Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И с п о л ь з у е м а я л и т е р а т у р а 1 страница




1. Grunig J. Public Relation Theory. N.Y., 1998. P.29-41.

2. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 2002. С.198-202.

3. Baskin O., Aronoff C. Publik Relations. N.Y.,1992. P. 43.

4. См.: Минимальные стандарты качества // Советник.1997. № 11. С. 13-14.

5. См. подробнее: Шишкина М.А. Социальная ответственность бизнеса де-юре и де-факто. В сб. «Петербургская школа PR Вып.2.СПб.,2004. С.150-157.

6. Бернет Д., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: Интегрированный подход. М., СПб., Харьков, Минск, 2001. С.161-162.

7. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга.М.,2001. С.94.

8. Schultz D., Tannenbaum S., Lauterborn R. Integrated Marketing Communication. Chicago, 1993.

9. Там же. С.79.

10. Шишкин Д.П.. Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология. СПб., 2004. С.3.

11. Там же. С.4.

 

 

Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКая составляющая PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Различные авторы по-разному называют (и характеризуют) начальный этап PR-деятельности. Авторы коллективной монографии «Реклама и связи с общественностью» определяют его как «подготовительный (информационный)»(1), а основными требованиями к нему считают полноту информации, ее объективность, удобство пользования ею. С. Катлип (а вслед за ним и В. Королько) называет эту фазу «определение проблемы (или возможности)» и отмечает, что она включает в себя «и контроль знаний, установок и поведения тех, кто так или иначе связан с деятельностью и политикой организации и на кого эта деятельность и политика оказывает влияние. В сущности, это является разновидностью функций организации (или функций сбора информации). Отвечая на вопрос „Что происходит?“, она обеспечивает основу для всех последующих этапов процесса решения проблемы» (2). В. Моисеев, следуя американской традиции, называет этот этап Research и определяет его задачи как «анализ, изучение, цель» (3). И. Яковлев называет эту составляющую PR-деятельности «исследованием», совершенно справедливо отмечая, что данное понятие «употребляется в двух значениях — широком и узком. В широком смысле исследование означает изучение проблемы, которую намерена решить организация. В узком смысле исследование — это научное изучение проблемы с помощью определенных методов» (4).

На наш взгляд, наиболее точным названием данного этапа является именно «аналитический», поскольку оно позволяет, во-первых, полностью описать совокупность операций, осуществляемых на данном этапе, и, во-вторых, выделить в нем «собственно исследование», «фокусированное исследование», являющееся необходимым элементом этапа.

Соответственно сущность данной стадии может быть определена как сбор, обработка, анализ всей информации, необходимой для реализации конкретных PR-программ. Эта информация может быть разделена на следующие подгруппы:

– внутрифирменная информация (информация о ситуации во внутренней среде — бухгалтерско-финансовая отчетность, данные о показателях сбыта, об объемах продаж, о доходах, об уровне цен, о внедрении новых видов товаров (услуг), о новых технологиях, PR-отчетность);

– внешняя информация (информация о ситуации во внешней среде — мониторинг прессы, бюллетени, отчеты поставщиков и т. д.);

– специальная информация (предназначена для конкретной PR-акции, ее получают в ходе специального, фокусированного исследования, данные этого исследования принято называть «первичной информацией»).

При всей цельности, комплексности аналитического этапа в нем, по нашему мнению, могут быть выделены определенные фазы, операции: 1) фаза определения проблемы или возможности; 2) фаза фокусированного исследования; 3) фаза анализа ситуации; 4) фаза характеристики и моделирования ситуации.

Данные операции осуществляются во многом параллельно, однако существует и определенная логика последовательности их реализации. Именно выявленная проблема или возможность, с одной стороны, становится непосредственным поводом для проведения PR-акций или программ, с другой — требует самостоятельного исследования, анализа ситуации с целью выяснения возможности проведения (непроведения) именно данных действий, создания их модели. Не случайно в теории связей с общественностью весьма часто употребляется термин «новостной повод», непосредственно связанный именно с информированием по поводу «возможности» или «проблемы».

