», обещанных 17-го октября. Нас интересует го­раздо больше принципиальная сторона вопроса, т. е. отношение буржуазии вообще, вплоть до претендующих на звание демократов-кадетов, к религии и церкви. Мы не должны позволять, чтобы вопрос сравнительно частный — о столкновении старооб­рядцев с господствующей


434__________________________ В. И. ЛЕНИН

церковью, о поведении связанных с старообрядцами и частью зависимых от них даже прямо в финансовом смысле октябристов («Голос Москвы» издается, как говорят, на средства старообрядцев) — заслонял коренной вопрос об интересах и политике бур­жуазии, как класса.

Взгляните на речь графа Уварова, октябриста по направлению, вышедшего из фрак­ции октябристов. Говоря после с.-д. Суркова, он сразу отказывается ставить вопрос на ту принципиальную почву, на которую его поставил рабочий депутат. Уваров только нападает на синод и обер-прокурора за нежелание дать Думе сведения о некоторых церковных доходах и о расходовании приходских сумм. Так же ставит вопрос офици­альный представитель октябристов Каменский (16 апреля), требующий восстановления прихода «в интересах укрепления православия». Эту мысль развивает так называемый «левый октябрист» Капустин: «Если мы обратимся к народной жизни, — восклицает он, — к жизни сельского населения, то сейчас, теперь, мы видим печальное явление — колеблется религиозная жизнь, колеблется величайшая единственная основа нравст­венного строя населения... Чем заменить понятие греха, чем заменить указание совес­ти? Ведь не может же быть, чтобы это было заменено понятием классовой борьбы и прав того или другого класса. Это — печальное понятие, которое вошло в жизнь наше­го обихода. Так вот, с той точки зрения, чтобы религия, как основа нравственности, продолжала существовать, была доступна всему населению, нужно, чтобы проводники этой религии пользовались надлежащим авторитетом...»

Представитель контрреволюционной буржуазии хочет укрепить религию, хочет ук­репить влияние религии на массы, чувствуя недостаточность, устарелость, даже вред, приносимый правящим классам «чиновниками в рясах», которые понижают авторитет церкви. Октябрист воюет против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления влияния религии на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления народа, слишком грубых, слишком устарелых,


_____________ КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОТТТЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ___________ 435

слишком обветшавших, недостигающих цели, — более тонкими, более усовершенство­ванными средствами. Полицейская религия уже недостаточна для оглупления масс, да­вайте нам религию более культурную, обновленную, более ловкую, способную дейст­вовать в самоуправляющемся приходе, — вот чего требует капитал от самодержавия.

И кадет Караулов целиком стоит на той же самой точке зрения. Этот «либеральный» ренегат (эволюционировавший от «Народной воли» к правым кадетам) вопит против «денационализации церкви, понимая под этим изгнание народных масс, мирян, из цер­ковного строительства». Он находит «ужасным» (буквально так!), что массы «обезве-риваются». Он кричит совершенно по-меныпиковски о том, что «огромная самоцен­ность церкви обесценивается... к громадному вреду не только для дела церковного, но и для дела государственного». Он называет «золотыми словами» отвратительное лицеме­рие изувера Евлогия на тему о том, что «задача церкви вечна, непреложна и, значит, связывать церковь с политикой невозможно». Он протестует против союза церкви с черной сотней во имя того, чтобы церковь «в большей силе и славе, чем теперь, делала свое великое, святое дело в духе христовом — любви и свободы».

Товарищ Белоусов очень хорошо сделал, что посмеялся с думской трибуны над эти­ми «лирическими словами» Караулова. Но такой насмешки далеко еще и далеко не дос­таточно. Надо было выяснить, — и надо будет при первом удобном случае выяснить с думской трибуны, — что точка зрения кадетов совершенно тождественна с точкой зре­ния октябристов и выражает не что иное, как стремление «культурного» капитала орга­низовать оглупление народа религиозным дурманом посредством более тонких средств церковного обмана, чем те, которые практиковал живущий в старине рядовой россий­ский «батюшка».

