Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация 2 страница




37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:

Ничего не ответишь?

Надуешься?

Начнешь плакать?

Запротестуешь?

Попробуешь пойти вопреки запрещению?

Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:

Ничего не ответишь?

Надуешься?

Начнешь плакать?

Запротестуешь?

Попробуешь пойти вопреки запрещению?

Подчеркни один из этих ответов. 434

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение?

Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В киноте­атре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственни­ки уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где ся­дешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

МЕТОДИКА PARI Е. ШЕФФЕР И Р. БЕЛЛА

АДАПТАЦИЯ Т. В. НЕЩЕРЕТ Семейная жизнь глазами матери

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (преж­де всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (се­мейной роли).

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающие­ся разных сторон отношения родителей к ребенку и жиз­ни в семье. Из них - 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 - касаются родительско-детских отно­шений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I - опти­мальный эмоциональный контакт, П - излишняя эмоцио-

нальная дистанция с ребенком, III - излишняя концент­рация на ребенке.

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли

Описываются с помощью 8 признаков, их номера в оп­росном листе 3, 5, 7,11,13,17,19,23:

- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

- ощущение самопожертвования в роли матери (5);

- семейные конфликты (7);

- сверхавторитет родителей (11);

- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

- «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

- доминирование матери (19);

- зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

- побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

- партнерские отношения (14);

- развитие активности ребенка (15);

- уравнительные отношения между родителями и ре­бенком (21).

П. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (со­стоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9,16):

- раздражительность, вспыльчивость (8);

- суровость, излишняя строгость (9);

- уклонение от контакта с ребенком (16). III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается

8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10,

12, 18, 20, 22):

- чрезмерная забота, установление отношений зависи­мости (2);

- преодоление сопротивления, подавление воли (4);

- создание безопасности, опасение обидеть (6);

- исключение внесемейных влияний (10);

- подавление агрессивности (12);

- подавление сексуальности (18);

- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

- стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной после­довательности, и отвечающий должен выразить к ним от­ношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости опре­деляет выраженность признака. Таким образом, максималь­ная выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 - высокие оценки, соответственно - 8, 7, 6, 5 - низ­кие. Опросник и лист ответов прилагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция: «Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже не­большие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, ста­райтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:

А - если с данным положением согласны полностью;

а - если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б - если с данным положением скорее не согласны, чем

согласны;

Б - если с данным положением полностью не согласны».

О себе сообщите:

Возраст

Пол

Образование

Профессия

Количество и возраст детей

1. Если дети считают свои взгляды правиль­ными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.   АабБ  
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.   АабБ  
3. Для хорошей матери дом и семья - самое важное в жизни.   АабБ  
4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.   АабБ  
5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.   АабБ  
6. Маленького ребенка всегда следует креп­ко держать во время мытья, чтобы он не упал.   АабБ  
7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.   АабБ  
8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благо­дарить родителей за строгое воспитание.   АабБ  
9. Пребывание с ребенком целый день мо­жет довести до нервного истощения.   АабБ  
10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.   АабБ  

 

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.   Ааб Б  
12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.   АабБ  
13. Самое плохое для матери, занимающей­ся хозяйством, чувство, что ей нелегко освобо­диться от своих обязанностей.   АабБ  
14. Родителям легче приспособиться к де­тям, чем наоборот.   АабБ  
15. Ребенок должен научиться в жизни мно­гим нужным вещам, и поэтому ему нельзя раз­решать терять ценное время.   АабБ  
16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать по­стоянно.   АабБ  
17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.   АабБ  
18. В присутствии ребенка не надо разгова­ривать о вопросах пола.   АабБ  
19. Если бы мать не руководила домом, му­жем и детьми все происходило бы менее орга­низованно.   АабБ  
20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.   АабБ  
21. Если бы родители больше интересова­лись делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.   АабБ  
22. Большинство детей должны самостоя­тельно справляться с физиологическими нуж­дами уже с 15 месяцев.   АабБ  
23. Самое трудное для молодой матери - ос­таваться одной в первые годы воспитания ре­бенка.   АабБ  

 

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье непра­вильная.   АабБ  
25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые не­сет жизнь.   АабБ  
26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.   АабБ  
27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.   АабБ  
28. Мать должна жертвовать своим счасть­ем ради счастья ребенка.   АабБ  
29. Все молодые матери боятся своей нео­пытности в обращении с ребенком.   АабБ  
30. Супруги должны время от времени ру­гаться, чтобы доказать свои права.   АабБ  
31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.   АабБ  
32. Матери часто настолько бывают замуче­ны присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.   АабБ  
33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.   АабБ  
34. Ребенок должен уважать своих родите­лей больше других.   АабБ  
35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.   АабБ  
36. Постоянное пребывание с детьми убеж­дает мать в том, что ее воспитательные возмож­ности меньше умений и способностей (могла бы, но...).   АабБ  

 

37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.   АабБ  
38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.   АабБ  
39. Родители, которые разговаривают с ре­бенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.   АабБ  
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.      
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и маль­чики видели друг друга голыми.   АабБ  
42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.   АабБ  
43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.   АабБ  
44. Если у вас принято, что дети рассказы­вают Вам анекдоты, а Вы - им, то многие воп­росы можно решить спокойно и без конфликтов.   АабБ  
45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.   АабБ  
46. Нехорошо, когда мать одна преодолева­ет все трудности, связанные с уходом за ребен­ком и его воспитанием.   АабБ  
47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.   АабБ  
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.   АабБ  
49. Женщина должна выбирать между до­машним хозяйством и развлечениями.   АабБ  
50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.   АабБ  

