Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные способности

Выводы о возможности освоения подростком той или иной профессиональной деятельности или заключение о наличии спо­собностей и уровне их выраженности делаются с учетом комп­лекса показателей. Приоритетными являются данные интеллек­туальных тестов; нейродинамические и личностные характерис­тики используются в качестве дополнительных. Необходимо, чтобы тип интеллекта соответствовал типу задач, решаемых в данной профессиональной области. Только тогда профессиональная деятельность может быть успешной. Если у человека тип интел­лекта не соответствует типу решаемых задач, то при анализе про­блемы у специалиста не может сформироваться адекватное пред­ставление о ней, следовательно, и принимаемое решение будет неверным.

Используя тесты Амтхауэра и Равена, мы замеряем интеллектуальные компоненты способностей. Можно с уверенностью сказать, что интеллектуальная операция входит в структуру спо­собности, если ее развитие соответствует хорошему уровню. Средний уровень представляет собой зону неопределенности. Интеллектуальные операции, характеризующие мышление учащих­ся 7-9 классов, достигшие среднего уровня, еще могут подда­ваться развитию и образовывать те или иные способности, хотя это и требует значительных усилий. Следует помнить, что тради­ционные занятия с репетиторами обычно не развивают мышле­ние. Они полезны только для восполнения пробелов в знаниях в том случае, когда понятийное мышление хорошо развито. Если оно развито средне (или слабо), то в процессе интенсивных за­нятий с репетиторами происходит только отработка навыков, алгоритмов решения задач, систематическое заучивание мате­риала, но учеником не приобретается возможность самостоя­тельно разбираться в учебном материале, понимать в дальней­шем содержание предмета без посторонней помощи. Дополни­тельные занятия математикой в 7-9 классах обычно состоят в от­работке стандартных приемов решения задач и могут приводить к улучшению результатов выполнения 5 субтеста теста Амтхауэра. Дополнительные занятия алгеброй в 10-11 классах могут не­сколько активизировать абстрактное мышление и улучшать ре­зультаты выполнения 6 субтеста методики Амтхауэра. Иногда в результате дополнительных занятий физикой в 8-9 классах про­исходит развитие понятийного логического мышления (3 суб­тест). Помощь репетиторов по остальным учебным предметам не оказывает никакого развивающего влияния. Если же в заняти­ях с репетитором упор делается именно на систематическое за­учивание материала, то они приводят к интеллектуальной дегра­дации. Обучение по усиленным, интенсивным программам мо­жет также приводить к развитию отдельных интеллектуальных операций. Обучение в 8-11 математических классах может при­водить к активизации абстрактного и пространственного мыш­ления (6 и 8 субтесты Амтхауэра), развитию математической ин­туиции (5 субтест Амтхауэра). Обучение в старших классах с уг­лубленным изучением двух иностранных языков обычно приводит к развитию структурно-лингвистических способностей и ло­гической памяти (4 и 9 субтесты Амтхауэра).

Используя стандартный диагностический комплекс, мы вы­деляем способности к гуманитарным, общественным, естествен­ным, физико-математическим наукам, педагогической, инженер­ной, управленческой деятельности, а также ряд специальных про­фессиональных способностей. О наличии способности к той или иной профессиональной деятельности следует делать вывод только в том случае, если уровень интеллектуальных операций, состав­ляющих ее структуру, достигает хорошего уровня, т.е. количествен­ные значения показателей по соответствующим субтестам попа­дают в 3 (или 4) зону. Если для развития способности достаточ­но верхней границы среднего уровня (т.е. 2 зоны) по какому-либо субтесту, то это оговаривается особо. Порядок субтестов, харак­теризующих те или иные способности, приводится по степени их значимости для выполнения соответствующей деятельности. Не следует забывать, что упор делается на интеллектуальные компо­ненты способностей в связи с тем, что они к 15-17 годам уже достигают полноценного развития, в то время как личность под­ростка еще остается незрелой. Личностные качества поддаются дальнейшему развитию и совершенствованию, поэтому данные по личностным методикам привлекаются только тогда, когда по ним уже в этом возрасте можно выявить противопоказания или профессионально необходимые установки.

