Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проект постановления Совета народных Комиссаров 12 страница





_________________________ К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ДИКТАТУРЕ_______________________ 387

говорит буржуазия пролетариату, но не трогай старых органов власти, — они мне нуж­ны. Борись «парламентски», т. е. в тех пределах, которые предпишу тебе я по соглаше­нию с монархией, борись посредством организаций, — только не таких, как всеобщие стачечные комитеты, Советы рабочих, солдатских депутатов и т. п., а посредством та­ких, которые признает и ограничивает, обезвреживает по отношению к капиталу закон, изданный мной по соглашению с монархией.

Понятно отсюда, почему о периоде «вихря» буржуазия говорит с пренебрежением, презрением, злобой, ненавистью, — а о периоде охраняемого Дубасовым конституцио­нализма с восторгом, упоением, с бесконечной мещанской влюбленностью... в реак­цию. Это — все то же постоянное и неизменное качество кадетов: стремление опереть­ся на народ и боязнь его революционной самодеятельности.

Понятно также, почему буржуазия боится пуще огня повторения «вихря», почему она игнорирует и затушевывает элементы нового революционного кризиса, почему поддерживает и распространяет в народе конституционные иллюзии.

Теперь мы вполне объяснили, почему г. Бланк и ему подобные объявляют, что в пе­риод «вихря» были забыты все марксистские принципы и идеи. Г-н Бланк, как и все мещане, признает марксизм за вычетом его революционной стороны, — признает со­циал-демократические приемы борьбы за вычетом самых революционных и непосред­ственно-революционных приемов.

Отношение г-на Бланка к периоду «вихря» до последней степени характерно, как иллюстрация буржуазного непонимания пролетарских движений, буржуазной боязни перед острой и решительной борьбой, буржуазной ненависти ко всем проявлениям кру­того, ломающего старые учреждения, революционного в непосредственном смысле слова способа решения социально-исторических вопросов. Господин Бланк выдал себя, выдал сразу всю свою буржуазную ограниченность. Он слыхал и читал, что социал-демократы в период


388__________________________ В. И. ЛЕНИН

вихря делали «ошибки», — он поспешил заключить и заявить с апломбом, безапелля­ционно, голословно, что все «принципы» марксизма (о которых он и понятия не имеет!) были забыты. Мы заметим по поводу этих: «ошибок»: разве был такой период в разви­тии рабочего движения, в развитии социал-демократии, когда бы не было делаемо тех или иных ошибок? когда бы не наблюдались те или иные уклонения вправо или влево? разве история парламентского периода германской социал-демократической борьбы — того периода, который всем ограниченным буржуа на всем свете кажется пределом, его же не прейдеши! — не полна таких ошибок? Если бы господин Бланк не был круглым невеждой в вопросах социализма, он легко вспомнил бы и Мюльбергера, и Дюринга, и вопрос о Dampfersubvention146, и «молодых»147, и бернштейниаду, и многое, многое другое. Но господину Бланку важно не изучение действительного хода развития соци­ал-демократии, ему нужно только принизить пролетарский размах борьбы, чтобы воз­величить буржуазную убогость своей кадетской партии.

На самом деле, если мы взглянем на дело с точки зрения уклонений социал-демократии с ее обычного, «нормального», пути, то мы увидим, что и в этом отноше­нии период «революционного вихря» показывает большую, а не меньшую, по сравне­нию с прежним, сплоченность и идейную цельность социал-демократии. Тактика эпохи «вихря» не отдалила, а сблизила оба крыла социал-демократии. Вместо былых разно­гласий получилось единство взглядов по вопросу о вооруженном восстании. Социал-демократы обеих фракций работали в Советах рабочих депутатов, этих своеобразных органах зачаточной революционной власти, привлекали солдат, крестьян к этим Сове­там, издавали революционные манифесты совместно с мелкобуржуазными революци­онными партиями. Былые споры эпохи дореволюционной сменились солидарностью по практическим вопросам. Подъем революционной волны отодвинул разногласия, заста­вив признать боевую тактику, устранив вопрос о Думе, поставив на очередь вопрос


