Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип удовольствия




Один принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Цель психической деятельности в целом — избежать неудовольствия и достигнуть удовольствия. По­скольку неудовольствие связано с возрастанием количества возбуж­дения, а удовольствие — с его ослаблением, постольку принцип удовольствия — это экономический принцип.

Мысль о том, что удовольствие — регулятивный принцип функционирования психики, принадлежит не Фрейду. Фехнер, чьи идеи, как известно, сильно повлияли на Фрейда, выдвинул "принцип удовольствия от действия". В отличие от обычных гедонистических учений, он имел в виду не удовольствие как цель человеческого действия, а обусловленность наших поступков в данный момент удовольствием или неудовольствием от представ­ления о совершаемом действии или его последствиях. Фехнер отмечал также, что эти побуждения могут и не улавливаться со­знанием: "Вполне естественно, что если наши побуждения скрыты в бессознательном, то это относится также к удовольствию и неудовольствию".

Эта актуальность побуждений лежит и в центре фрейдовской концепции: па стремится избегать неприятного напряжения или устранять его. Стоит отметить, что поначалу этот принцип именовался "принципом неудовольствия": побуж­дением к действию служит испытываемое в данный момент неудовольствие, а вовсе не перспектива будущего удовольствия. Речь идет о механизме "автоматического" регулирования.

Идея принципа удовольствия почти не изменялась на протя­жении всего творчества Фрейда. А вот место этого принципа среди других теоретических положений было для Фрейда проблемой.

Принцип удовольствия скорее противоположен сохранению постоянного энергетического уровня, независимо от того, идет ли речь о свободной энергии, об энергии связанной или же о поднятой самим Фрейдом проблеме: не находится ли принцип удовольствия во власти влечения к смерти?

Спорный вопрос психоанализа — что же собственно находится "По ту сторону принципа удовольствия" — не может быть осмысленно поставлен, покуда не выявлена проблематика, требующая ввода таких понятий, как удовольствие, постоянство, связывание, полное устранение напряжений. Фактически Фрейд вводит принципы или силы влечения, выходящие за рамки принципа удовольствия, лишь тогда, когда принцип удовольствия в его трактовке сближается с принципом постоянства. Если же принцип удовольствия толковался как полное устранение напряжения (принцип Нирваны), то тогда Фрейд подчеркивает основополагающее значение принципа удовольствия.

Принцип удовольствия возникает в психоаналитической теории, как правило, вместе с принципом реальности. Так, выявляя два принципа функционирования психики, Фрейд исходит, прежде всего, именно из этих двух опорных моментов. Поначалу влечения стремятся лишь к разрядке, к удовлетворению кратчайшим возмож­ным путем. Постепенно они постигают природу реальности, ибо лишь этот процесс "обучения" помогает им, несмотря на все околь­ные пути и отсрочки, достичь желаемого удовлетворения. По этой несколько упрощенной картине можно судить о том, как проблема отношения между удовольствием и реальностью обусловлена пониманием удовольствия в психоанализе. Если под удовольствием понимать удовлетворение потребности (образец здесь — удовлет­ворение влечений к самосохранению), тогда противопоставление принципа удовольствия принципу реальности не дает ничего нового, особенно если признать, что живой организм обладает естественным равновесием и установками, в силу которых удовольствие, подчиненное, правда, адаптативным функциям, ста­новится направляющим принципом жизни. Однако психоанализ придает принципу удовольствия решающее значение в ином кон­тексте — в связи с такими процессами (опыт удовлетворения) и явлениями (сновидение), "нереалистичность" которых, очевидна. И тогда эти два принципа предстают как полностью антагонистичные: выполнение бессознательного желания отвечает иным требованиям и соответствует иным законам, нежели удовлетворение жизненных потребностей.

 

8. Понятие «топики». Соотношение первой топики и второй.

Один из трех подходов, предложенный Фрейдом (1915) в качестве метапсихологической интерпретации психических фено­менов. Предыдущие подходы получили теоретическое обоснование на основе дина­мической и экономической концепции. Тер­мин топографический происходит из древ­негреческого и означает относительное по­ложение и профиль — взаимное располо­жение и очертания отдельных простран­ственных областей. С помощью топографи­ческого подхода Фрейд стремился опреде­лить 'месторасположение' психических феноменов по отношению к сознанию. Он постулировал существование трех основ­ных частей психики, размещенных (в мета­форическом, но не анатомическом или про­странственном смысле) по вертикальной оси от наиболее поверхностного слоя до само­го глубокого. Все, что составляет сознатель­но воспринимаемые образы и предметы, то есть психическое содержание памяти, сно­видений, мыслей, желаний, чувств, было отне­сено к поверхностному слою. Несколько 'ниже' помещается предсознательное — содержания психической жизни, способные при определенных условиях и достаточной концентрации внимания достичь области сознания. Все, что не может быть выведено в эту область, несмотря ни на какие усилия и сосредоточение внимания, относится к наиболее глубокому слою психики — бес­сознательному.

Фрейд подчеркивал, что предложенные им термины имеют сугубо эвристическое значение и обозначают основные системы психики. Система бессознательного харак­теризуется совокупностью первичных про­цессов мышления, предсознательное и со­знательное вторичным процессом, нераз­рывно связанным с логическими построени­ями и речью. Кроме того, Фрейд выдвинул гипотезу о наличии двух барьеров:

· на границе между бессознательным и предсознательным и

· на границе между предсознательным и сознанием.

В настоящее время понятия сознатель­ного и предсознательного используются главным образом в их дескриптивном зна­чении, тогда как понятие бессознательно­го — и в дескриптивном, и в динамическом. Топографический подход использовался для решения задач накопления и упорядочения данных, получаемых в результате непосред­ственных клинических наблюдений, в то же время этот подход применялся и в целях анализа, то есть для 'перевода" языка бес­сознательного в сознание.

В дальнейшем топографическая концепция была дополне­на во многом перекрывающейся второй топографической теорией — трехкомпонен­тной структурной моделью (Оно, Я, Сверх-Я), согласно которой анализ конфликта и специальные техники позволяют осущест­влять конкретный 'перевод' содержания Оно в содержание Я.

Ф. пытался совместить топографическое (бсз, псз, Сз) и структурное (Я, Оно и Сверх-Я) видение инстанций психики. При таком понимании Оно сообщается с внешним миром с помощью структуры «Я», сознание проистекает из системы восприятия. Сверх-Я расположено дальше от системы восприятия, чем «Я», и погружено в бсз Оно. Но пространство, занимаемое бсз Оно значительно больше, чем пространство «Я» или псз.

1 топика: принцип удовольствия (отдача себя) – принцип реальности (сохранение себя). Нарциссизм – смыкаются сохранение и отдача, нет противопоставления, «Я» объект сам для себя.

2 топика: инстанции. Я – частично бессознательно. «Я» как инстанция защиты, Сверх-Я как система запретов и Оно как полюс влечений. «Я» – посредник, примиряющий Сверх-Я и Оно. Влечение к жизни и влечение к смерти – сохранение энергии на как можно более низком уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.