Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство стран Центральной, Северной и восточной Европы





ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ, СЕВЕРНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 309


 



ры стал собор св. Стефана в Вене, которая в середине XIII века была уже столицей герцогства и крупным культурным центром. Строительство готических частей здания продолжалось с 1304 по 1511 год64. Собор и поныне — одна из величественнейших построек Вены. Он сочетает в себе принципы базиликального и зального храмов. Средний неф поднят над боковыми, но лишен верхних окон, трансепт слабо выражен в интерьере, снаружи его боковые крылья служат основанием башен. Южная башня с высоким резным шатром энергично поднята ввысь на огромную высоту (136,7 м).

На рубеже XIV и XV веков в Австрии складывается самобытная школа живописи, отмеченная эмоционально насыщенным колористическим строем, гибкой нюансировкой цвета. Станковая скульптура разрабатывала наиболее популярные в регионе темы Оплакивания и Мадонны, создавались резные алтари.

Готическое искусство Венгрии плохо сохранилось. Здания, построенные во второй половине XIII — начале XIV века, оказались либо разрушенными в годы турецкого владычества, либо перестроенными в XVIII веке. То, что дошло, расположено по преимуществу в западных областях Венгрии в сельской местности. Как показывают исследования, крупные центры романской поры Секешфехервар, Эстергом, Печ сохранили свое значение и в этот период. В XIV веке активное строительство развернулось в Буде,


201 «Мюнстерская изба» а доме Боль-мой гильдии. Начало XIV в. Рига

резиденции венгерских королей. Здесь были построены дворец и собор. С королевской строительной мастерской связаны постройки в Шопроне — бенедиктинская церковь с примыкающим к ней двухнефным залом капитула (ок. 1280 г. — середина XIV в.) и приходская церковь св. Михаила. Аркбутаны в Венгрии практически не применялись, интерьеры культовых зданий обычно имеют двухчастное деление, зальный тип преобладал над базиликальным. В сельской местности сохранились небольшие церкви, похожие на крепостные постройки. В архитектуру Трансильвании первые элементы готики проникли в конце XIII века. В XIV столетии предпочтение отдавали зальным постройкам, самой крупной среди ко- -


торых была «Черная церковь» в Брашове (между 1385 и 1477 гг.). В западные области Югославии готика пришла поздно. В Словении в XIV веке она еще складывалась, в черногорском Приморье воздействие готики оказалось поверхностным и частичным. Более последовательно принципы готической архитектуры утверждались в Хорватии, в первую очередь в Загребе (капелла св. Степана, церковь св. Марка, собор), в Крижевци, в Дубровнике. Утверждение готических форм в искусстве Польши происходило в период укрепления и расцвета Польского государства в XIV—XV веках. Развивавшиеся внутренние связи и борьба против немецких феодалов способствовали сплочению страны. Подъем государства сопровождался


расцветом городов, развитием культуры, обширным строительством. Борьба с внешним врагом делала необходимым возведение оборонительных сооружений. Деревянные укрепления с конца XIII века начали заменять каменными, улучшалась планировка замков. На юге страны крепости возводили, сообразуясь с характером местности, на равнинном севере предпочитали прямоугольные очертания и регулярную планировку. Стены строились из камня или кирпича с зубцами, башни были квадратными или круглыми. Внешний декор стен редок, лишь замок в Цехануве (начало XV в., строитель Никлое) имеет полосу геометрического орнамента на наружных стенах. Среди замков, построенных на севере страны кресто-


310 ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ, СЕВЕРНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ


ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ, СЕВЕРНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 3 1 1


 



носцами, выделяется замок в Маль-борке (1280— 1398), включающий сложный комплекс построек. Рыцарский зал, перекрытый веерными сводами на легких опорах, — одно из значительных созданий готической светской архитектуры. В городах в этот период также увеличился удельный вес каменной архитектуры. Со второй половины XIII века городская застройка производилась по регулярному плану. Центр города, рыночную площадь (в северных районах ее располагали на набережной) окружали здания купеческих гильдий, торговые залы; на главной площади строились ратуши и городские костелы. Важным разделом гражданской архитектуры Польши XIV—XV веков были постройки хозяйственного назначения — каменные и кирпичные житницы, амбары, мельницы, портовые сооружения.