_________________________ К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ДИКТАТУРЕ_______________________ 389

о восстании, сблизив на непосредственной ближайшей работе социал-демократию и революционную буржуазную демократию. В «Северном Голосе» меньшевики вместе с большевиками звали к стачке и восстанию, звали рабочих не прекращать борьбы, по­ка власть не будет в их руках. Революционная обстановка подсказывала сама практиче­ские лозунги. Споры касались лишь деталей в оценке событий: «Начало»149, например, рассматривало Советы рабочих депутатов, как органы революционных самоуправле­ний, «Новая Жизнь», — как зачаточные органы революционной власти, соединявшие пролетариат и революционную демократию. «Начало» склонялось к диктатуре проле­тариата. «Новая Жизнь» стояла на точке зрения демократической диктатуры пролета­риата и крестьянства. Но разве таких и подобных разногласий внутри социал-демократии не показывает нам любой период в развитии любой европейской социали­стической партии?

Нет, извращение дела господином Бланком, его вопиющее искажение истории вче­рашнего дня объясняется тем и только тем, что перед нами образчик самодовольной буржуазной пошлости, которому периоды революционного вихря кажутся безумием («забыты все принципы», «сама мысль и простой разум почти исчезают»), а периоды подавления революции и мещанского «прогресса» (охраняемого Дубасовыми) кажутся эпохой разумной, сознательной и планомерной деятельности. Эта сравнительная оцен­ка двух периодов (периода «вихря» и периода кадетского) красной нитью проходит че­рез всю статью господина Бланка. Когда история человечества подвигается вперед со скоростью локомотива, это — «вихрь», «поток», «исчезновение» всех «принципов и идей». Когда история движется с быстротой гужевой перевозки, это — сам разум и са­ма планомерность. Когда народные массы сами, со всей своей девственной примитив­ностью, простой, грубоватой решительностью начинают творить историю, воплощать в жизнь прямо и немедленно «принципы и теории», — тогда буржуа чувствует страх и вопит, что «разум отступает на задний план» (не наоборот ли, о герои


390__________________________ В. И. ЛЕНИН

мещанства? не выступает ли в истории именно в такие моменты разум масс, а не разум отдельных личностей? не становится ли именно тогда массовый разум живой, дейст­венной, а не кабинетной силой?). Когда непосредственное движение масс придавлено расстрелами, экзекуциями, порками, безработицей и голодовкой, когда вылезают из щелей клопы содержимой на дубасовские деньги профессорской науки и начинают вершить дела за народ от имени масс, продавая и предавая их интересы горсткам при­вилегированных, — тогда рыцарям мещанства кажется, что наступила эпоха успокоен­ного и спокойного прогресса, «наступила очередь мысли и разума». Буржуа всегда и везде верен себе: возьмете ли вы «Полярную Звезду» или «Нашу Жизнь», прочтете ли вы Струве или Бланка, везде одно и то же, везде эта ограниченная, профессорски-педантская, чиновнически-мертвенная оценка революционных и реформистских пе­риодов. Первые — периоды безумия, tolle Jahre, исчезновения мысли и разума. Вторые — периоды «сознательной, систематической» деятельности.

Не перетолковывайте моих слов. Не говорите, что я веду речь о предпочтении гос­подами Бланками тех или иных периодов. Дело вовсе не в предпочтении, — от нашего субъективного предпочтения не зависит смена исторических периодов. Дело в том, что в анализе свойств того или иного периода (совершенно независимо от нашего предпоч­тения или от наших симпатий) господа Бланки бессовестно извращают правду. Дело в том, что именно революционные периоды отличаются большей широтой, большим бо­гатством, большей сознательностью, большей планомерностью, большей систематич­ностью, большей смелостью и яркостью исторического творчества по сравнению с пе­риодами мещанского, кадетского, реформистского прогресса. А господа Бланки изо­бражают дело навыворот! Они убожество выдают за исторически-творческое богатст­во. Они бездеятельность задавленных или придавленных масс рассматривают, как тор­жество «систематичности» в деятельности чиновников, буржуев. Они


