Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отступление в филогенез




Прежде всего следует отметить, что инфрачеловеческие животные относятся к двум основным классам с принципиально различным поведением, связанным с кормлением. Этими классами являются класс альтрициалов (Nesthockei2) и класс прекоциалов (Nestfliichter')4. Из определения этих двух классов следует, что человек, рождающийся

Феномен суммации раздражителей (нем.) — Прим. перев. "Гнездарь (птенецгнездовых птиц) (нем.)Прим. перев. ^Птенец выводковых птиц (нем.)Прим. перев.

Алыприциал (от лат. altrix — кормилица) — зоологическое обозначение видов, детеныши которых появляются на свет незрелыми и беспомощными, а потому какое-то время после рождения нуждаются в кормлении и уходе; прекоииал (от лат. ргаесох, преждевременный) обозначает животных, детеныши которых к моменту Рождения покрыты пухом и способны к самостоятельному передвижению.

беспомощным и долгое время нуждающийся в кормлении, помощи и уходе, сравнительно незрелый при рождении (Bolk, 1926). с точки зрения поведения относится к классу альтрициалов1.

К аналогиям, проводимым между поведением человека и поведением животных, которые принадлежат к классу прекоциалов (например, цыпленка в случае птиц и теленка или овцы в случае млекопитающих), следует относиться с большим скептицизмом. Мы должны быть осторожными даже при сравнении живых существ, которые отличаются друг от друга лишь уровнем своей психологической интеграции. В определенных пределах более допустимо сравнивать поведение человека и крысы, поскольку оба они являются альтрициалами, чем сравнивать человека, альтрициа-ла, с цыпленком или теленком, прекоциалом (Spitz, 1955).

Последнее утверждение, однако, не следует истолковывать как обоснование, чтобы объяснять психологические процессы у человека с помощью поведения других альтрициалов.

Исследование поведения у отлич ных от человека животных может дать нам сведения лишь об эмбриологии поведения. Этот подход впервые был применен Конрадом Лоренцом (1950), который с его помощью сумел установить родство внешне отличающихся в морфологическом отношении видов и отсутствие родства у морфологически сходных видов. Если рассматривать с этих позиций, то человек оказывается намного ближе к аль-трициалам, чем к прекоциалам, как это будет видно в дальнейшем.

Это отличие не является абсолютным. Совершенно очевидно, что в адаптации прекоциала внешняя среда играет роль, фундаментально отличающуюся от той, которую она играет в адаптации альтрициала. Чтобы обеспечить свое выживание как особи (а также как вида), прекоци-альное животное должно располагать широким спектром врожденных, унаследованных паттернов поведения. Следовательно, обучение и влияние или изменения внешней среды будут играть относительно небольшую роль в адаптации прекоциальной особи к окружению. Адаптация у прекоциала не является предметом онтогенеза, это — предмет филогенеза; адаптируется не особь, адаптивные изменения возникают у видов как результат филогенетических модификаций. В жертву этому приносится огромное число жизней.

Совершенно иначе обстоит дело с альтрициалами. В период беспомощности поведение, которое обеспечивает выживание, может быть приобретено путем обучения у кормящей и защищающей матери. По-

1 Это утверждение следует уточнить, упомянув по крайней мере одного из сторонников противоположной точки зрения. Адольф Портманн (1951, 1956) считает человека прекоциалом, отклонившимся к альтрициальным паттернам. Более того. он называет человека законченной эволюционной формой и считает культуру нашей «второй природой». Эта концепция недалеко ушла от утверждения Гарт-манна, что человек снабжен специализированным органом адаптации, например Эго. Прежде всего на эту независимую организацию и возложена адаптация у человека, тогда как приспособление у животных опосредствуют инстинкты (Hartmann, 1939; а также Hartmann. Kris, Loewenstein, 1946).