Итак, аналитический этап начинается с определения и предварительной формулировки проблемы или возможности и завершается составлением своеобразной «аналитической записки», отражающей «внутреннее видение» необходимости проведения именно данных видов деятельности.

Если «проблема» всегда связана с той или иной угрозой существованию организации (внешней или внутренней, реальной или потенциальной) и требует проактивной или реактивной деятельности организации, то «возможность» открывает перед ней новые перспективы, которые весьма целесообразно использовать для решения PR-задач. таких как «позиционирование организации», «возвышение ее имиджа», «отстройки от конкурентов» и т.д.

В то же время, противопоставление понятий «проблема» и «возможность» является в определенной степени условным. Во-первых, как формулировка проблемы, так и выявление возможности непосредственно связаны с формулировкой цели PR-деятельности и формальные требования к ним идентичны. Во-вторых, связь между проблемой и возможностью проявляется в том, что возможность (особенно нереализованная) может стать проблемой, и наоборот, выход из кризисной ситуации (проблемы) может открыть ряд возможностей для деятельности организации.

Классификацию проблем / возможностей потенциально являющихся поводом для PR-активности, можно проводить по разным основаниям.

Проблемы / возможности разделяются на внешние и внутренние, по этому признаку могут быть условно выделены соответственно «внешние» и «внутренние» направления PR-деятельности.

Проблемы / возможности можно классифицировать по степени определенности их постановки. Принято выделять определенную постановку и неопределенную постановку проблемы / возможности.

Определенная постановка не требует длительного предварительного анализа ситуации и фокусированного исследования. Обычно этот вариант предусматривает крайне короткий аналитический этап, затем сразу следует переход к планированию и реализации программы.

В ситуации неопределенной постановки проблемы (или возможности) предшествующие этапы значительно более длительны, возможна следующая схема разрешения ситуации: неопределенная постановка проблемы - предварительный анализ и исследование - определенная постановка проблемы (конкретизация проблемы) - планирование решения и реализация.

По-видимому, возможны и другие основания для классификации проблем / возможностей: например, проблемы экономические, кадровые, имиджевые, организационные, «событийные» и «несобытийные» и т.д.

Петербургский исследователь Ю. Мурашко предлагает следующие группы основных факторов, связанных с возможностями:

1) потенциал предприятия;

2) емкость потребительского рынка;

3) конкуренция и инвестиционный климат (5).

Таким образом, определение, выявление проблемы / возможности в целом закономерно включает в себя следующие операции: анализ (поиск) проблем /возможностей – их формулировка – использование ситуации в ходе PR-деятельности.

Фаза определения проблемы или возможности может считаться завершенной тогда, когда они сформулированы. После этого становится возможным переход к их детальному анализу и исследованию, чтобы в дальнейшем перейти к предварительной постановке целей и задач PR–активности.

Общей целью фокусированного исследования в рамках PR-деятельности является четкое ограничение и структурирование главной проблемы организации, которую необходимо решить с помощью PR-программ, и оценка необходимых для этого ресурсов. Результатом исследовательской фазы является обеспечение процесса планирования и реализации PR-деятельности необходимой информационной базой. Без полноценной исследовательской фазы проведение эффективной PR-кампании, акции, программы невозможно.

Поскольку PR является коммуникативной деятельностью, классификацию исследований можно провести по критерию компонентов коммуникативного процесса, каковыми согласно классической модели коммуникации Г. Лассвелла являются:

– источник(и);

– сообщение(я);

– канал(ы);

– аудитория(и).

Так, на этапе р а з р а б о т к и программы (предтест) исследовательская фаза должна содержать:

– предварительное исследование источников;

– предварительное исследование сообщений;

– предварительное исследование каналов;

– предварительное исследование целевых аудиторий.

