КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опыт работы земельного бюро Г. Шанхая 1 страница
OJ обоснованного чередования культур, определения наилучших режимов и сроков полива, размещения объектов инфраструктуры: дорог, оросительных каналов, коллекторов и др. Вместе с тем система землеустроительных и земельно-кадастровых работ в Индии, особенно на землях сельскохозяйственного назначения, требует дальнейшего развития, результатом которого должны послужить меры по планированию и совершенствованию сложившегося землевладения и землепользования. Глава 24 ИЗРАИЛЬ 24.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА Основное значение в формировании земельной политики и земельных отношений в Израиле (Государстве Израиль) сыграл комплекс не экономических, а идеологических и политических мотивов, направленных в первую очередь на создание условий для массовой иммиграции евреев со всего мира на земли Палестины и провозглашение Государства Израиль. В силу плохой обеспеченности Палестины природными ресурсами, малых размеров страны и отсутствия возможности для широкомасштабного предпринимательства «невозможно было ожидать, что евреи будут иммигрировать в Палестину по каким-то материальным соображениям», поэтому при переселении эмигранты в большей степени руководствовались идеологическими мотивами [136]. Формирование земельных ресурсов (пространственно-территориальной основы) для последующего образования на территории Палестины еврейского государства началось за полвека до провозглашения Государства Израиль. Главным инициатором этого процесса являлась мировая еврейская диаспора. Созданный ею Еврейский Национальный Фонд (ЕНФ), который имел форму частной компании, начиная с 1901 г., во времена османского правления в Палестине, скупал земли у арабских жителей и передавал их в коллективное пользование (аренду) еврейским переселенцам, сохраняя за собой право собственности на приобретенные земли и выступая в роли попечителя и гаранта развития еврейских поселений. Так была сформирована первая составляющая будущей государственной собственности на землю. Общая площадь земель, выкупленных Фондом ко времени создания независимого государства, составляла 96 тыс. га. В этот период в стране проживало 650 тыс. чел.
Вторая составляющая государственной собственности на землю возникла в 1948 г., после образования Государства Израиль. Государство было объявлено собственником всех незанятых земель, что означало конец первичному частному приобретению земель. В собственность государства перешли земли, находившиеся ранее в собственности турецких, а затем британских властей; значительные по площади бесхозные и непригодные для обработки участки; земли, оставленные палестинскими беженцами; участки, конфискованные у арабского населения, проживающего в Израиле (по Закону «Об оставленной земельной собственности» 1951 г. и Закону «О приобретении земель» 1953 г.). Также в собственность государства после 1948 г. перешли земли принадлежавшие ЕНФ, получившего к тому времени форму квазигосударственного учреждения. В результате массовой репатриации с 1948 по 1952 г. население страны возросло до 1,3 млн чел. В государственной собственности (включая собственность ЕНФ) находится около 95 % всех земель страны, остальная часть земель (5 %) является частной собственностью. Частная собственность сформировалась в период до образования Государства Израиль в результате свободного приобретения евреями земель у жителей Палестины во времена вхождения ее в состав Османской империи. Частную собственность государство также признает и охраняет. Самое крупное частное землевладение в современном Израиле составляет 400 га.
Площадь Израиля внутри границ и линий прекращения огня, включая Палестинскую автономию, составляет 2,78 млн га, население 5,9 млн чел. [101]. Плотность населения — 286 чел. на 1 км2. Общая площадь обрабатываемых земель страны равна 437 тыс. га, включая около 85 тыс. га под многолетними насаждениями, из них постоянно орошаемых земель—192тыс. га. Периодически используют также около 150 тыс. га богарных пастбищ. Резервы прироста обрабатываемой площади, так же как и большинство других источников экстенсивного роста сельского хозяйства, были практически исчерпаны к концу 50-х годов. Земельный фонд страны подразделяют на земли частной и государственной собственности (общественные земельные угодья). Общественные земельные угодья делят на следующие категории: территории общественного пользования (дороги, морское побережье); земли, принадлежащие государству и ЕНФ, которые, в свою очередь, подразделяют на земли сельскохозяйственного использования и участки, используемые государственными предприятиями в иных целях. 24.2. ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Современное земельное законодательство Израиля долгое время испытывало на себе влияние правовых систем Османской империи и Великобритании и характеризуется недостаточной разра- ботанностью, невысокой законодательной мобильностью. Так, лишь в 1969 г. была аннулирована система частного землевладения, закрепленная в турецком праве, с присущими ей элементами феодальных привилегий землевладельцев. Спустя полвека после провозглашения Государства Израиль детально разработано на основе положений западноевропейского права только законодательство, относящееся к частным землям. Доказательством права частной собственности на землю служит соответствующая запись в Земельном реестре. Права частного собственника защищают только в случае, если запись сделана после официальной регистрации — «протоколирования» всех земельных участков на территории данного района. Ученые Израиля признают, что общенациональный процесс «официального протоколирования» еще далек от завершения. Свод законов об общественных землях до сих пор так и не сформировался. Главным считают «Основной закон о земельных владениях», принятый в 1960 г. Он определяет порядок управления государственными земельными владениями и провозглашает принцип неотторжимости государственной собственности на землю. Это имеет скорее символическое значение и рассматривается в Израиле как основа соответствующего раздела будущей конституции страны.
