Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мирча Элиаде 2 страница




"законы природы" ~ проявление способа существования божества". [22])

следовательно, нужно новое "средство", применимое для людей данной эпохи,

культуры, способное восстановить эту связь. "Воплощение, смерть и

Воскресение Христа ~ в некотором смысле видоизмененная природа..." [23] Но

облик ~ такой, каким он более доступен для восприятия: "...Нас ради человек

и Нашего ради спасения сошедшего с Небес...".

 

Другой важный момент, на котором сосредотачивает внимание М.Элиаде как на

новом в религиозном сознании: новая категория ~ вера. На наш взгляд точнее

было бы сказать, что не сама вера как таковая, а несколько иная ее

трактовка. "Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно

говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и ни

усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, ~ будет

ему, что ни скажет. Посему говорю вам: все, чего ни будете просить в

молитве, верьте, что получите, ~ и будет вам"(Марк, XI, 22-24). Рассуждая

о христианстве, Элиаде обращает внимание на внеисторичность этой религии.

Линейность истории разрывается цепью пророчеств, рождением, смертью и

воскрешением Христа, началом и концом Истории. "Единожды умер Христос, ~

восклицает Августин, но каждый раз в неизменной череде Пасха сменяла стра

стную Пятницу. Космическое круговращение времен года было поставлено где-то

рядом с неповторимостью событий "Священной Истории"... Снова человек мог

ощущать себя внутри замкнутого священного круга, а не только на конечном,

прямом, узком пути, имеющем цель".[24]

 

М.Элиаде выделяет некоторые элементы, роднящие христианство с так называемым

примитивным восприятием. В одном случае это проявляется в их прямом

соответствии, в другом на уровне общих корней. Хотелось бы отметить, что

изыскания в области христианства Элиаде проводит с должной осторожностью и

тактичностью. Как-то он сказал о событии, в христианской традиции

именуемом Грехопадением, что его изучение он не осмеливается на себя

взять.[25] И этого правила он старается придерживаться: не замахивается на

то, что выше его понимания, анализирует и сравнивает то, чему может найти

подтверждение или логическое предположение. По существу он использует лишь

те элементы, которые можно соотносить практически без сомнения. Внушает

доверие и то, что он руководствуется не только собственными рассуждениями и

этнологической литературой, но и текстами священного Писания, апокрифов,

Отцов Церкви, Кумранских рукописей и т.д.

 

При этом все же иногда складывается ощущение, что христианство для М.Элиаде

осталось областью, исследованной не окончательно, с некоторыми спорными

моментами. Иногда чувствуется не столько противоречие, сколько

несогласованность с предшествующими заключениями. Но, на наш взгляд, этому

можно найти вполне разумное оправдание: "Многое можем мы сказать, и, однако

же, не постигнем Его, и конец слов: Он есть все... И кто может исследовать

великие дела Его?.. Невозможно ни умалить, ни увеличить, и невозможно

исследовать дивных дел Господа. Когда человек окончил бы, тогда он только

начинает..." (Сирах,43:29/18:2-6). Не хотелось бы устраивать сейчас

критический разбор имеющих место несоответствий, наша задача ~ представить

общую концепцию М.Элиаде с теми выводами и предположениями, в которых он

уверен, и которые неизменны в различных его работах.

 

М.Элиаде называет христианство "реализацией рая", т.е. оно направлено на

возвращение в период до Падения и как можно более частое с ним

соприкосновение. Как мы помним, аналогом ему служит Мифическое Время, Время

Сновидений, Время до Времени.

 

В христианских культурах, как и в описанных ранее, существуют определенные

моменты, когда в полной мере осуществляется это соприкосновение. Этому

способствуют, во-первых, ритуал, во-вторых, мистическая жизнь и, наконец,

смерть. Из христианских ритуалов Элиаде особо выделяет Крещение и

Евхаристию, как наиболее яркие примеры родства архаическим инициациям.

Крещение происходит единожды в жизни, это необходимое таинство, благодаря

которому человек становится христианином. С одной стороны ~ повышается его

статус в глазах единоверцев, он переходит на равный с ними уровень. С другой

стороны он отделяется от всех других рамками христианского общества,

полноправным членом которого становится.

 

Обряд Крещения соответствует возрастным обрядам первого типа инициаций, по

классификации М.Элиаде, "благодаря которым подростки получают доступ к

сакральному... становятся человеческими существами".[26] Или же первым двум

"общепринятой" ~ инициации возрастных групп; посвящений в различного рода

союзы.

