Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формулировка и обоснование проблемы исследования




Программа исследования как главный стратегический документ.

 

 

Программа – это изложение теоретико-методологических предпосылок (т.е. общей концепции) исследования в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их поверки.

Функции программы исследования.

n научно познавательная: состоит в обеспечении теоретико-методической целостности исследования

n научно-организационная: обеспечение эффективно сотрудничества участников исследовательского коллектива, разделение труда между ними ради достижения общего научного и практического результата.

Требования к идеальной программе:

1) её необходимость. Безпрограмное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, а расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект.

По этому поводу – притча о мальчике, который взялся доказать, что паук слышит ногами. Для доказательства он провел эксперимент: посадив паука на стол, приказывал ему: «Беги!». Паук бежал. Затем, оторвав пауку ноги, отдал такой же приказ, но паук не тронулся с места. Вывод юного экспериментатора: потеряв ноги, паук перестал слышать.

Т.о. вина мальчика – отсутствие теоретическо-методологической базы исследователя. Это привело к выдаче желаемого за действительное.

Следовательно, ситуация «пришел – увидел – опросил» невозможна.

2) эксплицитность. Все положения делаются более четкими, подуманными. Интуитивный набросок не заменит строгую обоснованность. Кроме того, при отсутствии ясности программы участки исследования теряют общий язык.

3) логическая последовательность элементов программы: нельзя выбирать принципиальный план, не представляя целей и задач. Все надо делать постепенно.

4) гибкость: подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере обнаружения недостатков.

Основные элементы программы исследования:

Поставленные самой жизнью противоречивые ситуации принято называть социальной проблемой: это противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результатов практических, теоретических действий и незнанием путей, средств, методов, приемов реализации этих необходимых действий.

Соц. проблемы могут появляться в:

-- недостаточной осведомленности о реальной социальной ситуации

-- обнаружении таких процессов и явлений, природа которых теоретически не конкретизирована, следовательно, нет и определенных мотивов описания.

При этом важно избегать опасности постановки мнимых проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных. Следует опасаться и другой крайности – выдвижения проблем слишком широкого плана. Идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, т.к. это усложняет инструментарий исследования, снижает качество собираемой социологической информации, её актуальность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.