Несмотря на отдельные призывы к приватизации части земельного фонда после 1948 г., в стране в целом существовало национальное согласие относительно государственной собственности на землю. Это связано с тем, что земля помимо прямой хозяйственной ценности имеет в глазах еврейского народа особое символическое значение неотчуждаемого наследия всех евреев. Поэтому согласно «Основному закону о земельных владениях» государственные и общественные земли неотчуждаемы посредством продажи или каким-либо другим путем [56]. Государство обладает обширными полномочиями вмешиваться в право частной собственности на землю. Оно может экспроприировать «любую землю, находящуюся в частной собственности или сданную в любую форму аренды» на общественные нужды в интересах экономического развития, национальной безопасности, строительства новых поселений. Право государства отчуждать собственность на землю и другую недвижимость абсолютно, любые требования по договорам с государством не имеют законной силы [12]. Учитывая непрерывную конфронтацию с соседними арабскими государствами, одной из главных причин высокого уровня огосударствления земли явилась необходимость обеспечить интересы национальной безопасности страны как в военно-стратегическом, так и в экономическом, в частности продовольственном отношении. Опираясь на свою земельную монополию, государство зарезервировало за собой господствующее положение в ряде других от- раслей экономики. Так, были национализированы недра, установлена государственная монополия на водоснабжение и добычу полезных ископаемых. Земельная собственность в значительной мере определила формирование государственной собственности в области транспорта и энергетики.
Располагая основной частью земельных угодий, государство не занимается предпринимательской деятельностью непосредственно в аграрном секторе производства, но его опосредованное влияние на развитие сельского хозяйства велико. Основная форма использования земли — коллективная или индивидуальная долгосрочная аренда сроком на 49 лет с правом последующего продления аренды на тот же период. Для предотвращения дробления землепользовании на мелкие части право преемственности долгосрочной аренды или собственности на весь земельный участок передают только одному лицу (старшему сыну в семье). 24.3. СИСТЕМА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Вопросами землепользования в Израиле занимаются три ведомства: Израильское Земельное Управление (Israel Lands Authority- I LA); Еврейский Национальный Фонд (Jewish National Fund — JNF); Министерство сельского хозяйства и развития сельских районов Израиля (Ministry of Agriculture and Rural Development of Israel - MARDI). Израильское Земельное Управление, созданное в 1961 г., отвечает за использование государственных земель на общей площади 5750 тыс. акров, а также регулирует земельные отношения на всей территории страны. Юридическая компетенция Управления базируется на Основном законе, устанавливающем государственную собственность на землю, израильском земельном законодательстве и договоре между государством Израиль и Еврейским Национальным Фондом (ЕНФ)1. В задачи Израильского Земельного Управления входит: перераспределение земель для общественных и государственных нужд; выделение (создание) земельных резервов для будущих потребностей; сохранение сельскохозяйственных земель; 1 Данные о структуре, функциях и полномочиях ILA получены из источника: Nahman Oron (director information system) Israel Land Authority. Copyright 2002. The state of Israel. All Rights Reserved (в нашем переводе). способствование развитию сельскохозяйственных и городских поселений; использование земель в соответствии с законодательством. Деятельность Управления регламентируется следующими целями. 1. Гарантировать использование национальных земель в строгом соответствии с израильскими законами. 2. Активно охранять и наблюдать за использованием государственных земель. 3. Предоставлять государственные земли для общественного использования. 4. Планировать, развивать и управлять государственными земельными ресурсами. 5. Инициировать планирование расселения и развитие поселений (включая переселение людей). 6. Регулировать и управлять регистрацией государственных земель. 7. Осуществлять государственный надзор за заключением контрактов и соглашений между сторонами по поводу пользования землей. 8. Улучшать сервисное обслуживание населения (информационно-консультационное обслуживание). Основные функции Израильского Земельного Управления: регистрация земель (land registration); городское планирование (urban planning); оформление сделок с городскими землями (urban transactions); оформление сделок с сельскими землями (rural transactions); надзор (supervision); сервисное обслуживание населения (public service). Для выполнения указанных функций в составе Управления работают следующие отделы. 