 

Небольшое замечание относительно возраста инициируемых. Для архаических

обществ это в большинстве подростки, в христианском ~ младенцы. Различие

обусловлено иной трактовкой обряда, хотя общая его направленность остается

неизменной.

 

Евхаристия ~ таинство, имитирующее Тайную Вечерю. С одной стороны это

реальное историческое событие, происходившее в определенное время, в

определенном месте и с конкретными людьми. С другой ~ периодически

повторяемое таинство. Очищаясь от грехов, претерпевая определенные муки,

вкушая Тело и Кровь Христа, человек во время Причастия соприкасается с

сакральным и возрождается.

 

В некоторых случаях М.Элиаде говорит то же о Литургии ~ службе, включающей

Причащение. Мы сочли уместным в данной работе использовать греческое слово

Евхаристия, что означает и само Таинство и службу. Обращение М.Элиаде в

первую очередь именно к этим Таинствам обусловлено и тем, что они ~

главнейшие для христианина.

 

Аналогом празднования Нового года М.Элиаде считает период от Рождества до

Богоявления (Крещения). В большей мере это обусловлено не столько

христианской догматикой, сколько сложившейся народной традицией. В первом

случае следовало бы вести речь о Страстной Неделе и Пасхе, соответствующим

мучения, смерти и воскрешению.

 

Обряд ~ не единственное средство соприкосновения с сакральным временем. На

то же ориентирована и молитва, хотя в равной мере мы вправе рассматривать ее

и как часть первого. Устремляясь в молитве на Восток, человек обращается к

нему, отражая ностальгию по потерянному Раю.[27]

 

Мысль свою Элиаде подкрепляет ссылкой на Д.Даньело ("Библия и

Литургия")[28]. Не имея возможности привести его слова, обратимся

непосредственно к источнику: "Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь

моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю..." (Псалтырь, Песнь

восхождения, 120; 1-2).

 

Молитва сопутствует и церковной службе, и жизни обыкновенного человека, и

"мистической" жизни избранных. Последнюю М.Элиаде называет вторым,

наиболее ярким, проявлением проникновения в Райскую эру [29]. В общих

чертах этому служат: любовь к божьим творениям (будь то люди, звери, птицы,

растения или что иное); благочестивая и мученическая жизнь и пребывание в

молитве; восхождение на Небеса и общение с Богом. Общеизвестны случаи

"восхождения" на Небо отдельных святых, мучеников, праведников. Ограничим

ся свидетельством апостола Павла: "Знаю человека во Христе, который назад

тому четырнадцать лет ~ в теле ли ~ не знаю, вне ли тела ~ не знаю: Бог

знает ~ восхищен был до третьего Неба. И знаю о таком человеке, ~ только

не знаю ~ в теле, или вне тела: Бог знает, ~ что он был восхищен в рай и

слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать". (2 Послание

к Коринфянам; XII,2-4)

 

Стремление проникнуть в Рай заложено в сознании любого христианина. Те же,

кто своей жизнью отличаются от мирян, обращают все свои помыслы и действия к

этому.

 

Характерно, что в некоторых случаях наблюдается доскональное соответствие ~

монастырский ландшафт уподобляется райскому.

 

Одним из ярких примеров жизни, способной даровать непосредственное общение с

Небом служит, по мнению М.Элиаде, жизнь Франциска Ассизского. Она несколько

иная, чем у "классических" святых и мучеников, но по сути вдохновлена одним

и тем же. Францисканство возникло в Италии в эпоху (начало XIII в.), когда

Римская Католическая церковь давно уже отошла от идеалов раннего

христианства, погрязла в роскоши, почестях, злобе; уважение к ней

стремительно падало. Таяла и сама вера в Христа, росло всеобщее отчаяние.

Таким застал мир Франциск, взяв на себя миссию вывода его на путь спасения.

Средством должно было послужить возвращение к идеалам раннего христианства,

времени пребывания Христа на Земле и его заповедям. Т. е. необходимо было

отречься от всего, что произошло в течение предшествующих веков, вернуться

во времена Изначальности Церкви, вернуть ей чистое время и тем самым

возродить ее. Как видно, тот же цикл, лишь со смещением периода Из

начальности. Для Мира ~ это время его творения, для христианства ~ его

возникновения. К тому же жизнь Франциска отмечена теми "знаками", которые

М.Элиаде выделяет как способствующие попаданию в Рай (дружеское общение с

животными, мука, "восхищение на Небо", общение с Богом).