На этапе о ц е н к и э ф ф е к т и в н о с т и (посттест) производится:

– исследование эффективности источников;

– исследование эффективности сообщений;

– исследование эффективности каналов;

– исследование динамики сознания и поведения целевых аудиторий.

Исследование источников — это изучение тех субъектов в организации, которые отвечают за создание и распространение PR-информации, сообщений, предназначенных для целевых аудиторий различных типов. К числу таких субъектов относятся:

§ ключевые ньюсмейкеры организации (первые лица организации — президент, председатель правления, члены совета директоров и т. д., руководители наиболее важных для целевых аудиторий служб и отделов);

§ ключевые креативные фигуры организации (спичрайтер, концептуалист, руководители отделов стратегического планирования, маркетинга и т. д.);

§ ключевые спикеры организации (пресс-секретарь, вице-президент по PR и т. д.).

Процесс исследования источников нацелен на выявление их коммуникативной компетентности, степени адаптивности по отношению к аудитории, психологической готовности к работе с внешней средой в условиях ее агрессивности, давления, готовности и способности к коммуникации в кризисных ситуациях. Для исследования источников применяются прежде всего методы, входящие в арсенал психологической науки, — тестирование, ситуационное моделирование, ролевые игры.

По результатам исследования для планируемой PR-деятельности в организации отбираются те источники, которые будут наиболее эффективными для требуемых целевых аудиторий. Очевидно, что для разных типов акций или программ эффективными могут являться разные источники.

Исследование сообщений — это изучение содержания и формы тех PR-материалов, которые в ходе своей деятельности организация адресует целевым аудиториям. Для анализа сообщений привлекаются аналоги, применявшиеся организацией ранее для решения сходных задач в сходных условиях для тех же целевых аудиторий, в частности, анализируются ретроспективные коммуникативные кампании организации, содержавшие сообщения, адресованные соответствующим целевым аудиториям. Например, при разработке новой кампании по формированию установок молодежи на здоровый образ жизни (социальный PR) в поле анализа попадают сообщения (телевизионные ролики, текстовые сообщения и их изобразительные решения на наружных носителях, слоганы на футболках и бейсболках и т. п.), которые адресовались молодым людям в ходе предыдущих общенациональных кампаний, например, по сокращению потребления наркотиков, алкоголя, по профилактике рискованного сексуального поведения и т. п.

При анализе сообщений выявляются их сильные и слабые стороны, жанровые особенности, усиливающие или ослабляющие воздействие, соответствие лексики культурно-образовательному уровню целевых аудиторий, сила и действенность используемых выразительных средств. Кроме того, рассматривается характер и эффективность воздействия невербальных компонентов сообщения: для сообщений на аудионосителе это звуковой фон, музыкальное сопровождение, тембр голоса и темп речи говорящего, эмоциональная наполненность высказываний; для сообщений на видеоносителе — цветовое решение, композиция изображения или кадра, его симметрия или асимметрия; для сообщений, распространяемых полиграфическим способом, — шрифт, качество и фактура бумаги и т. п.

Основными методами анализа сообщений являются опрос экспертов, метод фокус-групп, лабораторный эксперимент.

Исследование каналов — это изучение тех средств, с помощью которых сообщения доставляются целевым аудиториям. К числу возможных каналов относятся средства массовой информации, средства наружной рекламы, директ-мэйл, спецмероприятия, сети неформальной коммуникации (слухи) и др. Значимость каждого из каналов определяется характером конкретной PR-программы и спецификой целевой аудитории, однако для большинства программ наиболее важными каналами выступают средства наружной рекламы и СМИ. Анализ последних необходим прежде всего для медиапланирования.

Основные методы, применяемые при исследовании каналов, — анализ документов, наблюдение, массовый опрос, метод фокус-групп.