1. Собственности и регистрации (Ownership and registration). 2. Планирования и развития (Planning and development). 3. Сделок с городскими землями (Urban transactions). 4. Сделок с сельскими землями (Rural transactions). 5. Инспекции и надзора (Inspection and supervision). 6. Правовой (Legal counsel). 7. Финансовый (Finanse). 8. Кадров и администрации (Personnel and administration). 9. Систем информации (Information systems). 10. Внутренней ревизии (Internal audit). Землеустроительные действия в целом состоят из последовательного выполнения отдельных видов работ, включающих: получение информации о состоянии и использовании земель путем аэрокосмических методов (получение и обработка аэрофотоснимков); сбор информации, относящейся к ранее совершенным операциям (сделкам) с землей по данным архивных источников; получение данных для разработки проектов и планов землеустройства (составление задания на проектирование); разработку детальных планов и проектов на сельскохозяйственные территории, а также Генеральных планов на городские территории; юридическое оформление документов (регистрация прав землепользователей); составление планово-картографических материалов на обустроенную территорию. Еврейский Национальный Фонд, формально являясь собственником части земель Израиля, осуществляет финансовую поддержку поселений, которым он предоставил землю в аренду на 49 лет, а также выполняет функции наблюдателя за использованием и развитием переданных земель. В Министерстве сельского хозяйства и развития сельских районов вопросы использования и охраны земельных ресурсов возложены на Почвенно-мелиоративную службу Израиля (Soil conservation and drainage department). В ее компетенцию входит картографирование (составление почвенных карт), разработка и реализация мероприятий по охране почв (земель) и дистанционное зондирование территории. В каждом из 56 административно-территориальных образований Израиля работает по 1...2 специалиста Почвенно-мелиоративной службы, осуществляя возложенные на них функции. 24.4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ТЕРРИТОРИИ И ВИДЫ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Основу аграрного сектора Израиля составляют различные типы кооперативных объединений, возникшие на базе коллективной аренды земли. Кооперативные сельскохозяйственные объединения определили и форму сельского расселения на безводных пустынных землях, которые составляли большую часть осваиваемой переселенцами территории. Это связано с тем, что кооперативным поселениям было легче решать проблемы обороны в ходе конфликтов с арабским населением, они служили наиболее рациональной формой организации колонистов для освоения выжженных солнцем безводных земель. Общественные принципы организации и работы на земле полностью гармонировали и с иудаистскими канонами, предписывающими возвращение к земледельческому труду в Эрец Исраэль (Страна Израиль) на основе традиционно общинной для диаспоры формы расселения [40]. В результате сельское хозяйство страны представляет собой своеобразный гибрид частных ферм и хозяйств-поселений, основанных на тесном кооперировании в производственной, сбытовой деятельности, снабжении и потреблении с явным преобладанием кооперативного сектора. Можно выделить следующие основные виды сельскохозяйственных поселений: кибуц, мошав, мошава, представляющие собой кооперативные объединения (поселения) [85]. В основу первых двух объединений заложен идеал социального равенства (совместный коллективный труд, уравнительное распределение продуктов труда и т. д.). Указанные виды сельских поселений можно рассматривать не только как формы сельской кооперации, но и как формы организации сельскохозяйственной территории. Наряду с кооперативными существуют некооперативные поселения, представляющие собой поселения индивидуальных фермеров. Их численность в еврейском секторе составляет 224, арабском 35 [101], а также около 60 общинных поселений (ишув кехилати). Кибуц представляет собой компактное сельское поселение, как правило, спланированное и застроенное по одному образцу. В центре кибуца расположены столовая, актовый зал, конторские помещения, библиотека, вокруг которых размещены жилые дома, парки, детские сады, учебные классы и спортивные сооружения. Производственные помещения вынесены на окраину поселка, где начинаются сельскохозяйственные угодья, окружающие поселение, что в совокупности составляет территорию кибуца. Кибуц — также коллективное образование, члены которого совместно владеют средствами производства, используют коллективную форму организации труда и сбыта