Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетенция сотрудника ОВД в особых условиях




Повседневная оперативно-служебная деятельность ОВД существенно осложняется при возникновении на обслуживаемой территории чрезвычайных ситуаций, что связано с необходимостью осуществлять объемный комплекс специальных мероприятий. Их осуществление в свою очередь достигается выполнением возложенных обязанностей и реализацией предоставленных прав сотрудникам органов внутренних дел.

Компетенцию ОВД в особых условиях можно раскрыть применительно к основным направлениям деятельности. Так, по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности ОВД вменено в обязанности:

а) оказывать содействие должностным лицам в привлечении населения, транспортных средств для проведения спасательных и других неотложных мероприятий в зоне бедствия, участвовать в спасении людей и оказывать помощь пострадавшим;

б) охранять общественный порядок при рассредоточении рабочих и служащих, эвакуации населения;

в) осуществлять надзор за соблюдением должностными лицами и населением правил карантина;

г) организовывать и проводить надзорно-профилактические, оперативно-розыскные, режимные и иные мероприятия по предупреждению и пресечению паники, возможных массовых беспорядков, предупреждению и раскрытию иных преступлений, характерных для чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

д) усиливать охрану повседневно охраняемых объектов, а также взять под охрану специальные объекты по заблаговременно определенному в установленном порядке перечню;

е) выявлять и пресекать факты умышленного списания продуктов питания в целях последующего хищения под предлогом их якобы химического, бактериологического или радиационного заражения;

ж) охранять общественный порядок в местах расселения эвакуированного населения, организовывать временную прописку там эвакуированных граждан и адресно-справочную работу;

з) осуществлять надзор за соблюдением должностными лицами и населением режима допуска в зону бедствия, выполнением установленных правил поведения в этих зонах;

и) эвакуировать из опасных зон задержанных, арестованных и осужденных;

к) вывозить, в необходимых случаях, в безопасные места оперативную и криминалистическую технику, оружие, боеприпасы, специальные средства, ценное имущество и служебные документы[35].

По обеспечению регулирования дорожного движения в особых условиях обязанности ОВД будут следующие:

а) организовывать регулирование и бесперебойное движение на улицах и автомобильных дорогах при ликвидации последствий СБАК;

б) обеспечивать безопасное дорожное движение при эвакуации населения, при движении транспорта с материальными ценностями, а также с особо важными грузами и спасателями в район чрезвычайных ситуаций;

в) выдавать специальные пропуска для беспрепятственного проезда определенных категорий автотранспортных средств;

г) развертывать контрольно-пропускные пункты для обеспечения пропускного режима в закрытых для посещения граждан зонах;

д) мобилизовывать транспорт для эвакуации населения и использования в неотложных аварийных работах;

е) организовывать и охранять стоянки задержанного транспорта;

ж) проводить на автотранспортных предприятиях, автостоянках разъяснительные беседы об особенностях организации режима движения, оптимальных маршрутах следования, планируемых ОВД мероприятиях по укреплению правопорядка в сфере дорожного движения.

Обязанности ОВД по учету потерь населения в особых условиях можно сформулировать следующим образом:

а) разрабатывать и осуществлять мероприятия по участию сил полиции в массовых захоронениях погибших граждан;

б) осуществлять персональный учет погибших граждан и связанную с этим справочную и розыскную работу.

На ОВД возлагают также обязанность оповещать население об аварии, возможной эвакуации и т. п. Для этого назначаются оповестители населения, проживающего в отдельно стоящих хуторах, деревнях, аулах, также в этих целях используются автомобили ГИБДД МВД РФ с громкоговорящими установками.

В целях выполнения возложенных на ОВД обязанностей им предоставляются соответствующие права. Работники ОВД обладают полномочиями по применению государственно-властных принудительных мер, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений или обстоятельств, угрожающих личности либо общественной безопасности.

В рассматриваемых условиях работники ОВД используют, прежде всего, свои основные права, которые реализуются и в повседневной деятельности, а также дополнительные полномочия, предоставляемые при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера[36].

Вместе с тем у них появляются новые полномочия или существенно изменяются повседневные вследствие расширения оснований их применения. Так, работники ОВД вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения не только существующего общественного порядка, но и специально установленных правил. К ним, в частности, относятся карантинные мероприятия, режим радиационной безопасности. Причем практика идет по такому пути, что в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также эпидемий и эпизоотии нормативными актами исполнительных органов власти для граждан вводятся различные ограничения, которые не характерны для повседневной жизни общества.

В рассматриваемых условиях право требовать предъявления паспорта и иных документов, удостоверяющих личность, связано не с совершением правонарушения, а в связи с ограничением въезда (выезда) граждан в зону бедствия, а также при обеспечении иных режимных мероприятий.

