Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вера и разум – парадигма схоластической философии




Парадигма – 1) строго научная теория, воплощенная в систему понятий выражающих существенные черты действительности;

2) признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течении определенного исторического периода.

 

 

2 факультета в университете

 

факультет свободных факультет теологии

 

обучение на основе античного изучение теологии -

наследия (труды Платона и Аристотеля)- господство установки на веру

знание на основе разума

 

Противопоставление веры и разума, не доходящее до отбрасывания одной из его сторон, проходит через все этапы схоластической мысли.

- Вопрос об отношении веры и разума означал разработку различных трактовок содержания Библии и творений Святых Отцов церкви с учетом достижения античной философии.

- Схоластика была занята выработкой аргументации для обращения неверующих средствами разума, которая ведет к вере.

 

Кроме прямых результатов деятельности ученых, развитие университетов привело к ряду побочных эффектов:

1. университеты способствовали сглаживанию социальных противоречий, т.к. доступ в них был открыт для людей всех сословий и классов;

2. студенты и профессора составили в своей совокупности особое сословие – корпорацию людей, разных по своему происхождению. В этой среде возникло новое понимание благородства – благородство не по крови и богатству, а по уму.

3. университетская ученость и знания никак не настраивали на оппозиционность и бунтарство.

4. сформировалось уважение к знанию и культуре.

 

Метод схоластичной философии: не нахождение истины (она уже дана в откровении), а изложение и доказательство этой истины посредством разума, т.е. философии. Т.о. Бог – главный предмет не только теологического, но и философского мышления.

Перед философией 3 задачи:

· с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека;

· придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной её усвояемости;

· при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин.

В схоластическом методе господствовал формализм, а главным орудием была формальная логика.

Схоластичное философское мышление сосредоточилось, в сущности, на 2-х проблемах – на споре номинализма и реализма.

реализм (идеалистическое) номинализм (материалистическое)
философское учение, презнающее, что общие понятия (или универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей, т.е. универсалии существуют реально и независимо от сознания.
       
   
 


 

умеренный крайний
считает, что универсалии реальны, но существуют в отдельных вещах (воззрения Аристотеля) считает, что универсалии существуют не зависимо от вещей (теория Платона о «идеях и вещах»)

 

 

натуралистический мистический
наделяет природу божественными чертами, растворяет Бога в природе (стоики) растворяет природу в Боге (придерживался Н.Кузанский)

 

философское учение, утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении; общее существует лишь после вещей. Основной тезис был сформулирован киником Антисфеном: Реально же существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.
       
   
 


 

умеренный крайний
полагали общее в качестве мысли, понятия, имени, которые играют важную роль в познании. считали, что общее лишь пустой звук, звуковая сторона слова.

 

1. первична вещь

2. понятие вторично

3. понятие в отрыве от вещи ничего не означает

4. вещь, которую нельзя познать наглядно, непознаваема

5. познание вещей сводится к чувственному познанию

 

Значение средневековой философии:

1. средневековая схоластика сохранила приемственность интеллектуальных навыков;

2. схоластика создала понятийно-терминологический аппарат, который используется до сих пор, но несколько в измененном виде;

3. хотя средневековая схоластика не способствовала развитию естественных наук, но она оказалась благопритной для логики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.