■тому чтобы обеспечить выживание альтрициалов, требуется лишь сравнительно небольшое число врожденных паттернов поведения. Запита в период вскармливания и беспомощности позволяет передавать индивидуальный опыт в процессе онтогенеза. Даже радикальные изменения внешней среды в процессе жизни особи не обязательно делают выживание невозможным. Адаптивные процессы в ходе онтогенеза обеспечиваются аутопластическими изменениями, осуществляемыми самой особью, с помощью которых она приспосабливается к таким изменениям. Это принципиально отличается от ригидности врожденных паттернов поведения у прекоциалов, о которой говорилось выше. Эти ригидные паттерны создают препятствие и фактически мешают адаптации в ходе онтогенеза. Поэтому у прекоциалов адаптация может произойти лишь в результате выживания приспособленных особей и гибели астрономического числа неприспособленных. В отличие от этого онтогенетическая адаптация альтрициалов является необычайно экономной. Принцип экономии материала и затрат энергии можно постулировать в качестве одного из ведущих принципов эволюции. Это особенно впечатляет, если сравнить механизм, лежащий в основе поведения парамеций, с механизмом поведения человека.

У парамеций поведение основано на действии, управляемом по принципу проб и ошибок. У человека поведение основано на процессе мышления. Сканирующий процесс человеческого мышления также представляет собой метод проб и ошибок. Но вместо огромного количества мышечной энергии, необходимой для действия, процесс мышления протекает за счет перемещения минимального количества энергии на пробное действие по следам памяти (Freud, 1911)

Мыслительные процессы и способность к рассуждению приобретаются в ходе «научения», состоящего из аутопластических изменений в онтогенезе индивида, с одной стороны, и благодаря передаче родительского опыта в процессе воспитания — с другой. В терминах психоаналитической теории мы бы сказали, что это происходит посредством объектных отношений. Это включает в себя коммуникацию в той или иной форме, даже если она весьма примитивна. Объектные отношения и коммуникация становятся возможными благодаря тесному взаимодействию, обусловленному беспомощностью молодых особей и ограниченному поэтому альтрициалами.

Совершенно очевидно, что, когда Фрейд ввел понятие обходной Функции в психологию — его определение мышления как «пробного действия» является, собственно, определением в терминах обходной Функции, — он сформулировал фундаментальный закон природы. В форме принципа реальности обходная функция приостанавливает действие, что в конечном счете позволяет более эффективно достигать Цели влечения. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд коснулся значения обходной функции для эволюции; мы только сейчас начинаем понимать масштабы этого закона в филогенезе. Мышление — позднее приобретение в процессе филогенеза — является, та-

ким образом, обходным путем, включающим в себя отсрочку действия ради достижения более эффективного результата. Коммуникация, особенно аллоцентрического типа, также требует приостановки действия.

На более элементарном уровне прогресс, достигнутый благодаря эволюции альтрициалов из прекоциалов, опять-таки состоит в отсрочке. Действие снова приостанавливается; но теперь отсрочка не вклинивается между стимулом и ответом на него. На этот раз достижение способности к какому бы то ни было действию, независимо от стимула или безотлагательности действия, временно приостанавливается в онтогенетическом развитии индивида. Если прекоциал рождается готовым сразу начать действовать, то молодому альтрициалу, прежде чем он сможет приступить к действию, необходимо пройти через длительный период обучения и адаптации. Чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем более длительная нужна приостановка, прежде чем станет доступным целенаправленное эффективное действие. Особенно выраженным это является у человека. Но когда действие, наконец, становится доступным, с точки зрения целей индивида и их вариативности оно является несоизмеримо более эффективным у альтрициала, чем у прекоциала.

Несомненно, что эволюция объединила в человеке некоторые аспекты прекоциала с большинством свойств альтрициала. Однако прекоци-альные аспекты ограничены морфологией; наследственное оснащение и поведение детей у человека являются в сущности альтрициальными, и чтобы лучше их понять, мы будем исследовать поведение при кормлении у альтрициалов.

