Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обложка брошюры В. И. Ленина «Задачи пролетариата в нашей революции». — 1917 г. 16 страница




Такие меры, как национализация земли, всех банков и синдикатов капиталистов или, по крайней мере, установление немедленного контроля за ними Советов рабочих депу­татов и т. п., отнюдь не будучи «введением» социализма, должны быть безусловно от­стаиваемы и, по мере возможности, революционным путем осуществляемы. Вне таких мер, которые являются лишь шагами к социализму и которые вполне осуществимы экономически, невозможно лечение ран, нанесенных войной, и предупреждение грозя­щего краха, а останавливаться перед посягательством на неслыханно-высокие прибыли


___________________ ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА В НАТТТКЙ РЕВОЛЮЦИИ________________ 169

капиталистов и банкиров, наживающихся именно «на войне» особенно скандально, партия революционного пролетариата никогда не будет.

ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ИНТЕРНАЦИОНАЛЕ

16. Международные обязанности рабочего класса России именно теперь с особенной силой выдвигаются на первый план.

Интернационализмом не клянется в наши дни только ленивый, даже шовинисты-оборонцы, даже гг. Плеханов и Потресов, даже Керенский называет себя интернацио­налистом. Тем насущнее обязанность пролетарской партии противопоставить со всей ясностью, точностью, определенностью интернационализм на деле интернационализму на словах.

Голые воззвания к рабочим всех стран, пустые заверения в своей преданности ин­тернационализму, попытки прямо или косвенно установить «очередь» выступлений ре­волюционного пролетариата в разных воюющих странах, потуги заключить «соглаше­ния» между социалистами воюющих стран о революционной борьбе, хлопотня с социа­листическими съездами для кампании за мир и т. д., и т. д. — все это по своему объек­тивному значению, как бы ни были искренни авторы таких идей, таких попыток или таких планов, все это одно фразерство, в лучшем случае — невинные, добренькие по­желания, годные лишь для прикрытия обмана масс шовинистами. И наиболее ловкие, наиболее искушенные в приемах парламентского мошенничества французские социал-шовинисты давным-давно побили рекорд по части неслыханно громких и звонких па­цифистских и интернационалистских фраз, соединенных с неслыханно наглой изменой социализму и Интернационалу, вступлением в министерства, ведущие империалист­скую войну, голосованием за кредиты или за займы (как Чхеидзе, Скобелев, Церетели, Стеклов в последние дни


170__________________________ В. И. ЛЕНИН

в России), противодействием революционной борьбе в своей собственной стране и т. д., и т. д.

Добрые люди забывают часто жестокую, свирепую обстановку всемирной империа­листской войны. Эта обстановка не терпит фраз, она издевается над невинными, сла­денькими пожеланиями.

Интернационализм на деле — один и только один: беззаветная работа над развитием революционного движения и революционной борьбы в своей стране, поддержка (про­пагандой, сочувствием, материально) такой же борьбы, такой же линии, и только ее одной, во всех без исключения странах.

Все остальное обман и маниловщина.

Три течения выработало международное социалистическое и рабочее движение за два с лишним года войны во всех странах, и кто сходит с реальной почвы признания этих трех течений, анализа их, последовательной борьбы за интернационалистское на деле течение, — тот осуждает себя на бессилие, беспомощность и ошибки.

Три течения следующие:

1) Социал-шовинисты, т. е. социалисты на словах, шовинисты на деле, — это люди,
признающие «защиту отечества» в империалистской (и, прежде всего, в данной импе­
риалистской) войне.

Эти люди — наши классовые противники. Они перешли на сторону буржуазии.

Таково большинство официальных вождей официальной социал-демократии во всех странах. Гг. Плеханов и К0 в России, Шейдеманы в Германии, Ренодель, Гед, Самба во Франции, Биссолати и К0 в Италии, Гайндман, фабианцы и «лабуристы» (вожди «рабо­чей партии») в Англии, Брантинг и К в Швеции, Трульстра и его партия в Голландии, Стаунинг и его партия в Дании, Виктор Бергер и пр. «защитники отечества» в Америке и т. п.

2) Второе течение — так называемый «центр» — люди, колеблющиеся между соци­
ал-шовинистами и интернационалистами на деле.