продукции. Вознаграждение за работу — уравнительное. В ряде кибуцев внедряется дифференцированное вознаграждение за труд, определяемое видом выполняемой работы. Первый кибуц (тогда его называли «квуца») был создан в 1909 г. группой молодых евреев, энтузиастов заселения Эрец Исраэль, живших коммуной и занятых на осушении болот Хадеры, которые решили создать собственное поселение. К началу Второй мировой войны в Палестине насчитывалось около 30 подобных поселений. В настоящее время в Израиле существует 269 кибуцев, где проживает 120,5 тыс. чел., что составляет 2 % всего населения страны или около 59 % занятых в сельском хозяйстве. Некоторые кибуцы насчитывают менее 100 членов, в других их число превышает 1000 чел., но в большинстве случаев население кибуца составляет несколько сотен человек [103]. Земельные площади кибуцных хозяйств в разных регионах страны отличаются друг от друга. Большая их часть имеет от 400 до 600 га арендуемых у государства или у ЕНФ земель. В соответствии с арендным договором земля не может быть разделена между членами коммуны в случае ее роспуска или при возникновении финансовых затруднений из-за получения ипотечного кредита. Если по решению кибуцников коммуна распускается, то земля переходит в ведение государства, которое переда- ет ее вновь создаваемым коммунам. Согласно условиям аренды кибуцники обязаны возделывать землю сами и лишь для тех нужд, которые указаны в договоре. Иными словами, арендующий у государства землю под поля и плантации не имеет права возводить здесь промышленные предприятия, не получив на то согласия собственника (государства). Ряд кибуцев привлекает наемных работников, как для принятия высококвалифицированных управленческих решений, так и для проведения сельскохозяйственных работ. На землях кибуцев растет число промышленных предприятий, находящихся в их владении. Среди основных видов промышленной продукции: пластиковая и резиновая (37 % общей реализации), металлоизделия (17 %) и пищевая (16 %). Широко развивается гостиничный бизнес. Сельскохозяйственная специализация кибуцных хозяйств определяется размерами угодий, почвенными и климатическими условиями. В кибуцах, располагающих большими земельными участками по сравнению с мошавами, наибольшее развитие получили полеводство (злаковые и технические культуры), молочное и мясное животноводство. Несмотря на то что каждый кибуц в социальном и экономическом отношении представляет собой независимую единицу, ряд общенациональных федераций координируют их деятельность и обеспечивают определенные услуги. Самое крупное кибуцное объединение — «ха-Тнуа ха-кибуцит ха-меухедет» (ТАКАМ — Объединенное кибуцное движение), к которому принадлежат около 60 % кибуцев. Около 32 % кибуцев относятся к движению «ха-Кибуц ха-арци» и 6 % — к федерации «ха-Кибуц ха-дати» (религиозные кибуци). Имеется еще два ультраортодоксальных кибуца, принадлежащих движению «Поалей Агудат-Исраэль». М о ш а в (мошав-шифути, или коллективный мошав) — кооперативное объединение ферм (фермерских хозяйств), принадлежащих отдельным семьям (на правах аренды), в котором организованы общие экономические и социальные службы. Указанные объединения имеют коллективную собственность на средства производства, коллективную форму организации труда и сбыта продукции, как и в кибуцах. В отличие от них в мошаве-шифути каждая семья ведет свое домашнее хозяйство отдельно и ежемесячно получает от кооператива деньги на приобретение продуктов, одежды и предметов домашнего обихода. Размер выдаваемой суммы определяется исключительно числом членов семьи. В стране насчитывается 43 таких кооперативных объединения, компактно сформированных в поселения, где проживает 18,2 тыс. чел. М о ш а в а (мошав-овдим) — группа частных ферм, объединившихся с целью сбыта продукции и закупки средств производства. В отличие от двух первых кооперативных объединений (поселений) в мошав-овдим существует частная собственность на средства производства, индивидуальная организация труда и воз- награждение за работу в соответствии с трудовым вкладом. Так же как в кибуце и мошав-шифути, используется коллективная форма сбыта продукции. В Израиле имеется 411 таких поселений, где проживает 184,5 тыс. жителей. Общая земельная площадь последних двух типов поселений зависит от числа ферм, входящих в объединение. Большая часть таких поселений имеет площадь 200...300 га. В мошавах преобладает выращивание трудоемких культур (цитрусовые, овощи, бахчевые), молочное животноводство, а в горных районах, где существует дефицит пригодных для обработки площадей, — птицеводство. Кибуцы и мошавы доминируют в израильском сельском хозяйстве. На их долю приходится около 80 % производимой в стране аграрной продукции, которую они