_________________________ К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ДИКТАТУРЕ_______________________ 391

кричат об исчезновении мысли и разума, когда вместо кромсания законопроектов вся­кими канцелярскими чинушами и либеральными penny-a-Нпег'ами (писаками, живущи­ми с построчной платы) наступает период непосредственной политической деятельно­сти «простонародья», которое попросту прямо, немедленно ломает органы угнетения народа, захватывает власть, берет себе то, что считалось принадлежащим всяким гра­бителям народа, одним словом, когда именно просыпается мысль и разум миллионов забитых людей, просыпается не для чтения только книжек, а для дела, живого, челове­ческого дела, для исторического творчества».

Таковы были споры о диктатуре в 1905—1906 годах в России.

Господа Дитманы, Каутские, Криспины, Гильфердинги в Германии, Лонге и К0 во Франции, Турати и его друзья в Италии, Макдональды и Сноудены в Англии и т. п. рассуждают о диктатуре, в сущности, совершенно так же, как г. Р. Бланк и кадеты 1905 года в России. Они не понимают диктатуры, не умеют ее подготовлять, не способны понять и осуществлять ее.

20. X. 1920.

Напечатано 9 ноября 1920 г. в журнале «Коммунистический

Интернационал» № 14 Печатается по рукописи

Подпись:Н. Ленин

См. Сочинения, 5 изд., том 12, стр. 315—329. Ред.



ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

СОВЕТА ТРУДА И ОБОРОНЫ ПО ВОПРОСУ

О ВОССТАНОВЛЕНИИ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА



Поручить Петроградскому Совдепу и специально Комитету обороны Петрограда в лице председателя т. Зиновьева обратить особое внимание на ускоренно работ по вос­становлению Балтфлота и согласование всех учреждений, способных помочь делу, с устранением всякой волокиты и с установлением реального надзора за быстротой и ус­пешностью работы.

Доклад президиума Петроградского Совдепа и т. Раскольникова о принятых ими ме­рах и установленном ими способе работы назначить через две недели за Раскольнико-вым и Судаковым (можно письменно).


Написано 23 октября 1920 г.

Впервые напечатано не полностью

23 февраля 1938 г. в газете

«Правда» № 53


Полностью печатается впервые, по рукописи


ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ПО ВОПРОСУ О ТРУДОВОМ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ ПАЙКЕ СОВЕТСКИХ СЛУЖАЩИХ153

Поручить комиссии из товарищей
Аванесова +

Ногина Гольцмана

Халатова Гиндина Фина

а) собрать сведения о фактическом продовольствии и снабжении советских служа­
щих разных ведомств сравнительно с рабочими (в том числе о незаконном снабжении);

б) обсудить меры к установлению большей равномерности и порядка в этой области;

в) представить проект личного состава и положения о комиссии для определения
штатов разных учреждений и изучения норм труда советских служащих, их числа, ре­
зультатов их труда и т. д.

Написано 23 октября 1920 г.

Впервые напечатано в 1959 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXXVI


ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б)154

1. Выпустить не позже чем через два дня печатное заявление о Контрольной комис­
сии, очень обстоятельное и торжественное. Поручить Бухарину и Дзержинскому.

2. Просить Дзержинского и Преображенского работать не менее 3-х часов в день в
Контрольной комиссии, чтобы действительно сделать ее настоящим органом партий­
ной и пролетарской совести.

3. Начать немедленно — «Дискуссионный листок», обратить на него сугубое внима­
ние, поручить специально Бухарину и Преображенскому.

4. Как особое задание Контрольной комиссии рекомендовать внимательно-
индивидуализирующее отношение, часто даже прямое своего рода лечение по отноше­
нию к представителям так называемой оппозиции, потерпевшим психологический кри­
зис в связи с неудачами в их советской или партийной карьере. Надо постараться успо­
коить их, объяснить им дело товарищески, подыскать им (без способа приказывания)
подходящую к их психологическим особенностям работу, дать в этом пункте советы и
указания Оргбюро Цека и т. п.

Написано 26 октября 1920 г.