Чтобы держать народ в духовном рабстве, нужен теснейший союз церкви с черной сотней, — говорил устами Пуришкевича дикий помещик и старый держиморда. Оши­баетесь, гг., возражает им устами Караулова


436__________________________ В. И. ЛЕНИН

контрреволюционный буржуа: вы только окончательно оттолкнете народ от религии такими средствами. Давайте-ка действовать поумнее, похитрее, поискуснее, — уберем прочь слишком глупого и грубого черносотенца, объявим борьбу с «денационализаци­ей церкви», напишем на знамени «золотые слова» епископа Евлогия, что церковь выше политики, — только при таком способе действия мы сумеем одурачить хоть часть от­сталых рабочих и, в особенности, мещан и крестьян, мы сумеем помочь обновленной церкви выполнить ее «великое, святое дело» поддержания духовного рабства народных масс.

Наша либеральная печать, вплоть до газеты «Речь», усиленно порицала в последнее время Струве и К0 как авторов сборника «Вехи». Но официальный оратор партии к.-д. в Государственной думе, Караулов, превосходно разоблачил все гнусное лицемерие этих попреков и этих отречений от Струве и К0. Что у Караулова и у Милюкова на уме, то у Струве на языке. Либералы порицают Струве только за то, что он неосторожно выбол­тал правду, что он слишком раскрыл карты. Либералы, порицающие «Вехи» и продол­жающие поддерживать партию к.-д., обманывают народ самым бессовестным образом, осуждая неосторожно-откровенное слово и продолжая делать то самое дело, которое этому слову соответствует.

О поведении трудовиков в Думе во время прений по разбираемым вопросам прихо­дится сказать немногое. Как и всегда, обнаружилась яркая разница между трудовиками-крестьянами и трудовиками-интеллигентами к невыгоде для последних с их большей готовностью следовать за к.-д. Крестьянин Рожков, правда, обнаружил своей речью всю свою политическую бессознательность: он тоже повторил пошлость кадетов насчет того, что Союз русского народа помогает не укреплять, а разрушать веру, он не сумел изложить никакой программы. Но зато, когда он бесхитростно стал рассказывать го­лую, неприкрашенную правду о поборах духовенства, о вымогательствах попов, о том, как требуют за брак кроме денег «бутылку водки, закуски


_____________ КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОТТТЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ___________ 437

и фунт чаю, а иногда спрашивают такое, что с трибуны я и боюсь говорить» (16 ап­реля, стр. 2259 стенографического отчета), — черносотенная Дума не вытерпела, раз­дался дикий вой с правых скамей. «Что это за издевательство? что за безобразие?» — вопили черносотенцы, чувствуя, что простая мужицкая речь о поборах с изложением «таксы» за требы революционизирует массы больше, чем какие угодно теоретические или тактические противорелигиозные и противоцерковные заявления. И шайка зубров, отстаивающих самодержавие в III Думе, запугала своего лакея, председателя Мейен-дорфа, и заставила его лишить слова Рожкова (социал-демократы, к которым присое­динились некоторые трудовики, к.-д. и пр., подали протест против этого поступка председателя).

Речь трудовика-крестьянина Рожкова, несмотря на чрезвычайную ее элементар­ность, превосходпо показала всю пропасть между лицемерной, рассчитанно-реакционной защитой религии кадетами и примитивной, бессознательной, рутинной религиозностью мужика, в котором условия его жизни порождают — против его воли и помимо его сознания — действительно революционное озлобление против поборов и готовность решительной борьбы с средневековьем. Кадеты — представители контрре­волюционной буржуазии, которая хочет обновить и укрепить религию против народа. Рожковы — представители революционной буржуазной демократии, неразвитой, бес­сознательной, забитой, несамостоятельной, раздробленной, но таящей в себе далеко и далеко еще не исчерпанные запасы революционной энергии в борьбе с помещиками, с попами, с самодержавием.