В культовом зодчестве переход к новой художественной системе завершился в XIV веке. Польские храмы отличались своеобразием конструктивных решений и планировки. Для ряда зданий был характерен вытянутый однонефный хор, который в двухнефных костелах, распространенных в Польше, концентрировал расчлененное пространство, в трехнефных подчеркивал дистанцию до алтаря. Зальный тип храма встречается в Польше чаще, чем базилика. Чрезвычайно разнообразны в Польше конструкции сводов. Отражая общее тяготение европейской архитектуры XIV века к декоративной трактовке нер-вюрных пересечений, польское зод-


чество достигло высокого совершенства в возведении многочастных сводов — крестовых, шестидоль-ных, звездчатых, сетчатых и специфически польских «пястовских» — трехдольных и девятидольных. Последние были применены уже в краковском соборе на Вавеле, который был начат в 1320 году. В торгово-ремесленной части Кракова на средства горожан был построен Мариац-кий костел (ок. 1360г.—сер. XVI в.)— выдающийся памятник польского зодчества эпохи готики. Архитектура костелов этого времени тяготела к сдержанной строгости, скульптурной цельности объемов, ясно читалась поверхность стен. Удлиненный хор Мариацкого костела (ок. 1365 г.),.1 лишенный обхода, примыкает к трехнефной базилике. Своды хора имеют сложный рисунок. В хор вписан большой резной алтарь Вита Стоша (1477—1489) — прославленное произведение скульптуры, созданное на рубеже средневековья и Возрождения. Западный фасад Мариац-кой церкви определяют две башни, в которых кирпичная кладка сочетается с белокаменными деталями. Северная башня увенчана деревянным шатром (1478) с остроконечными башенками, исключительными по красоте и графической четкости рисунка.

По используемому материалу поль- • скую готическую архитектуру 1 можно разделить на две группы. В 1 южных областях, богатых камнем, утвердилась кладка из естественного камня (например, из гранита и j базальта построен костел в Стшего-ме) либо из кирпича с возведением


? Костел св. Анны. 1501 г. Вильнюс


312 ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ, СЕВЕРНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ


ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ, СЕВЕРНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 313


 


ответственных частей конструкции из прочного камня, использовавшегося также для резных украшений и скульптуры. На севере Польши, в Поморье, преобладал кирпич. Выдающимися созданиями кирпичной готики стали костел св. Якуба в То-руни (1309—1350), цистерцианский храм в Пельплине (1380—1472) и грандиозный костел Девы Марии в Гданьске (1343—1502). Для построек польского севера характерен усложненный рисунок сводов, который достиг в сотовых сводах костела Девы Марии в Гданьске изощренной виртуозности. Архитектурная пластика была развита в Польше слабо. Более значительными оказались мемориальная скульптура и станковые произведения из камня и дерева, позднее к ним присоединились резные алтари. В начале XIV века скульптура начала утрачивать строгость, свойственную произведениям XIII века, очертания и складки одежд стали обретать мягкие текучие формы. Надгробная пластика пережила в XIV веке расцвет в Шлёнске (Силезии) и Кракове. Характерные черты силезской скульптуры обозначились в надгробии Генриха IV (ок. 1300 г., Вроцлав, Силезский музей). Оно представляет собой саркофаг с лежащей фигурой властителя и плакальщиками на боковых сторонах. В Кракове утвердился более пышный тип надгробия с балдахином (надгробия Владислава Локетка, ок. 1345 г. и вторая четверть XIV в.; Казимира Великого, между 1370 и 1382 гг.; оба — Краков, собор на Ва-веле). Алтарная скульптура из дере-


ва и камня культивировала типичные для ваяния Центральной Европы XIV—XV веков изображения Богоматери, распятия и группы оплакивания Христа.