Наличие ММД или слабый уровень внимательности являет­ся, с одной стороны, осложняющим фактором при овладении любой профессией и при выполнении любой работы, но, с другой сто­роны, не выступает противопоказанием при оценке наличия спо­собностей у учащихся 7-10 классов, поскольку может быть ус­пешно вылечено. Учащимся 11-х классов, имеющих ММД или слабый уровень внимательности, уже не следует рекомендовать те профессии, в которых внимательность особенно важна (эко­номика, программирование, инженерная деятельность, торгов­ля). Способности к физико-математическим наукам сформиро­ваться не могут, если ММД не компенсируется до 7-8 класса и еще диагностируется с помощью теста Тулуз-Пьерона в старших классах.

При определении уровня способностей у учащихся 7-10 клас­сов можно «прощать» отдельные недостатки, т.к. еще есть время для развития. При этом, естественно, следует дать рекоменда­ции, что нужно делать для полноценного развития способнос­тей. Если характеристика дается ученику 11 класса, то уже време­ни для развития нет, и необходимо принимать во внимание весь комплекс требований профессий.

Гуманитарная специализация (филология, литературове­дение, искусствоведение, журналистика) - 2 субтест Амтхауэра на хорошем уровне (или на верхней границе среднего), высокий (или хороший) уровень навыка чтения и хотя бы средний уровень результатов по 3 и 4 субтестам. О гуманитарном типе личности свидетельствуют высокий (или хороший) уровень по фактору I и слабый (или средний) уровень по фактору М опросника Кеттелла. Если данные факторы (или хотя бы один из них) выходят за обозначенные границы, то не следует говорить о гуманитарных способностях. Необходимо также дополнительное исследование собственно гуманитарных способностей с помощью теста Ясюковой (см. II часть методического пособия и дополнительный комплект методик).

Следует помнить, что выбирать профессию гуманитарного профиля и гуманитарный профиль обучения в старших классах – это разные вещи. В старших классах гуманитарного профиля обыч­но предполагается углубленное изучение литературы, истории и иностранного языка (а чаще двух), т.е. для успешного обучения требуются способности трех типов: к гуманитарным наукам, к общественным наукам и к иностранным языкам (или лингвисти­ческие способности). Редко встречается, что подросток облада­ет одновременно всеми тремя способностями. Есть старшекласс­ники, которые прекрасно пишут сочинения, но значительно сла­бее у них выглядит аналитический аспект реферата по истории, и второй иностранный язык они выучить не могут. Эти ребята име­ют только гуманитарные способности. Другие старшеклассники прекрасно пишут аналитические рефераты и критические эссе, но сочинения у них получаются несколько суховатыми, неэмоци­ональными, они не «литературные», а «логические»; второй иностранный язык тоже дается с трудом. Эти подростки имеют спо­собности к общественным наукам. И некоторые ребята в классе легко овладевают двумя иностранными языками, готовы на этих языках писать сочинения, а литературу и историю переносят с трудом. Грамотность у них абсолютная, а сами сочинения на род­ном языке по литературным произведениям формальные, часто списанные. Это лингвисты. Педагогам эти варианты хорошо знакомы. Пока у нас гуманитарные классы создаются именно такого «комплексного» типа, то в них приходится направлять учащихся, имеющих хотя бы один из вариантов требующихся способнос­тей. При этом подростков надо предупреждать, какие именно способности они имеют (т.е. на какие профессии следует ориен­тироваться, из каких профессий можно выбирать). И какие пред­меты будут, скорее всего, неинтересны и даваться с большим тру­дом, чтобы учащиеся к этому были готовы.

Общественные науки (история, философия, социология, культурология, юриспруденция, политология, психология, соци­альная работа и пр.) - на хорошем уровне 2 и 1 субтесты Амтхау­эра, а также желательно 7 и 6 субтесты (или 1, 7, и 6 субтесты на верхней границе среднего уровня). Желательно, чтобы факторы I и М опросника Кеттелла были в 3-4 зоне. Для работы с людьми (психологическое консультирование, социальная работа, адво­катская практика и пр.) требуются доброжелательная установка и объективность в оценке людей (соответствующие показатели по методике Фидлера-Ясюковой должны быть в 3 зоне; допускается недостаточная объективность в оценке людей, т.е. 2 зона, но под­росток должен знать о том, что он не всегда справедлив, и дол­жен учиться объективности). Психологическое консультирование, социологические опросы, адвокатская практика, социальная ра­бота требуют умения устанавливать контакты, взаимодействовать с широким кругом людей, поэтому противопоказанием является низкий уровень по фактору Н теста Кеттелла (1 зона). Также про­тивопоказанием являются низкие значения по фактору Q, теста Кеттелла (1 зона), т.к. в этом случае человек не приемлет образ мыслей, жизненные ценности и установки, не совпадающие с теми, которых придерживается он сам, что может затруднять установление доверительных отношений со многими людьми. (Общие жизненные установки с трудом поддаются изменению). Желательно, чтобы подросток был дипломатичен (фактор N опросника Кеттелла в 3 зоне), но не обязательно, поскольку навыки диплома­тичного общения могут достаточно легко приобретаться в тре­нингах. В этом случае подросток должен знать о недостатке дип­ломатичности и совершенствовать свои навыки. Нотариальная, архивная работа требуют повышенной внимательности, следо­вательно по тесту Тулуз-Пьерона должно быть К>0,96. Для спе­циализации в юридических науках, политологии, социальной работе требуется развитое правовое сознание, т.е. следует до­полнительно использовать тест правового сознания Ясюковой (см. II часть методического пособия и дополнительный комплект методик).

 

Иностранные языки (владение несколькими иностранны­ми языками) - на хорошем уровне 4, 9 и 2 субтесты Амтхауэра (9 субтест желательно на высоком уровне), а также не ниже средне­го уровня 3 субтест. Если у ученика 7-9 класса 4 субтест находит­ся пока на среднем уровне, но зато 6 субтест - на хорошем (или высоком), и подросток стремится к изучению иностранных язы­ков, то лингвистические способности можно развить. Овладе­ние разговорным языком легче дается учащимся при условии, что фактор Н теста Кеттелла находится в 3-4 зоне. Если фактор Н находится во 2-й, а тем более в 1-й зонах, то подросток может испытывать некоторые сложности при ведении беседы, хотя лег­ко может понимать смысл сообщения или текста, выполнять пись­менные работы. Лингвистические способности требуются не только для специализации в языкознании, но «обслуживают» ряд конк­ретных профессий и видов деятельности: выполнение письмен­ных технических, научных или литературных переводов, работа сопровождающего переводчика, экскурсионная работа, турис­тический бизнес, преподавание иностранных языков. В этих слу­чаях требуются технические, историко-культурные или соответ­ствующие научные знания, коммуникативные, ораторские, пред­принимательские, педагогические способности.

Педагогика – на хорошем уровне 2 и 9 субтесты Амтхауэра и хотя бы на верхней границе среднего уровня результаты по суб­тестам, соответствующим профилю преподаваемого предмета. Для преподавания (особенно в школе) требуется доброжелательное отношение к людям и объективность в оценке их знаний и лично­стных особенностей. Соответствующие показатели по методике Фидлера-Ясюковой должны быть в 3 зоне; допускается недоста­точная объективность в оценке людей, т.е. 2 зона (поскольку это еще преодолимо), но подросток должен знать о том, что он не всегда справедлив и должен учиться объективности. Преподава­тельская деятельность не рекомендуется, если фактор Н теста Кеттелла находится в 1 зоне.

Естественные науки (биология, химия, география, архео­логия, геология, метеорология, медицина, фармакология, экс­периментальная психология и пр.) - на хорошем уровне 3, 2 и 4 субтесты Амтхауэра, матрицы С Равена и хотя бы средний уро­вень по 1 субтесту Амтхауэра, а для медицины, фармакологии -еще и хороший уровень по 9 субтесту (стоматология и хирургия - дополнительно хороший уровень по 8 субтесту). Для медицин­ской специализации желательно, чтобы фактор I теста Кеттелла не был в 4 зоне, а фактор М был в 3-4 зонах.

 

Физико-математические науки – 6, 3 и 5 субтесты Амтха­уэра и матрицы В, С, D, Е Равена на высоком или ближе к высоко­му уровню, на хорошем - 8, 2 и 4 субтесты Амтхауэра, по тесту Тулуз-Пьерона должно быть К > 0,96. Следует также помнить, что способности к физико-математическим наукам и выбор матема­тической специализации обучения в старших классах - это раз­ные вещи. В математические классы могут поступать подростки, имеющие способности к программированию, экономике, инже­нерной деятельности, а не только к физико-математическим на­укам. Экономистам и программистам легче будет даваться уг­лубленная алгебра и начала математического анализа, чем гео­метрия и тригонометрия, и труднее - физика. Подростки с инже­нерными способностями могут испытывать трудности по неко­торым разделам (чаще математики, чем физики) из-за высокого уровня сложности программы. Для уточнения данных о выраженности способностей в сфере физико-математических наук полезно использовать соответствующий тест (см. II часть методического пособия и дополнительный комплект методик: тест физико-ма­тематических способностей Самойловой-Ясюковой).

 

Прикладная математика, программирование – 6 и 5 суб­тесты Амтхауэра и матрицы В, С, D, Е Равена на высоком или близко к высокому уровню, 3 и 4 субтесты Амтхауэра на хорошем уровне. Работа программиста требует повышенной внимательности, сле­довательно по тесту Тулуз-Пьерона должно быть К > 0,96.

Экономика: бухгалтер - на хорошем уровне 2 и 5 субтесты Амтхауэра, желательно и 1 субтест Амтхауэра; и скорость по тес­ту Тулуз-Пьерона не должна быть высокой. Экономист - на хоро­шем уровне 2, 5 и 6 субтесты Амтхауэра, желательно и 1 субтест, и серия D матриц Равена. Маркетинг, прогнозирование в сфере экономики - на хорошем уровне 2, 3, 6, 5 субтесты Амтхауэра и серия С матриц Равена, желательно и 1 субтест Амтхауэра. Рабо­та бухгалтера, экономиста требуют повышенной внимательнос­ти, следовательно по тесту Тулуз-Пьерона должно быть К > 0,98, для маркетолога достаточно К > 0,95.

 

Инженерная деятельность: инженер-технолог - на хоро­шем уровне 3, 7 и 1 субтесты Амтхауэра и серии В, С, D матриц Равена, а также не ниже среднего уровня 5 и 2 субтесты Амтхауэ­ра; инженер-конструктор расчетчик - на хорошем уровне 8, 5 и 6 субтесты Амтхауэра и серии В, С, D матриц Равена, а также не ниже среднего уровня 3, 1, 7 и 2 субтесты Амтхауэра и серия Е матриц Равена; инженер-конструктор экспериментатор - на хо­рошем уровне 8, 3 и 5 субтесты Амтхауэра и серии В, С, D матриц Равена, а также не ниже среднего уровня 1, 2, 7 и 6 субтесты Ам­тхауэра и серия Е матриц Равена. По тесту Тулуз-Пьерона для любой инженерной деятельности желательно, чтобы К > 0,95, а для кон­структора-расчетчика - К > 0,96.

 

Архитектура, промышленный дизайн – на хорошем уров­не 8, 2 субтесты Амтхауэра и серии В, С, D матриц Равена, а также не ниже среднего уровня 7, 3 и 5 субтесты Амтхауэра и серия Е матриц Равена. Необходимо дополнительное изучение творчес­кого воображения с использованием теста Гилфорда и визуаль­ного блока теста Торренса, а также исследование нестандартности визуального мышления с использованием теста Ясюковой (см. II часть методического пособия и дополнительный комплект ме­тодик).

 

Торговля: торговый представитель - на хорошем уровне 1, 2, 9 субтесты Амтхауэра и по тесту Тулуз-Пьерона К > 0,96, а так­же не ниже среднего уровня 5 субтест Амтхауэра; продавец - вы­сокий уровень внимания (по тесту Тулуз-Пьерона К > 0,98) и хо­роший уровень по 9 субтесту Амтхауэра, а также не ниже средне­го уровня 2 и 5 субтесты. Для успешной работы торгового пред­ставителя, продавца (особенно, продавца отдела) требуется доб­рожелательная установка по отношению к людям, возможна ус­тановка всеприятия, т.е. 3-4 зона по методике Фидлера-Ясюко-вой. Также требуется умение устанавливать контакты, взаимодей­ствовать с широким кругом людей, поэтому противопоказанием является низкий уровень по фактору Н теста Кеттелла (1 зона). Желательны навыки дипломатичности (фактор N теста Кеттелла в 3 зоне).

Управленческая деятельность. Следует помнить, что уп­равленческая деятельность требует специальной подготовки в той области, которой человек собирается управлять. Нет просто управленческих способностей, нельзя научить управлять вооб­ще. Следовательно, школьникам в «Психологической характери­стике» не ставится хороший (и тем более высокий) уровень спо­собностей к управлению, а только средний или слабый. Средний уровень свидетельствует о том, что, получив профессию, моло­дой человек в дальнейшем сможет занимать в ней руководящие должности. Слабый - свидетельствует о наличии противопока­заний. Противопоказанием являются низкие значения по факто­ру Н теста Кеттелла (1 зона) и негативная установка по отноше­нию к людям (доброжелательность в 1 зоне по тесту Фидлера-Ясюковой). Настораживать должны также низкие значения по факторам G и Q3 теста Кеттелла (1 зона) и недостаточная добро­желательность, скепсис (2 зона по тесту Фидлера-Ясюковой). Разные уровни управления требуют различных интеллектуальных операций: мелкая коммерция, индивидуальный бизнес - на хо­рошем уровне 1 и 9 субтесты Амтхауэра, а также не ниже среднего уровня 2, 5 и 7 субтесты; менеджер по найму (среднее и выс­шее звено управления) - 3, 9 и 1 субтесты Амтхауэра, а также не ниже среднего уровня 7, 2 и 5 субтесты; собственно предприни­матель («хозяин» предприятия) - 3, 1, 7 и 9 субтесты Амтхауэра, а также не ниже среднего уровня 5 и 2 субтесты. По тесту Тулуз-Пьерона для любой управленческой деятельности желательно, чтобы К > 0,95.

На этапе обучения в школе для освоения будущей профес­сии немаловажную роль играют такие личные качества как орга­низованность, исполнительность, методичность в учебе, от ко­торых зависит полнота и систематичность знаний. Следователь­но, при наличии равных способностей лучше овладевают про­фессией и имеют более высокую успеваемость те подростки, ко­торые обладают самокритичностью (тест Фидлера-Ясюковой, 3 зона), и у кого факторы G и Q3 теста Кеттелла находятся в 3 зоне, а также отсутствует психологическая защита (фактор Q5<2). В некоторой степени компенсировать недостатки исполнительно­сти и организованности могут повышенная тревожность (фактор О теста Кеттелла в 3 зоне) и честолюбие (фактор L теста Кеттелла в 3 зоне). При низкой исполнительности и организованности си­туация может усугубляться высокой беспечностью (фактор F тес­та Кеттелла в 3-4 зоне), «компанейскостью» (фактор Q2 теста Кет­телла в 3-4 зоне), стремлением к острым ощущениям (фактор Н теста Кеттелла в 4 зоне), ленью (фактор Q4 теста Кеттелла в 1 зоне) настолько, что подросток будет плохо учиться, несмотря на хо­рошие способности. Такой старшеклассник нуждается в контро­ле со стороны родителей. Если подросток еще и упрям (фактор Е теста Кеттелла в 4 зоне), то он будет сопротивляться контролю, что, естественно, отрицательно скажется на успеваемости.

Следует учитывать, что у старшеклассников могут сложить­ся интеллектуальные задатки не к одному, а к нескольким видам профессиональной деятельности. Их нужно раздельно проана­лизировать в сравнении с другими индивидуальными особенно­стями подростка и предложить учащемуся ту сферу будущей де­ятельности, где он предположительно сможет достичь максималь­ной эффективности. Но окончательный выбор всегда остается за самим индивидом.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Черты характера японцев | Черты героического этапа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.