«Центр» весь клянется и божится, что они марксисты, интернационалисты, что они за мир, за всяческие


___________________ ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА В НАТТТЕЙ РЕВОЛЮЦИИ_________________ 171

«давления» на правительства, за всяческие «требования» к своему правительству о «выявлении им воли народа к миру», за всевозможные кампании в пользу мира, за мир без аннексий и т. д., и т. д. — и за мир с социал-шовинистами. «Центр» — за «единст­во», центр — противник раскола.

«Центр» — царство добренькой мелкобуржуазной фразы, интернационализма на словах, трусливого оппортунизма и угодничества перед социал-шовинистами на деле.

Гвоздь вопроса в том, что «центр» не убежден в необходимости революции против своих правительств, не проповедует ее, не ведет беззаветной революционной борьбы, выдумывает самые пошлые — и архи-«марксистски» звучащие — отговорки от нее.

Социал-шовинисты — наши классовые противники, буржуа среди рабочего движе­ния. Они представляют слой, группы, прослойки рабочих, объективно подкупленных буржуазией (лучшая плата, почетные места и т. д.) и помогающих своей буржуазии грабить и душить мелкие и слабые народы, бороться из-за дележа капиталистической добычи.

«Центр» — люди рутины, изъеденные гнилой легальностью, испорченные обстанов­кой парламентаризма и пр., чиновники, привыкшие к теплым местечкам и к «спокой­ной» работе. Исторически и экономически говоря, они не представляют особого слоя, они представляют только переход от изжитой полосы рабочего движения, от полосы 1871—1914 годов, от полосы, давшей много ценного, особенно в необходимом для пролетариата искусстве медленной, выдержанной, систематической, организационной работы в широком и широчайшем размере, — к полосе новой, ставшей объективно не­обходимою со времени первой всемирной империалистической войны, открывшей эру социальной революции.

Главный вождь и представитель «центра» — Карл Каутский, виднейший авторитет II (1889—1914) Интернационала, образец полного краха марксизма, неслыханной бесха­рактерности, самых жалких колебаний и


172__________________________ В. И. ЛЕНИН

измен с августа 1914 года. Течение «центра» — Каутский, Гаазе, Ледебур, так называе­мое «Рабочее или трудовое содружество» в рейхстаге; во Франции — Лонге, Прессман и так называемые «миноритеры»91 (меньшевики) вообще; в Англии — Филипп Сно-уден, Рамсей Макдональд и многие другие вожди «Независимой рабочей партии»92 и частью Британской социалистической партии93; Моррис Хилквит и мн. др. в Америке; Турати, Тревес, Модильяни и т. п. в Италии; Роберт Гримм и т. д. в Швейцарии; Виктор Адлер и К0 в Австрии; партия OK, Аксельрод, Мартов, Чхеидзе, Церетели и пр. в Рос­сии и т. п.

Понятно, что отдельные лица иногда переходят, незаметно для себя, с позиции соци­ал-шовинизма на позицию «центра» и обратно. Всякий марксист знает, что классы от­личаются друг от друга, несмотря на свободный переход лиц из класса в класс; так и течения в политической жизни отличаются друг от друга, несмотря на свободный пе­реход лиц из одного течения в другое, несмотря на попытки и усилия слить течения.

3) Третье течение — интернационалисты на деле, ближе всего выражаемые «Цим-мервальдскои левой» (мы перепечатываем в приложении ее манифест, от сентября 1915 г., чтобы читатели могли ознакомиться в подлиннике с рождением данного тече­ния).

Главный отличительный признак: полный разрыв и с социал-шовинизмом и с «цен­тром». Беззаветная революционная борьба против своего империалистского правитель­ства и своей империалистской буржуазии. Принцип: «главный враг в собственной стра­не». Беспощадная борьба со сладенькой социал-пацифистской (социал-пацифист — со­циалист на словах, буржуазный пацифист на деле; буржуазные пацифисты мечтают о вечном мире без свержения ига и господства капитала) фразой и со всякими отговор­ками, направленными к отрицанию возможности или уместности, или своевременности революционной борьбы пролетариата и пролетарской, социалистической революции в связи с данной войной.