Переход к готике в Скандинавских странах обозначился в XIII веке. В Дании до середины XIV столетия преобладало строительство из кирпича, в Швеции уже в ранних зданиях (собор в Упсале, 1260—1435) кирпич сочетали с естественным камнем. Первым готическим собором Дании стал собор св. Кнуда в Оденсе (ок. 1301 г.) —прямоугольное здание, лишенное трансепта, с почти одинаковыми западным и восточным фасадами. Во второй половине XIV века датские церкви приобрели живописный характер. У них большие окна, тонкие опоры, сложные звездчатые своды. В Норвегии крупнейшая готическая постройка — собор в Тронхейме (1180—1320). Он тесно связан с английской строительной традицией как в планировке, так и в конструкции сводов. В Швеции ясно обозначилось различие между городскими и монастырскими храмами, опиравшимися на передовой европейский опыт, и более традиционными церквами в сельских районах. Интернациональные связи готической Швеции были значительными. В Упсале работали французские мастера, в Линчёпин-ге — английские строители; в Мальме ощутимо воздействие немецкой кирпичной готики, связь с архитектурой Германии обнаруживает и церковь Сторчюрка в Стокгольме (XIII в., перестроена в XVIII в.). Особую главу в шведском искусстве


составили памятники острова Готланд, важного центра на торговых путях Северной и Восточной Европы. Столица острова, город Висбю, был застроен в X—XIII веках значительными зданиями и внушительны-ми крепостными сооружениями. Центральный памятник готики в Висбю — зальная церковь Санкт Карин (1233—1412). Готланд славился в средние века своей скульптурой.

Искусство Финляндии, после того как страна была завоевана в XII веке Швецией, оказалось в орбите художественных исканий этой страны. Собор в Турку (XIII—XV вв.) сохранил следы многих напластований. Начатый как романская постройка зального типа, он впоследствии приобрел базиликальный разрез, сохранив снаружи массивность и слабую расчлененность стен. В Советском Союзе памятники готического искусства представлены главным образом в Прибалтийских республиках — Эстонии, Латвии, Литве. Особенности исторического развития этих стран в средневековый период, значительная роль внешней экспансии, которая привела к длительному господству в этом регионе немецких рыцарских орденов -- Тевтонского и Ливонского, а также датские завоевания наложили отпечаток на архитектурное творчество этого региона. Оно испытало значительное воздействие более Развитого строительного опыта соседних народов. Однако на творчество работавших здесь иностранных мастеров влияли локальные традиции и местные условия. Готика при-


шла в эти районы сравнительно поздно. В Латвии готические памятники начали возводить в конце XIII века, в Эстонии готика утвердилась в XIV столетии, в Литве, где христианство стало распространяться с 1387 года, она появилась в еще более позднее время.

Рига, крупнейший центр торговли, связанный с Ганзой, епископская резиденция, рядом с которой находился замок ордена меченосцев, обрела основные контуры, присущие ее древнейшим кварталам и поныне, к концу XIV века. Крупнейшими созданиями готической архитектуры Латвии стали Домская церковь (заложена в 1211 г., перестроена ок. 1300 г.) и церковь св. Петера (1209 г. — XV в.) в Риге. Последняя была одним из наиболее величественных сооружений кирпичной архитектуры. В строительстве храма принимал участие мастер из Рос-тока И. Румешоттель, который принес на берега Даугавы опыт возведения обширных готических зданий. Сохранились в Риге дома XIV века, со складскими помещениями, приемными покоями и жилыми комнатами. Среди общественных зданий в хорошей сохранности дошла «Мюнстерская изба» — построенный в начале XIV века двухнефный зал Большой гильдии. Широко представлено в Латвии замковое строительство.