Впервые напечатано в 1959 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXXVI


ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ МЕЖДУ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ НАРКОМАТАМИ

Создать предварительное совещание по вопросу об организационной связи между всеми хозяйственными наркоматами.

Поручить всем хозяйственным наркоматам, в особенности НКПроду, ВСНХ, НКПС и НКЗ, представить в это совещание к понедельнику, 1 ноября, сведения о всех сущест­вующих междуведомственных экономических комиссиях и вкратце об итогах их рабо­ты.

Написано 26 октября 1920 г.

2 НАБРОСОК ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1) Поручить той же тройке (Аванесов + Ларин + Попов)157 изучить точнее по соста­
ву, характеру работ и пр. все комиссии, расклассифицировать их, сделать выводы отно­
сительно необходимого объединения и упрощения и сделать доклад нам в субботу, 6
ноября.

2) Поручить (1) Центральной производственной комиссии

 

(2) Гоэлро

(3) Комиссии использования

(4) и Наркомзему

подготовить доклад в нашей комиссии о характере и итоге их работ с точки зрения общего


396__________________________ В. И. ЛЕНИН

хозяйственного плана всей РСФСР и к следующему заседанию (6 нояб­ря) дать сведения о том,

(а) в какой срок может быть готов доклад

(б) каковы основные темы (или каково основное содержание) их доклада с точки
зрения общего хозяйственного плана РСФСР (по возможности, дать письменные тези­
сы доклада).

Написано 1 ноября 1930 г.

Впервые напечатано в 1945 г. Печатается по рукописям

в Ленинском сборнике XXXV


ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б) О ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТЕ 158

Точная формулировка постановления ЦИК говорит об «объединении всей поли-тическ w-просветительной работы» РСФСР159.

Безусловно признавая необходимость такого объединения, Политбюро ЦК РКП ус­танавливает прежде всего, что это объединение возможно понимать только в смысле сохранения, укрепления и расширения не только самостоятельности парторганизации, но и ее руководящего, направляющего и главенствующего положения по отношению ко всем без изъятия областям работы НКПроса.

Осуществление постановления ЦИК надо разделить на 2 части: немедленно внести в СНК объединение тех учреждений, которые точно перечислены в постановлении ЦИК.

Выработать этот проект завтра же, 29. X., при участии 2-х членов ЦК, Бухарина и Преображенского.

Ко второй части задачи отнести дальнейшее объединение всех параллельных учреж­дений просветительского характера во всех наркоматах и особо детальную разработку организационных взаимоотношений агитационных и пропагандистских учреждений РКП и подчиняемых их руководству просветительских учреждений НКПроса.

Доклад по этой второй части с точным списком всех параллельных учреждений всех наркоматов поручить внести в Политбюро тт. Преображенскому и Бухарину.

Написано 28 октября 1920 г.

Впервые напечатано в 1959 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXXVI


РЕЧЬ НА ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ПОЛИТПРОСВЕТОВ ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ОТДЕЛОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3 НОЯБРЯ 1920 г.160

Товарищи, позвольте мне поделиться несколькими мыслями, которые отчасти были затронуты в Центральном Комитете коммунистической партии и в Совнаркоме по во­просу об организации Главполитпросвета, отчасти явились у меня по поводу того про­екта, который был внесен в Совнарком. Вчера проект этот принят в основание, а затем в деталях он будет еще обсуждаться161.

Я от себя позволю только отметить, что к перемене названия вашего учреждения я относился вначале чрезвычайно отрицательно. По-моему, задача Наркомпроса — это помочь людям учиться и других учить. Я за время своего советского опыта привык от­носиться к разным названиям, как к ребячьим шуткам, ведь каждое название — своего рода шутка. Теперь уже утверждено новое название: Главполитпросвет.

Так как это вопрос решенный, то вы мое замечание примите не больше, как личное замечание. Если дело не ограничится только переменой клички, то это можно будет только приветствовать.