Виднейшие представители этого течения: в Германии — «группа Спартака», или «группа Интернацио-


___________________ ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА В НАТТТЕЙ РЕВОЛЮЦИИ________________ 173

нала», с Карлом Либкнехтом, как членом ее. Карл Либкнехт — знаменитейший пред­ставитель этого течения и нового, настоящего, пролетарского Интернационала.

Карл Либкнехт призвал рабочих и солдат Германии обратить оружие против своего правительства. Карл Либкнехт делал это открыто с трибуны парламента (рейхстага). А потом он пошел на Потсдамскую площадь, одну из самых больших площадей Берлина, с нелегально отпечатанными прокламациями на демонстрацию с призывом «долой пра­вительство». Его арестовали и осудили на каторгу. Он сидит теперь в каторжной тюрьме в Германии, как и вообще сотни, если не тысячи, истинных социалистов Гер­мании сидят в тюрьмах за борьбу против войны.

Карл Либкнехт вел беспощадную борьбу в речах и письмах не только со своими Плехановыми, Потресовыми (Шейдеманами, Легинами, Давидами и К0), но и со своими людьми центра, со своими Чхеидзе, Церетели (с Каутским, Гаазе, Ледебуром и К0).

Карл Либкнехт с своим другом Отто Рюле, вдвоем из ста десяти депутатов, порвали дисциплину, разрушили «единство» с «центром» и шовинистами, пошли против всех. Один Либкнехт представляет социализм, пролетарское дело, пролетарскую революцию. Вся остальная германская социал-демократия, по верному выражению Розы Люксем­бург (тоже член и один из вождей «группы Спартака»), — смердящий труп.

Другая группа интернационалистов на деле в Германии — бременская газета «Рабо­чая Политика».

Во Франции ближе всего к интернационалистам на деле — Лорио и его друзья (Бур-дерон и Мергейм скатились к социал-пацифизму), а также француз Анри Гильбо, из­дающий в Женеве журнал «Завтра», в Англии — газета «Тред-Юнионист» и часть членов Британской социалистической партии и Независимой рабочей партии (напри­мер, Вилльямс Россель, открыто звавший к расколу с изменившими социализму вождя­ми), шотландский народный учитель социалист Маклин, осужденный буржуазным пра­вительством Англии на


174__________________________ В. И. ЛЕНИН

каторгу за революционную борьбу против войны; сотни социалистов Англии в тюрь­мах за те же преступления. Они и только они — интернационалисты на деле; в Америке — «Социалистическая рабочая партия»97 и те элементы внутри оппортунистической «Социалистической партии»98, которые начали издавать с января 1917 г. газету «Ин­тернационалист»99; в Голландии — партия «трибунистов», издающих газету «Трибуна» (Паннекук, Герман Гортер, Вайнкоп, Генриетта Роланд-Гольст, бывшая центром в Циммервальде, перешедшая теперь к нам); в Швеции — партия молодых или ле­вых101 с такими вождями, как Линдхаген, Туре Нерман, Карльсон, Стрём, Ц. Хёглунд, участвовавший лично в Циммервальде в основании «Циммервальдской левой» и осуж­денный ныне в тюрьму за революционную борьбу против войны; в Дании — Трир и его друзья, ушедшие из ставшей вполне буржуазной «социал-демократической» партии Дании, с министром Стаунингом во главе; в Болгарии — «тесняки»102; в Италии — ближе всего секретарь партии Константин Лаццари и редактор центрального органа «Вперед» Серрати; в Польше — Радек, Ганецкий и др. вожди социал-демократии, объ­единенной «Краевым Правлением»; Роза Люксембург, Тышка и другие вожди социал-демократии, объединенной «Главным Правлением»; в Щвейцарии — те левые, кото­рые составили мотивировку «референдума» (январь 1917 г.) для борьбы с социал-шовинистами и «центром» своей страны и которые на цюрихском кантональном социа­листическом съезде в Тёссе, 11 февраля 1917 г., внесли принципиально-революционную резолюцию против войны; в Австрии — молодые друзья Фридриха Адлера слева, действовавшие отчасти в клубе «Карл Маркс» в Вене, — клубе, закрытом ныне реакционнейшим австрийским правительством, губящим Фр. Адлера за его ге­ройский, хотя и мало обдуманный, выстрел в министра, и т. д., и т. д.