 

Мы не будем столь подробно говорить о месте, где при жизни возможен прорыв

земного уровня. Вспомним слова М.Элиаде: "... любое освященное пространство

совпадает с Центром Мира"[30]. В первую очередь это относится к Алтарю.

 

Аналогом пути на Небо ~ Оси Мира, Мирового Столпа, Древа Жизни является

Лестница, Крест (вариации: Распятие, Христос). Наличествует в христианстве

и "магический жар", присущий человеку, восходящему на Небо, и детали

"мистерии огня", и "магический полет".

 

Однако это в равной мере выходит как за рамки христианской религии, так и

"примитивной" ~ "они принадлежат идеологии магии вообще и играют главную

роль во многих магически-религиозных системах".

 

В числе таковых в первую очередь следует отметить область алхимии,

воспринимаемую М.Элиаде не лженаукой или предшественницей химии, а некой

"спиритуалистической техникой", имеющей глубокие корни и философское

значение. В общих чертах любой алхимический процесс представляет собой

трансмутацию определенной минеральной субстанции. Последовательными фазами

этого процесса являются: разрушение, смерть и возрождение в новом каче

стве. Причем рассматривать это следует как на уровне вещества, так и самого

человека, совершающего данное действо. Для вещества "мотивы инициации"

проявляются в его разложении, соответствующему ритуальной смерти, за

которым последует возрождение. В промежуточный период оно возвращается к

первоматерии, по определению некоторых алхимиков, во ЧРЕВО, НАЧАЛО.[31]

 

Одним словом, в то же самое сакральное время изначальности, в вечность. С

другой стороны ~ и человек претерпевает значимые изменения. Возвращая

Природу в первоначальное состояние, он выступает в роли Творца. И,

одновременно, он инициируемый. Видимо, даже в первую очередь, ведь именно

вследствие этого повышается его статус. Наконец, он и сам соприкасается с

этим временем. Интересен приводимый в одной из работ М.Элиаде отрывок из

трактата эллинистического алхимика Зосимы (Zosimus), где тот описывает один

из своих снов. Ему приснился некий человек, который был пронзен копьем,

разрезан на куски и обезглавлен. Затем он поднимался в воздух, проходил

сквозь огонь. Страдания эти были ради того, чтобы превратить свое тело в

дух. В этом легко узнать стадии, проходимые шаманом во время инициации или

камлания.[32] Апеллируя к Юнгу, М.Элиаде обращает внимание также и на то,

что во сне речь идет о минеральной субстанции, образно представленной в виде

человека. В то же время это и образ самого Зосимы, претерпевающего

внутреннее изменение.

 

Людей, связанных с алхимией, М.Элиаде ставит один ряд с магами, знахарями,

колдунами, шаманами, кузнецами, чье родство признается во многих культурах.

Ключевой момент, благодаря которому возможно подобное объединение ~ власть

над огнем. Под которой следует понимать способность общаться с ним так,

чтобы не причиняя человеку вреда, огонь способствовал осуществлению

задуманной цели. Во всех магически-религиозных системах огню приписывается

единое свойство ~ очищение, трансформация некого объекта в иную форму, бо

лее совершенную (часто ~ духовную), благодаря чему становится возможно

перемещение в область сакрального. Действия людей, упомянутых выше

"профессий" и основаны на этом свойстве. Это также является одной из причин

именования божества эпитетами огня (солнца) или света. Не исключено, что

это одна из причин, делающая возможным примирение двух теорий о значении

ритуального огня ~ солярной и очистительной, названный Дж.Дж.Фрейзером

противоположными.

 

Согласно первой, использование огня " по принципу имитационной магии

обеспечивает необходимый запас солнечного света для людей, животных и

растений, путем устройства на земле костров в подражание великому источнику

света и тепла в небе". Приверженцы очистительной теории в ритуальных огнях

видят цель "сжечь и уничтожить всякое вредное влияние, исходит ли оно от

одушевленных существ (ведьм, демонов и монстров) или же выступает в

безличной форме ~ как своего рода распространяющаяся по воздуху зараза".

Причем, Дж.Дж.Фрейзер в первом случае огню приписывает "позитивное" свойство

─ как силе, способствующей жизни, во втором ~ "негативное", как могучей

разрушительной силе.[33] Однако в контексте предыдущих рассуждений смысл

этого заключения несколько меняется. Акт разрушения приобретает позитивное

значение именно в силу способности приносить последующее возрождение.

Огонь ~ универсальное средство уничтожения. Это одна из причин столь

уважительного к нему отношения.