Интеллигент-трудовик Розанов приближался к кадетам гораздо менее бессознатель­но, чем Рожков. Розанов сумел сказать об отделении церкви от государства, как требо­вании «левых», но он не удержался от реакционных, мещанских фраз об «изменении избирательного закона в том направлении, чтобы духовенство было устранено от уча­стия в политической борьбе». Революционность, которая сама собой прорывается у


438__________________________ В. И. ЛЕНИН

типичного, среднего мужика, когда он начинает говорить правду о своем житье-бытье, исчезает у трудовика-интеллигента, сменяясь расплывчатой, а иногда и прямо гнусной фразой. В сотый и в тысячный раз мы видим подтверждение той истины, что, только идя за пролетариатом, способны русские крестьянские массы свергнуть давящий и гу­бящий их гнет крепостников-землевладельцев, крепостников в рясах, крепостников-самод ержавщиков.

Представитель рабочей партии и рабочего класса, с.-д. Сурков, один из всей Думы поднял прения на действительно принципиальную высоту и сказал без обиняков, как относится к церкви и религии пролетариат, как должна относиться к ней вся последова­тельная и жизнеспособная демократия. «Религия есть опиум народа»... «Ни одного гроша народных денег этим кровавым врагам народа, затемняющим народное созна­ние», — этот прямой, смелый, открытый боевой клич социалиста прозвучал как вызов черносотенной Думе и отозвался в миллионах пролетариев, которые распространят его в массах, которые сумеют, когда придет время, претворить его в революционное дейст­вие.

«Социал-Демократ» № б, Печатается по тексту

4 (17) июня 1909 г. газеты «Социал-Демократ»


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



ПОПРАВКИ К ПРОЕКТУ РЕЗОЛЮЦИИ О СОЗЫВЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ВНЕСЕННОМУ НА ПЛЕНУМЕ ЦК РСДРП 168

ЦК постановляет [приступить к] начать работы по созыву конференции немедленно. Последним сроком назначается 1-ое ноября*.

Внесено 11 (24) августа 1908 г.

Впервые напечатано в 1933 г.
в Ленинском сборнике XXV Печатается по рукописи

Петитом дан текст, написанный И. Ф. Дубровинским. Ред.



 

КОНСПЕКТ РЕЧИ

ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ВОПРОСУ НА V ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РСДРП ш

I.

Состав /12 апостолов λ

5 [неприкосновенных V (в чине ангельском) J П. (А)

1. стачечное движение и революционный натиск;

2. реформизм и революция;

3. задачи борьбы с национализмом;
— поставить перед съездом;

4. как работать в легальных обществах.

III. (Б)

(1) Думская фракция.

(2) Легальные газеты.

(3) Легальные общества.

(4) Нелегальные агитаторы и их тайные лозунги.

IV. (В)

Резолюции и их популяризация... ν.(Γ)

Доверенные люди и их выдвигание.

Написано 24 декабря 1908 г. (6 января 1909 г.)

Впервые напечатано в 1933 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXV


ПЛАН ЛЕКЦИЙ О МАРКСИЗМЕ ш

Марксизм Аграрный вопрос

(а) Теория прибавочной стоимости (а) Товарное производство в земледелии.

(Mehrwert). (ß) Мелкое производство vs крупное,

(β) Экономическое развитие. (γ) Наемный труд,

(γ) Классовая борьба. (δ) Рента,
(δ) Философский материализм.

(а) 1. Прежние социалисты: «несправедливо» etc. Симптом чувства, а не понимание.

2. «Трудовое начало» (в России).

3. Товарное производство.

4. Капитализм. Теория Mehrwert.

(β) 1. Экономическое развитие. Промышленность (1907).

2. Русские кустари.

3. Земледелие.

4. Железные дороги и тресты.

5. Финансовый капитал.

6. Обобществление производства. Социализированный труд и индивидуальное
присвоение.

(γ) 1. Пролетариат и его сплочение

(крепостной крестьянин — паупер — пролетарий).

— versus — по отношению к, против. Ред.


444__________________________ В. И. ЛЕНИН

2. Отдельные стачки. «Бой» машин.

3. Профессиональные союзы и движение.

4. Политическая борьба:
; Англия — либералы

S Франция — радикалы (республиканцы) Германия — либералы (60-ые гг.) и оппортунисты.

5. Революционные цели рабочего класса: экспроприация капиталистов.