Дело не в оттенках, которые есть и между левыми. Дело в течении. Вся суть в том, что не легко быть, интернационалистом на деле в эпоху ужасной империалистской войны. Таких людей мало, но только


___________________ ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА В НАТТТЕЙ РЕВОЛЮЦИИ_________________ 175

в них — вся будущность социализма, только они — вожди масс, а не развратители масс.

Различие между реформистами и революционерами, среди с.-д., среди социалистов вообще, с объективной неизбежностью должно было претерпеть изменение в обстанов­ке империалистской войны. Кто ограничивается «требованиями» к буржуазным прави­тельствам о заключении мира или о «выявлении воли народов к миру» и т. п., тот на деле скатывается к реформам. Ибо вопрос о войне, объективно, стоит только революци­онно.

Нет выхода из войны к демократическому, не насильническому миру, к освобожде­нию народов от кабалы миллиардных процентов господам капиталистам, нажившимся на «войне», — нет выхода, кроме революции пролетариата.

От буржуазных правительств можно и должно требовать самых различных реформ, но нельзя, не впадая в маниловщину, в реформизм, требовать от этих, тысячами нитей империалистского капитала опутанных людей и классов, разрыва этих нитей, а без та­кого разрыва все разговоры о войне против войны — пустые, обманчивые фразы.

«Каутскианцы», «центр» — революционеры на словах, реформисты на деле, — ин­тернационалисты на словах, пособники социал-шовинизма на деле.

КРАХ ЦИММЕРВАЛЬДСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА. — НЕОБХОДИМО ОСНОВАТЬ ТРЕТИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

17. Циммервальдский Интернационал с самого начала встал на колеблющуюся, «ка­утскианскую», «центровую» позицию, что и заставило Циммервалъдскую левую немед­ленно отгородиться, обособиться, выступить со своим манифестом (напечатанным в Швейцарии по-русски, по-немецки и по-французски).

Главный недостаток Циммервальдского Интернационала — причина его краха (ибо он потерпел уже идейно-политический крах) — колебания, нерешительность в


176__________________________ В. И. ЛЕНИН

важнейшем, практически все определяющем вопросе о полном разрыве с социал-шовинизмом и с социал-шовинистским старым Интернационалом, возглавляемым Ван-дервельдом, Гюисмансом в Гааге (Голландия) и пр.

У нас еще не знают, что циммервальдское большинство есть именно каутскианцы. А между тем это основной факт, который нельзя не учитывать и который теперь в Запад­ной Европе общеизвестен. Даже шовинист, крайний немецкий шовинист Хейльман, ре­дактор архишовинистской «Хемницкой Газеты» и сотрудник архишовинистского пар-вусовского «Колокола» — (разумеется, «социал-демократ» и ярый сторонник «един­ства» социал-демократии) — должен был признать в печати, что центр или «каутскиан­ство» и циммервальдское большинство — это одно и то же.

А конец 1916 и начало 1917 года окончательно установили этот факт. Несмотря на осуждение социал-пацифизма Кинтальским манифестом, вся циммервальдская правая, все циммервальдское большинство скатилось к социал-пацифизму: Каутский и К0 в ря­де выступлений в январе и феврале 1917 года; Бурдерон и Мер гейм во Франции, голо­суя единодушно с социал-шовинистами за пацифистские резолюции социалистической партии (декабрь 1916 г.)105 и «генеральной конфедерации труда» (т. е. общенациональ­ной организации французских профессиональных союзов, тоже в декабре 1916 г.); Ту­рати и К0 в Италии, где вся партия заняла социал-пацифистскую позицию, а Турати лично «поскользнулся» (и не случайно, конечно) до националистических, прикраши­вающих империалистскую войну, фраз в речи 17 декабря 1916 года.

Председатель Циммервальда и Кинталя Роберт Гримм в январе 1917 года вошел в союз с социал-шовинистами своей партии (Грейлих, Пфлюгер, Густав Мюллер и др.) против интернационалистов на деле.

