Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция переноса в работах Х. Когута




Когут (1913-1981) президент Американской психоаналитической Ассоциации, основатель нового направления – теория психологии самости. Термин «Перенос», (метапсихологическое определение Фрейд 1900г) - слияние вытесненных инфантильных объектно - либидинозных желаний (побуждений) «Я» предсознательными стремлениями, которые связанны с объектами, имеющимися в настоящее время.

К. на основании исследований пришел к выводу, что неврозом переноса не ограничиваются все виды переноса. Он открыл нарциссические виды переноса, описал их и разработал технику работы с ними. Невроз переноса, будучи объектным переносом, обнаруживается более явно в контексте отношений, обнаружение нарциссического переноса требует большей чувствительности аналитика, чем обнаружение объектного переноса. Нарциссический перенос (переносоподобное состояние, в терминологии Когута) и контрперенос связаны с сильнейшим чувством стыда, в том числе стыла их обнаружения. Это не просто что-то о чем «неудобно говорить», как в случае инфантильной сексуальности, обнаруженной Фрейдом. Это архаичный стыд, доэдипов стыд, хочется провалиться сквозь землю», исчезнуть, прервать контакты со всеми объектами, чтобы избежать фрагментарности самости.

Различие с позицией Фрейда. По Фрейду нарциссическое либидо, существующее у каждого ребенка от рождения, в процессе нормального развития полностью переходит в объектное либидо и только в случаях патологии нарциссическое либидо остается у взрослого человека. По Когуту – нарциссическое либидо остается у каждого нормального человека и имеет свои стадии развития параллельно стадиям развития объектного либидо.

Стадии:

а) фрагментированная самость (до полугода, т.е. до окончания симбиотической стадии, по М. Малер, по Фрейду до становления целостного телесного Я в оральной стадии развития);

б) архаичная грандиозная самость (примерно до 5 лет, т.е. при завершении конфликтов амбивалентности в диадических и триадических отношениях - по классификации Малер, по Фрейду - по завершению эдипова конфликта);

в) зрелый взрослый нарциссизм (всю жизнь является основой творческой креативности у зрелой личности по Винникоту). Нарциссический перенос актуален для лечения пограничной и психотической патологии. Когутом были разработаны технические особенности работы с нарциссическим переносом. Главным правилом является - отсутствие интерпретаций нарциссического переноса. Он должен вырасти, развиться и созреть в отношениях пациента с аналитиком. При эффективном анализе нарциссический перенос завершает свою эволюцию, и большая его часть превращается в объектный невроз переноса. Нарциссический перенос является лекарством сам по себе, тогда как невроз переноса является «болезнью», которую нужно лечить с помощью интерпретаций.

Проблема нарциссизма, т.е. катексиса самости (по Гартману), является очень важной, поскольку относится к половине содержания психики, другой половиной являются – объекты.

Можно сказать, что для Когута субъект располагает «трансферентным капиталом», который имеет два источника:

а) дефицит, обусловленный отсутствием или недостатком эмпатии со стороны первичных объектов самости, которые должны были удовлетворять базовые потребности ребенка в процессе созревания, выполняя свои функции.

б) эдипальный конфликт. Он противопоставляет «эдипальную фазу развития» эдипову комплексу. Эдипальная фаза является нормальной фазой развития, при прохождении, которой можно избежать патологии, в то время как эдипов комплекс является патологией, которая может возникнуть при прохождении этой фазы развития. Если ребенок развивался в нормальных отношениях со средой, ребенок пройдет через нормальную эдипальную фазу, или период, в своем развитии, в которой будут преобладать сотрудничество и межпоколенчекая кооперация, над соперничеством или ненавистью. Ребенок и его отец, будут испытывать гордость друг за друга, и не будут желать друг другу смерти.

Когут выделял первичные (психозы, пограничные нарушения, зависимости) и вторичные (нарциссические) расстройства личности и неврозы.

Сопоставляя социальную среду и ценности эпохи, когда возник психоанализ, современной эпохе, Х. Когут утверждал, что в настоящее время актуальна потребность в близких и похожих на нас других людях, в понимании и присутствии значимых объектов.

Зеркальный перенос Термином 'зеркальный перенос' принято описывать процессы, осуществляемые за счет 'внутренних' ресурсов аналитика, способных усилить поврежденный полюс притязаний Самости пациента. Эти процессы проявляются в виде требований (ожиданий) быть признанным, вызывающим восхищение, достойным похвалы и пр.