6. Революционная борьба и борьба за реформы.

(δ) Философский материализм.

1. Теория Магх'а = цельное миросозерцание.

2. главных миросозерцания и философские отправные точки: поповщина и материа­
лизм.

3. Энгельс (Людвиг Фейербах).

4. 1789 Франция — Гегель и Фейербах Германия (перед 1848).

5. Диалектический материализм.

6. Россия: Чернышевский

народники

теперешние оппортунисты (Богданов).

Написано в 1908 или 1909 г.

Впервые напечатано в 1933 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXV



ПЛАН РЕФЕРАТА «СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ»



I. Как изменяется абсолютизм. Плутократическая или буржуазная монархия? П. 3-я Гос. дума и «парламентские средства борьбы». Нечто о революционной фразе у «социалистов-революционеров».

III.Шовинизм кадетов и шатания трудовиков.

IV.О безумных людях, которые хотят «переть туда, где были разбиты».

V. Как надо создавать социал-демократическое использование парламентаризма в
России.

 

VI. Наиболее активные или наиболее дряблые покидают ряды социал-демократии?
Череванин как литературный и социальный тип.

VII.Чему учит опыт немецких социал-демократов при исключительном законе.

VIII. Пролетариат и мещанская интеллигенция в праздники и в будни истории.


Напечатано ранее 10 февраля

(н. ст.) 1909 г. в объявлении о

реферате, изданном 2-й Парижской

группой содействия РСДРП


Печатается по тексту объявления


СПИСОК НЕРАЗЫСКАННЫХ РАБОТ В. И. ЛЕНИНА

ПРИМЕЧАНИЯ

УКАЗАТЕЛИ

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. И. ЛЕНИНА



СПИСОК РАБОТ В. И. ЛЕНИНА,

ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

НЕ РАЗЫСКАННЫХ

(Март 1908 — июнь 1909) 1908 г.

ПИСЬМО А. В. ЛУНАЧАРСКОМУ

В письме А. М. Горькому от 6 (19) апреля 1908 года В. И. Ленин упоминает о письме А. В. Луначар­скому с объяснением причин своего отказа приехать на Капри: «Я уже это писал Ан. Вас-чу...» (Сочине­ния, 4 изд., том 34, стр. 344).

ПИСЬМА К РОДНЫМ

О письмах В. И. Ленина матери, М. А. Ульяновой, и сестре, А. И. Ульяновой-Елизаровой, до настоя­щего времени не разысканных, известно из его писем М. А. Ульяновой от 7 (20) июня, 27 ноября (10 де­кабря) 1908 года и писем А. И. Ульяновой-Елизаровой от 13 (26) ноября, 11 (24) декабря 1908 года, 24 января (6 февраля), 3 или 4 (16 или 17) февраля, 24 февраля (9 марта), 8 (21) марта, 26 марта (8 апреля) 1909 года (см. Сочинения, 4 изд., том 37, стр. 306, 321—322 и 319, 326, 327, 328, 338, 343, 352).

ПИСЬМО Ю. М. СТЕКЛОВУ

В письме к В. И. Ленину от 23 октября (5 ноября) 1908 года Ю. М. Стеклов сообщал: «Уважаемый Владимир Ильич! Только сегодня подписал договор и только теперь получил возможность ответить на Ваше письмо, полученное пять дней тому назад» (Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). В переписке со Стекловым речь шла об участии Ленина в сборнике, посвя­щенном жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского. Ю. М. Стеклов предлагал Ленину написать статью на тему «Чернышевский и крестьянский вопрос» и просил сообщить содержание его письма А. А. Богда­нову. Ленин отправил А. А. Богданову письмо Ю. М. Стеклова со своей припиской (см. Сочинения, 4 изд., том 36, стр. 130).


450________________ СПИСОК НЕРАЗЫСКАННЫХ РАБОТ В. И. ЛЕНИНА

ПИСЬМО В. Д. БОНЧ-БРУЕВИЧУ

Из письма В. Д. Бонч-Бруевича к В. И. Ленину от 26 октября (8 ноября) 1908 года известно, что Ле­нин обращался к нему с просьбой помочь в напечатании открытого письма А. М. Горького о помощи библиотеке Куклина в Женеве (речь шла о присылке газет и материалов периода революции 1905—1907 годов) (Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС).