Исследование целевых аудиторий — это изучение социальных субъектов (социальных групп, организаций, социальных институтов, массовых аудиторий), которые согласно замыслам разработчиков PR-акций являются или способны являться получателями PR-сообщений. Именно на формирование (изменение) сознания и (или) поведения этих аудиторий, собственно, и направлена PR-кампания.

В качестве целевых аудиторий для исследования при подготовке PR-программы могут выступать:

§ персонал и менеджмент организации (внутренняя общественность);

§ журналисты, представители медиасообщества;

§ политическая, экономическая и культурная элита, лидеры мнений;

§ спонсоры, благотворители, меценаты;

§ представители органов государственной власти и местного самоуправления;

§ деловые партнеры, потребители и клиенты (специальная общественность);

§ массовая аудитория.

Исследование целевых аудиторий является одним из наиболее важных компонентов исследовательского этапа процесса разработки и реализации PR-программ, поскольку неправильная, неточная или неполная информация об аудитории с большой вероятностью сведет на нет эффект практически всех запланированных PR-действий.

Основные сведения, которые необходимо знать о целевой аудитории применительно к задачам PR-кампании, подразделяются на две большие группы — объективная информация и субъективная информация.

О б ъ е к т и в н а я информация — это такие социальные и социально-демографические параметры целевой аудитории, которые характеризуют ее с объективных позиций, не зависящих от деятельности субъекта PR и от содержания планируемых PR-действий. К числу наиболее часто используемых объективных параметров целевой аудитории относятся:

§ общая численность;

§ половозрастной состав;

§ структура по уровню образования;

§ структура по уровню дохода;

§ социально-профессиональная структура;

§ социально-статусная структура;

§ структура по типам семей и домохозяйств;

§ социально-территориальная структура;

§ этнонациональная структура;

§ конфессиональная структура;

§ характер потребления средств массовой информации, информационные предпочтения;

§ структура ценностей и убеждений.

С у б ъ е к т и в н а я информация — это такие параметры целевой аудитории, которые связаны с ее сознанием и поведением именно как реального или потенциального получателя PR-сообщений в рамках данной PR-программы. К числу субъективных параметров целевой аудитории, как правило, относят:

– уровень интереса к деятельности базисного субъекта PR;

– уровень информированности о деятельности организации, выступающей базисным субъектом PR-деятельности;

– оценка имиджа организации;

– отношение к ключевым проблемам организации;

– ретроспективные практики (позитивные и негативные) по отношению к организации и к ее проблемам;

– готовность к действию (позитивному и негативному) по отношению к организации и к проблеме.

Для исследования объективных и субъективных параметров целевых аудиторий используется весь арсенал методов, имеющийся в распоряжении PR-менеджера, — анализ статистики и анализ документов, наблюдение, фокусированные интервью, массовые интервьюирование и анкетирование.

Классификацию исследований можно провести по критерию типа среды. Организация, планирующая и реализующая PR-деятельность, имеет внутреннюю среду функционирования и внешнюю и соответствующие им внутреннюю и внешнюю общественность. При разработке PR-программы и при анализе ее эффективности необходимо исследовать как внутреннюю, так и внешнюю среду организации. Соответственно исследования могут быть подразделены на внутренние, направленные на изучение параметров внутренней среды организации, и внешние, целью которых является анализ состояния и динамики внешней среды.

Используется также комплексная типология исследований, которая основывается на пересечении упомянутых выше критериев первого и второго типов. В результате образуются 8 типов исследований, проведение которых необходимо при разработке PR-программ (рис. 1) и при оценке их эффективности (рис. 2).

 

Исследование внутренних источников

Исследование внутренних сообщений

Исследование внутренних каналов

Исследование внутренних аудиторий

 

 

Исследование внешних источников

Исследование внешних сообщений

Исследование внешних каналов

Исследование внешних аудиторий

 

Рис. 1. Виды исследований при разработке PR-программ.

