Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алекситимия




Это сниженная способность или затрудненность в вер­бализации эмоциональных состояний. И в тоже время -это характеристика личности со следующими особеннос­тями в когнитивно-аффективной сфере:

1. Трудность в определении и описании собственных переживаний;

2. Сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

3. Сниженная способность к символизации - бедность фантазии, воображения;

4. Фокусированность в большей мере на внешних собы­тиях, чем на внутренних переживаниях.

 

ТОРОНТСКАЯ АЛЕКСИТИМИЧЕСКАЯ ШКАЛА

АДАПТИРОВАНА В ИНСТИТУТЕ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА

Предлагаем Вам определить у себя уровень алекситимии при помощи специального опросника - Торонтской Алекситимической Шкалы, апробированной в институте им. В. М. Бехтерева. Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте Х в соответствующем

 

 

Утверждения   Совер­шенно не согласен   Скорее не согласен   Ни то, ни другое   Скорее согла­сен   Совер­шенно согласен  
           
1. Когда я плачу, все­гда знаю, почему.                      
2. Мечты - это потеря времени.                      
3. Я хотел бы быть не таким застенчивым.                      
4. Я часто затрудня­юсь определить, ка­кие чувства испыты­ваю.                      
5. Я часто мечтаю о будущем.                      
6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие.                      
7. Знать, как решать проблемы, более важ­но, чем понимать причины этих реше­ний.                      
8. Мне трудно нахо­дить правильные слова для моих чувств.                      
9. Мне нравится ста­вить людей в извес­тность о своей пози­ции по тем или иным вопросам.                      
10. У меня бывают физические ощуще­ния, которые непо­нятны даже докто­рам.                    
11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит.                      
12. Я способен с лег­костью описать свои чувства.                      
13. Я предпочитаю анализировать про­блемы, а не просто их описывать.                      
14. Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол.                      
15. Я часто даю волю воображению.                      
16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ни­чем другим.                      
17. Меня часто озада­чивают ощущения, появляющиеся в мо­ем теле.                      
18. Я редко мечтаю.                      
19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем пони­мать, почему про­изошло именно так.                      
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.                      
21. Очень важно уметь разбираться в эмо­циях.                      
22. Мне трудно описы­вать свои чувства по отношению к лю­дям.                      
23. Люди мне говорят, чтобы я больше вы­ражал свои чувства.                      
24. Следует искать бо­лее глубокие объяс­нения происходяще­му.                      
25. Я не знаю, что происходит у меня внутри.                      
26. Я часто не знаю, почему я сержусь.                      

 

месте). Дайте только один ответ на каждое утверждение:

1) совершенно не согласен, 2) скорее не согласен, 3) ни то, ни другое, 4) скорее согласен, 5) совершенно согласен.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Подсчет баллов осуществляется таким образом: 1) от­вет «совершенно не согласен» - оценивается в 1 балл, «ско­рее не согласен» - 2, «ни то, ни другое» - 3, «скорее со­гласен» - 4, «совершенно согласен» - 5. Эта система бал­лов действительна для пунктов шкалы: 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14. 16, 17. 18, 19, 20, 22, 23, 25,26;

2) отрицательный код имеют пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2-4;

3 - 3; 4 - 2; 5 - 1);

3) сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый пока­затель «алекситимичности».

Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, «алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше. «Неаликситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, адаптировавшие методику, выявили сред­ние значения показателя алекситимии у нескольких групп;

контрольная группа здоровых людей - 59,3±1,3; группа больных с психосоматическими расстройствами - 72,09±0,82; группа больных неврозами - 70,1+1,3.

МЕТОДИКА

ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ Л. И. ВАССЕРМАНА

МОДИФИКАЦИЯ В. В. БОЙКО

Ниже предлагается опросник, который фиксирует сте­пень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее

подходящий ответ.

Удовлетворены ли Вы:   полнос­тью удовлет­ворен   скорее удовлет­ворен   затруд­няюсь отве­тить   скорее не удовлет­ворен   полнос­тью в» удовлет­ворен  
          в  
I. Своим образованием.                      
2. Взаимоотношения­ми с коллегами по работе.                      
3. Взаимоотношения­ми с администраци­ей на работе.                      
4. Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (паци­енты, клиенты, уча­щиеся и т.п.).                      
5. Содержанием своей работы в целом.                      
в. Условиями профес­сиональной деятель­ности (учебы).                      
7. Своим положением в обществе.       .              
8. Материальным по­ложением.                      
9. Жилищно-бытовыми условиями.                      
10. Отношениями с супругом(ой).                      
11. Отношениями с ребенком (детьми)                      
12. Отношениями с родителями.                      
13. Обстановкой в об­ществе (государстве).                      
14. Отношениями с друзьями, ближай­шими знакомыми.                      
15. Сферой услуг и бытового обслужи­вания.                      
16. Сферой медицинс­кого обслуживания.                      
17. Проведением до-                      
18. Возможностью про­водить отпуск.                      
19. Возможностью вы­бора места работы.                      
20. Своим образом жизни в целом.                      

 

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 бал­лов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: пол­ностью удовлетворен - 0, скорее удовлетворен - 1, затруд­няюсь ответить - 2, скорее не удовлетворен - 3, не удов­летворен полностью - 4.

Если методика используется для выявления показате­ля у группы респондентов, то надо: 1) получить раздельно произведения числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу, 2) подсчитать сумму этих произведений, 3) разделить ее на общее число отве-

тивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).

В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкрет­ный пункт.

Интерпретация результатов. Выводы об уровне соци­альной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:

3,5-4 балла - очень высокий уровень фрустрирован­ности;

3,0-3,4 - повышенный уровень фрустрированности;

2,5-2,9 - умеренный уровень фрустрированности;

2,0-2,4 - неопределенный уровень фрустрирован­ности;

1,5-1,9 - пониженный уровень фрустрированности;

0,5-1,4 - очень низкий уровень;

0-0,5 - отсутствие (почти отсутствие) фрустри­рованности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.