Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ как развивающаяся система




Истина всегда субъективна.

Перенос – переживание отношений с родительскими фигурами к аналитику. Анализ переноса. Контрперенос.

Защитные механизмы Я. Проекции, Интроекции (идентификация).

Сопротивления Я, Сверх-Я, Оно.

Стадии психосексуального развития ребенка. Эдипов комплекс – комплекс амбивалентных переживаний к родительским фигурам и себе самому.

Объектные отношения, я-репрезентации, объект-репрезентации.

 

Психоанализ призван реконструировать историю субъекта, заниматься прошлым «историзируя его в настоящем», а тем самым фактически творить будущее. Сам Зигмунд Фрейд утверждал, что психоанализ не наука, а открытая, развивающаяся система знаний.

Базовая теория психоанализа была пересмотрена как самим Фрейдом, так и его последователями. Психоанализ как развивающуюся систему можно увидеть на примерах основополагающих понятий психоанализа, которые изменялись и развивались разными учеными по-разному, например, с 1920 года фрейдовская теория психического аппа­рата была существенным образом переработана; при этом на уровне топики были предложены новые разграничения, не совпадающие с делением на бессознательное, предсознательное и сознание. Так, в инстанции Оно можно видеть главные характеристики бессозна­тельных процессов. Другие инстанции — Я и Сверх-Я — также включают в себя бессознательное и порождаются бессознательным.

На инстанцию Сверх-Я у разных ученых складывались различные мнения:

По Фрейду формирование Сверх-Я связано с угасанием Эдипова комплекса: отказываясь от исполнения запретных желаний, ребенок идентифицируется с родителями (отцом) и интроецирует запреты. Фрейд полагал, что идентификация с отцом является следствием страха кастрации. Агрессия, которую ребенок не смеет направить против отца, «перехватывается» Сверх-Я и направляется на инстанцию «Я». Ребенок относится к себе так, как к нему относился бы воображаемый отец, на которого он проецирует свои агрессивные импульсы. Сверх-Я – инстанция личности, выделившаяся из «Я», и играющая по отношению к нему роль судьи или цензора.
Впервые мысль о существовании части Я, направленной против него, возникла у Фрейда при изучении меланхолии и патологической скорби (1914 г.)

Мелани Кляйн относила формирование Сверх-Я (и Эдипова комплекса) к гораздо более ранним стадиям развития – вторая половина первого года жизни. Она полагала, что начало формирования СуперЭго относится к оральной фазе и основано на интроекции угрожающих и любимых объектов. Такие интроекции являются результатом орально-садистических импульсов младенца. То есть ведущую роль в формировании Сверх-Я на этой стадии так же играет боязнь телесного ущерба (страх кастрации у Фрейда).

Гартман утверждает, что формирование Сверх-Я относится к латентной фазе.

Говоря о психоанализе в русле развития современной науки, можно перефразировать знаменитый лозунг Лакана – «назад к Фрейду», и применить его в попытке определить психоанализ – назад в будущее.

Теория Лакана выросла из фрейдовского психоанализа и имеет с ним много общего. В частности строение психики в структурном подходе, ее регистры – Реальное, Воображаемое и Символическое могут быть соотнесены с фрейдовским делением на Оно, Я, Сверх-Я. Реальное у Лакана так же, как и бессознательное у Фрейда, имеет телесно-сексуальную природу и наполнено недифференцированными желаниями и влечениями.

Расхождение во взглядах Фрейда и Лакана проявилось в различном понимании природы Я. Если у Фрейда Я так же реально, как и Оно и формируется под действием окружающей действительности, то у Лакана Я (Воображаемое) в отличие от Оно (Реального) – мнимая, иллюзорная сущность, возникающая как результат отчуждения субъекта от самого себя.

В психоаналитическом понимании Я – это структура, которая работает против травм внешнего мира и против побуждений, идущих изнутри. Лакан, исходит из того, что Воображаемая природа Я создается другими людьми и навязывается индивиду в том возрасте, когда он не способен, критически относится к собственному восприятию, или сосредоточиться на осознании собственных внутренних импульсов.

В соответствии с взглядами Фрейда, невроз – это попытка человека заменить реальность фантазиями. Лакану близка идея Фрейда о неврозоподобном характере культуры, но она подвергается радикальным изменениям. Лакан считал, что человеческая жизнь практически не дает проявляться реальному. Культура заменяет реальные вещи и чувства их подделками – симулякрами. (Например: муж вместо истинных чувств делает жене подарки). В современном обществе симулякры более реальны, чем вещи, более значимы, чем слова. Простые человеческие отношения не так ярки и красочны как рекламируемые симулякры. У естественного человека нет потребности в «абсолютно свежем дыхании» или «сияющей коже».

В психоанализе и структурном направлении различно понимание цели терапевтического вмешательства. Последователи Фрейда считают идеальным завершением анализа достижение клиентом личностной интеграции, устранение фрагментации личности защитами и вытеснениями. Лакан весьма скептически относился к возможности достижения такой цели. Окончание анализа он связывает с узнаванием субъектом себя, пониманием себя как субъекта высказанного, выговоренного в психотерапевтическом дискурсе. Разница между тем, что есть и тем, что субъект о себе рассказывает, замечаемая сначала только аналитиком, постепенно становится доступной клиенту. По мере продвижения терапии эта «разность» уменьшается и в конце анализа клиент не нуждается в подпорке Воображаемого Я.

От влечений к объектам. Винникотт, Кернберг.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.