ДОКЛАД «О СОВРЕМЕННОМ МОМЕНТЕ

И ЗАДАЧАХ ПАРТИИ», РЕЧИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ

НА V ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РСДРП

Доклад «О современном моменте и задачах партии» был сделан Лениным на конференции 23 декабря 1908 года (5 января 1909).

Сведения о докладе, речах и выступлениях Ленина на конференции имеются в краткой протокольной записи заседаний V Общероссийской конференции РСДРП, хранящейся в Центральном партийном архи­ве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

1908 — 1909 гг.

ПИСЬМА В МЕЖДУНАРОДНОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ БЮРО

Сведения о неразысканных письмах В. И. Ленина в МСБ за 1908—1909 годы имеются в хранящихся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС фотокопиях отдельных страниц книг входящей и исходящей корреспонденции МСБ, предоставленных Институту К. Гюисман-сом. В записях этих книг указаны даты получения писем Ленина и их краткое содержание; записи свиде­тельствуют о том, что в 1908—1909 годах Ленин вел обширную переписку с секретарем Международно­го социалистического бюро К. Гюисмансом. В своих письмах Ленин сообщал об уплате очередных взно­сов РСДРП в МСБ, о пленарных заседаниях ЦК РСДРП, об арестах членов ЦК РСДРП, о посылке докла­да РСДРП Штутгартскому конгрессу в связи с подготовкой к изданию отчета о Штутгартском конгрессе II Интернационала и т. д. В двух письмах Ленин просил МСБ о помощи бастующим кожевникам Виль-ны. В одном из писем Ленин отвечал на вопросы К. Гюисманса о нелегальной социал-демократической организации в России, о наличии Бюро ЦК РСДРП в Женеве, просил МСБ сообщить сведения, необхо­димые секретарю социал-демократа-


СПИСОК НЕРАЗЫСКАННЫХ РАБОТ В. И. ЛЕНИНА_________________ 451

ческой фракции III Государственной думы по следующим вопросам: об ограничении рабочего дня, о профсоюзах, о зарплате рабочих физического труда и о страховании для шахтеров.

1909 г.

ПИСЬМО Л. С. ПЕРЕСУ

В письме А. И. Ульяновой-Елизаровой 13 (26) мая 1909 года В. И. Ленин сообщал, что написал пись­мо Пересу, принимавшему участие в издании книги «Материализм и эмпириокритицизм» (см. Сочине­ния, 4 изд., том 37, стр. 355).


СПИСОК ИЗДАНИИ И ДОКУМЕНТОВ,

В РЕДАКТИРОВАНИИ КОТОРЫХ ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В. И. ЛЕНИН

1908—1909 гг.

ГАЗЕТА «ПРОЛЕТАРИЙ»

№ 26 — (1 апреля) 19 марта 1908 г.

№ 27 — (8 апреля) 26 марта 1908 г.

№ 28 — (15) 2 апреля 1908 г.

29 — (29) 16 апреля 1908 г.

№ 30 — (23) 10 мая 1908 г.

№ 31 — (17) 4 июня 1908 г.

№ 32 — (15) 2 июля 1908 г.

№ 33 — (5 августа) 23 июля 1908 г.

№ 34 — (7 сентября) 25 августа 1908 г.

№ 35 — (24) 11 сентября 1908 г.

№ 36 — (16) 3 октября 1908 г.

№ 37 — (29) 16 октября 1908 г.

№ 38 — (14) 1 ноября 1908 г.

№ 39 — (26) 13 ноября 1908 г.

№ 40 — 1 (14) декабря 1908 г.

№ 41 — 7 (20) января 1909 г.

№ 42 — 12 (25) февраля 1909 г.

№ 43 — 21 февраля (6 марта) 1909 г.

Приложение к № 44 — 4 (17) апреля 1909 г.

№ 44 — 8 (21) апреля 1909 г.

№ 45 — 13 (26) мая 1909 г.

