Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алеаторика 3 страница




[239] Саморожденная мудрость: с тантрической точки зрения, осознание этой внутриприродной и вездесущей Мудрости есть осознание самого Состояния Будды, и это – стержень учения тантризма.

[240] Во время смерти Чистый Свет Дхармакайи проявляется ненадолго, но из-за невежества и привычных пристрастий люди не в состоянии узнать его, и они упускают шанс Освобождения.

[241] Миларепа дает это важное предостережение йогинам, указывая на то, что есть много видов и степеней свечения. Одни – мирские, другие – трансцендентные; одни представляют собой психические явления, а другие – подлинное свечение трансцендентной мудрости.

[242] Материнский и сыновний свет: см. главу 9, примечание 17.

[243] Буддизм говорит, что устремленность и медитация сами по себе не освобождают от Самсары. Не растворив полностью прилипание к эго и не удалив семена стереотиппов мышления в Сознании-хранилище (Алайя-виджняна), реального Освобождения достичь невозможно. Различные буддийские школы дают разные поучения, ведущие к Освобождению. Например, Мадхьямика дает поучение Праджняпарамиты; Йогачара – созерцание, уводящее от идей субъекта и объекта; Тантризм вообще – поучение о тождестве Самсары и Нирваны; Maxaмудра – о соединении материнского и сыновнего света.

[244] Вера, доброжелательность, сострадание и Самадхи не могут привести к Просветлению без проникающего видения Праджни. Поэтому совершенно необходимо глубокое размышление над Шуньятой, или пустотностью.

[245] Семя Вселенского сознания: Сознание сохранения (Алайя-виджняна). См. главу 4, примечание 38.

[246] Пристрастное сострадание. У просветленного существа сострадание – неограниченное и неразличающее, в противоположность ограничивающему и избирательному состраданию обычных людей. Это неизменное и бескрайнее сострадание – плод практики Махаяны. Считается, что сострадание возникает естественным образом из Врожденного Будда-Ума, когда достигается высшая ступень Махамудры.

[247] Естественно Присутствующая Мудрость. Просветленное существо никогда не чувствует, что оно обретает мудрость Будды, оно просто обнаруживает ее.

[248] Вкус одного, или единый вкус (тиб. Ro.gCig.). В результате освобождения от различающих мыслей достигается сфера "единовкусия", когда субъект видит единство всего сущего и становится частичкой "вселенской гармонии" и "всеобщности взаимопроникновения" (см. "Аватансака-Сутра").

[249] Нади, прана и бинду: см. главу 7, примечание 19.

[250] Карма-Мудра – передовая йогическая буддийская практика, в которой используется сексуальная энергия.

[251] Ведомые силой кармы, самсарические существа лишены возможности выбирать свое новое рождение.

[252] Вольный перевод.

[253] Опыт и постижение: см. главу 7, примечания 9 и 12.

[254] Практика Пэй (тиб. Phat): тибетское слово "пхат", произносимое "пэй", популярно в формулах Тантры. Оно используется как средство для отсечения отвлекающих мыслей и для пробуждения от сонливости, которая может возникать в медитации. Применяя Практику Пэй, практик сначала сосредотачивается на мыслепотоке, сонливости, видениях и прочих возникающих помехах и затем внезапно выкрикивает "Пэй!" во весь голос, что есть мочи. Это способствует со временем устранению помех.

[255] Корень, Путь и Плод неусилия.

"Корень" означает базовый принцип, природу состояния Будды. "Путь" соответствует практике этого базового принципа. "Плод" - наступающее в результате исполнение или постижение базового принципа. См. также главу 12, примечания 5, 6 и 7.

[256] Буквально: "стремиться к Великому".

[257] Беспрерывный мыслепоток: только если практиковать медитацию, можно заметить неуправляемый и вечно бегущий поток блуждающих мыслей, постоянно возникающих в уме.

[258] В Тибете родственники обычно связывают труп, грузят его на лошадь, как сверток, и так доставляют на кладбище.

[259] Видение – базовое понимание Пустоты. Если отвлекающие мысли ведут себя дико во время медитации, йогину следует отождествить их с Пустотой. Их можно таким способом приручить и преобразовать.

[260] Неразличение. Бедны или богаты его дарители, высоки или низки, йогин должен просить подаяние, не проводя различий. В то же время ему следует помнить, что дающий, получатель и подаяние – все являются несуществующими, или иллюзорными.

[261] Трое Врат: тело, речь и ум.

[262] Здесь речь идет о пище, оставшейся после религиозного ритуала.

[263] Два Сиддхи – мирские и трансцендентальные "совершенства", или силы.

Алеаторика – это техника композиции, предполагающая неполную фиксацию музыкального текста, относительно свободно реализуемого или даже «досочиняемого» в процессе исполнения. Название связано с нашумевшей статьей Пьера Булеза «Alea» (что в переводе с латинского означает: игральная кость, жребий, случайность), где рассматриваются проблемы модильной (синоним «алеаторной») композиции.

Получив достаточно широкое распространение со второй половины 20 века, алеаторика имела ряд прецедентов уже в первой половине столетия. Если отвлечься от современного этапа, то феномен частичной закрепленности известен музыке практически всех времен; более того: это было ее естественное состояние на протяжении почти всей музыкальной истории, за исключением менее двух столетий Нового времени (классико-романтический период, с заходом в 20 век). По существу, нет принципиальной разницы между неточностью грегорианской ритмики и столь же приблизительными «ритмическими невмами» С. Слонимского; между «гетерофонной вариантностью» органума и «ограниченной алеаторикой ткани» у В. Лютославского; между свободой выбора исполнительского состава в эпоху Ренессанса и, например, в «Cantus perpetuus» А. Шнитке (1975); между фактурной импровизацией на заданную гармонию в практике генерал-баса и в «Stimmung» К, Штокхаузена (1968). Большинство «вольностей», которые допускает сегодняшняя алеаторика, было известно музыке на разных этапах ее эволюции, но она «забыла» о них в пору максимального стремления к точности, в погоне за предельной фиксированностью неповторимого «произведения» - opus unicum, апофеоз чего пришелся уже на 20 век (сочинения Стравинского, Веберна, практика структурализма). Алеаторика лишь вернула то, чем музыка всегда владела, и шок, который она вызывала в отвыкшем от исполнительской свободы мире «высокого искусства», имел более психологическое, чем онтологическое основание.

Степень импровизационности, которую допускает музыка с приятием алеаторики, в сущности, безгранична – на практике уже сейчас заполнен весь диапазон мобильности, от минимальной до максимальной. Но если «градуировать» эту бесконечную шкалу, обозначив на ней основные «ступени» (по состоянию музыкальной ткани и формы), то выделяются все три логические возможности:

ткань мобильна – форма стабильна;

ткань стабильна – форма мобильна;

ткань мобильна – форма мобильна.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.