Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народное творчество




Ренессансно-гуманистические и реформационные тенденции в украинском образовании и культуре второй половины 15 - начала 17 ст.

Уже в конце 15 ст. в Украине появилась большая потребность в развитии науки, образования. Однако тогда в Украине были только начальные школы при церквях. Высших учебных заведений в то время еще не было. Поэтому довольно много украинских юношей после окончания местных начальных школ продолжали свое обучение в польских, чешских и западноевропейских университетах. Среди украинской молодежи, которая получила образование за границей, сформировались первые украинские гуманисты - Юрий Дрогoбич, Павел Русин из Кросна, Станислав Ореховский и др.

В условиях национального гнета и отсутствия своего государства украинская общественность осознавала то, что сохранить свою нацию и православную веру можно только путем подъема образования и культуры на уровень развитых западноевропейских стран. В конце 15 ст. в Украине возникают культурно-образовательные центры. Их создавали большие украинские магнаты-меценаты, которые не отреклись от своей нации. Так, в городе Остроге на Волыни в 1576 г. возникает культурно-образовательный центр, который просуществовал до 1636 г. Его основателем стал один из самых больших магнатов Речи Посполитой князь Константин Острожский (1526-1608 гг.), сын известного гетмана Острожскогo. Этот центр состоял из школы, которую называли академией, типографии и научно-литературного кружка. Острожская школа готовила высококвалифицированных проповедников, учителей школ, а также переводчиков, писателей, ученых.

В конце 16 столетия разные слои городского украинского православного населения для защиты своих национальных и социальных прав объединялись в общественные организации – братства. Основную часть братчиков представляли ремесленники, купцы, служащие и городское простонародье. Братства имели свою собственность, свой суд. Братства вели большую просветительскую деятельность. Они открывали школы, основывали типографии, обеспечивали школы учебниками. Функционирование в конце 16 - в начале 17 ст. культурно-образовательных центров в Украине положительно сказалось на развитии разных областей искусств.

В конце 15 – начале 17 ст. в украинской музыкальной культуре важное место занимает музыка устной традиции, не зафиксированная тогдашними украинскими учеными и деятелями культуры. К нее принадлежат разные жанры украинского фольклора, связанные с предыдущей традицией (календарно-обрядовые, семейно-бытовые песни), а также и новые жанры. Именно из конца 15- начала 16 ст. в устной традиции формируются жанры, которые сыграли исключительную роль в духовной и культурно-художественной жизни украинского народа. В это время возникает героический эпос - думы и исторические песни, которые продолжали давние эпические традиции Киевской Руси. Также расцветает разнообразная лирика, баллады, развивается танцевальный фольклор (танцы - казак, гопак и прочие); появляется новый инструментарий (кобза, бандура, лира).

Думы - это словесно-музыкальные, вокально-инструментальные произведения, которые исполнялись как в сопровождении кобзы, бандуры, лиры, так и без сопровождения. Это эпико-повествовательный жанр, который имеет речитативную мелодику. Слово в думах играет ведущую роль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.