«О ВЕЯНИЯХ ВРЕМЕНИ» Сборник, СПБ., изд. «Творчество», 1908

Сборник вышел в свет между 3 и 10 (16 и 23) апреля 1908 года. На титульном листе сборника в числе других авторов, являвшихся, по-видимому, и редакторами издания, назван Ленин (Вл. Ильин). В сборни­ке Ленин поместил с небольшими сокращениями свою статью «Нейтральность профессиональных сою­зов», напечатанную ранее (4 марта (19 февраля) 1908 года) полностью в газете «Пролетарий» № 22.


СПИСОК ИЗДАНИЙ. РЕДАКТИРОВАННЫХ В. И. ЛЕНИНЫМ______________ 453

ДОКЛАД ЦК РСДРП ШТУТГАРТСКОМУ КОНГРЕССУ II ИНТЕРНАЦИОНАЛА

Доклад этот должен был войти в 3-й или 4-й том отчетов о Штутгартском конгрессе (1907), которые подготавливались к печати Международным социалистическим бюро. На самом конгрессе доклад не зачитывался. Из переписки В. И. Ленина с секретарем МСБ К. Гюисмансом в 1908—1909 гг. известно, что Ленин интересовался подготовкой к изданию отчетов конгресса и послал К. Гюисмансу первую часть доклада ЦК РСДРП. В ответном письме Гюисманс сообщил Ленину о получении доклада.

1909 г.

«ИЗВЕЩЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА

РОССИЙСКОЙ С-Д. РАБОЧЕЙ ПАРТИИ О СОСТОЯВШЕЙСЯ

ОЧЕРЕДНОЙ ОБЩЕПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ»

Paris, изд. ЦК РСДРП, [1909]

«Извещение» было издано Центральным Комитетом вскоре после V Общероссийской конференции РСДРП. В Центральном Органе партии — газете «Социал-Демократ» № 2 от 28 января (10 февраля) 1909 года в информации о работе конференции имеются отсылки к резолюциям конференции, опубликован­ным в «Извещении» ЦК.

ГАЗЕТА «СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТ»

№ 2 — (2 8 января) 10 февраля 1909 г. № 3 — 9 (22) марта 1909 г. № 4 — 21 (8) апреля 1909 г. № 5 — (23 апреля) 6 мая 1909 г. №6 —4 (17) июня 1909 г.

Р. ЛЮКСЕМБУРГ. «РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОХМЕЛЬЕ»

Статья Р. Люксембург «Революционное похмелье», направленная против отзовистов и ультимати­стов, была напечатана 8 (21) апреля 1909 года в газете «Пролетарий» № 44.

Сведения о редактировании статьи В. И. Лениным имеются в документах, хранящихся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья «На прямую дорогу» напечатана передовой в № 26 газеты «Пролетарий».

«Пролетарий» — большевистская нелегальная газета. Выходила с 21 августа (3 сентября) 1906 го­да по 28 ноября (11 декабря) 1909 года под редакцией В. И. Ленина; вышло 50 номеров. В работе ре­дакции активное участие принимали М. Ф. Владимирский, В. В. Боровский, А. В. Луначарский, И. Ф. Дубровинский; техническую работу по изданию газеты проводили А. Г. Шлихтер, Е. С. Шлихтер и др. Первые двадцать номеров газеты были подготовлены к печати и набраны в Выборге (печатание с при­сылаемых матриц было организовано в Петербурге; в конспиративных целях в газете было указано, что она выходит в Москве). Затем, вследствие крайнего ухудшения условий издания нелегального ор­гана в России, редакция «Пролетария», согласно решению Петербургского и Московского комитетов РСДРП, перенесла издание газеты за границу (№№ 21—40 вышли в Женеве, №№ 41—50 — в Пари­же).