Идеализирующий перенос - этот тип переноса обнаруживается в виде 'замаскированного' восхищения аналитиком, его поведением, оценками и т.п. В качестве другого проявления здесь может выступать защита от подобного восхищения, выражающаяся во враждебно-критической позиции по отношению к аналитику.

Перенос по типу «второе Я», или близнецовый перенос, выявляется в ситуациях, когда требуется восстановление ранних долатентных или латентных переживаний. При анализе пациент отождествляет себя с манерами, высказываниями и даже внешним видом аналитика. Изначально близнецовый перенос рассматривался Когутом как подвид зеркального переноса, позднее, однако, оба типа были разделены и представлены в качестве отдельных категорий.

Перенос-слияние представляет собой подтип восстановления архаической идентичности с детским объектом - самости. При этом аналитик воспринимается не как самостоятельная и независимая личность, имеющая собственный центр инициативности, а исключительно как человек, действующий под контролем пациента, как интегративная часть его Самости.

Перенос креативности особый тип, с помощью которого Когут описывал потребности некоторых людей в слиянии с объектом - самости во время напряженных творческих поисков.

 

25. "Переходный объект" Д. Винникотта и "объект самости" Х. Когута.

В процессе сепарации от первичного объекта (матери) ребенок находит ее заменители, которые Винникотт рассматривал как переходные объекты. Это может быть мягкая игрушка или уголок одеяла, которые ребенок использует, когда мать недоступна (при стрессе, засыпании). Возраст появления переходного объекта 4-6-8-12 месяцев. В случае недостаточно хорошей матери переходный объект используется после 3-х лет, может приобретать качество фетиша. Переходный объект – не обязательно вещь (не использованный объект, а использование объекта). Объект находится в переходной области - между психической реальностью и внешним миром (произведение искусства имеют все качества переходного объекта – продолжают внутреннюю реальность индивида вовне).

Д. Винникотт пишет, что изначально, мать должна создать у ребенка иллюзию всемогущества для обеспечения ребенка чувством доверия и безопасности к себе и миру. Если доверие ребенка к матери сформировано – ребенок начинает делать попытки отделения и использования других материальных объектов. Это объекты, призванные заменить и символизировать мать в ее отсутствии Винникотт назвал «переходными объектами», а сам этот феномен «феноменом перехода». Эти объекты уже не являются простой галлюцинацией – они части реального мира, но и части фантазматического мира ребенка. Ими можно манипулировать и играть, символически проигрывая в этой игре отношения с объектом. Появление «переходных объектов» говорит об образовании в психике ребенка «переходного пространства», где возможна символизация и творчество. Переходные феномены обеспечивают ребенку осуществление определенной самодостаточности и противодействуют чувствам, связанным с утратой объекта и одиночеством, заброшенностью и ненужностью. Кроме того, они являются индикатором эффективности попыток Я разрешить дилемму объектных отношений, попыток сохранить иллюзии любящей, заботливой и успокаивающей матери.

Ребенок к объекту может проявлять нежные чувства, любовь и ненависть, агрессию. Объект не должен изменяться, если ребенок сам этого не пожелает. Он обеспечивает ребенку ощущение теплоты, создает впечатление, что он является живым и обладает собственной реальностью. Если для взрослых объект принадлежит к окружающему миру, то для ребенка он не относится ни к внешнему, ни к внутреннему миру, и не является галлюцинацией. Он служит цели постепенного ослабления либидинозного катексиса. С течением времени он теряет свое значение, так как ребенок выходит за пределы переходной области. Переходный объект спасает ребенка от депрессивного состояния и помогает ребенку нетравматично переносить периоды, когда мамы рядом нет. Переходный объект – это объект, который ребенок воспринимает как уже немножко не-я, но все-таки еще немножко Я. Это и есть тот объект, который постепенно обеспечивает ему нетравматичное принятие окружающего мира, ребенок отказывается по отношению к объекту от собственного всемогущества.

Х. Когут – структура самости формируется в матрице отношений с ранними объектами. Которые называются объектами самости и выполняют следующие функции: отражают зарождающуюся самость, позволяют себя идеализировать и далее становятся выражением Альтер эго субъекта. После серии оптимальных откликов интернализуются, образуя ядерную самость. Постепенно использование объектов становится не так необходимо. Процесс интернализации начинается, когда он разочаровывается постепенно и безболезненно. Этот процесс Когут назвал преобразующей интернализацией. Отличительная черта объектов самости является то, что они катектируются нарциссическим либидо, а не объектным. Когут разделял эти два либидо. Объект самости воспринимается как часть себя, продолжение себя.