Самое раннее его исследование восходит к работам Минковски (1916, 1922), начавшимся в 1916 году. За ними последовала уже обсуждавшаяся работа Гампера (1926), а после него — основательные неврологические исследования Тилни и Касамайора (1924), а также Тилни и Куби (1931). Совсем недавно Прехтль (1950, 1951, 1952) под руководством Лоренца провел наиболее полное бихевиоральное исследование поведения при кормлении у альтрициалов. Наблюдавшиеся ими различия между животными минимальны и не имеют отношения к нашим особым целям, а потому мы вкратце изложим описание ими поведения новорожденных котят, которое практически совпадает с данными Куби, Тилни и Касамайора. В соответствующих местах мы будем обращаться к некоторым другим млекопитающим.

Экспериментальная ситуация, в которой Прехтль наблюдал животных, была следующей. Сразу после рождения котята помещались на гладкую горизонтальную поверхность. В этой ситуации котята совершали ритмичные возвратно-поступательные движения головой в горизонтальном направлении по дуге в 180°, со средней скоростью пятнадцать движений в минуту. Совершая эти движения, названные Прехтлем и Шлейдтом (1950) «поисковым автоматизмом», животное медленно ползло вперед по кругу. Тактильные различия поддерживающей поверхности, например при разделении поверхности на две части, на одну из которых помещали материю, а на другую — коша-

о шерсть, не вызывали какого-либо изменения в направлении дви-

ений головы или ползания. Но когда две половины поверхности

г покрыты с одной стороны теплой, а с другой — холодной шер-

ю животные тут же поворачивали свое тело к теплой стороне.

Если путь котенку преграждала стена с узкой вертикальной щелью, когда животное достигало ее, каких-либо существенных изменений в паттерне его реакций не происходило. Но если щель в той же стене делали горизонтальной, животное протискивалось в нее, перебирая лапами. По нашему мнению, эффективность термического стимула и горизонтальной щели явно основана на сходстве с ситуацией кормления, в которой полулежащая мать животного при кормлении своего малыша образует щель с поддерживающей горизонтальной поверхностью.

Поведение этихже объектов исследования наблюдалось также в обычных условиях, при кормлении их животными-матерями. Когда котенок добирается до матери, поисковый автоматизм продолжает действовать ненаправленным образом до тех пор, пока не отыскивается сосок. Но не сам сосок является ключевым стимулом, а не покрытая шерстью, оголенная область кожи. Ответ на этот стимул состоит в смыкании рта вокруг соска, в прекращении поискового автоматизма и в появлении сосательных движений. Как отмечалось выше, когда описывалось поведение ребенка при кормлении, такое поведение имеет два взаимно исключающих паттерна, поисковый паттерн, с одной стороны, и ориентировочный, или сосательный, паттерн — с другой. Я обнаружил у младенца, что, когда действует один из них, он подавляет действие другого. Это является точным соответствием механизма, действующего в ориентировочном паттерне, который был описан Гампером (1926).

У прекоциалов ориентировочные действия при поисковом автоматизме совершенно иные. Хороший пример этого был представлен Линном (1955) в сообщении «Вклад психоанализа в сравнительную психоневрологию». Новорожденные козлята, телята, ягнята направляются к любомудвижущемуся объекту, который проходит мимо них. Они не сворачивают в сторону, чтобы обойти препятствие, а наталкиваются на него. Встретившись со стеной, они занимают положение под углом в 45 градусов по отношению к ней, а затем бочком медленно движутся вдоль стены, пока их голова не упирается в угол.