 

Мы вправе предположить, что существует и иная причина использования имени

огня при воздействии на упомянутых существ ~ "диалог" с огнем. В связи с

этим представляет интерес попытка рассмотрения М.Элиаде колдовства

посредством анализа лингвистических архаизмов.

 

Взяв для сравнения и сопоставления слова "стрига" и "Диана", он приходит к

следующему. Первый термин ~ латинское обозначение колдунов, ведьм. Имя же

римской богини в Западной Европе ассоциировалось с их предводительницей и

происходит от "zina", что означает "огненный" (отсюда ~ dziana; джинна).

Добавим, что в греческой мифологии ей соответствует Геката, "богиня мрака,

ночных видений и чародейства,... ночная, страшная богиня с пылающим фа

келом в руках и змеями в волосах, богиня колдовства, к которой обращаются за

помощью, прибегая к специальным манипуляциям".[34] Роднит существ,

обозначаемых упомянутыми выше терминами, и способность перемещаться по

воздуху, часто на конях (реальных или символических) или в их присутствии.

Диане (=Гекате) присуще покровительство коням, участие в ночной небесной

охоте, общение с духами. Термин "calusari", означающий колдовские пляски.

На уровне лингвистики восходит к римскому "cal" (конь)[35], по ритмам,

мелодиям и движениям ~ к очистительным ритуалам тайных обществ. А конь,

наряду с птицей, является медиатором между мирами, погребальным и

психопомным животным.

 

Таким образом, корни колдовства лежат в архаическом обществе: то же

стремление к прорыву земного уровня, с той же целью, теми же средствами,

правда, слегка видоизмененными. М.Элиаде приходит к аналогичным выводам

относительно возведения на пре стол, основываясь на исследованиях

А.М.Хокарта (A.M.Hocart "Kingship", London, 1927).

 

Стоит отметить, что М.Элиаде заглядывает еще глубже, ища мотивы инициации и

возрождения времени в современном обществе: в творчестве писателей,

поэтов, художников, отдельных молодежных течений. Он проводит подобные

аналогии исходя из представления об инициации как ядре человеческого

существования. Переживая кризисы, провалы, падения, человек терпит

катастрофу и, потом, самовозрождение, "смерть и возрождение". В такие момен

ты жизни он мечтает не о возвращении к прошлому, а о возвращении чувств

прошлого. Тогда остается только один выход, одна надежда ~ начать жизнь

сначала. Смерть, реальная или мнимая, получает свое истинное позитивное

значение. Она приготовляет новое бытие, чисто духовное или физическое

возрождение на более высоком уровне.

 

Инициация ~ частный случай реализации восстановительного цикла. В человеке

подсознательно сидит стремление к возрождению и совершенству, воссозданию

Чистого времени и уменьшению его "разъедающей силы".

 

Размышления о Времени, его сущности и свойствах, восприятии человеком и

обществом волновали людей не одного поколения. Традиционно, подобная тема

считалась прерогативой физиков и философов, хотя к ней обращались и

представители других наук, как технического, так и гуманитарного

направления. И это вполне понятно. Время ~ одна из важнейших категорий

Бытия, без учета которой немыслимо проводить какие-либо серьезные

исследования. Творчество М.Элиаде многогранно ~ он соединил в себе и

философа, и религиоведа, и этнографа, и литератора. То, что сейчас бы мы

назвали "комплексным подходом" или "этнофилософией". М.Элиаде известен,

главным образом, благодаря трудам по теории мифа и наряду с Дж.Кэмпбеллом

считается одним из наиболее популярных авторов обобщающих трудов по

мифологии. В то же время он известен и как автор работ по шаманизму,

первобытным верованиям. Его часто упрекали в несостоятельности суждений,

случайном подборе источников и неадекватной интерпретации. Сам же он

неоднократно указывал, что его цель ~ не детальный анализ, а рассмотрение

проблемы в целом, концентрация внимания на ключевых моментах. В какой-то

мере подобный стиль обусловлен стремлением привлечь как можно больше людей к

размышлениям на эту тему. Это отнюдь не означает, что все работы М.Элиаде

написаны для "широкого круга читателей" или что их автор сам недостаточно

информирован.

