Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к рассмотрению проблемы социокультурной размерности сознания




Генетическая схема анализа проблемы представлена трудовой теорией происхождения сознания. Согласно этой концепции, восходящей к Ф. Энгельсу, становление трудовой деятельности в коллективе вызвало необходимость в новом уровне психического отражения реальности, в установлении нового качества общения между индивидами с помощью речи.

Благодаря трудовой деятельности у человека сформировались высшие психические функции, способность к выработке понятий, к рациональному постижению мира с помощью абстрактно-логического мышления.

Эволюция семейно-брачных отношений и появление первых форм нравственного регулирования (табу) создали предпосылки дальнейшего развития труда, формирования социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества.

Функциональная схема, восходящая к философии марксизма, трактует сознание как осознанное бытие, под которым понимаются реальные условия жизни людей в обществе, способ их жизнедеятельности. Согласно этому подходу, содержание сознания определяется социально-экономическими факторами, а структура и характер духовного производства задаются структурой общественно-исторической практики.

Творчески-программирующая схема представляет сознание в форме семиотических конструкций, выступающих программами разнообразных актов деятельности по познанию и преобразованию человеком природной и социокультурной реальности, созданию мира человеческой культуры. За счет символической деятельности создается особая среда – знаково-символическая реальность, основная сфера творчества человека.

Коммуникативная схема обращена к исследованию сознания в языковой форме, являющейся универсальным средством коммуникации:

· классическая философия акцентировала внимание на проблеме соотношения мышления и языка;

· постклассическая философия (неопозитивизм, феноменология) по-новому осмыслила статус языка, трактуя его как творческий процесс, определяющий духовное бытие индивида и фактически тождественный ему;

· в постмодернистской философии роль языка анализируется в контексте субъект-субъектных отношений, где он выступает носителем и проводником понимания. Фиксируя внимание на объективированных структурах языка, философия постмодерна предлагает трактовки мира как "текста" (Ж. Деррида), "словаря" или "энциклопедии" (У. Эко), "космической библиотеки" (В. Лейч) и усматривает постижение смысла бытия в его языковом конструировании (Ж. Деррида).

Индивидуальное сознание возможно лишь через его соотнесенность с общественным. Общес­твенное сознание задает специфичную для каждой эпохи шкалу ак­сиологических ценностей, через которые воспринимается мир.

 

Будучи социально детерминированным, созна­ние не просто пассивно отражает действительность, но и творчески реорганизует ее в соответствии с определенными истори­ческими установками времени.

Помимо исторической вариабель­ности творческая природа сознания состоит также в его способнос­ти к опережающему отражению действительности – в воз­можности предвосхищения ситуации на основании имеющегося опыта. Способность к опережающему отражению действительности связана с таким фундаментальным свойством сознания, как целеполагание.

 

Деятельность – один из основных факторов, посредством которого осущес­твляется социально-творческая природа сознания. Практика и деятельность фактически обусловили возник­новение и функционирование сознания. Связанное с деятельностью, сознание зависит от наличного уровня социаль­ной практики, отражая и опережая ее развитие.

 

Основными культурными механизмами, обеспечивающими формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Они определяют систему "культурных предрассудков", которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения. Традиции и образование так же, как и деятельность, раскрывают твор­ческую природу сознания.

С одной стороны, как механизмы соци­ализации, традиции и образование формируют сознание в его культурно-исторической вариабельности, с другой – закладывают необходимое основание для последующего развития личности, творческий потенциал.

 

Еще один фактор, определяющий социокультурную размер­ность сознания, – коммуникация. Она конкретизирует фено­мен деятельности на уровне межличностных взаимодействий (автокоммуникация, диалог, полилог).

Культурные механизмы, обеспечивающие коммуникацию, – речь и язык.

Язык – систе­ма дифференцированных знаков, соответствующих дифференци­рованным понятиям (Ф. Соссюр).

Речь – это оформленная в соответствии с принятыми в социуме правилами словесная деятельность, в кото­рой конкретизируется язык. Язык реализует себя посредством речи.

Фактически любой факт нашего сознания отражен в языке (высказывании, слове, имени). Язык служит средством для образования и выражения мысли. Он выс­тупает универсальным культурным механизмом сохра­нения и трансляции информации, коммуникации; является необ­ходимым посредником между человеком и миром.

На всем протяжении развития философии, начиная с античности, неоднократно ставилась проблема соотношения психических и физических (а затем и физиологических) явлений и процессов.

Особый интерес к ней проявился в философии Нового времени в связи с поисками оснований человеческого сознания.

 

Так, гилозоизм (греч. hyle – вещество, материя, zoe – жизнь), исходивший из признания одушевленности всех тел, космоса, природы, пытался отыскать корни психических явлений в материальном мире.

Разделявший его установки Б. Спиноза, например, считал мышление атрибутом материи, свойством, присущим всей природе.

 

В ХХ в. вульгарным материализмом (лат. vulgarus – обыкновенный, простой) были предприняты попытки свести сложные психические процессы к физиологическим проявлениям работы человеческого мозга.

Современные варианты этой традиции представлены в биополевых концепциях сознания, недооценивающих идеальную сущность сознания, его социокультурную природу. Например, по мнению А.К. Манеева и М.К. Мамардашвили, сознание выводится за границы мозга, оно размещено вне индивида и представляет собой некое полевое образование. Мозг представляет собой блок считывания информации, которая хранится в биополевой системе. Носителями сознания могут быть элементарные частицы – лептоны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.