Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подростковый возраст




Демаркационная линия между предподростковым возрастом и собственно подростковым возрастом является первая менструация у девочек и поллюция у мальчиков. Это индикатор того, что начался собственно-подростковый период.

С какими достижениями человек входит в подростковый период? Допустим, подросток выполнил основную задачу предподросткового периода, то есть психологически справиться с изменениями в теле, и психика в своем развитии смогла догнать тело.

Дальше происходит окончательное половое созревание и возникает базовый конфликт подросткового возраста. Разрешение этого конфликта как раз и определяет характер будущей личности. Это конфликт между потребностью в инстинктной свободе, в избавлении от табу на сексуальное удовлетворение, и с другой, потребность в социальной адаптации. Две вещи, абсолютно противоположные, потому что противоречат друг другу. Фрейд говорил, что первичные позывы человека делают его врагом культуры. Если ты хочешь социальной адаптации, то волей-неволей тебе надо смерить инстинкты. Анна Фрейд описывает подростковый возраст как период непрерывной борьбы между Эго и Ид.

Как уже отмечалось, внешнее проявление этого конфликта – это подростковая лабильность эффекта. Усиливаются конфликты с родителями, так как они делают одну большую ошибку: очень сильно переживают свою деидеализацию. Им хочется сохранить прежний характер отношений, который был в латентном периоде. Возникает интересная ситуация, если родители продолжают донимать ребенка своим вниманием, то его бунт будет только усиливаться. Если же они оставят его в покое, то он почувствует себя покинутым, есть такое понятие как подростковая депрессия заброшенности. То есть как родители себя не ведут, все равно получается плохо.

Но, для развития подростка, это время имеет очень большое значение, так как он проходит процесс вторичной индивидуации, который предусматривает отказ от родителей как от авторитарных фигур, отказ от родителей как от объектов любви, и нахождение новых авторитарных фигур и новых объектов любви за пределами семьи. Спасаясь от депрессии и покинутости, подросток обращается к сверстникам и существует такое понятие как референтная группа. Она отличается от латентной группы по двум характеристикам:

1. В подростковой группе присутствует иерархия, есть лидер

2. Подростковая группа уже разнородная по полу

Обе эти характеристики имеют большое значение для развития. Задачи подростковой группы и латентной группы – разные. В латентной фазе продолжается укрепление полоролевой идентичности за счет взаимных идентификаций. В подростковый период за счет окончательной полоролевой идентичности установить в референтной группе отношения с мужчинами как с мужчинами, и с девушками как мужчина с женщиной.

Самое главное назначение подростковой группы – она помогает переструктурировать СуперЭго. К завершению подросткового возраста Эго и СуперЭго становятся своими собственными и огромную роль в этом процессе играют отношения в группе. Подросток частично обесценивает родительскую семью и находит новые объекты поклонения. Он так же попадает в среду, где господствуют другие стандарты СуперЭго. Эти стандарты, как правило, мягче и это расширяет арсенал СуперЭго подростка. Это стабилизирует его отношения и самоощущение. Происходит процесс, который получил название регрессивная персонификация СуперЭго. Этот феномен и есть процесс перестройки СуперЭго в подростковой фазе.

Что происходит в этом процессе? Те интроекты, которые находятся в составе СуперЭго, в особенности наиболее жесткие из них, подросток возвращает родителям. Внешне это проявляется в том, что он перестает осуждать себя за какие-то формы поведения, и провоцирует тем самым осуждение со стороны родителей. Затем он, на место этих застарелых архаичных интроектов помещает иные компоненты СуперЭго, взятые в референтной группе. Таким образом, он смягчает структуру СуперЭго, оно становится мягче по отношению к операциям Эго, более гибким в различных жизненных ситуациях. В патологическом варианте стандарты группы не соответствуют стандартам родителей. Это приводит к расщеплению СуперЭго и усилению внутреннего дисбаланса.

Решение базового конфликта в подростковом возрасте формирует несколько адаптивных паттернов, которые помогают подростку этот конфликт преодолеть. Сюда можно отнести такие защитные механизмы:

· Интеллектуализацию

· Аскетизм

Подросток начинает вести себя как человек, лишенный инстинктивной жизни. Например, увлечется философией ДАО, философией, йогой. Это позволит ему отдалиться от опасных желаний. Интеллектуализация означает не отрицание сексуальности, а безопасный поворот от нее.

В этом возрасте начинает работать бессознательный паттерн, который называется центральная мастурбационная фантазия. Это не фантазия, а скорее поведенческие стереотипы, которые на протяжении какого-то времени структурируют поведение подростка. Подросток движется к некой инстинктивной цели, но предпочитает не доходить до конца. Когда инстинктивная цель не осознается, возникает такое явление как подростковое томление духа: сосет под ложечкой, чего-то хочется, но не понятно чего. Это такая ситуация, когда инстинктивная цель не допускается в сознание и подросток в таком состоянии болтается по городу, валяется на диване, среди подушек и так далее. Родители недовольны, злятся, упрекают, требуют, чтобы он занялся полезным делом. А подросток занят, работает центральная мастурбационная фантазия, разрешается базовый конфликт подросткового возраста.

Есть еще одна специфическая особенность подросткового возраста, которая называется нормальная лабильность эффекта. Это те колебания настроения, в которых подросток находиться, это метания из крайности в крайность. Эти метания есть показатель того, что психика перестраивается, Эго и Ид ведут борьбу. Может показаться, что такие колебания могут опустошить человека, разрушить его, но этого не происходит. Если в такой ситуации окажется взрослый человек, то ему гарантировано нервное расстройство, а с подростка, как «с гуся вода». И это именно потому, что существует нормальная лабильность эффекта.

На подростковой стадии происходит временное прекращение действия сигнальной функции эффекта. Что это такое? Если ребенок плачет, то мать его успокаивает. Это материнская функция, которой маленький ребенок пока еще не владеет. Как и всякая материнская функция, она будет со временем интернализована, сделана частью «Я» ребенка. Это и есть сигнальная функция аффекта. Эта функция также обозначает, что аффект играет роль сигнала. Происходит нечто, что надо взять под контроль, как раньше это делала мама. Аффект как тревожный звонок.

Так вот, в подростковом возрасте эта функция временно перестает действовать. Подросток похож на Ванька-встаньку, которого легко раскачать, но невозможно опрокинуть. Это помогает подростку легко справляться с чувствами, которые для взрослого человека опустошительны и разрушающие, для подростка они таковыми не являются. В итоге маятник замирает в вертикальном положении, это и будет оптимальный исход борьбы между Эго и Ид. С одной стороны определенная степень инстинктивной свободы и раскрепощенности, а с другой стороны, относительная социальная преемственность.

Процесс вторичной индивидуации завершен. Обретена свобода в выборе объекта любви, обретена свобода в выборе определенных авторитетных фигур.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.