 

Отечественному читателю творчество М.Элиаде стало известно благодаря

переводу "Мифа о вечном возрождении" в конце 80-х годов, вошедшему в сборник

его избранных трудов. (М.Элиаде. Космос и История., М., 1987). Работы же

оценочного характера ~ предисловие Н.Я.Дараган к названной книге и статья

Е.В.Ревуненковой в сборнике "Актуальные проблемы этнографии". Первая

рассматривает творчество М.Элиаде в контексте других работ,

соприкасающихся по тематике (работы К.Г.Юнга, Э.Дюркгейма, К.Леви-Стросса,

Л.Брюля). Вторая посвящена лишь одному аспекту ~ проблеме шаманизма. Роли

М.Элиаде среди исследователей мифа посвящены отдельные страницы "Поэтики

мифа" Е.М.Мелетинского и энциклопедии "Мифы народов мира".

 

Издание, предлагаемое Вашему вниманию, в России осуществляется впервые.

Надеемся, что новое знакомство с творчеством ныне покойного профессора

окажется не менее интересным и, может быть, сподвигнет читателей на

собственные исследования.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Eliade M. "Autobiography Mircea Eliade" Chicago-London., Univer of

Chicago-press. 1990. Vol. l., p.59.

 

2. Там же, р. 84.

 

3. Там же, р. 85.

 

4. Там же, р. 56.

 

5. Там же, р. 145.

 

6. Там же, р. 202.

 

7. Элиаде М. "Космос и История", М., 1987., стр.27.

 

8. Там же, стр.28.

 

9. Eliade "M. Myth, Dreams and Misteries", New-York/London, 1960, p.57.

 

10. Элиаде М. "Космос и История", М., 1987, стр.32.

 

11. Там же, стр.33.

 

12. Там же, стр.45.

 

13. Там же, стр.65.

 

14. Там же, стр.64.

 

15. Eliade M. "Rites and Symbols of Initiation", New-York, 1965, p.2.

 

16. Там же, стр.128.

 

17. Элиаде М. "Космос и История", М., 1987, стр.93.

 

18. Там же, стр.66.

 

19. Юнг К.Г. "Архетипы и символы", М., 1991, стр.45.

 

20. Там же, стр.32.

 

21. Элиаде М. "Космос и История", стр.101.

 

22. Там же, стр.66.

 

23. Eliade M. "Autobiography Mircea Eliade", Chicago-London, Univer of

Chicago-press, 1990, Vol.I, p.202.

 

24. Аверинцев С. "Порядок Космоса и порядок истории в мировозрении раннего

средневековья", стр.274.

 

25. Eliade M. "Autobiography Mircea Eliade", Vol.I.

 

26. Eliade M. "Rites and Symbols of Initiation", p.128.

 

27. Eliade M. "Myth, Dreams and Misteries", p. 65.

 

28. Jean Danielon "S.J.Bidle et Liturgie", Parish., 1951.

 

29. Eliade M. "Myth, Dreams and Misteries", p. 65.

 

30. Элиаде М. "Космос и История", М., 1987, стр.45.

 

31. Eliade M. "Rites and Symbols of Initiation", p.123.

 

32. Там же, стр.33; Фрезер Д.Д. "Золотая ветвь: исследование магии и

религии", М., 1980, стр.711-712.

 

34. "Мифологический словарь", М., 1991, стр.143.

 

35. Eliade M. "Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions: Essays in

comparative religions", Chicago-London, 1976, p.81

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Стр.11 Время сновидений ~ в австралийской мифологии аналог Мифического

Времени, Времени Начала Всех Начал, Времени Оно, Первовремени и т.п. ~

времени первотворения, первопредков, первопричин и перводействий, времени

установления норм общественной и социальной жизни.

 

Стр.12 Милленаризм ~ (от лат. mille ~ "тысяча", annum ~ "год").

Первоначальное значение: учение о втором пришествии Иисуса Христа и

установлении 1000-го царства всеобщего благоденствия. Не акцентируя внимание

на "1000-го царстве Христа", под милленаризмом понимают вообще грядущий

период благополучия, часто ~ возвращение к прежнему, "райскому"

существованию. Милленаризм может проявляться в фольклорно-мифологических

представлениях, специфических культах, движениях, иногда носящих

антиколониальную или антимиссионерскую направленность.

 

Стр.12 Карго культы (от англ. cargo ~ "судовой груз"). Разновидность

милленаристских движений. Имели место преимущественно на Новой Гвинее и

островах Меланезии. Название соответствует основной идее: от духов-предков

должен прийти груз с необходимыми товарами, продовольствием и т.п. В

ожидании предков и карго прекращается всякая хозяйственная деятельность,

кроме сооружения специальных складов для будущего груза. С их появлением

наступит эра благоденствия, местные "черные" и пришлые "белые" поменяются не

только социальными ролями, но и цветом кожи, весь мир изменится

противоположно существующему.