На двух совещаниях циммервалъдцев разных стран, в январе и феврале 1917 года, это двойственное и двуличное поведение циммервальдского большинства было фор­мально заклеймено левыми интернационалистами нескольких стран: Мюнценбергом, секретарем между-


ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА В НАТТТЕЙ РЕВОЛЮЦИИ_________________ 177

народной организации молодых и редактором прекрасной интернационалистской газе­ты «Интернационал Молодежи»; Зиновьевым, представителем Τ TTC нашей партии; К. Радеком, польской с.-д. партии («Краевое Правление»); Гартштейном, немецким соци­ал-демократом, членом «группы Спартак».

Русскому пролетариату многое дано; нигде в мире не удалось еще рабочему классу развернуть такую революционную энергию, как в России. Но кому много дано, с того много спросится.

Нельзя терпеть далее циммервальдское болото. Нельзя из-за циммервальдских «ка­утскианцев» оставаться дальше в полусвязи с шовинистским Интернационалом Плеха­новых и Шейдеманов. Надо порвать с этим Интернационалом немедленно. Надо ос­таться в Циммервальде только для информации.

Надо основать именно нам, именно теперь, без промедления новый, революционный, пролетарский Интернационал или, вернее, не бояться признать во всеуслышание, что он уже основан и действует.

Это — Интернационал тех «интернационалистов на деле», которых я точно перечис­лил выше. Они и только они — представители революционно-интернационалистских масс, а не развратители масс.

Если мало таких социалистов, то пусть спросит себя каждый русский рабочий, мно­го ли было сознательных революционеров в России накануне революции февральской и мартовской 1917 года?

Дело не в числе, а в правильном выражении идей и политики действительно рево­люционного пролетариата. Суть не в «провозглашении» интернационализма, а в том, чтобы уметь быть, даже в самые трудные времена, интернационалистом на деле.

Не будем обманываться надеждой на соглашения и международные конгрессы. Ме­ждународные сношения, пока длится империалистская война, сжаты железными тиска­ми империалистски-буржуазной военной диктатуры. Если даже «республиканец» Ми­люков, вынужденный терпеть побочное правительство Совета рабочих депутатов, не пустил в Россию, в апреле 1917 года,


178__________________________ В. И. ЛЕНИН

швейцарского социалиста, секретаря партии, интернационалиста, участника Циммер-вальда и Кинталя, Фрица Платтена, хотя он женат на русской, ехал к родственникам жены, хотя он участвовал в революции 1905 г. в Риге, сидел за это в русской тюрьме, внес залог для освобождения царскому правительству, хотел получить этот залог об­ратно, — если «республиканец» Милюков мог сделать это в России в апреле 1917 года, то можно судить о том, чего стоят обещания и посулы, фразы и декларации насчет ми­ра без аннексий и т. п. со стороны буржуазии.

А арестТроцкого английским правительством? А невыпуск Мартова из Швейцарии, а надежды заманить Мартова в Англию, где его ждет судьба Троцкого?

Не будем делать себе иллюзий. Не надо самообманов.

«Ждать» международных конгрессов или совещаний значит быть изменником ин­тернационализма, раз доказано, что даже из Стокгольма к нам не пускают ни верных интернационализму социалистов, ни далее писем от них, несмотря на полную возмож­ность — и на полную свирепость военной цензуры.

Не «ждать», а основать третий Интернационал должна тотчас наша партия, — и сотни социалистов в тюрьмах Германии и Англии вздохнут с облегчением, — тысячи и тысячи немецких рабочих, которые устраивают ныне стачки и демонстрации, пугаю­щие негодяя и разбойника Вильгельма, прочтут в нелегальных листках о нашем реше­нии, о нашем братском доверии Карлу Либкнехту и только ему, о нашем решении бо­роться и теперь против «революционного оборончества», — прочтут это и укрепятся в своем революционном интернационализме.