№№ 1—2 «Пролетария» выходили, как орган Московского и Петербургского комитетов РСДРП; №№ 3—4 — как орган Московского, Петербургского и Московского окружного комитетов РСДРП; №№ 5—11 — как орган Московского, Петербургского, Московского окружного, Пермского и Курско­го комитетов РСДРП; №№ 12—20 — как орган Московского, Петербургского, Московского окружно­го, Пермского, Курского и Казанского комитетов РСДРП; № 21 (с момента переезда редакции за гра­ницу) и до конца — снова как орган Московского и Петербургского комитетов РСДРП. Фактически «Пролетарий» являлся Центральным Органом большевиков. Вся основная работа в редакции «Проле­тария» проводилась Лениным. Большинство номеров газеты имеет по нескольку его статей. В «Проле­тарии» было


ПРИМЕЧАНИЯ 455

опубликовано свыше 100 статей и заметок Ленина по важнейшим вопросам революционной борьбы рабочего класса. В газете широко освещались тактические и общеполитические вопросы, публикова­лись отчеты о деятельности ЦК РСДРП, решения конференций и пленумов ЦК, письма ЦК по различ­ным вопросам партийной деятельности и ряд других документов. Газета была тесно связана с мест­ными партийными организациями.

В годы столыпинской реакции «Пролетарий» сыграл вьщающуюся роль в сохранении и укрепле­нии большевистских организаций, в борьбе против ликвидаторов, отзовистов, ультиматистов и бого­строителей. На Пленуме ЦК РСДРП в январе 1910 года меньшевикам с помощью примиренцев уда­лось, под видом борьбы с фракционностью, провести решение о закрытии газеты «Пролетарий». — 1.

2 Государственный переворот 3 (16) июня 1907 года — контрреволюционный переворот, выразившийся в раз­гоне правительством II Государственной думы, аресте с.-д. фракции и изменении избирательного за­кона о выборах в Думу. 1 июня 1907 года Столыпин, ссылаясь на сфабрикованное охранкой обвинение с.-д. фракции в связях с военной организацией и в подготовке вооруженного восстания, потребовал устранения ее от участия в собраниях Думы и привлечения к предварительному следствию; 16 членов социал-демократической фракции подлежало немедленному аресту. Думой была создана комиссия для проверки обвинения. Не дожидаясь результатов работы думской комиссии, правительство в ночь на 3 (16) июня арестовало социал-демократическую фракцию. 3 июня был издан царский манифест о рос­пуске II Думы и об изменениях в избирательном законе, который намного увеличивал представитель­ство в Думе помещиков и торгово-промышленной буржуазии и в несколько раз сокращал и без того небольшое число представителей крестьян и рабочих. Это было грубое нарушение манифеста 17 ок­тября 1905 года и Основного закона 1906 года, по которым законы не могли издаваться правительст­вом без одобрения Государственной думы. По новому положению один выборщик избирался в земле­владельческой курии от 230 человек, в городской курии первого разряда — от 1 тыс., в городской ку­рии второго разряда — от 15 тыс., в крестьянской курии — от 60 тыс., в рабочей курии — от 125 тыс. человек. Помещики и буржуазия имели возможность избирать 65% всех выборщиков, крестьяне — 22% (прежде 42%), рабочие — 2% (прежде 4%). Закон лишал избирательных прав коренное население Азиатской России, тюркские народы Астраханской и Ставропольской губерний, вдвое сокращал пред­ставительство населения Польши и Кавказа. По всей России лишались избирательных прав лица, не владеющие русским языком. Избранная на основании этого закона и собрав-


456 ПРИМЕЧАНИЯ

шаяся 1 (14) ноября 1907 года III Дума по своему составу была черносотенно-октябристской.

Третьеиюньский государственный переворот положил начало периоду столыпинской реакции. —

3.

3 Центральный Орган РСДРП — нелегальная газета «Социал-Демократ»; издавалась с февраля 1908 по январь 1917 года. Первый номер, подготовленный большевиками и частично уже отпечатанный в Вильно, в частной типографии, был конфискован царской охранкой. Вскоре в Петербурге была сдела­на вторая попытка выпустить газету. Большая часть напечатанного тиража также попала в руки жан­дармов. В дальнейшем издание газеты было перенесено за границу: №№ 2—32 (февраль 1909 — де­кабрь 1913) вышли в Париже, №№ 33—58 (ноябрь 1914 — январь 1917) — в Женеве. Всего вышло 58 номеров, из них 5 — имели приложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.