делят в равной пропорции. Они обрабатывают примерно 70 % пахотной земли, владеют 75 % основных сельскохозяйственных фондов страны. Частные фермы в основном представляют собой семейные хозяйства. На одну семью в среднем приходится 4...8 га земли. Специализация частных хозяйств, сложившаяся в начале XX в., не претерпела существенных изменений. В большинстве своем они заняты виноградарством и садоводством, на 75 % обеспечивая национальное производство винограда, яблок и груш. Соотношение долей кибуцев, мошавов и частных ферм в используемых под различными культурами площадях составляет соответственно, %: полевые культуры — 49,6; 27,5; 22,9; овощи и бахчевые — 30,5; 38,0; 31,5; цветы—11; 78; 21; фрукты—18,1; 35,8; 46. Виды сельских поселений и формы территориальной организации сельскохозяйственного производства в Израиле взаимосвязаны и взаимообусловлены, что учитывают при землеустройстве. Глава 25 КИТАЙ 25.1. РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ХОДЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕФОРМ Китайская Народная Республика (КНР) занимает третье место по площади территории среди стран мира. Общая площадь страны—9,6 млн км^ (960 млн га), площадь суши— 932,6 млн га, на которой проживает 1,3 млрд чел. Плотность населения — 130 чел. на 1км2, землеобеспечен-ность — 0,77 га общей площади на человека, в том числе 0,44 га сельскохозяйственных угодий и 0,07 га пашни. Общая протяженность границы 22 143 км, длина береговой линии — 14 500 км. Китай — преимущественно горная страна. Всего 30 % его территории находится ниже 1000 м над уровнем моря. Сельскохозяйственная освоенность территории — 57,1 %, распаханность— 15,1%. Большая часть населения (80 %) сосредоточена в сельской местности. Сельское хозяйство Китая — одна из главных отраслей экономики; на его долю приходится около 70 % национального дохода. Основные отрасли земледелия — производство зерновых, технических, овощных и сахаросодержащих культур (сахарный тростник, свекла); в животноводстве наибольшее развитие получило свиноводство. Хорошо развиты птицеводство и рыбное хозяйство. По разнообразию сельскохозяйственной продукции Китай занимает ведущее место в мире. Здесь возделывают более 50 видов полевых культур, около 100 овощных, более 60 плодовых, около 700 видов грибов, лекарственные травы, развиты производство чая и шелководство. Посевная площадь составляет 145 млн га, из которых почти треть орошают. В основных земледельческих районах получают два-три урожая в год. Средний коэффициент повторных посевов — 1,4, а в основных районах земледелия — 3,8. Земельная реформа в Китае стала основой сельскохозяйственного развития и представляет собой неотъемлемую часть общей экономической реформы и государственной политики в целом. Первый этап земельной реформы в КНР проходил в 1949— 1952 гг.; он был связан с конфискацией земли и других средств производства (сельскохозяйственной техники, скота, инвентаря и другого имущества) у крупных землевладельцев и их передачей безземельным крестьянам. Начиная с первой пятилетки социалистического строительства в Китае (1953 г.) земельная реформа обеспечивала реализацию принципов коллективизации — от первоначального до полного кооперирования на селе (1955 г.). В 1958 г. в Китае начался так называемый «большой скачок». В целях скорейшей реализации принципов коммунизма повсюду в централизованном порядке повышали нормы и конечные показатели производства. На селе активно создавали коммуны и госхозы, укрупняли сельскохозяйственные кооперативы. Это позволило государственным органам управления монополизировать землю как объект хозяйствования, полностью контролировать производство, использование выделяемых ресурсов, распределение излишков продукции и частную деятельность крестьян. Преобладающей стала общественная собственность на землю. Оплата труда в соответствии с отработанным временем по своей сути была уравнительной, что не стимулировало увеличение производства продукции и отчуждало крестьянство от земли. Вместе с тем за счет мобилизации крестьянства в коммуны и принудительного изъятия государством большей части прибавочного продукта развивалось агропромышленное производство, создавали аг- рарную инфраструктуру, в сельскую местность привлекали средства промышленности. Однако общественная собственность на землю вскоре стала сдерживающим фактором в развитии сельскохозяйственного производства и экономики всей страны. Третий пленум ЦК КПК в 1978 г. принял решение о выходе из кризисной ситуации на основе внедрения в производство экономических методов хозяйствования, базирующихся на учете объективных экономических законов, интересов различных слоев населения, стимулов, модернизации сельского хозяйства. Была официально