Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О внешнем и внутреннем положении 7 страница





370__________________________ В. И. ЛЕНИН

класс, на более высокие принципы социалистического строя, порядка и организации. И тогда оно может временно потерпеть неудачу, но оно непобедимо.

Если пролетарская организация покажет крестьянину, что порядок правилен, рас­пределение труда и хлеба правильно, забота о каждом пуде хлеба и угля осуществлена, что мы, как рабочие, своей товарищеской, союзной дисциплиной можем это осущест­вить, что насилием мы боремся только отстаивая интересы труда, беря хлеб у спеку­лянта, а не у труженика, и что мы идем на соглашение с середняком-крестьянином, крестьянином-тружеником, что мы готовы ему дать все, что мы можем дать сейчас, — если крестьянин увидит это, то его союз с рабочим классом, его союз с пролетариатом будет ненарушим, — к этому мы и идем.

Я немного отвлекся, однако, от своей темы и должен вернуться к ней. Теперь во всех странах слово «большевик» и слово «Совет» перестало быть чудаческим выражением, каким было недавно, вроде слова «боксер», которое мы повторяли не понимая. Слово «большевик» и слово «Совет» повторяется теперь на всех языках мира. Сознательные рабочие видят, как буржуазия всех стран каждый день в миллионах экземпляров своих газет поливает клеветой Советскую власть, — они учатся на этой брани. Я недавно чи­тал некоторые американские газеты. Я видел речь одного американского попа, который говорил, что большевики безнравственные люди, что они вводят национализацию женщин, что это разбойники, грабители. И я видел ответ американских социалистов: они распространяют по 5 центов Конституцию Советской республики России, этой «диктатуры», не дающей «равенства трудовой демократии». Они отвечают, цитируя один параграф из этой Конституции этих «узурпаторов», «разбойников», «насильни­ков», нарушающих единство трудовой демократии. Между прочим, когда приветство­вали Брешковскую, крупнейшая капиталистическая газета Нью-Йорка печатала аршин­ными буквами в день приезда Брешковской: «Добро пожаловать, бабушка!». Амери­канские социалисты перепечатали это и говорили:


____________ I ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ__________ 371

«Она за политическую демократию, — удивляться ли вам, американские рабочие, что ее хвалят капиталисты?». Она за политическую демократию. Почему они должны хва­лить ее? Потому, что она против Советской конституции. «А вот вам, — говорят аме­риканские социалисты, — один параграф из Конституции этих разбойников». Они ци­тируют всегда один и тот же параграф, который говорит: не может избирать и не имеет права быть избранным тот, кто эксплуатирует чужой труд. Этот параграф нашей Кон­ституции знают во всем мире. Советская власть именно благодаря тому, что она откры­то сказала, что диктатуре пролетариата подчиняется все, что она есть новый тип госу­дарственной организации, именно этим она завоевала себе сочувствие рабочих всего мира. Эта новая организация государства рождается с величайшим трудом, потому что победить свою дезорганизаторскую, мелкобуржуазную распущенность — это самое трудное, это в миллион раз труднее, чем подавить насильника-помещика или насиль­ника-капиталиста, но это и в миллион раз плодотворнее для создания новой организа­ции, свободной от эксплуатации. Когда пролетарская организация разрешит эту задачу, тогда социализм окончательно победит. Этому надо посвятить всю свою деятельность и внешкольного и школьного образования. Несмотря на необычайно тяжелые условия, на то, что социалистический переворот впервые в мире происходит в стране с таким низким уровнем культуры, несмотря на это Советская власть уже добилась признания рабочих других стран. Слово «диктатура пролетариата» — слово латинское, и всякий трудящийся человек, который его слышал, не понимал, что это такое, не понимал, как это осуществляется в жизни. Теперь это слово переведено с латинского на народные современные языки, теперь мы показали, что диктатура пролетариата есть Советская власть, та власть, когда организуются рабочие сами и говорят: «Наша организация вы­ше всего; ни один нетрудящийся, ни один эксплуататор не имеют права участвовать в этой организации. Эта организация вся направлена к одной цели — к ниспровержению


372__________________________ В. И. ЛЕНИН

капитализма. Никакими фальшивыми лозунгами, никакими фетишами, вроде «свобо­ды», «равенства», нас не обманешь. Мы не признаем ни свободы, ни равенства, ни тру­довой демократии, если они противоречат интересам освобождения труда от гнета ка­питала». Это мы внесли в Советскую конституцию и привлекли к ней уже симпатии рабочих всего мира. Они знают, что, как бы трудно ни рождался новый порядок, какие бы тяжелые испытания и даже поражения ни пали на долю отдельных Советских рес­публик, никакая сила в мире назад человечество не вернет. (Ш умные а п л о -д и с м е н τ ы.)


ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ РЕЧИ

«ОБ ОБМАНЕ НАРОДА ЛОЗУНГАМИ

СВОБОДЫ И РАВЕНСТВА»

Вопрос, который я разбирал в своей речи 19-го мая на съезде по внешкольному об­разованию, именно вопрос о равенстве вообще и о равенстве рабочего и крестьянина в особенности, есть, несомненно, один из самых острых и «больных» вопросов совре­менности, затрагивающий наиболее закоренелые предрассудки мелкого буржуа, мелко­го хозяйчика, мелкого товаровладельца, всякого обывателя и девяти десятых интелли­генции (в том числе меньшевистской и эсеровской интеллигенции).

Отрицание равенства рабочего с крестьянином! Подумать только, какая чудовищная вещь! Конечно, за нее постараются ухватиться все друзья капиталистов, все прихвостни их, а меньшевики и эсеры в первую голову, чтобы «поддразнить» крестьянина, «раз­жечь» его, натравить на рабочих, на коммунистов. Такие попытки неизбежны, но так как они основаны на лжи, то позорный провал их обеспечен.

Крестьяне — трезвые, деловые люди, люди практической жизни. Им надо разъяс­нять дело практически, на простых, житейских примерах. Справедливо ли, чтобы кре­стьянин, имеющий излишек хлеба, прятал этот излишек, дожидаясь повышения цены до спекулятивной, бешеной высоты и не считаясь с голодными рабочими? Или спра­ведливо, чтобы государственная власть, которую держат в руках рабочие, брала все из­лишки хлеба не по спекулятивной, не по торгашеской,


374__________________________ В. И. ЛЕНИН

не по грабительской цене, а по твердой цене, установленной государством?

Вопрос стоит именно так. В этом вся суть. От этой сути дела хотят «отболтаться» всякими фразами о «равенстве» и о «единстве трудовой демократии» всякие обманщи­ки, работающие, подобно меньшевикам и эсерам, на пользу капиталистов, на пользу возвращения всевластия капиталистов.

Крестьянин должен выбирать:

за свободную торговлю хлебом, — это значит, за спекуляцию хлебом, это значит, за свободу наживаться богатым, за свободу разоряться и голодать бедным, это значит, за возвращение всевластия помещиков и капиталистов, за разрыв союза крестьян с рабо­чими;

или за сдачу излишков хлеба по твердой цене государству, т. е. объединенной рабо­чей власти, — это значит, за союз крестьян с рабочими для полного уничтожения бур­жуазии, для устранения всякой возможности восстановления ее власти.

Так стоит выбор.

Богатенькие крестьяне, кулаки, выберут первое, захотят попробовать счастья в союзе с капиталистами и помещиками против рабочих, против бедноты, но таких крестьян в России будет меньшинство. А большинство крестьян пойдет за союз с рабочими против восстановления власти капиталистов, против «свободы наживаться богачу», против «свободы голодать бедняку», против того, чтобы обманно прикрывать эту проклятую капиталистическую «свободу» (свободу голодной смерти) пышными словами о «равен­стве» (о равенстве сытого, имеющего излишки хлеба, с голодным).

Наша задача — бороться с хитрым капиталистическим обманом, который проводят меньшевики и эсеры посредством звонких и пышных словечек о «свободе» и «равенст­ве».

Крестьяне! Срывайте личину с тех волков в овечьей шкуре, которые поют сладень­кие песни о «свободе», «равенстве», «единстве трудовой демократии», а на деле защи­щают этим «свободу» помещика угнетать крестьян, «равенство» богача-капиталиста с рабочим


ПРЕДИСЛОВИЕ К РЕЧИ «ОБ ОБМАНЕ НАРОДА ЛОЗУНГАМИ...»____________ 375

или с полуголодным крестьянином, «равенство» сытого человека, прячущего излишек хлеба, с рабочим, которого мучит голод и безработица из-за разорения страны войной. Такие волки в овечьей шкуре — худшие враги трудящихся, они на деле, хотя бы и зва­лись меньшевиками, эсерами или беспартийными, друзья капиталистов.

«Рабочий и крестьянин равны как труженики, но сытый спекулянт хлебом не равен голодному труженику». «Мы боремся, только отстаивая интересы труда, беря хлеб у спекулянта, а не у труженика». «Мы идем на соглашение с середняком-крестьянином, с крестьянином-тружеником» — вот что я заявил в своей речи, вот в чем суть дела, вот какова настоящая правда, запутываемая звонкими фразами о «равенстве». И громадное большинство крестьян знает, что это правда, что рабочее государство борется с спеку­лянтами и с богачами, всячески помогая трудящимся и бедным, — тогда как и помещи­чье государство (при царе) и капиталистическое государство (при самой свободной и демократической республике) всегда и везде, во всех странах помогают богачам гра­бить тружеников, помогают спекулянтам и богачам наживаться на счет разоряю­щихся бедняков.

Эту правду знает всякий крестьянин. И поэтому большинство крестьян, чем они бу­дут сознательнее, тем скорее и тверже сделают свой выбор: за союз с рабочими, за со­глашение с рабочим правительством, против государства помещичьего или капитали­стического; за Советскую власть против «Учредительного собрания» или «демократи­ческой республики»; за соглашение с большевиками-коммунистами, против поддержки капиталистов, меньшевиков и эсеров!

* * *

А господам «образованным», демократам, социалистам, социал-демократам, социа­листам-революционерам и т. п., мы скажем: на словах вы все признаете «классовую борьбу», на деле вы забываете о ней как раз


376__________________________ В. И. ЛЕНИН

тогда, когда она особенно обостряется. Забывать же о ней значит переходить на сторо­ну капитала, на сторону буржуазии, против трудящихся.

Кто признает классовую борьбу, тот должен признать, что в буржуазной республике, хотя бы самой свободной и самой демократической, «свобода» и «равенство» не могли быть и никогда не были ничем иным, как выражением равенства и свободы товаровла­дельцев, равенства и свободы капитала. Маркс тысячи раз, во всех своих произведени­ях и особенно в своем «Капитале» (который вы все на словах признаете), разъяснял это, издевался над абстрактным пониманием «свободы и равенства», над пошляками Бен-тамами, не видящими этого, вскрывал материальные корни этих абстракций.

«Свобода и равенство» в буржуазном строе (т. е. пока держится частная собствен­ность на землю и на средства производства) и в буржуазной демократии остаются толь­ко формальными, означая на деле наемное рабство рабочих (формально свободных, формально равноправных) и всевластие капитала, гнет капитала над трудом. Это — азбука социализма, господа «образованные», — и вы эту азбуку забыли.

Из этой азбуки следует, что во время пролетарской революции, когда классовая борьба обострилась до гражданской войны, только дурачки и предатели могут отделы­ваться фразами о «свободе», «равенстве», «единстве трудовой демократии». На деле все решает исход борьбы пролетариата с буржуазией, а промежуточные, средние клас­сы (в том числе вся мелкая буржуазия, а значит и все «крестьянство») неизбежно ко­леблются между тем и другим лагерем.

Речь идет о присоединении этих промежуточных слоев к одной из главных сил, к пролетариату или к буржуазии. Ничего иного быть не может: кто не понял этого, чи­тая «Капитал» Маркса, тот ничего не понял у Маркса, ничего не понял в социализме, тот на деле филистер и мещанин, слепо плетущийся за буржуазией. А кто понял это, тот не даст себя обмануть фразами о «свободе» и «равенстве», тот будет думать и гово­рить о деле, то есть о конкретных условиях сближения


_____________ ПРЕДИСЛОВИЕ К РЕЧИ «ОБ ОБМАНЕ НАРОДА ЛОЗУНГАМИ...»____________ 377

крестьян с рабочими, союза их против капиталистов, соглашения их против эксплуата­торов, богачей и спекулянтов.

Диктатура пролетариата не есть окончание классовой борьбы, а есть продолжение ее в новых формах. Диктатура пролетариата есть классовая борьба победившего и взявше­го в свои руки политическую власть пролетариата против побежденной, но не уничто­женной, не исчезнувшей, не переставшей оказывать сопротивление, против усилившей свое сопротивление буржуазии. Диктатура пролетариата есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетар­скими слоями трудящихся (мелкая буржуазия, мелкие хозяйчики, крестьянство, интел­лигенция и т. д.), или большинством их, союза против капитала, союза в целях полного свержения капитала, полного подавления сопротивления буржуазии и попыток рестав­рации с ее стороны, союза в целях окончательного создания и упрочения социализма. Это — особого вида союз, складывающийся в особой обстановке, именно в обстановке бешеной гражданской войны, это союз твердых сторонников социализма с колеблю­щимися его союзниками, иногда с «нейтральными» (тогда из соглашения о борьбе союз становится соглашением о нейтралитете), союз между неодинаковыми экономически, политически, социально, духовно классами. Отделываться от изучения конкретных форм, условий, задач этого союза посредством общих фраз о «свободе», «равенстве», «единстве трудовой демократии», т. е. посредством обрывков из идейного багажа эпохи товарного хозяйства, могут только гнилые герои гнилого «бернского» или желтого Ин­тернационала, вроде Каутского, Мартова и К0.

Н. Ленин 23 июня 1919 года.

Напечатано в 1919 г. в книге:

Н. Ленин. «Две речи на 1-м

Всероссийском съезде по внешкольному Печатается по тексту книги

образованию (б19мая 1919 года)». М.


ТЕЛЕГРАММА СОВНАРКОМУ УКРАИНЫ

Киев. Раковскому

Копии: Антонову, Подвойскому, Каменеву, Иоффе

Цека партии, обсудив критическое, близкое к катастрофическому, положение в Дон­бассе и на Маныче, настоятельно предлагает Киевскому совету обороны напрячь все силы для ускорения и усиления военной помощи Донбассу, назначения ряда лучших товарищей для неослабного надзора ежедневно за выполнением этого и особенно не­медленной и поголовной мобилизации рабочих Одессы, Екатеринослава, Николаева, Харькова и Севастополя для влития подкреплений Южному фронту, наконец, установ­ления личной ответственности Подвойского и Антонова за группу Махно. Поймите, что без быстрого взятия Ростова гибель революции неминуема.

От имени Цека

Ленин*4

Написано 8 мая 1919 г.

Впервые напечатано в 1942 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXXIV


ДОПОЛНЕНИЕ К ПРОЕКТУ

ОБРАЩЕНИЯ К ГЕРМАНСКИМ РАБОЧИМ

И НЕ ЭКСПЛУАТИРУЮЩИМ ЧУЖОГО ТРУДА

КРЕСТЬЯНАМ 85

Во всем мире растет сочувствие пролетариев к Советской власти, растет убеждение их, что только Советская власть, власть самих трудящихся, а не буржуазный парламен­таризм хотя бы в наиболее демократической республике, способна освободить труд от ига капитала, народы от вражды и войн, человечество от разгула бешеного империа­лизма.