В этих условиях наличие паспорта не всегда является достаточным основанием для реализации гражданами своих прав. Например, при установлении карантина для того, чтобы выехать за пределы карантинной зоны, необходимо иметь справку о прохождении обсервации, а на въезд в зону - пропуск.

Законодательные акты разрешают работникам полиции входить в жилые помещения граждан для обеспечения их личной безопасности и общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

Для проезда к месту стихийного бедствия сотрудникам полиции предоставлено право использовать транспортные средства, принадлежащие как государственным и общественным организациям, так и отдельным гражданам.

В обычных условиях работники полиции в целях пресечения административных правонарушений, составления протоколов, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях имеют право производить личный досмотр, досмотр вещей и изъятие соответствующих вещей и документов. Единственным основанием для реализации данных мер административно-процессуального обеспечения является административное правонарушение или наличие данных о том, что у граждан имеется оружие.

Однако опыт показывает, что во всех случаях создания специальных режимных зон без введения чрезвычайного положения (карантинные - при эпидемиях; специально отграниченные радиационно-зараженные местности - при авариях на АЭС) при входе (въезде) в эти зоны и выходе (выезде) наряды ОВД в интересах безопасности граждан, охраны здоровья, на КПП осуществляют перечисленные меры в отношении всех граждан[37].

Как свидетельствует практика ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, весьма важно то обстоятельство в характеристике компетенции органов внутренних дел, что, исходя из реально складывающейся оперативной обстановки в этих условиях, которую заранее трудно прогнозировать, органы внутренних дел выполняют и ряд несвойственных им в обычных условиях функций. Эти функции, требующие быстроты и четкости действий, высокой организованности и профессиональной подготовки, возлагаются на органы внутренних дел органами представительной и исполнительной власти. В то же время практика показывает, что в этих ситуациях органам внутренних дел свойственно усиление внимания к отдельным элементам и сторонам осуществляемых функций.

Так, в этот период возникает необходимость:

- усиления охраны государственных банков и других особо важных объектов;

- обеспечения усиленного патрулирования зоны бедствия;

- усиления административного надзора за соблюдением требований специальных административно-правовых режимов зон бедствия;

- увеличения объема работы по обеспечению паспортной системы;

- срочной организации охраны всех видов собственности, оставшейся без присмотра и др.

Суммируя вышеизложенное, можно констатировать, что органы внутренних дел в системе органов государства, работающих в чрезвычайных условиях, занимают особое место, обусловленное содержанием задач рассматриваемого периода деятельности. От эффективности их работы в решающей степени зависит непосредственное обеспечение внутренней безопасности в стране. Именно поэтому особую актуальность приобретает четкое определение компетенции сотрудников ОВД. Наличие уточненных полномочий дает юридически обоснованные гарантии законности реализации практически обоснованных функций служб и подразделений органов внутренних дел.

Необходимость четкого определения компетенции органов внутренних дел объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых: появлением новых обязанностей, связанных с последствиями чрезвычайных ситуаций, и установлением специального административно-правового режима в зонах бедствия.

Во-вторых: делегированием иных обязанностей как фактов реагирования на быстроизменяющуюся общую оперативную обстановку.

Несомненно, что для успешного выполнения задач, поставленных перед органами внутренних дел в особых условиях, их обязанности и права должны соответствовать основному принципу - новые обязанности корреспондируются новым правам.

Представляется чрезвычайно важным и то обстоятельство, что уточнение компетенции органов внутренних дел в особых условиях необходимо и в системе мер принуждения. Органам внутренних дел разрешены только те методы принудительного воздействия на поведение людей, которые прямо дозволены. Работники органов внутренних дел не могут переступить границ дозволенного в методах и средствах своей деятельности по обеспечению внутренней безопасности. Их круг в этих условиях должен быть расширен, ибо применение их не всегда связано с правонарушениями, а может быть результатом оценки складывающейся обстановки. В то же время сегодня отсутствует правовая основа возможности использования мер принуждения в особых условиях без объявления чрезвычайного положения.

Таким образом, в заключение рассмотрения компетенции органов внутренних дел в особых условиях следует отметить, что она определяется путем издания соответствующих правовых норм. Дополнение компетенции изложенными видами полномочий послужит эффективному функционированию органов внутренних дел для выполнения основных задач в целях обеспечения внутренней безопасности. В то же время точное и четкое определение, формулирование и нормативное закрепление круга подведомственных вопросов, границы деятельности органов внутренних дел в особых условиях имеет важное значение и для совершенствования организации и тактики их деятельности по обеспечению внутренней безопасности в данных ситуациях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 5727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.