признана многоукладность сельской экономики. Наряду с социалистическими предприятиями право на существование получили индивидуальные, частнохозяйственные, государственно-капиталистические хозяйства. Распространение подрядной системы в сельском хозяйстве выявило огромное аграрное перенаселение, невозможность предоставления каждому работнику земельного надела, обеспечивающего полную занятость и нормальный источник существования. Поэтому было разрешено части рабочей силы деревни не участвовать в сельскохозяйственном производстве, а заняться подсобным промыслом. Крестьянам была разрешена и мелкая частная торговля. Главной хозяйственной единицей на селе стал крестьянский двор, который владеет имуществом (основные фонды, жилье, запасы сельскохозяйственной продукции и др.). Сельская семья заключала с коллективом (деревней, производственной бригадой) контракт на подряд земельного участка (средняя площадь 0,5...0,8 га), в соответствии с которым ее обязывали продать государству по стабильной закупочной цене определенный объем сельскохозяйственной продукции, делать отчисления в коллективные фонды, уплачивать сельскохозяйственный налог. Существовало право собственности крестьян на плодовые и другие деревья, право наследования подрядных договоров. Допускались наем рабочей силы, передача участков в субподряд. Приветствовалась концентрация земель в руках «умелых землевладельцев». Размеры приусадебных участков крестьян в период реформы были увеличены и занимали до 7... 15% площади пахотных земель. Не было ограничений на выращивание в личных подсобных хозяйствах скота, птицы, плодовых деревьев, разведение рыбы и др. Сельскохозяйственный налог стали взимать в денежной форме. Его структура включала налог на пользование землей (неизменный на определенный период) и налог на продажу продукции (2... 10% стоимости реализуемой продукции в зависимости от ее объема и вида). Государство закупало у крестьян 30...35 % производимого зерна, более 70 — растительного масла, 95 % хлопка. За каждые 100 кг зерна, проданного по государственным контрактам, крестьяне получали по твердым ценам 3 кг дизельного топлива и 6... 10 кг удобрений. В случае невыполнения контракта они вынуждены были покупать эти товары на рынке по ценам в 2...4 раза выше государственных. Сверх контрактов зерно закупали у крестьян на договорных началах по коммерческим ценам, которые в среднем в 2,5 раза больше государственных закупочных. Несмотря на принятые меры, производство зерна оставалось низкорентабельным (в 2...3 раза менее выгодным, чем выращивание технических культур, и в 3...4 раза, чем мелкое промышленное производство и транспортные услуги) [80]. Переход от народных коммун к семейному подряду способствовал подъему сельской экономики. Этот механизм, давший каждой крестьянской семье участок земли, стал формой соединения личной материальной заинтересованности и инициативы с экономическими интересами государства. Хотя он и создал немало проблем (продолжающееся дробление земельных участков, нежелание крестьян вкладывать средства в долгосрочное повышение урожайности и др.), но пока не происходило обезземеливание и обнищание преобладающей части крестьян. Широкомасштабную экономическую реформу 1978 г. начали с деревни. Народные коммуны были ликвидированы, их хозяйственные и административные функции разделены. Волостные (поселковые) народные правительства взяли в свои руки политические и многие другие функции коммун. Всего было создано около 70 тыс. волостных правительств, а также 845 тыс. комитетов сельских жителей [27]. Комитет, объединявший в среднем около 150 крестьянских дворов, выступал собственником земли, крупных сельскохозяйственных орудий и других средств производства, принадлежавших ранее производственным бригадам коммун. Землю, формально оставшуюся в коллективной собственности жителей деревни (фактически — в государственной), передавали в аренду крестьянским хозяйствам на срок 15 лет и более. Им устанавливали обязательные задания по производству только нескольких видов товарной продукции (зерно, хлопок, масличные культуры), которые закупали по твердым ценам; все остальное крестьяне реализовывали на рынке. При переходе на семейный подряд земли, находящиеся в коллективной собственности, передавали в пользование уравнительно (как правило, из расчета 70 % по числу едоков, 30 % по рабочей силе). В дальнейшем ее перераспределяли дополнительно. Основной производственной хозрасчетной единицей на селе при сохранении госхозов и кооперативов стал крестьянский двор (семья), за которым по контракту (договору) сначала на короткий, а затем на длительный срок была закреплена земля (включая пашню, лес, пастбища и водоемы).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |