Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции рынка и его роль в системе экономических отношений




Рынок, как было отмечено выше, -это экономические отношенияв сфере обмена. Как экономическая категория обмен представляет собой экономические связи между людьми как производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных как для собственного потребления, так и для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальной основой рыночных отношений служит движение товара и денег.

Сущность рынка находит свое отражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение категории.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворять свои потребности.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает: согласование производства и потребления в ассортиментной структуре; сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре; пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? сколько производить?

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей создавать новую продукцию, необходимые товары с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль; стимулировать научно-технический прогресс и на его основе – интенсификацию производства и эффективность функционирования всей экономики.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг. Современный рынок концентрирует в себе и обрабатывает огромные объемы информации и выдает (на основе коньюнктурных обзоров) обобщенные данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и установление соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…». Экономический интерес продавцов состоит в получении большего дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с меньшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает его роль в процессе общественного воспроизводства, Понятия «функция» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса.

Роль рынка в общественном производстве сводится к тому, чтобы:

- выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуры следует производить;

- уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

- дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

- вымывать неконкурентоспособные предприятия и свертывать устаревшие производства – это как бы «санитарный» аспект;

- акцентировать внимание на недостаточность развития отдельных институтов рыночной инфраструктуры.

 

3.Основные рыночные показатели: емкость и конъюнктура рынка.

Одним из основных показателей рынка является его емкость. Под емкостью рынка

понимается потенциально возможный объем продаж определенного товара на рассматриваемом рынке в течение заданного периода времени. Она показывает, сколько изделий и какой общей стоимостью может быть на нем реализовано, какое количество потенциальных потребителей имеется, на какой площади они проживают и т.д. Емкость рынка зависит от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности и др. Различают еще денежную емкость рынка. Это величина, отражающая количество денег, которые могут поглотить предложенные на рынке товары, ценные бумаги и услуги. Денежная емкость рынка лимитируется размерами услуг и уровнем производства. Следует отметить, что емкость рынка изменяется во времени.

Емкость рынка товаров производственного назначения (машин, оборудования, технологий) оценивается с помощью анализа тенденций развития и инвестиционной политики отраслей, потребляющих эти товары. При отсутствии такой информации емкость рынка может быть определена путем рассмотрения тенденций продаж в прошлом и их экстраполяции (переноса) с поправками на текущий период. Например, для поставщика комплектующих узлов необходимо знать статистику ежегодных объемов продаж изделий, включающих эти узлы.

При определении емкости рынка потребительских товаров анализируются факторы, влияющие на спрос потребителей, такие, как:

- общая численность населения;

- распределение населения по возрастным, половым, социальным признакам;

- уровень доходов на душу населения;

- изменение индекса стоимости жизни;

- динамика ставок заработной платы;

- распределение потребительских расходов и др.

В ходе оценки емкости рынка чрезвычайно важно учесть возможное влияние так называемых неконтролируемых факторов. Они могут быть связаны с совершенно непредсказуемыми обстоятельствами.

Емкость рынка рассчитывают обычно как в денежном, так и в натуральном выражениях. Соотношение этих величин и изменения относительных цен за единицу товара могут дать предпринимателю весьма ценную информацию. Например, что на данном рынке при сокращении объема продаж в физических единицах наблюдается устойчивое повышение спроса на более дорогостоящие товары.

Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, фирма получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия: расходы на внедрение на рынок и работу на нем могут не окупиться.

Следует, однако, иметь в виду и то, что не всегда наибольшая емкость рынка означает наилучшие возможности для его освоения. На таком рынке могут быть сильная конкуренция, высокая степень удовлетворенности потребителей товарами конкурентов и действовать другие факторы, которые следует учитывать при принятии решений о выборе того или иного рынка для последующей работы на нем.

Кроме этого показателя, в практике маркетинговых исследований более широкое применение получил другой – доля рынка. Она достаточно достоверно отражает результаты деятельности предприятия и определяется как отношение объема продаж его товара (в натуральном или денежном выражениях) к потенциальной емкости рынка данного товара. С помощью этого показателя можно дать оценку уровню конкурентоспособности предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала. Очевидно, что с ростом рыночной доли позиции предприятия выглядят все более устойчивыми. Дело в том, что доля фирмы на рынке наибольшим образом влияет на норму получаемой прибыли.

Другим важным показателем рынка является его конъюнктура. Конъюнктура (лат. – связываю, соединяю) рынка – экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнем спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Различают благоприятную, устойчивую и вялую конъюнктуру рынка. Благоприятная конъюнктура характеризуется наличием активного, устойчивого спроса на товары и услуги, превышением спроса над предложением, тенденцией динамики роста цен на наиболее ходовые товары. Устойчивая конъюнктура характеризуется стабильным уровнем сделок купли-продажи, установившимися ценами, а вялая конъюнктура – низким уровнем спроса и деловой активности, небольшим количеством сделок, тенденцией снижения цен на ходовые товары.

Конъюнктура рынка определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров и услуг.

Конъюнктурообразующие факторы можно сгруппировать следующим образом:

  1. Постоянно действующие, к которым относятся изменение условий развития экономики страны, региона; влияние монополий; научно-технический прогресс; влияние государственного сектора экономики; инфляция. Все эти факторы можно с относительной долей корректности предвидеть и прогнозировать.
  2. Непостоянно действующие, к которым относится стохастическое изменение внешних экономико-политических условий; сезонность производства или завоза продукции; стихийные бедствия; локальные конфликты; влияние конкурентов и др. Эти факторы предвидеть трудно, и они учитываются (принимаются) по факту.

В практике маркетинга выделяют: общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков. Если первая характеризует состояние экономики страны в целом на тот или иной период времени, то вторая изучает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.

Конъюнктура товарного рынка как элемент общехозяйственной конъюнктуры характеризуется как специфическими, только ей присущими особенностями, так и общими чертами, свойственными общехозяйственной конъюнктуре. Таким образом, только взаимодействие и взаимосвязь этих черт и особенностей определяют характер формирования и развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры.

Оценка и анализ рыночной конъюнктуры представляет собой необходимое условие коммерческой деятельности и маркетинга на всех уровнях управления, а также требование формирования государственной политики регулирования рынка с помощью социально-экономического и налогового воздействия, разработки соответствующих законов и т.д.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка – определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего, соотношения спроса и предложения.

Информационной базой при анализе и прогнозировании конъюнктуры рынка может служить различная статистическая информация. Она может характеризовать состояние общехозяйственной конъюнктуры (показателей инвестиционной деятельности, загрузки производственных мощностей и занятости населения в отдельных регионах, динамики заказов в отраслях промышленности и т.д.) и состояние спроса и предложения на данном конкретном товарном рынке (динамика производства и потребления конкретного продукта, их соотношение и др.).

Конъюнктура измеряется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке. Это может быть реализовано лишь при достаточно полной статистической информации о состоянии рынка.

Конъюнктура товарного рынка в первую очередь отражается с помощью ряда характеристик, основными из которых являются спрос и предложение. С позиций маркетинга – это основные объекты постоянного наблюдения, детального изучения и, в отдельных случаях, манипулирования со стороны фирмы (например, формирования вкусов потребителей, а значит, возможного спроса с помощью рекламы, паблик рилейшенз). От того, насколько точно и своевременно проводятся маркетинговые исследования спроса и предложения, насколько верно спрогнозированы их будущие изменения, зависит успех фирмы во всех ее начинаниях.

 

4. Анализ рынка.

Практика показывает, что сбор данных о рынке в большинстве случаев не требует особенно больших затрат, как это принято думать. Свыше 60% данных, необходимых для принятия решений, относительно легко могут быть определены за письменным столом путем обработки различной документации (кабинетный метод). Параллельно с получением других данных о рынке необходимо, по возможности на ПК, составить картотеку потенциальных покупателей.