Кому много дано, с того много спросится. Нет в мире страны, где бы сейчас была та­кая свобода, как в России. Воспользуемся этой свободой не для проповеди поддержки буржуазии или буржуазного «революционного оборончества», а для смелого и честно­го, пролетарского и либкнехтского, — основания третьего Интернационала, Интерна­ционала, враждебного бесповоротно и


___________________ ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА В НАТТТЕЙ РЕВОЛЮЦИИ________________ 179

изменникам — социал-шовинистам и колеблющимся людям «центра».

18. О том, что об объединении социал-демократов в России не может быть и речи, не приходится тратить много слов после вышесказанного.

Лучше остаться вдвоем, как Либкнехт, — и это значит остаться с революционным пролетариатом, — чем допускать хотя бы на минуту мысль об объединении с партией OK, с Чхеидзе и Церетели, которые терпят блок с Потресовым в «Рабочей Газете», ко­торые голосуют за заем в Исполнительном комитете Совета рабочих депутатов, ко­торые скатились к «оборончеству».

Пусть мертвые хоронят своих мертвецов.

Кто хочет помочь колеблющимся, должен начать с того, чтобы перестать колебаться самому.

КАКОВО ДОЛЖНО БЫТЬ НАУЧНО-ПРАВИЛЬНОЕ

И ПОЛИТИЧЕСКИ ПОМОГАЮЩЕЕ ПРОЯСНЕНИЮ

СОЗНАНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА НАЗВАНИЕ

НАШЕЙ ПАРТИИ?

19. Перехожу к последнему, к названию нашей партии. Мы должны назваться Ком­мунистической партией, — как называли себя Маркс и Энгельс.

Мы должны повторить, что мы марксисты и за основу берем «Коммунистический Манифест», извращенный и преданный социал-демократией по двум главным пунктам: 1) рабочие не имеют отечества: «защита отечества» в империалистской войне есть из­мена социализму; 2) учение марксизма о государстве извращено II Интернационалом.

Название «социал-демократия» научно неверно, как показал Маркс, неоднократно, между прочим, в «Критике Готской программы» 1875 года и популярнее повторил Эн­гельс в 1894 году108. От капитализма человечество может перейти непосредственно только к социализму, т. е. общему владению средствами производства и распределению продуктов по мере работы каждого.


180__________________________ В. И. ЛЕНИН

Наша партия смотрит дальше: социализм неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм, на знамени которого стоит: «каждый но способностям, каждому по по­требностям».

Таков мой первый довод.

Второй: научно неправильна и вторая часть названия нашей партии (социал-демократы). Демократия есть одна из форм государства. Между тем мы, марксисты, противники всякого государства.

Вожди II (1889—1914) Интернационала, г. Плеханов, Каутский и подобные им, опошлили и извратили марксизм.

Марксизм отличается от анархизма тем, что признает необходимость государства для перехода к социализму, — но (и в этом отличие от Каутского и К0) не такого госу­дарства, как обычная парламентарная буржуазная демократическая республика, а та­кого, как Парижская Коммуна 1871 г., как Советы рабочих депутатов 1905 и 1917 го­дов.

Мой третий довод: жизнь создала, революция создала уже на деле у нас, хотя и в слабой, зачаточной форме, именно это, новое «государство», не являющееся государст­вом в собственном смысле слова.

Это уже вопрос практики масс, а не только теория вождей.

Государство в собственном смысле есть командование над массами со стороны от­рядов вооруженных людей, отделенных от народа.

Наше рождающееся, новое государство есть тоже государство, ибо нам необходимы отряды вооруженных людей, необходим строжайший порядок, необходимо беспощад­ное подавление насилием всяких попыток контрреволюции и царистской и гучковски-буржуазной.

Но наше рождающееся, новое государство не есть уже государство в собственном смысле слова, ибо в ряде мест России эти отряды вооруженных людей есть сама масса, весь народ, а не кто-либо над ним поставленный, от него отделенный, привилегирован­ный, практически несменяемый.


___________________ ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА В НАТТТЕЙ РЕВОЛЮЦИИ_________________ 181

Не назад надо смотреть, а вперед, не на ту демократию обычно-буржуазного типа, которая укрепляла господство буржуазии посредством старых, монархических, органов управления, полиции, армии, чиновничества.

Надо смотреть вперед к рождающейся новой демократии, которая уже перестает быть демократией, ибо демократия есть господство народа, а сам вооруженный народ не может над собой господствовать.