 

51. Очень мало женщин получает благодар­ность детей за труд, затраченный на их воспи­тание.   АабБ  
52. Если ребенок попал в беду, в любом слу­чае мать всегда чувствует себя виноватой.   АабБ  
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вы­зывают раздражение.   АабБ  
54. Дети, которым внушили уважение к нор­мам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.   АабБ  
55. Редко бывает, чтобы мать, которая це­лый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.   АабБ  
56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.   АабБ  
57. Дети должны знать, что нет людей бо­лее мудрых, чем их родители.   АабБ  
58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.   АабБ  
59. Молодые матери страдают по поводу сво­его заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.   АабБ  
60. Заставлять детей отказываться и при­спосабливаться - плохой метод воспитания.   АабБ  
61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.   АабБ  
62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому при­выкнут.   АабБ  
63. Когда мать плохо выполняет свои обя­занности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанно­стей по содержанию семьи.   АабБ  

 

64. Детские игры с сексуальным содержа­нием могут привести детей к сексуальным пре­ступлениям.   АабБ  
65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хо­зяйство.   АабБ  
66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.   АабБ  
67. Родители, которые выслушивают с одоб­рением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии.   АабБ  
68. Чем быстрее слабеет связь детей с семь­ей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.   АабБ  
69. Умная мать делает все возможное, что­бы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.   АабБ  
70. Дети должны принимать участие в ре­шении важных семейных вопросов.   АабБ  
71. Родители должны знать, как нужно по­ступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.   АабБ  
72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.   АабБ  
73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.   АабБ  
74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.   АабБ  
75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.   АабБ  

 

76. В семейной жизни существует много воп­росов, которые нельзя решить путем спокойно­го обсуждения.   АабВ  
77. Большинство детей должны воспитывать­ся более строго, чем это происходит на самом деле.   АабБ  
78. Воспитание детей - это тяжелая работа.   АабБ  
79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.   АабБ  
80. Больше всех других дети должны уважать родителей.   АабБ  
81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это мо­жет привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.   АабБ  
82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.   АабБ  
83. Родители должны считать детей равно­правными по отношению к себе во всех вопро­сах жизни.   АабБ  
84. Когда ребенок делает то, что обязан, он на­ходится на правильном пути и будет счастлив.   АабБ  
85. Надо оставить ребенка, которому груст­но, в покое и не заниматься им.   АабБ  
86. Самое большое желание любой матери - быть понятой мужем.   АабБ  
87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные про­блемы.   АабБ  
88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.   АабБ  
89. Так как ребенок - часть матери, она имеет право знать все о его жизни.   АабБ  

 

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принима­ют их советы.   АабБ  
91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справ­ляться с физиологическими нуждами.   АабБ  
92. Большинство женщин нуждаются в боль­шем количестве времени для отдыха после рож­дения ребенка, чем им дается на самом деле.   АабБ  
93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит роди­телям свои проблемы.   АабБ  
94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к лю­бой работе.   АабБ  
95. Для хорошей матери достаточно обще­ния с собственной семьей.   АабБ  
96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.   АабБ  
97. Матери жертвуют всем ради блага соб­ственных детей.   АабБ  
98. Самая главная забота матери - благопо­лучие и безопасность ребенка.   АабБ  
99. Естественно, что двое людей с противо­положными взглядами в супружестве ссорятся.   АабБ  
100. Воспитание детей в строгой дисципли­не делает их более счастливыми.   АабБ  
101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.   АабБ  
102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.   АабБ  
103. Первая обязанность детей - доверие по отношению к родителям.   АабБ  

 

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.   АабБ  
105. Молодая мать чувствует себя несчаст­ной, потому что знает, что многие вещи, кото­рые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.   АабБ  
106. Нет никаких оснований, чтобы у роди­телей было больше прав и привилегий, чем у детей.   АабБ  
107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.   АабБ  
108. Дети делают все возможное, чтобы за­интересовать родителей своими проблемами.   АабБ  
109. Немногие мужчины понимают, что мате­ри их ребенка тоже нужна радость в жизни.   АабБ  
110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.   АабБ  
111. Выходя замуж, женщина должна отда­вать себе отчет в том, что будет вынуждена ру­ководить семейными делами.   АабБ  
112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.   АабБ  
113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родите­лями и легче доверяет им свои проблемы.   АабБ  
114. Надо как можно раньше прекратить кор­мить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).   АабБ  
115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отноше­нию к детям.   АабБ  

 

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Ответ № п\п   АабБ       АабБ       АабБ       АабБ       АабБ  
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

Для психолога, работающего в производственном кол­лективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли.

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семей­ной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

- хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);

- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональ­ной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в мето­дике это шкала 17);

- отношения, обеспечивающие воспитание детей, «пе­дагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить «пред­варительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (се­мейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семей­ного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в произ­водственном коллективе.

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приори­тете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому призна­ку, характерна зависимость от семьи, низкая согласован­ность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оцен­ки по шкалам 17, 19, 23.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.