Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Золотое сечение




Пропорциональность

«Пропорции – это соразмерность элементов, согласованная система отношений частей между собой и с целым, придающая предмету гармоническую завершенность. Нет вечно красивых пропорций. Они возникают как результат художественного осмысливания функциональных и конструктивно- технических связей, присущих изделию или комплексу».

Люди давно озабочены созданием универсального метода, позволяющего легко и точно создавать идеальные, гармоничные произведения искусства, архитектуры, и дизайна. Этой проблемой занимались еще в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Решит эту задачу пытались многие выдающиеся ученые- математики, видные деятели искусств, великие архитекторы, гениальные художники эпохи Ренессанса. В эпоху Возрождения появились трактаты о божественных пропорциях, авторы которых (а среди них были римский военный архитектор Витрувий, итальянский ученый математик Лука Пачоли, гениальный художник Леонардо да Винчи, архитекторы Альберти и Палладио) пропагандировали использование принципов золотого сечения в изобразительном искусстве и архитектуре. Барбаро в комментариях к трактатам Витрувия утверждал: «В пропорциональности заключены все секреты искусства». Действительно, многие удивительные по красоте и совершенству произведения архитекторов и художников эпохи Возрождения, созданные по принципу божественной пропорции золотого сечения, поражают своей необычайной гармонией.

Казалось бы, найден универсальный ключ, способный открыть дверь в мир чудесных и совершенных гармоний, но на практике оказалось, что само по себе золотое сечение является панацеей, оно лишь помогает сделать произведение совершеннее. В конечном счете, все зависит от личности художника и его таланта. Даже четкое соблюдение принципов золотого сечения при отсутствии таланта не гарантирует художнику, что он создаст шедевр.

Так что проблема идеальной пропорции остается открытой. До сих пор никто так и не смог изобрести совершенной системы на все случаи жизни.

Композиция в интерьере или в целом архитектурном ансамбле всегда состоит из отдельных частей, а эти части, как правило, различной величины, находятся в определенной взаимосвязи друг с другом и с целым. Эта взаимосвязь выражается через пропорциональные отношения малых частей (деталей) к большим и к общему объему всего помещения. Если дать краткое определение, золотое сечение – это гармоническая пропорция.

a/b = b/(a+ b) и (a+ b)= c

Если прировнять с единице, эти уравнения с некоторыми округлениями будут выглядеть так:

0,382/0,618=0,618/(0,382+0,618) и (0,382+0,618)=1

Отношение между числами 0,382 и 0,618 соответствует золотому сечению. Другие числа, дающие в сумме 1, не образуют подобных отношений. Вы можете это проверить, подставив их в формулу.

Гармония золотого сечения не ограничивается двумя числами. Ряд можно продолжить, умножая каждое последующее число ряда на 0, 618.

1,000*0,618=0,618;

0,618*0,618=0,382;

0,382*0,618=0,236;

0,236*0,618=0,146.

Однако при умножении на число 0,618 получается гармоничный ряд чисел в сторону уменьшения. А как получить ряд пропорций в сторону увеличения? Для этого по законам математики последующее число нужно делить на 0,618 или, что то же самое, умножить на 1,618.

1,000*1,618=1,618;

1,618*1,618=2,618;

2,618*1,618=4,236.

Таким образом, можно получить ряд гармонических чисел, соответствующих золотому сечению, до бесконечности. Хотя вряд ли вам потребуется гармонизировать очень маленький предмет с очень большим, ведь зритель просто не воспримет такую большую пропорцию.

ПРИМЕЧАНИЕ

Еслив декоративных целях нужно поделить золотым сечением 3-метровую по высоте стену на две части, умножим 3 м (высота) на 0,618 (магическое число) и получим 1,854 м (одна из частей). Не нужно быть математиком, чтобы вычислить размер второй части: 3м – 1,854м =1,146м.

В 13 веке итальянский математик Фибоначчи открыл ряд целых чисел, тоже относящихся к золотому сечению, который в последствии стали называть «рядом Фибоначчи». В нем каждые два предшествующих числа в сумме составляют последующие, например: 2-3-5-8-13-21-34 и. т. д., а отношение соседних чисел приближено к золотому сечению.

Чтобы в дизайне интерьера создать наиболее гармоничные отношения между частями композиции, желательно приводить их пропорциональные размеры к золотому сечению. Для этого необходимо использовать коэффициенты 0,618 и 1,618.

Практически вся классическая архитектура построена с использованием золотого сечения. У большинства старинных сооружений между большими и малыми членениями конструкций, а также между разнообразными декоративными элементами, как правило, имелись пропорциональные взаимосвязи по принципу золотого сечения.

Многие современные архитекторы и дизайнеры интерьеров тоже пользуются золотым сечением как главным методом соподчинения в объемно – пространственной структуре отдельных частей между собой и с целым объемом, но при этом золотое сечение в них заметно не так явно. Оно как бы спрятано за формами, конструкциями, декоративными элементами, но ощущение гармонии у зрителя все-таки создается.

Пример проекта магазина элитной обуви, в котором использовался принцип золотого сечения (рисунок 1)

Рисунок 1 – Пример использования золотого сечения в интерьере

В этом проекте золотое сечение не спрятано в глубине форм или за декором, оно последовательно выносится наружу практически в каждой части интерьера и в каждом членении форм. Золотое сечение становится заметным только при многократном и последовательном повторении одинаковых по типу модулей, измененных относительно друг друга в пропорции золотого сечения. Если модульное повторение отсутствует, золотое сечение становится незаметным, как будто растворяется в разнообразных формах и украшениях.

В нашем проекте главным и единственным украшением является само золотое сечение. По замыслу оно должно быть заметно в первую очередь, сразу привлекая к себе внимание, выполняя одновременно функции гармоничного пропорционального соподчинения, универсального декоративного украшения и системы, связывающей все в цельную конструкцию.

Еще в древности человек заметил, что принципу золотого сечения соответствуют многие природные формы. Золотое сечение можно обнаружить в строении растений и животных, в формах морских раковин и в пропорциях самого человека. Человеку нужно было лишь их разглядеть, изучить и научиться использовать как главный прием, который по сей день остается самым надежным для достижения гармонии. Поэтому пропорции золотого сечения стали называть божественными. Божественные пропорции должны связывать части интерьера не только между собой, но и с человеком. Одна из главных задач дизайнера, особенно дизайнера интерьера, - подчинение всего и вся человеку, а значит, его пропорциям. То, что создает человек для человека, должно быть удобным, комфортным, безопасным и эстетичным. Все эти показатели напрямую зависят от пропорционального соподчинения с учетом особенностей человеческого тела, а пропорции человека естественным образом связаны с пропорциями золотого сечения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.