В Эстонии в период средневековья сложились различные строительные школы. На севере страны главенствовала архитектура Таллина, который и поныне сохранил в основном свой средневековый облик, зна-


314 ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ, СЕВЕРНОЙ и ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ


чительную часть оборонных укреплений, построенных главным образом в XV—XVI веках, ряд крупных памятников светской и культовой архитектуры. Среди таллинских башен в цепи внешних укрепленний своей высотой выделяется «Кик-ин-де-кёк» (XV—XVII вв.), а своим объемом — «Толстая Маргарита» (1518—1529). Ратуша в Таллине (1402—1404), здание Большой гильдии (1417), жилые дома принадлежат к лучшим созданиям архитектуры прибалтийского региона. Малая крепость на Вышгороде была начата в XIII веке как рыцарский замок. Крепостная архитектура была развита в Эстонии; в период господства готики здесь было сооружено свыше пятидесяти каменных замков. Культовые здания Эстонии отличаются мужественной простотой форм, любовью к гладким поверхностям стен. Определяющим типом таллинских церквей стали трехнефная Домская церковь на Вышгороде (упоминается в 1233 г.), церкви Олевисте и Нигулисте, строительство которых приходится в основном на XV столетие. В Центральной Эстонии распространился тип трехнефнойзальнойцерквис купольными сводами. На юге страны, в Тарту, строили из кирпича. Собор Петра и Павла (XIII—XV вв.) с хором зального типа и двухбашенным фаса-


дом, а также церковь Яаня (XIII— XIV вв.), украшенная терракотовыми скульптурными фигурами, принадлежат к лучшим созданиям этого района. Запад Эстонии и острова были застроены однонефными церквами без башен, с высокими нервюрными сводами и узкими окнами.

В Литве переход к каменной архитектуре западноевропейского типа обозначился в XIV веке, когда появились первые каменные замки. Среди них в лучшей сохранности дошел замок на острове в Тракае (XIV—XV вв.), построенный в традициях готики. Росписи в замке исполнены мастерами, которые ориентировались на памятники византийского круга, в том числе на древнерусскую живопись. Культовые постройки начали возводить по мере распространения христианства в двух вариантах. Один восходит к древнерусским постройкам, другой — к западному типу, который в XV—XVI веках восторжествовал в Литве. К этому времени относится костел св. Анны (Оное) в Вильнюсе (1501 г.) — небольшое однонефное кирпичное сооружение с богатым архитектурным декором западного фасада. В Каунасе тогда же в стиле поздней готики сооружен дом Перкуно (XV—XVI вв.) с узорным фронтоном.

-ri-


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В XVIII веке Вольтер писал о средневековье: «Историю этих времен стоит знать лишь для того, чтобы ее презирать65. Историк Эдуард Гиббон называл средние века «тысячелетием мрака», ему вторил Гегель, говоря об «ужасной ночи средневековья». С тех пор отношение к средним векам решительно изменилось. Перед лицом современных знаний они потеряли свою исключительную мрачность, перестали быть всего лишь «средними веками» между классическими эпохами —античностью и Возрождением. В результате тщательных изысканий этот период приобрел самостоятельную ценность, наполнился живыми голосами людей той эпохи, открылись их подлинные устремления и достижения, яснее стали осознаваться особенности развития феодального общества, структура его общественной и духовной жизни. Средневековье предстало как закономерный и необходимый этап истории человечества. Созданные в средние века новые формы экономической и общественно-политической жизни, открытия в области культуры и искусства способствовали дальнейшему прогрессу человеческого общества. Рожденные творческим гением средневековых художников и поэтов произведения обладают не только исторической, но и непреходящей эстетической ценностью. В них раскрылась новая грань «гуманного», грань «очеловеченности» мира с убедительностью и силой, которая стала невозможной позднее, в других исторических условиях.