Исследование эффективности

внутренних источников

Исследование эффективности

внутренних сообщений

Исследование эффективности

внутренних каналов

Исследование эффективности

внутренних аудиторий

 

 

Исследование эффективности

внешних источников

Исследование эффективности

внешних сообщений

Исследование эффективности

внешних каналов

Исследование эффективности

внешних аудиторий

 

 

Рис. 2. Виды исследований при оценке эффективности PR-деятельности.

В данной работе дана лишь самая общая характеристика методов, применяемых для сбора информации, необходимой при планировании PR-действий и оценки их эффективности. Эта характеристика даст возможность пиармену, разрабатывающему программу, ориентироваться в возможностях основных методов, выбирать те из них, которые необходимы и достаточны для получения нужной информации, и разговаривать с профессионалами в области методики и техники эмпирических исследований на одном языке. Однако для того, чтобы сделать следующий шаг в освоении методов исследования, перейти от уровня пользователя к уровню самостоятельного исследователя, изложенного материала будет недостаточно. Для этого нужно обратиться к специальной литературе по гуманитарным наукам — психологии, социологии, политологии и др., исследующей методы сбора информации. Среди наиболее авторитетных и в то же время написанных доступным языком работ можно назвать книги В. А. Ядова, Дж. Б. Маннгейма и Р. К. Рича, Д. Майерса, Д. Диллмана.

В целом в группу методов исследования, применяемых при разработке и оценке эффективности PR-программ входят практически все методы, которые используются науками о человеке и обществе для сбора и обобщения информации. Таким образом, можно сказать, что в PR востребован весь спектр общенаучных методов социального исследования: анализ документов, наблюдение, сплошные и выборочные опросы, экспертные опросы, метод фокус-групп, тестирование, эксперимент и т. д. (6).

Введем основные понятия, необходимые для описания работы специалиста по PR по проведению исследования, сбору и обработке информации (7).

Метод исследования — основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника исследования — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика исследования — совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.

Разработка методов, техники и процедуры исследования — совокупность операций, которые необходимо провести при подготовке исследования для обеспечения PR-программы информацией

В диахроническом аспекте PR-исследование представляет собой реализацию последовательности следующих этапов:

§ разработка программы исследования (подготовительный этап);

§ сбор первичной социальной информации (полевой этап);

§ обработка полученных данных;

§ анализ и обобщение полученной информации;

§ подготовка отчета о результатах исследования.

Рассмотрим подробнее два важнейших и наиболее сложных этапа исследования — составление программы и полевой этап.

П р о г р а м м а и с с л е д о в а н и я — это изложение основных принципов и методологии исследования, его процедуры и организации.

Программы включает в себя два основных раздела — методологический и методико-процедурный.

М е т о д о л о г и ч е с к и й р а з д е л программы исследования состоит из следующих компонентов.

Проблемная социальная ситуация. Реальные трудности функционирования организации, институционального или индивидуального базисного субъекта PR создают для него проблемную ситуацию, для поиска путей решения которой и необходимо проведение исследования.

Цели и задачи исследования. Под целью понимается общая направленность исследования, проект действия и его результата. Это то, что должно быть достигнуто в конце всей работы. Задачи исследования структурируют и конкретизируют поставленную цель, обозначают направления и способы ее достижения.

 

Объект и предмет исследования. Любая проблема организации не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя — определенную общность, группу людей, целевую аудиторию. Объект исследования характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной определенности. В качестве объекта исследования могут выступать общности людей, их деятельность, организованная посредством социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению.

 

Системный анализ объекта исследования. Под системным анализом объекта понимается построение его концептуальной модели, в которой может быть раскрыт весь комплекс внутренних и внешних элементов и связей изучаемого объекта. Опираясь на системный анализ, аналитик, проектирующий исследование, мысленно расчленяет его объект, выделяет элементы, внешние и внутренние связи, его структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития. Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Цель данного компонента методологического раздела программы — четко, точно указать, что понимается в исследовании под важнейшими терминами или понятиями. Необходимо дать определения, выявить структуру каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного, или, как говорят в социологии, операционального изучения. Содержание понятия может быть раскрыто должным образом в том случае, если его интерпретация идет в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия). В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором — эмпирическое. Эмпирическая интерпретация — это специфическая процедура поиска эмпирических значений теоретических терминов, которые могут быть выражены через эмпирические показатели и индикаторы. В результате в исследовании измерение осуществляется через систему специально разработанных эмпирических показателей.