Хотя мы и вторгаемся в заповедные владения этологов, я полагаю, что мы способны объяснить причины того, почему поисковый автоматизм у прекоциалов отличается от такового у альтрициалов. Отличие определяется 1) степенью зрелости сенсорных модальностей и 2) степенью зрелости скоординированной локомоции у новорожденного. Во-первых, пре-коциалам не нужно использовать термические или тактильные стимулы, чтобы приблизиться. Как видно из описания Линна, пусковой стимул является визуальным, а именно движущимся объектом, который прохо-Дит мимо новорожденного. С точки зрения зрительной функции преко-Циалы рождаются более зрелыми, чем альтрициалы; их зрение настолько развито, что они могут реагировать на движущийся объект на определен-

ном расстоянии. Кроме того, их локомоция также достаточно развита, чтобы позволить им приблизиться к этому объекту. Это не относится к альтрициалам, у которых ни зрение, ни локомоция даже отдаленно не годятся для совершения такого подвига.

Во-вторых, эксперимент Прехтля показал, что альтрициальный котенок ориентируется контактным восприятием горизонтальной щели. Прекоциалы же, которые упираются своей головой в угол стены, по всей видимости, ориентируются стимулом вертикальной щели при вступлении в контакт с объектом.

Причина этого очевидна: кошка, будучи альтрициальным животным, при кормлении должна приспосабливать свою позу к беспомощному котенку, к его неспособности стоять во время кормления и тянуться вверх. Соответственно, кошка-мать кормит котят лежа рядом с ними. Ее тело образует горизонтальную щель с поддерживающей поверхностью. В результате горизонтальная щель стала одним из ориентирующих элементов врожденного пускового механизма1, который приводит котенка к соску. Теленок же, прекоциальное животное, кормится стоя, а тело коровы и ее задняя нога образуют вертикальную щель; как раз в глубине ее и расположено вымя. Соответственно, «упирающееся поведение» у новорожденных прекоциального животного выступает как маневр при поиске соска. Его функция совпадает с функцией поискового поведения альт-рициала, только у альтрициала сигналы являются термическими и тактильными, а у прекоциала — визуальными и тактильными.

Еще одним аспектом поведенческого паттерна при кормлении является активность передних конечностей во время сосания. Этологи отмечали, что альтрициалы, в данном случае кошки, собаки, морские свинки и хомяки, поочередно (очень редко одновременно) вытягивают вперед, то есть к вымени материнского животного, свои передние лапы. По-немецки это поведение было названо Mikhtritt; в английском нет эквивалента этому выражению, и я буду называть его, вслед за Тилни и Каса-майором (1924), «прессорными движениями»2. Они говорят о поисковом поведении и называют его «реакцией приближения ползком». Они утверждают, что захват соска материнского животного ртом котенка избавляет его от необходимости продолжать ползать или совершать «цефалогири-ческие» движения; когда начинается акт сосания, голова и тело котенка

1 Врожденный пусковой механизм (ВПМ), понятие, введенное этологами, определяется Тинбергеном (1951) следующим образом: «Должен существовать специальный нейросенсорный механизм, который вызывает реакцию и отвечает за эту избирательную восприимчивость к совершенно особому сочетанию знаковых стимулов. Этот механизм мы будем называть врожденным пусковым механизмом (ВПМ)». Дополняющее определение Берендса (1950) гласит: «Механизм, начинающийся в органах чувств, оканчивающийся в центре запуска и включающий в себя чувствительность к свойствам объекта, мы будем называть пусковым механизмом»'

2 По всей видимости, этологи не пытались раскрыть физиологическое значение этого поведения. Они, правда, высказывали мнение о том, что оно, возможно, служит цели стимуляции выделения молока у материнского животного и является частью общего комплекса поведения матери и детеныша.

1 цксируются в особом положении. Эти авторы полагают, что импульсы, озникаюшие в ненаполненном желудке и направляющиеся в область, которая относится к блуждающему нерву, являются источниками аффе-оентных стимулов как для реакции приближения ползком, так и сосания. Они утверждают, что весь моторный ответ исчезает лишь после того, как напотняется желудок, и эти импульсы прекращают действовать. После того как детеныш прикрепился к материнскому соску, некоторый моторный остаток примитивных движений перебирания лапами, характерных для приближения ползком, сохраняется. Остаточные движения перебирания лапами, адаптированные и обусловленные моторными комплексами сосания и глотания, становятся теперь тем, что авторы называют «прессорным движением лапой при сосании». Тилни и Касамайор считают, что это подтверждается тем, что задние лапы тоже совершают медленные-синхронные движения, хотя они и являются менее сильными и менее регулярными с точки зрения ритма и экскурсии. Кроме того, они считают важным, что эти движения передних и задних конечностей становятся менее выраженными по мере наполнения желудка.