Х. Когут описывает два типа объектов самости: те, которые своими откликами (отражением) подтверждают присущее младенцу представление о своем всемогуществе, грандиозности и совершенстве. Он называет их отражающими объектами, которые будут связаны с амбициями. Те объекты, которыми ребенок восхищается и с которыми сливается, предоставляют ему возможность чувство успокоения, надежности и всемогущества - называют родительским имаго ( образом). Интернализуя эти объекты ребенок вбирает их идеалы.

Как нормальная, так и патологическая структура Самости в ровной степени связаны с процессами интернализации связей между Самостью и его объектами. При этом самообъект рассматривается как субъективное переживание индивидом поддержки, создаваемой другими людьми (объектами). Хотя термин объект - самости вполне применим по отношению к поддерживающим лицам, его нужно использовать, прежде всего, для описания интрапсихических переживаний, отражающих различные типы взаимоотношений Самости с другими объектами. Поэтому отношения, характеризующие объекты-самости, следует выражать в терминах поддерживающей Самость функции, преобразования которой зависят либо от влияния других людей, либо от временного параметра — периода, наиболее значимого для проявления данной функции.

Инфантильные объекты - самости отражают переживания нормальной поддержки Самости в раннем детском возрасте. Этот тип переживаний, представляет собой слияние опыта, проистекающего из не разграниченных на когнитивном уровне «Самости» и «объекта-самости». На этой стадии развития самообъекты еще не могут переживаться ребенком как 'вместилище' отдельных центров инициативности и интенциональности.

Архаические объекты-самости предполагает патологическую потребность в функциях, обычно присущих детскому объекту-самости. При этом патологические черты архаических объектов - самости можно приобрести только в зрелом возрасте.

Отражающие объекты-самости, "притягивая' и укрепляя ощущения значимости, целостности и положительной самооценки, поддерживают наиболее важные для индивида фантазии и представления.

Идеализируемые (или идеализированные) объекты-самости обеспечивают 'слияние' с образом бесстрашной, мудрой, сильной и доброй идеализируемой личности.

Объекты-самости "второго Я" отражают переживания поддержки со стороны других людей, представляемых индивидом в виде какой-либо части самого себя.

Соперничающие объекты-самости обеспечивают переживания, связанные с центром инициативности, действующим в направлении оппозиционного самоутверждения.

Структура самости развивается постепенно на протяжении первых этапов жизни. Если преобразующая интернализация произошла, то ребенок становится более автономным от своей объектовсамости. Для этого необходимо пройти два логических этапа:

а) переживание удовлетворения своих потребностей со стороны объектов самости.

б) оптимальное разочарование в объекте (переносимая фрустрация для ребенка, которая происходит в подходящий момент и время ). Преобразующая интернализация, способствует формированию первых структур самости, что приводит к чувству собственной ценности и уверенности в себе. Кохут постулирует, что на втором году жизни ребенка ядерная самость консолидируется в самостоятельный центр инициативы, объединяя базовые амбиции и идеалы с телесными и психическими переживаниями. К ощущению себя «постоянным» во времени и пространстве. Модель самости по Когуту имеет два полюса

1-й воплощает собственные идеалы

2-й - амбиции (устремления) Существует напряжение между полюсами - дуга напряжения - в ее области располагаются таланты и способности ребенка. Если все этапы были пройдены без травматических разрывов, самость будет связной, жизненной и гармоничной.

Сравнение:

В отношении характеристик самости: по мнению Х. Когута, самость развивается в полной мере благодаря удовлетворяющему опыту взаимоотношений с объектами самости, становясь в результате связной и гармоничной.

Д. Винникотт акцентирует внимание на различении истинной самости (собственной, реальной, достоверной) и ложной (адаптивной, странной, имперсональной)

По Когуту: функции «объектов самости»: отражающие субъекта, способствующие осуществлению идеализации и являющиеся ее частью.

По Винникоту – окружение, «мать как среда» как нечто абсолютно необходимое для конструирования и выживания психики. Его объектов поддерживают субъекта, руководят, управляют им и предоставляют себя ему. Он описывает три разновидности объектов: субъективный (творимый, иллюзорный, но, тем не менее, реальный для субъекта), переходный как первое позиционирование не-я, объективный (соизмеримый с реальностью).

Характеристики тревоги (исходящей от самости):

Х Кохут считал тревогу показателем дезинтеграции самости. Д. Винникотт связывал тревогу со страхом распада самости.

Длительные нарушения функций необходимых объектов:

Х. Когут считал последствием этого построение дефицитарной самости и компенсаторную гипертрофию одного полюса в ущерб другому.

Винникотт постулировал «замораживание» травматической ситуации, когда окружение не способствует развитию. Как следствие такого положения вещей происходит образование защитной ложной самости

 

26. Самость: индивид, субъект, личность.

САМОСТЬ (SELF). Термин, обозначающий:

а) целостную личность во всех ее реальных проявлениях, включая телесную и психическую организацию индивида;

б) “мою”, “собственную” личность, противостоящую другим лицам или объектам вне “меня”.

Термин Самость заимствован из обыденной речи, где его употребление может заменять и перекрывать многие технические аспекты, относящиеся к концепции себя, образа себя, схем себя и тождественности самому себе. Схемы Самости представляют собой устойчивые структуры, принимающие активное участие в организации психических процессов и кодировании того, как человек сознательно и бессознательно воспринимает самого себя.

Такие схемы ранжируются от реалистичного взгляда на себя до полностью искаженного, наблюдающегося в отдельные периоды у каждого индивида. Их основой являются репрезентации Самости — психические содержания в системе Я, бессознательно, предсознательно или сознательно отражающие аспекты телесной или психической Самости, включая влечения и аффекты, возникающие в реакции индивида на себя и внешний мир.

Совместно со схемами объекта, схемы Самости обеспечивают организацию базисного и актуального материала для формирования всех адаптивных и защитных функций. В процессе созревания различные схемы Самости выстраиваются в виде иерархической упорядоченной организованной структуры, составляющей Самость.
Кодирование Самости в виде сенсорного способа представлений называется образом Самости, который может быть представлен зрительными, слуховыми или осязательными компонентами.

Видение себя в конкретной ситуации и в определенное время обозначается термином концепция Самости. Она слагается из комплексных представлений о внутреннем состоянии и сочетается с концепцией собственного тела. Идеационные компоненты концепции Самости кодируются на основе непосредственного опыта (ощущений, эмоций, мыслей) и косвенного восприятия телесной и психической Самости, выступающей уже в качестве объекта.

Концепция Самости может быть сознательной или бессознательной, реалистичной или нереалистичной. Она может относительно правильно (то есть в соответствии с реальным положением вещей) отражать совокупность физических, эмоциональных и психических свойств индивида. Однако при определенных условиях концепция Самости может быть нереалистичной, искаженной вытеснением или смещением неприемлемых для индивида собственных качеств либо их “заместителей” (например, фантазий), сопряженных с отдельными желаниями и потребностями в защите.

Самооценка представляет собой конечный результат сопоставления себя с идеальной концепцией Самости, притязаниями, а также оценками со стороны значимых для индивида лиц или социальных групп. Как правило, самооценка осознается лишь отчасти и становится заметной только при ее утрате. Если оценочные суждения положительны, аффективный ответ на них будет характеризоваться приподнятым настроением и экспансивностью. Снижение самооценки, наоборот, сопровождается обостренными переживаниями неполноценности и нерешительностью.

В психоаналитической литературе термин “Самость” используется в различных контекстах. Фрейд, особенно до построения структурной теории, часто использовал понятие Я, подразумевая Самость. В таких концепциях, как обращение на себя влечений, Самость (или Я) рассматривается как противоположность объекта. Гартманн рассматривал эту проблему, отделив «Я», как группу функций, от Самости. С этих позиций, нарциссизм может рассматриваться, как катексис либидо, направленный на Самость. Якобсон использовала термин Самость для обозначения личности в ее целостном выражении.

Шафером выделены три разновидности понятия Самость:

· в качестве действующего начала,

· в качестве места или поля действия

· и в качестве объекта.

Когут определял Самость как независимый инициативный центр. Другие авторы — Мейснер, Лихтенберг, Штерн — использовали термин Самость для обозначения опыта, приобретаемого либо в виде чувства себя, либо при развитии Самости в мире субъективности и взаимоотношений с другими. Независимо от того, в рамках какой понятийной системы осмысляется этот термин, в любом случае Самость более тесно связана с опытом, чем Оно, Я и Сверх-Я.

ИНДИВИД (телесное бытие, биологическая сущность человека).

СУБЪЕКТ – это индивид как продукт истории. Стать субъектом деятельности – значит освоить деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Субъект образуется из свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности.

ЛИЧНОСТЬ - человек как представитель общества (социальное существо), субъект социальных отношений, определяющий свою позицию среди других людей, субъект общественного поведения и коммуникации. Появляется на основе индивида и субъекта деятельности.

Подробно раскрыть: индивид, личность, субъект.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.