Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция привязанности. Обращение с утратой объекта, фазы переживания скорби




Первый вариант.

Джон Боулби – основоположник концепции привязанности. Его последователем была Мария Эйнсворт, которая разработала и систематизировала его идеи дальше. Из психоаналитиков – это: Эдит Джейкобсон, Рене Шпиц, которые доказывали важность привязанности в интерперсональных отношениях, для нормального развития ребенка и развития его идентичности.

Дж. Боулби определил привязанность как качество взаимоотношений ребенка и взрослого. Он раскрывает повышенную значимость для психического развития ребенка теплых эмоциональных отношений с матерью. В результате наблюдений, сбора клинических данных, было установлено, что отсутствие или разрыв подобных отношений, ведет к дистрессу, к возникновению проблем в психическом развитии. Боулби тесно связывал привязанность с адаптацией и выживанием ребенка.

Если в животном мире привязанность дает возможность для физического выживания, то в мире человека она удовлетворяет потребность в развитии и безопасность. Надежная привязанность позволяет выделить себя и развить как личность, сформировать идентичность, развить базовое доверие и положительную самооценку.

Самое лучшее определение привязанности дала Вера Фолберг:

Привязанность - это близкая связь между двумя людьми, не зависящая от их места нахождения, длящаяся во времени и служащая источником эмоциональной близости. Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого человека. Для детей это жизненная необходимость. Младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход. У детей старшего возраста нарушаются процессы психического развития. Сильная привязанность к родителю дает возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Для установления привязанности со стороны взрослого наиболее важной считается синхронизация. Синхронизация – это непосредственный отклик на сигнал ребенка. Ребенок привязывается к тем, кто быстро и позитивно реагирует на его активность и инициативу, а также вступает в общение, отвечающее когнитивным способностям и настроению ребенка.

Первичная привязанность является устойчивой, сохраняется во взрослой жизни и определяет эмоциональные и поведенческие паттерны: выбор партнера, отношение к работе, самовосприятие. И только отношения, построенные на нормальной, надежной привязанности, позволяют ребенку строить мир репрезентаций себя и объекта.

Боулби также считал, что привязанность имеет функцию модулирования тревоги, то есть дает способ справиться с тревогой. Это предположение возникло из рассмотрения раннего взаимодействия матери и дитя. На тот момент времени у ребенка еще не сформирован образ матери, ни мысленно, ни физически, поэтому у него возникает сигнальное чувство тревоги. Нарастание тревоги и возбуждения усиливает привязанность, и поэтому целью привязанности можно считать оказание помощи индивиду в модулировании своей тревоги и возбуждения.

Любой объект привязанности может модулировать тревогу самыми различными способами и методами. Например: сдерживать эмоциональные реакции или обеспечивать информация, действуя при этом согласно с нуждами тревожащегося ребенка. Это аффективное сдерживание можно рассматривать, как описанную Бийоном, функцию материнского контейнирования. Заботящийся о ребенке человек, помогает ему развить способность мыслить, и переносить тревогу за счет своих собственных интеллектуальных возможностей. Он помогает сохранять внутренний контроль и систематизировать проекции. Таким образом, у ребенка происходит осознание происходящего и сдерживание аффективных реакций.

Вывод: главные функции любого объекта привязанности – обеспечивать защищающую базу и модулировать тревогу.

М. Эйнсворт провела серию экспериментов и лабораторным путем выделила четыре типа нормальной и нарушенной привязанности у младенцев.

1. Позитивная привязанность, надежная и безопасная. Дети искали у матери близости и утешения. Матери при этом были очень отзывчивы. У детей формировалось чувство безопасности и защищенности.

В следующих трех случаях описаны виды не защищающей, небезопасной привязанности.

2. Избегающая, безразличная. Дети отворачивались от матери, когда она возвращалась. Сформировавший такую привязанность ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений с взрослыми и детьми. Основной лейтмотив жизни: «никому нельзя доверять». Такой тип привязанности возникает у детей, которые болезненно пережили разрыв отношений с близким взрослым, и горе не прошло, ребенок застрял в нем.

3. Амбивалентная, эмоционально насыщенная привязанность. Ребенок стремиться к матери, но потом уходит от нее. Он постоянно демонстрирует двойственное поведение: «привязанность – отвержение»,то ластится к ней, то грубит и убегает. Перепады в обращении бывают частыми, полутона, отсутствуют, сам ребенок не может объяснить своего поведения и страдает от этого. Характерно для детей, чьи родители непоследовательны и истеричны, то ласкали, то «взрывались» и ругали. Делая и то и другое бурно, без объяснения причин, лишая ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

4. Дезорганизованная привязанность – эти дети научились выживать против всех правил и границ, отказываясь от привязанности в пользу силы. Раз им не дано, что бы их любили, то тогда пусть бояться. Характерно для детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию, и никогда не имеющих опыта привязанности. Часто у детей с дезорганизованной привязанностью мать страдала от депрессии, жестоко обращалась с ребенком. Такое случается в шизофренических семьях. Этот вид привязанности свойственен детям с диагнозом аутизм.

В случаи защищающей привязанности, ребенок чувствует, что мать где-то рядом и обязательно придет, и ничего с ним не случиться. В случаи избегающей привязанности, дети ждали мать, но им было безразлично, придет мать или нет. В случаи амбивалентной привязанности дети давали смешанные реакции. Все эти рассмотренные выше случаи представляют различные типы детско-родительского взаимодействия, которые закрепляются и становятся частью личности.

В процессе изучения нарушений взаимодействия, как следствия нарушения привязанности, были выделены следующие расстройства привязанности.

У детей. Это начинает диагностироваться примерно с 8-ми месячного возраста. Есть мнение, что нарушенная привязанность это фактор риска для психического развития ребенка, потому что в этом случае снижается толерантность к стрессу и нарушается психический гомеостаз, его сложно поддерживать. Выделяют:

· Диффузная или реактивная привязанность.

· Неразборчивая привязанность.

· Неуверенно - привязанные.

· Агрессивно – привязанные.

Для взрослых описано три вида не защищающей привязанности:

· Отвергающий тип.

· Застревающий тип.

· Неразрешенный тип, который возникает в результате утраты или психической травмы.

 

Авторы теории привязанности утверждают, что на психическое развитие и функционирование взрослого влияет, привязанность к лицам, опекавшим человека в раннем детстве. Недостаточная или патологическая привязанность в детстве обуславливает развитие форм дезадаптивной привязанности во взрослой жизни. С конца 70-х годов исследовали, к каким расстройствам приводит нарушенная привязанность. Это психозы, депрессии в зрелом возрасте, патологические реакции на утрату, риск развития посттравматического стрессового расстройства, угроза развития зависимых отношений, в том числе и со своим ребенком, а также жестокое обращение с собственным ребенком.

Взрослые, лишенные заботы в детстве, стремятся заботиться о других в своей профессиональной деятельности. Одним из проявлений, не защищающей привязанности в детстве, описанным Дж. Боулби, является стиль установления связи, называемый компульсивным оказанием помощи, когда человек внимателен к нуждам других, а собственные нужды игнорирует, не умеют заботиться о себе. Дж. Боулби утверждал, что у детей, развивающих такую привязанность, складывается «ложная взрослая» жизнь – понятие, сходное с понятием «ложного Я» у Винникота.

Этапы переживания горя и потери:

1. Шок и отрицание (главная особенность поведения ребенка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю).

2. Стадия гнева.

3. Депрессия и вина (тревога, тоска, депрессия, вина).

4. Завершающая стадия – принятие.

Второй вариант.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.