316 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенностью искусства средних веков была его большая, по сравнению с античным, сложность — эмоциональная, тематическая, изобразительно-художественная. Расширился диапазон чувств, доступных для художественного воплощения, более всеобъемлющим стал охват окружающего мира, пластический язык стал разнообразнее, открылась эмоциональная звучность цвета, произошел в новом качестве сплав орнаментальных и изобразительных форм, по-новому открылись образные возможности света в искусстве и архитектуре, в иных аспектах раскрылись природные свойства материалов. Средневековье стремилось обнаружить закономерности в строении мироздания, охватить его во всей целостности. Оно оставило в наследство грандиозные художественные ансамбли, тяготело к цикличности, представительности и единству. Искусство средних веков было более демократическим, чем античное, ибо сумело косвенно отразить трагедию угнетенных слоев общества. Жизненность средневекового искусства заключалась в осознании им реальных противоречий действительности, контраста между богатством и нищетой, властью и бесправием. Нравственное начало выступило важной составной частью средневековой гуманности. В представлениях того времени не было этически нейтральных сил, красота должна была быть морально оправдана. Духовная сила человека, немощного телом, но крепкого


своей убежденностью, верностью и верой, стала основополагающим моментом в оценке человеческой личности. Изображению стали доступны милосердие и сострадание, горение духа, борьба добра и зла. Герои средневековых произведений знают сомнения и колебания, раскаяние и самоуничижение, стойкую твердость и гордость собственным делом. Средневековье колебалось между надеждой и отчаянием, между идеальной мечтой и суровой, подчас антигуманной действительностью, наполненной войнами, пожарами, голодом и стихийными бедствиями. Его оптимизм всегда нес горькую ноту.

На период средних веков пришлось формирование понятия личности; ее ценят как представителя сословия или коллектива. Но человеческое «я» не стало центром средневекового миропонимания, в нем господствовало божество. Люди той эпохи обладали цельностью во взглядах и общении с миром, им были свойственны полнота бытия, непосредственное отношение к жизни, что сообщало полнокровную силу создаваемому ими искусству. Безусловно, художественное творчество в средние века знало и ограниченные стороны, обусловленные возможностями эпохи, преодоление их составило задачу последующих поколений; пролагая пути новому, они опирались на опыт средневековых мастеров, на их стремление утвердить лучшие стороны человеческой натуры, на открытые ими возможности искусства.


ПРИМЕЧАНИЯ


 

1 Сы.: Проблемы социально-экономи
ческих формаций. М., 1975, с. 57-58.

2 Стеблин-Каменский М. И. Мир саги.
Л., 1971, с. 17.

3 Demus О. Die Rolle der byzantinischcn
Kun-i in Europa. - В кн.: Jahrbuch dor
Osierreichischen Byzantinischen Gesell-
schaft, XIV. 1965, S. 140.

4 Термин возник в XIX в. по аналогии
с понятием «романские языки», в
основе которых лежала древняя ла
тынь; происходит от латинского
Roma - Рим. Первоначально при
мененный но отношению к памят
никам архитектуры, он затем был
перенесен на эпоху в целом. Услов
ность понятия очевидна: в сложении
культуры романского времени участ
вовали не только романские народы
и не только упрощенная римская ан
тичность питала все многообразие
творческих поисков средневековых
мастеров.

5 Термин «готика», «готический», был
введен теоретиками итальянского
Возрождения. Им обозначали в то
время все, что не было классическим
в предшествующую Ренессансу эпоху
или создавалось в XVI в. за пределами
Италии. С появлением дефиниции
«романское искусство» готическим
стали именовать искусство с конца
романского периода до начала эпохи
Возрождения. Слово происходит от
на!вания варварского племени готов,
в 4 10 г. разграбившего Рим.

6 Ааеринцев С. С. Порядок космоса
и порядок истории в мировоззрении
раннего средневековья. - В кн.: Ан
тичность и Византия. М., 1975. с. 269.

7 Aitgustini. De vera religione, XXX. 54.

8 Гачев Г. Жизнь художественного
сознания. Ч. 1.М., 1972, с. 102.

9 От рукописи «Кведлинбургской Ита-
лы» дошли фрагменты. Они ценны
также тем, что из-под осыпавшихся
слоев краски проступили надписи,
проливающие свет на метод работы
миниатюристов раннего средневе
ковья. Тексты представляют собой
словесное изложение заданий живо
писцу, которым он должен был найти
зрительное выражение. При этом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.