 

Стр.12 Оргиастические действа ~ (от греч. "тайные обряды, таинства,

священнодействия"). Первоначально: действия, являющиеся частью религиозных

празднеств древних греков в честь Богини земледелия и плодородия Деметры и

Бога виноделия Диониса. Действия включали ночные факельные шествия,

ритуальные опьянения, эротические обряды, кровавые жертвоприношения; к

участию в них допускались только посвященные.

 

Стр.14 Рапсоды ~ (от греч. "смешиваю" и "песнь"). Древнегреческие

декламаторы, исполнявшие эпические поэмы (преимущественно Гомера)

речитативом, без музыкального сопровождения. В отличие от аэдов, рапсоды не

импровизировали песни, а комбинировали ("сшивали") отрывки разучиваемых по

записи текстов.

 

Стр.16 Космогонический миф ~ миф о творении, о происхождении Космоса из

Хаоса; основной начальный сюжет большинства мифологий.

 

Стр.20 Неофит ~ (от греч. "новообращенный"). Человек, проходящий ритуал

инициации, посвящения.

 

Стр.20 Гэсэр ~ цикл эпических песен монгольских, ряда тюркских и

тибето-бирманских народов; относятся к жанру "классического" героического

эпоса. Назван по имени главного героя-богатыря Гэсэра. Исполнитель Гэсэра и

др. героических эпосов ~ улигерчин.

 

Стр.26. Укко ~ в прибалтийско-финской мифологии верховный Бог, громовержец.

Близок образам громовержцев в других индоевропейских мифологиях (балт.

Перкунас, сканд. Тор, саам. Айеке и др.). Иногда именем укко называется

божество вообще (хотя чаще говорят "Юмала").

 

Стр.26 In illo tempore ~ здесь: в То время. Употребляется аналогично "Во

Время Оно..." Также соответствует Времени Сновидений (австрал.),

Первовремени, Правремени, Времени Изначальности и под. наименований

Мифического Времени.

 

Стр.36 Вершина Кайласа ~ гора в Гималаях, самая высокая из гор одноименного

хребта на юге Тибетского нагорья. В индуистской мифологии ~ обитель Богов

Шивы и Куберы.

 

Стр.44 Экзогамское родство ~ родственные отношения, основанные на принципе

экзогамии (от греч. "вне" и "брак"), предписывающем заключение брака за

пределами определенной общности (классический пример ~ экзогамия рода).

 

Стр.45 Гильгамеш ~ (акк. Гильгамеш; шумер. ~ возможно восходит к Бильга-мес

("предок-герой"). Мифический герой шумерского и аккадского эпоса. Возможно,

историческая личность ~ пятый правитель I династии г. Урука. Сохранилось 5

шумерских эпических песен о Гильгамеше: 1) Гильгамеш и Ад; 2) Гильгамеш и

гора бессмертных; 3) Гильгамеш и небесный бык; 4) Гильгамеш, Энкиду и

подземный мир; 5) Гильгамеш в подземном мире. Наиболее разработан образ

Гильгамеша в аккадском эпосе (существуют три версии, наиболее полная ~ по

эма "О все видавшем", дошедшая в записях VII-VI вв. до н.э.

 

Стр.45 Энкиду ~ (шум. возм. "владыка, создавший землю"). В шумерской

мифо-поэтической традиции ~ слуга, раб Гильгамеша, в аккадской ~ его друг

и побратим. По этой же версии он был создан из глины как двойник Гильгамеша.

Тело Энкиду покрыто шерстью, он живет в степи, близок диким животным,

которых охраняет от охотников. Встреча с равным по силе Гильгамешем изменяет

жизнь Энкиду: он становится его побратимом, участвует в подвигах и принимает

за них смерть от разгневанных Богов.

 

Стр.45 Ан ~ (шум. "небо", акк. Ану). В шумеро-аккадской мифологии: Бог неба,

одно из главных божеств, "отец Богов". Характерна бездеятельность,

невмешательство в дела мира. Один из сыновей (Энлиль) иногда выступает его

соперником. Жены: Ураш ("земля") и Инанна-Иштар (олицетворение планеты

Венеры). В аккадском пантеоне существует женское соответствие ~ Анту.

 

Стр.45 Энлиль ~ (шум. возм. "владыка ветер", акк. Эллиль). Один из главных




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.232 сек.