Операционализация понятий — специфическая процедура, связывающая в единое целое проблемы образования понятий, техники измерения и построения показателей. На этом этапе осуществляются следующие операции: перевод понятий в показатели; перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы и, если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индексы (выбирается техника конструирования индекса); оценка индексов (производится расчет индексов на надежность и обоснованность).

Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза в PR-исследовании — это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза задает направление исследования. Она должна быть сформулирована лаконично и однозначно, не должна допускать двойного толкования и использования утверждений, противоречащих уже доказанным положениям и фактам. Гипотеза должна быть ясной, непротиворечивой и проверяемой. Гипотезы крайне важны для подготовки инструментария исследования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза должна быть проверена соответствующим блоком вопросов. Гипотезы наиболее тесно связаны с двумя элементами программы — задачами и системным описанием объекта. По существу они представляют собой предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы, причем, формулируя эти предварительные ответы, мы обращаемся к объяснительной схеме объекта. По содержанию предположений гипотезы могут быть описательными (предположения о фактах, относящихся к проблеме), объяснительными (предположения о причинно-следственных связях объекта), прогностическими (предположения о возможном варианте развития событий, о перспективе изменений процессов). Часто встречаются и смешанные типы гипотез.

М е т о д и к о - п р о ц е д у р н ы й р а з д е л программы состоит из следующих компонентов: разработка стратегического плана исследования; выбор исследовательской стратегии; обоснование и формирование выборки; разработка методического инструментария исследования; формирование организационного плана и основных процедур сбора информации.

Разработка стратегического плана исследования. В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия поиска (стратегический план), определяющая последовательность операций, осуществляемых PR-аналитиком. Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер плана — поисковый, описательный и экспериментальный.

Поисковый план применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В процессе поискового исследования формулируется проблема, определяется основной набор средств — методик исследования, порядок их применения, очередность подлежащих решению задач с точки зрения их важности. Работа по поисковому плану завершается ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотез.

Описательный план исследования применяется в случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т. е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта.

Экспериментальный план исследования применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные связи объекта, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие.

Разработка методического инструментария исследования. Данный этап методического раздела программы включает в себя обоснование соответствующего инструментария исследования — методов сбора, обработки и анализа социальной информации.

Следующий раздел методико-процедурной части программы PR-исследования — обоснование и расчет выборки.

Организационный (рабочий) план исследования — это документ, в котором в строгой хронологической последовательности расписывается перечень необходимых работ по видам, указывается, что, кому и когда делать: размножать анкеты; договариваться о сроках и условиях проведения полевого исследования с конкретными организациями, учреждениями, где оно будет проводиться; организовывать сеть анкетеров и интервьюеров; заключать соглашения с центрами компьютерной обработки данных; готовить отчет и т. д., и т. п.

Рабочий план составляется после завершения разработки программы социологического исследования и утверждается одновременно с программой. Основными звеньями этого плана являются пилотажное исследование (апробирование методик сбора первичных данных), полевое обследование (массовый сбор данных на объекте), подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, изложение результатов. Рабочий план включает в себя временной (сетевой) график осуществления различных видов работ, подбор и подготовку исполнителей, расчеты необходимых материальных затрат на исследования, разработку форм контроля за проведением исследования.

О т ч е т — форма подведения итогов эмпирического исследования — составляется по определенному плану. Он содержит в себе описание всех разделов программы исследования, изложение используемых концепций и методов, а также описание и анализ полученных данных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.