Это убеждение проложит себе дорогу во что бы то ни стало. Рабочие всех стран все более убеждаются, что нельзя спастись от империализма и войн, не порывая с буржуа­зией и не побеждая ее, не свергая ее власти, не подавляя беспощадно сопротивления эксплуататоров. Начать это можно только с своей собственной страны. Если русская советская система нашла себе сочувствие в рабочих массах всего мира, если все, кроме эксплуататоров и их лакеев, видят теперь избавление лишь в Советской власти, то мы, русские рабочие и крестьяне, завоевали это доверие тем, что разорвали с нашей бур­жуазией, свергли ее, подавили ее сопротивление, выгнали с позором из среды трудя­щихся таких вождей предательского социализма, которые, как меньшевики и эсеры, осуществляли и прямо и косвенно союз с империалистской буржуазией, с Керенским и т. п.

Пока немецкие рабочие терпят у власти таких же предателей социализма, негодяев и лакеев буржуазии, Шейдеманов и всю их партию, до тех пор о спасении


380__________________________ В. И. ЛЕНИН

немецкого народа не может быть и речи. До тех пор немецкий народ остается на деле — при всех «социалистических» фразах, при всяческих «демократических» и «респуб­ликанских» украшениях — рабом буржуазии и соучастником ее преступлений, — точно так же, как предателями социализма, негодяями и соучастниками зверства и пре­ступлений буржуазии французской, английской, американской остаются «социалисты» Антанты, пребывающие в «бернском», желтом Интернационале, отвечающие на звер­ства Антанты лицемерными благопожеланиями, пустейшими добрыми фразами или комплиментами Вильсону и т. п.

Разрыв немецких рабочих с предателями социализма, Шейдеманами и их партией, неизбежен. Разрыв немецких рабочих с дряблостью, половинчатостью, безыдейностью, бесхарактерностью так называемых «независимых», которые вчера зависели от Шей-деманов, сегодня зависят от своей боязни решительно перейти на сторону всевластия Советов, — этот разрыв неизбежен. Буржуазия может перебить сотни вождей и тысячи рабочих, но она не в силах помешать этому разрыву.

Написано 11 мая 1919 г.

Впервые напечатано в 1949 г. Печатается по рукописи

в журнале «Большевик» № 1


О ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

23 мая 1919 г.

Решения, принятые Комиссией С Η К в заседании 2 3. V. 1919 г.:

1. Ставки выше 3000 руб. назначаются коллегией каждого Комиссариата и, с доведе­
нием до сведения народных комиссаров труда и государственного контроля, представ­
ляются на утверждение Совета Народных Комиссаров.

2. Каждый Народный комиссариат обязуется в недельный срок представить список
всех служащих, получающих свыше 3000 руб. в месяц.

3. Каждый Народный комиссариат обязуется в недельный срок представить список
крупнейших специалистов и выдающихся организаторов, коим необходимо платить
выше 3000 руб.

Коллегия каждого Комиссариата должна про каждое лицо заявить 1) ручательство свое, что он крупнейший специалист в такой-то области; 2) какую именно выдающуюся организаторскую работу он выполняет или выполнить может.

4. 15 июня получат по норме 3000 руб. и свыше лишь те, чей оклад будет утвержден
Советом Народных Комиссаров.

5. Срок утверждения окладов Советом Народных Комиссаров определяется не свы­
ше одной недели со времени представления оклада на утверждение.


382__________________________ В. И. ЛЕНИН

6. Докладчики Ленин и Красин.

7. Аванесов обязуется представить к СНК завтра, 24 мая, тезисы или принципы на­
счет оплаты свыше 3000 руб., но не крупнейшим спецам.

Прошу переписать на машинке в б —/экземплярах.

Впервые напечатано в 1945 г.
в Ленинском сборнике XXXV Печатается по рукописи





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.