Читатель легко найдет очевидные параллели между укореняющим поведением младенца и укореняющим поведением млекопитающих аль-трициального класса1. Укореняющее поведение, несомненно, является архаическим филогенетически унаследованным паттерном поведения, сформированным уже при рождении. Нас прежде всего интересует здесь то, что человек делает из этого паттерна. Во-первых, паттерн укоренения очень скоро становится целесообразно организованным, и сосок помещается в середину рта одним энергичным движением (Piaget, 1936; Brody, 1956). Сопровождающие его моторные паттерны рук, которые при рождении заключались в касании, сжимании, хватании и царапанье груди, становятся организованными во все более ритмичный паттерн, хорошо известный любой матери, кормившей ребенка. Развивается массирующее движение головой о грудь, и, если доступна рука матери, а еще лучше палец, то пальцы одного- или двухмесячного младенца смыкаются вокруг него, и начинается игра их ритмичного закрывания и открывания2.

Кроме того, я полагаю, что сохраняющиеся прессорные движения лапами у котят и тыканье головой у теленка являются выражениями гораздо более общего биопсихологического принципа. Он состоит в персевера-

По моему мнению, гомологию прессорных движений альтрициальной кошки можно отчетливо наблюдать в поведении во время кормления прекоциального теленка. У теленка, однако, давление не осуществляется передними конечностями. Вместо этого сосущий теленок постояннотычет вымя своей головой. Это поведение, по-видимому, имеет ууже функцию, что и остаточные движения котят, описанные Тилни и Касамайором.

С другой стороны, прессорные движения во время кормления являются подтверждением тесной связи рта и руки у новорожденного младенца, что продемонстрировано исследованиями Гампера (1926), психологические аспекты которых я разбирал в другом месте. К этому стоит добавить, что поисковое поведение, приводящее к прессор-

ым Движениям, должно зависеть от функции лабиринта. Это третий орган, который

связываю со ртом и рукой в вышеупомянутом контексте, орган, функционирование 'Торого. как доказано Минковски, можно обнаружить уже у трехмесячных плодов.

ции последовательности движений даже после того, как была достигнута цель, к которой стремилась особь. Эта функциональная персеверация по-ведения, утратившая свой целевой компонент, является характеристикой недифференцированной фазы у человека. Он проявляется всегда при недостаточной интеграции личности — либо потому, что она еще не была достигнута, либо потому, что эту интеграцию разрушает регрессия. Поэтому мы можем наблюдать феномен персеверации не только у младенцев в течение и после первого года жизни, но и у психотических взрослых. Мы можем порассуждать о его роли в еще одном из великих законов природы, установленных Фрейдом, а именно в навязчивом повторении.

К третьей или четвертой неделе жизни ребенок во время кормления держит свои глаза открытыми и, пока насыщается, не шелохнувшись, пристально смотрит в лицо матери. Я обсуждал это поведение в другом месте (1954, 1955а), но хочу напомнить читателю, что укореняющее поведение относится к стадии развития, на которой нельзя продемонстрировать ни сознания, ни восприятия в общепринятом смысле этих понятий. Укореняющее поведение появляется сразу после рождения; если посмотреть на историю его развития у плода и на его предшественников в филогенезе, то становится очевидным, что оно является ВПМ в том смысле, в котором этот термин определили этологи. Укореняющее поведение, несомненно, не является произвольным сигналом или направленной коммуникацией со стороны ребенка. Оно является индикатором, воспринимаемым окружающей средой как сигнал и принимаемым за коммуникацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.