Основными источниками информации, к которым необходимо прибегать при изучении рынка и его сегментации являются:

- статистические справочники;

- поставщики;

- заказчики;

- изготовители комплектующих деталей;

- конкуренты (отчеты, проспекты, отзывы, описания);

- каталоги и посещения ярмарок и выставок;

- адресные и телефонные службы;

- отраслевые указатели и справочники;

- отраслевые книги и журналы;

- ежедневные газеты и экономические обзоры;

- отраслевые обзоры;

- отчеты о хозяйственной деятельности;

- командировки;

- банки данных;

- налоговая статистика;

- радио и телевидение;

- банковская информация.

На следующем этапе важно правильно выбрать критерии предварительного отбора рынков.

Проводя исследование продукта и потребителя, вы убедились, что ваш товар необходим и потребитель готов выразить к нему интерес. Если этих условий нет, т.е. продукт не нужен и потенциальный потребитель не выказывает заинтересованности, то от идеи завоевать этот рынок лучше отказаться, хотя бы на то время, пока обстоятельства или ваши усилия в области рекламы и т.д. не сформируют спрос на этот товар. Если же интерес присутствует, то работу по предварительному отбору рынков следует продолжать. При этом необходимо опираться на следующие критерии:

  1. Положительные результаты, полученные в прошлом. Необходимо отдавать предпочтение тем рынкам, на которых уже достигнуты некоторые успехи, пусть и небольшие. Этого принципа следует придерживаться и в том случае, когда товар, который вы собираетесь предложить, не имеет ничего общего с тем, который вы успешно реализовали ранее. Разумеется, это критерий следует рассматривать лишь во взаимосвязи с другими.
  2. Степень известности. Здесь речь идет об известности и репутации вашего изделия, предприятия, отрасли, из которой вы приходите на рынок, или даже страны и региона. Замечательно, если на рынке уже знают ваш товар или вашу фирму, но совсем неплохо, если вы представляете регион, пользующийся репутацией известного производителя в данной области. Если вы будете предлагать тульские самовары, ивановские ситцы, башкирскую нефть, ваши шансы изначально будут выше, чем у конкурентов, поставляющих тот же товар, но из менее известных в этой области регионов и фирм (товарных марок).
  3. Аналогичные рынки. Следует работать (при прочих равных условиях) на тех рынках, которые обладают похожими признаками с уже знакомыми рынками. Другими словами, если вы закрепились на шведском рынке, то лучше закреплять свои успехи на рынке Норвегии, чем Италии.
  4. Уровень цен. Здесь в первую очередь может помочь изучение предложений конкурентов. Из сравнений рыночных цен на определенные изделия, связанные каким-либо образом с вашим изделием, также удастся сделать необходимые выводы. Если на рынке, в котором вы заинтересованы, сложился определенный уровень цен, то свое появление на этом рынке вы должны тесно увязывать с ответом на вопрос, готовы ли вы реализовать товар по сложившимся ценам или ниже их.
  5. Платежеспособность. Этот вопрос следует проработать как применительно к самому рынку, так и к важнейшим потенциальным покупателям. Здесь могут помочь торговые представители, банки, статистические и справочные службы.
  6. Приспособление изделий к требованиям рынка. Какие, в первую очередь технические, мероприятия необходимо провести для того, чтобы изделие стало отвечать требованиям рынка, предписаниям, местным традициям? Не окажется ли продукция после этого слишком дорогой и, следовательно, неконкурентоспособной?
  7. Расходы по отработке рынка: планирование бюджета, исследование рынка, поездки, проспекты, стоимость доработки изделия, поиск представителя и т.п.
  8. Длительность вступления на рынок. Необходимо с самого начала уяснить для себя, сколько времени понадобится для освоения нового рынка: поиск клиентов, осуществление маркетинга и т.д.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.