Слово демократия не только научно неверно в применении к коммунистической партии. Оно теперь, после марта 1917 года, есть шора, одеваемая на глаза революцион­ному народу и мешающая ему свободно, смело, самочинно строить новое: Советы ра­бочих, крестьянских и всяких иных депутатов, как единственную власть в «государст­ве», как предвестник «отмирания» всякого государства.

Мой четвертый довод: надо считаться с объективным всемирным положением со­циализма.

Оно не таково, каким было в 1871—1914 гг., когда Маркс и Энгельс сознательно ми­рились с неверным, оппортунистическим термином: «социал-демократии». Ибо тогда, после поражения Парижской Коммуны, история поставила на очередь дня: медленную организационно-просветительную работу. Иной не было. Анархисты не только теоре­тически были (и остаются) в корне неправы, и экономически и политически. Анархи­сты неверно оценили момент, не поняв всемирной ситуации: развращенный империа­листскими прибылями рабочий Англии, разбитая Коммуна в Париже, только что побе­дившее (в 1871 г.) буржуазно-национальное движение в Германии, спящая вековым сном полукрепостная Россия.

Маркс и Энгельс верно учли момент, поняли международную ситуацию, поняли за­дачи медленного подхода к началу социальной революции.

Поймем же и мы задачи и особенности новой эпохи. Не будем подражать тем горе-марксистам, про которых говорил Маркс: «я сеял драконов, а сбор жатвы дал мне блох»109.


182__________________________ В. И. ЛЕНИН

Объективная необходимость капитализма, переросшего в империализм, породила империалистскую войну. Война привела все человечество на край пропасти, гибели всей культуры, одичания и гибели еще миллионов людей, миллионов без числа.

Выхода нет, кроме революции пролетариата.

И в такой момент, когда эта революция начинается, когда она делает свои первые, робкие, нетвердые, несознательные, слишком доверчивые к буржуазии шаги, — в такой момент большинство (это правда, это факт) «социал-демократических» вождей, «соци­ал-демократических» парламентариев, «социал-демократических» газет — а ведь именно таковы органы воздействия на массы — большинство их изменило социализму, предало социализм, перешло на сторону «своей» национальной буржуазии.

Массы смущены, сбиты с толку, обмануты этими вождями.

И мы будем поощрять этот обман, облегчать его, держась того старого и устаревше­го названия, которое так же сгнило, как сгнил II Интернационал!

Пусть «многие» рабочие понимают социал-демократию по-честному. Пора учиться различию субъективного от объективного.

Субъективно эти рабочие социал-демократы — вернейшие вожди пролетарских масс.

А объективное, всемирное положение таково, что старое название нашей партии об­легчает обман масс, тормозит движение вперед, ибо на каждом шагу, в каждой газете, в каждой парламентской фракции масса видит вождей, т. е. людей, слова которых громче слышны, дела дальше видны, — и все они «тоже-социал-демократы», все они «за единство» с изменниками социализма, социал-шовинистами, все они предъявляют к уплате старые векселя, выданные «социал-демократией»...

А доводы против? «... Смешают с анархистами-коммунистами...»

Отчего не боимся мы смешения с социал-националами и социал-либералами, с ради­калами-социалистами, са-


___________________ ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА В НАТТТЕЙ РЕВОЛЮЦИИ_________________ 183

мой передовой и самой ловкой в буржуазном обмане масс буржуазной партией в фран­цузской республике? «... Массы привыкли, рабочие «полюбили» свою социал-демократическую партию...»

Вот единственный довод, но ведь это довод, отбрасывающий прочь и науку мар­ксизма, и задачи завтрашнего дня в революции, и объективное положение всемирного социализма, и позорный крах II Интернационала, и порчу практического дела стаями окружающих пролетариев «тоже-социал-демократов».

Это довод рутины, довод спячки, довод косности.

А мы хотим перестроить мир. Мы хотим покончить всемирную империалистскую войну, в которую втянуты сотни миллионов людей, запутаны интересы сотен и сотен миллиардов капитала, которую нельзя кончить истинно демократическим миром без величайшей в истории человечества пролетарской революции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.