Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение и творческие способности




 

В целом, миф постоянно напоминает, что на Земле имели место грандиозные

события, и что это "славное прошлое" можно частично восстановить. Имитация

парадигматических жестов имеет также положительные стороны: ритуал

заставляет человека расширить границы своих возможностей, осознать свое

место рядом с богами и мифическими героями для того, чтобы быть способным

совершать их действия. Прямо или косвенно, но миф содействует "возвышению"

человека. Это тем более очевидно, что в архаических обществах изложение

мифологических традиций остается прерогативой немногих. В некоторых

обществах люди, изустно излагающие миф, подбираются среди шаманов и

целителей, или среди членов тайных братств. В любом случае тот, кто излагает

миф, должен был доказать свое призвание и должен быть подготовлен

старейшинами. Испытуемый должен обязательно отличиться или своими

мнемоническими способностями, или своим воображением, или литературным

талантом.

 

Воспроизведение мифа не обязательно стереотипно. Иногда его варианты

существенно отличаются от оригинала. Конечно исследования, осуществленные в

наше время этнологами и фольклористами, не могут претендовать на раскрытие

процесса мифологического творчества. Удалось зарегистрировать варианты мифа

или фольклорной темы, но не был зафиксирован момент создания нового мифа.

Всегда речь шла о более или менее измененных вариантах предшествующего

текста.

 

Во всяком случае, эти исследования высветили роль творческого индивида в

разработке мифов и в передаче их. Очень возможно, что роль эта была еще

больше в прошлом, когда "поэтическое творчество", как сказали бы сегодня,

имело общую природу с экстатическим опытом и было ему подвластно.

Следовательно, можно догадываться об "источниках вдохновения" в архаическом

обществе: это "кризисы", "голоса", "видения", "откровения", короче говоря,

некий религиозный опыт, сопровождаемый и обогащенный множеством

исключительно живых и драматичных образов и сценариев. Именно посвященные в

тайны экстаза и тайны Вселенной питают, преумножают и перерабатывают

традиционные мифологические мотивы. В конечном счете именно творческая

активность в плане религиозного воображения обновляет традиционную

мифологическую ткань. Отсюда следует, что роль творческих личностей была

более значительной, чем это можно предполагать. Специалистам в области

сакрального, от шаманов и до сказителей, певцов, удавалось в конечном счете

внушить соответствующим сообществам по крайней мере некоторые из своих

воображаемых видений. Конечно, успех подобных видений был подготовлен

существующими схемами: видение, которое шло вразрез с традиционными образами

и сценариями, могло оказаться неприемлемым для данного сообщества. Роль

целителей, шаманов и старейшин в религиозной жизни архаических обществ

хорошо известна. Все эти люди так или иначе проникли в тайны экстатического

опыта. Отношения между традиционными схемами и индивидуальными новаторскими

переоценками их не остаются неизменными: под влиянием сильной религиозной

личности традиционная канва претерпевает изменения.

 

Одним словом, религиозный опыт, передаваемый с помощью впечатляющего

фантастического сценария, может передать всей общине модели и источники

своего собственного вдохновения. В архаических обществах, как и везде,

культура создается и возобновляется, благодаря творческому опыту нескольких

индивидуумов. Но поскольку архаическая культура организуется вокруг мифов,

которые постоянно переосмысляются и углубляются специалистами в области

сакрального, общество в целом ориентируется на ценности, открытые и

распространенные такими личностями. В этом смысле миф помогает человеку

преодолеть границы своих возможностей и побуждает его возвысится "до уровня

великих".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.