Если нам удастся привлечь новых работников для культурно-просветительной рабо­ты, тогда уже будет дело не только в новом названии и тогда можно будет примириться с «советской» слабостью наклеивать ярлычки на каждое новое дело и каждое новое уч­реждение. В случае удачи мы добьемся чего-нибудь большего, чем то, что было до сих пор достигнуто.


_____________ РЕЧЬ НА ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ПОЛИТПРОСВЕТОВ____________ 399

Самое главное, что должно заставить товарищей принять участие вместе с нами в совместной культурно-просветительной работе, — это вопрос о связи просвещения с нашей политикой. Название может что-либо предусматривать, если в этом есть надоб­ность, ибо мы по всей линии своей просветительной работы не можем стоять на старой точке аполитичности просвещения, не можем ставить просветительную работу вне свя­зи с политикой.

Такая мысль господствовала и господствует в буржуазном обществе. Название «апо­литичность» или «неполитичность» просвещения — это есть лицемерие буржуазии, это есть не что иное, как обман масс, на 99% униженных господством церкви, частной соб­ственностью и пр. Буржуазия, господствуя во всех теперь еще буржуазных странах, за­нимается именно этим обманом масс.

И чем больше там аппарат имеет значение, тем меньше он имеет свободы от капита­ла и его политики.

Во всех буржуазных государствах связь политического аппарата с просвещением яв­ляется чрезвычайно крепкой, хотя признать этого прямо буржуазное общество не мо­жет. Между тем, это общество обрабатывает массы через церковь, через весь институт частной собственности.

Наша основная задача состоит в том, между прочим, чтобы в противовес буржуазной «правде» противопоставить свою правду и заставить ее признать.

Переход из буржуазного общества к политике пролетариата — очень трудный пере­ход, тем более, что буржуазия клевещет на нас неустанно всем аппаратом своей пропа­ганды и агитации. Она как можно более старается затушевать еще более важную роль диктатуры пролетариата, ее воспитательную задачу, особенно важную в России, где к пролетариату принадлежит меньшинство населения. А между тем тут эта задача долж­на выдвинуться на первый план, так как нам нужно подготовить массы к социалистиче­скому строительству. О диктатуре пролетариата не могло бы и речи быть, если бы про­летариат не выработал в себе большой


400__________________________ В. И. ЛЕНИН

сознательности, большой дисциплинированности, большой преданности в борьбе про­тив буржуазии, т. е. той суммы задач, которую необходимо выдвинуть для полной по­беды пролетариата над его исконным врагом.

Мы не стоим на точке зрения утопической, будто трудящиеся массы подготовлены к социалистическому обществу. Мы знаем на основании точных данных всей истории рабочего социализма, что это не так, что подготовленность к социализму дает лишь крупная индустрия, стачечная борьба, политическая организованность. И для того, что­бы одержать победу, чтобы совершить социалистический переворот, пролетариат дол­жен быть способным к солидарному действию, к делу свержения эксплуататоров. И те­перь мы видим, что все необходимые способности он приобрел и превратил их в дело, когда завоевал свою власть.

Для работников просвещения и для коммунистической партии, как авангарда в борьбе, должно быть основной задачей — помочь воспитанию и образованию трудя­щихся масс, чтобы преодолеть старые привычки, старые навыки, оставшиеся нам в на­следие от старого строя, навыки и привычки собственнические, которые насквозь про­питывают толщу масс. Эта основная задача всего социалистического переворота нико­гда не должна быть упускаема при рассмотрении тех частных вопросов, которые так много занимали внимание ЦК партии и Совнаркома. Как построить Главполитпросвет, как соединить его с отдельными учреждениями, как связать его не только с центром, но и с местными учреждениями, на этот вопрос нам ответят товарищи более компетент­ные в этом деле, имеющие уже большой опыт и специально изучавшие это дело. Мне бы хотелось только подчеркнуть основные моменты принципиальной стороны дела. Мы не можем не ставить дело открыто, открыто признавая, вопреки всей старой лжи, что просвещение не может не быть связано с политикой.

Мы живем в исторический момент борьбы с мировой буржуазией, которая во много и много раз сильнее нас. В такой момент борьбы мы должны отстаивать революцион­ное строительство, бороться против буржуазии и


_____________ РЕЧЬ НА ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ПОЛИТПРОСВЕТОВ____________ 401

военным путем и еще более путем идейным, путем воспитания, чтобы привычки, навы­ки, убеждения, которые рабочий класс вырабатывал себе в продолжение многих деся­тилетий в борьбе за политическую свободу, чтобы вся сумма этих привычек, навыков и идей послужила орудием воспитания всех трудящихся, а задача решения вопроса, как именно воспитать, ложится на пролетариат. Необходимо воспитать сознание, что нель­зя, недопустимо стоять вне той борьбы пролетариата, которая сейчас все более и более захватывает все без исключения капиталистические страны мира, стоять в стороне от всей международной политики. Объединение всех могущественных капиталистических стран мира против Советской России — в этом подлинная база настоящей междуна­родной политики. И нужно же признать, что от этого зависит судьба сотен миллионов трудящихся в капиталистических странах. Ведь в настоящий момент нет уголка на зем­ле, который не был бы подчинен горсточке капиталистических стран. Таким образом, положение выливается в такую форму, что необходимо либо стать в стороне от пере­живаемой борьбы и этим доказать полную несознательность, как те темные люди, ко­торые остались в стороне от революции и войны и которые не видят всего обмана масс буржуазией, не видят, как буржуазия сознательно оставляет эти массы в темноте, либо стать на борьбу за диктатуру пролетариата.

Об этой борьбе пролетариата мы говорим совершенно открыто, и нужно каждому человеку стать или по эту, нашу, сторону, или по другую. Все попытки не стать ни на одну, ни на другую сторону заканчиваются крахом и скандалом.

Наблюдая бесконечные остатки керенщины, остатки эсеров, социал-демократии, вы­явившиеся в лице Юденичей, Колчаков, Петлюры, Махно и проч., мы видели такое разнообразие форм и окрасок контрреволюции в разных местах России, что можем ска­зать, что мы закалены уже гораздо больше, чем кто-нибудь другой, а когда мы взглянем на Западную Европу, то видим, что там повторяется то же самое, что было у нас,


402__________________________ В. И. ЛЕНИН

повторяется наша история. Почти везде рядом с буржуазией встречаются элементы ке­ренщины. В целом ряде государств, особенно в Германии, они главенствуют. Везде на­блюдается одно и то же: невозможность какой-нибудь средней позиции и ясное созна­ние — либо белая диктатура (к ней готовится буржуазия во всех странах Западной Ев­ропы, вооружаясь против нас), либо диктатура пролетариата. Мы испытали это так ост­ро и глубоко, что о русских коммунистах мне распространяться не приходится. Отсюда вывод только один, и вывод, который должен лечь в основу углов всех рассуждений и построений, связанных с Главполитпросветом. Прежде всего в работе этого органа должно быть открыто признано главенство политики коммунистической партии. Иной формы мы не знаем, и иной формы ни одна страна еще не выработала. Партия может быть более или менее соответствующей интересам своего класса, она переживает те или иные изменения или исправления, но лучшей формы мы еще не знаем, и вся борьба в Советской России, в течение трех лет удерживавшей натиск мирового империализма, связана с тем, что партия сознательно ставит своей задачей помочь пролетариату вы­полнить его роль воспитателя, организатора и руководителя, ту роль, без которой рас­пад капитализма невозможен. Трудящиеся массы, массы крестьян и рабочих, должны побороть старые навыки интеллигенции и перевоспитать себя для строительства ком­мунизма — без этого к делу строительства приступить нельзя. Весь наш опыт показы­вает, что это дело слишком серьезное, и потому признание главенствующей роли пар­тии должно быть у нас в виду, и мы не можем упускать этого при обсуждении вопроса о деятельности, об организационном строительстве. Как осуществлять его, надо будет еще много говорить, придется говорить об этом и в ЦК партии и в Совнаркоме; тот декрет, который вчера был утвержден, явился основой по отношению к Главполит-просвету, но он в Совнаркоме еще не завершил всего своего пути. На днях этот декрет будет опубликован, и в окончательно средактированной форме вы увидите,


_____________ РЕЧЬ НА ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ПОЛИТПРОСВЕТОВ____________ 403

что прямого заявления об отношении к партии там нет.

Но мы должны знать и помнить, что вся юридическая и фактическая конституция Советской республики строится на том, что партия все исправляет, назначает и строит по одному принципу, чтобы связанные с пролетариатом коммунистические элементы могли пропитать этот пролетариат своим духом, подчинить его себе, освободить его от того буржуазного обмана, который мы так долго стараемся изжить. Наркомпрос пере­жил долгую борьбу, долгое время учительская организация боролась с социалистиче­ским переворотом. В этой учительской среде особенно упрочились буржуазные пред­рассудки. Здесь долго шла борьба и в виде прямого саботажа и упорно держащихся буржуазных предрассудков, и нам приходится медленно, шаг за шагом, отвоевывать себе коммунистическую позицию. Для Главполитпросвета, работающего по внешколь­ному образованию, решающего задачу этого образования и просвещения масс, особен­но ярко встает задача сочетать партийное руководство и подчинить себе, пропитать своим духом, зажечь огнем своей инициативы этот громадный аппарат — полумилли­онную армию преподавательского персонала, которая состоит сейчас на службе у рабо­чего. Работники просвещения, учительский персонал, были воспитаны в духе буржуаз­ных предрассудков и привычек, в духе, враждебном пролетариату, они были совершен­но не связаны с ним. Теперь мы должны воспитать новую армию педагогического учи­тельского персонала, который должен быть тесно связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом, должен привлечь к себе рабочие массы, пропитать их духом коммунизма, заинтересовать их тем, что делают коммунисты.

Так как надо порвать со старыми привычками, навыками, идеями, то здесь перед Главполитпросветом и перед его работниками стоит наиважнейшая задача, которая и должна более всего иметься в виду. И действительно, тут стоит перед нами дилемма, как связать учительство, в большинстве старого закала, с


404__________________________ В. И. ЛЕНИН

партийными, с коммунистами? Этот вопрос крайне трудный, и над ним нужно очень и очень задуматься.

Рассмотрим, как связать организационно столь разных людей. Для нас принципи­ально не может быть сомнения в том, что должно быть главенство коммунистической партии. Таким образом, цель политической культуры, политического образования — воспитать истых коммунистов, способных победить ложь, предрассудки и помочь тру­дящимся массам победить старый порядок и вести дело строительства государства без капиталистов, без эксплуататоров, без помещиков. А как это можно сделать? Это воз­можно, только овладев всей суммой знаний, которую унаследовали учителя от буржуа­зии. Все технические завоевания коммунизма были бы без этого невозможными, и была бы пуста всякая мечта об этом. Вот и является вопрос, как же их связать, этих работни­ков, которые не привыкли работать в связи с политикой и с полезной для нас полити­кой в частности, т. е. необходимой для коммунизма. Это, как я сказал, очень трудная задача. Мы обсуждали этот вопрос и в Центральном Комитете и, обсуждая этот вопрос, старались учесть указания, собранные опытом, и думаем, что такого рода съезд, как се­годня, на котором я сейчас говорю, такого рода конференция, как ваша, будет иметь в этом отношении большое значение. Каждому комитету партии на каждого пропаганди­ста, на которого смотрели раньше, как на человека определенного кружка, определен­ной организации, теперь приходится смотреть по-новому. Каждый принадлежит к пар­тии, которая управляет, которая руководит всем государством, всемирной борьбой Со­ветской России против буржуазного строя. Он является представителем борющегося класса и партии, которая господствует и должна господствовать над громадным госу­дарственным аппаратом. Очень и очень многие коммунисты, прошедшие великолепно школу подпольной работы, испытанные и закаленные борьбой, не хотят и не могут по­нять всей значительности этого перелома, этого перехода, когда из агитатора-пропагандиста он становится руководителем агитаторов,


_____________ РЕЧЬ НА ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ПОЛИТПРОСВЕТОВ____________ 405




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.