Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемные аспекты метода тестов 1 страница




Классификация диагностических методик

Проблемы классификации диагностических методик

В каждой области науки рано или поздно возникает необходимость упорядочить материал, с которым она работает. Если психодиагно­стика работает с психодиагностическими методами, она должна найти способ, как эти методы можно упорядочить. Классификация или так­сономия имеет несколько значений. Прежде всего раскрывается внут­ренняя взаимосвязь методов, которые возникли в разное время, в раз­ных областях, и служат для разных целей. Раскрытие существенных оснований для классификации позволяет быстро найти метод, который соответствует конкретным, заранее определенным свойствам. На базе таксономического обзора можно рационально создавать методы с оп­тимальной комбинацией свойств.

Р. Кэттелл [336] считает создание научно обоснованной таксоно­мии методов завершением важного этапа в становлении психодиагно-

Раздел 3. Теоретические проблемы диагностических методов _____________/И

стики как науки и жалуется на то, что стихийная разработка методов в прошлом усложняет создание такой таксономии.

Приведем несколько примеров разных оснований для таксономии.

1. Большинство пособий по психодиагностике классифицирует ме­тоды на основании тех компонентов личности, которые они диагности­руют. Однако это основание используется чисто прагматически, без более глубоких теоретических обоснований. Ведь до сих пор не суще­ствует научной классификации «составляющих» и черт личности. Раз­деление психодиагностических методов на методы диагностики, ум­ственного развития, способностей, интересов, темперамента и мотивации является слишком широким, не говоря о том, что часто происходит вза­имное наслаивание методов, которые являются более универсальными.

2. Более существенной является классификация на основании по­строения метода. Здесь на первом месте коснемся различий в матери­але метода. Существуют методы, имеющие явно вербальный характер: вопросы, задачи, определения, оценки поведения и т. п. И ответы ис­пытуемых основываются на вербальных реакциях на стимулы. Типич­ным примером методов такого рода являются опросники.

3. Существуют и невербальные методы, имеющие несколько разно­видностей. Исключительно невербальным является, например, извест­ный тест Армейский бета, который в годы Первой мировой войны был предназначен для неграмотных или не владеющих английским языком. Стимулы в тесте предъявляются в виде изображенных ситуа­ций и задач, которые следует решить. Ответы осуществляются в виде отметок карандашом. Другим типом невербальных тестов являются тесты манипулирования, где задачей испытуемого является управлять рычагами по инструкции, или что-нибудь упорядочить, сложить, со­брать (конструктор, кубики, пирамиду и т. д.). Этот тип тестов являет­ся чаще всего невербальным с точки зрения реакций испытуемых, од­нако стимулы могут испытуемому предъявляться в виде вербально сформулированных указаний или задач.

4. Трудно куда-нибудь отнести методы, при которых испытуемый должен описывать картинку или строить по ней рассказ. Стимул тако­го метода является невербальным, а ответ испытуемого — вербальным.

5. Если исходить из положения, что психодиагностический метод является единством стимулов, которые воздействуют на испытуемо­го, и ответов испытуемого, тогда мы можем методы подразделить:

» на вербальные;

» на вербально-невербальные;

» на невербально-невербальные.

4-1282

42__________ Часть I. Психодиагностика — теоретико-методологические аспекты

Невербально-невербальные далее подразделяются на категорию методов, в которых испытуемый реагирует при помощи знаков, и ка­тегорию методов манипулирования приборов и т. п. В рамках такого под­разделения можно также выделить методы «бумага-карандаш», в кото­рых испытуемый записывает свои ответы (словами или с помощью знаков), и методы устные, которые имеет форму разговора экспери­ментатора с испытуемым.

6. По основной цели применения психодиагностические методы подразделяются на отсеивающие, методы отбора, классификацион­ные, диагностические и дифференциально-диагностические.

Отсеивавшие методы служат лишь для первой ориентации в оп­ределенной характеристике личности — например для различения потенциально невротических личностей и актуально невротических, для отыскания детей, не готовых к обучению в школе. Ценность та­кой ориентации, однако, зависит от того, насколько объективной яв­ляется применяемая методика.

Например, в опроснике Айзенка, который применяется для опреде­ления потенциальных невротиков, испытуемые могут в своих отве­тах с умыслом симулировать или диссимулировать симптомы. Даже включение вопросов, выявлявших степень откровенности ответов, не ис­ключает появления тенденции к симуляции, а только позволяет оцепить степень ее выраженное™. Диагностика готовности к школьному обуче­нию позволяет выявить детей, ответы которых говорят о том, что они еще не являются достаточно зрелыми для школы. Однако только их обследо­вание с помощью более точного психодиагностического метода позволит ответить на вопрос, почему эти дети не являются готовыми для школы.

Поэтому имеет смысл планировать постепенную стратегию психо­диагностической деятельности. Отсеивание в большинстве случаев должно иметь ориентировочный и массовый характер.

Методы отбора или диагностические методы служат для более глу­бокого познавания психических характеристик, которые релевантны по отношению к определенным требованиям. В области психологии труда например требованиям профессиограммы: например, претендент на ра­боту оператора не может превысить определенное количество ошибок в тесте Бурдона, претендент на поступление в художественную школу должен набрать определенное количество баллов в проверке эстетиче­ского вкуса и т. п. В области медицинской и клинической психологии это критерии, данные клинической картиной болезни или степенью выздоровления, например, появление определенных знаков в тесте Роршаха указывает на наличие депрессии. Определенное отношение меж­ду отдельными субтестами в тесте Векслера указывает на деменцию,

Раздел 3 Теоретические проблемы диагностических методов _____________43

определенный результат в визуально-моторном тесте Бендер повышает вероятность наличия органического повреждения мозга и т. д.

Классификационные или дифференциальные психодиагностиче­ские методы, в отличие от предыдущих, являются в большинстве слу­чаев комплексными, направленными на изучение нескольких харак­теристик личности, причем по типичному распределению результатов (анализ профиля) можно говорить о пригодности данного человека для различных профессий (классификация) или ставить ему один из нескольких диагнозов (дифференциальный диагноз).

В психологии труда для классификации используется тестовая бата­рея общих способностей Б. Дворжаковой, в которой выработаны этало­ны профилей нескольких тысяч профессий, так что результат конкрет­но испытуемого может анализироваться с точки зрения его близости к идеальному профилю данной профессии. В медицинской психологии для дифференциальной диагностики используется комбинация мето­дов, результаты которых интерпретируются комплексно. Например, сопоставляется обследование интеллекта с данными анамнеза, что по­зволяет ответить на вопрос, в какой степени низкий интеллект обу­словлен олигофренией, задержкой психического развития вследствие соматического заболевания или педагогической запущенности. Если психолог не полагается на механическую комбинацию разных тестовых результатов и способен осуществить эвристическую интерпретацию, это говорит о его высоких профессиональных качествах.

7. Деление методов на индивидуальные и групповые (массовые) явля­ется скорее вторичным. Конечно, групповыми методами можно пользо­ваться и индивидуально, но не всегда это возможно наоборот. Есть ме­тоды, пригодные только для индивидуальных исследований, если мы не хотим лишиться ценной информации, которая содержится в пове­дении и стиле работы испытуемого (например, тест Роршаха, тест Век-слера, анамнестическая беседа и т. д.). Сторонники тестологии часто предпочитают тесты массового применения, на которых они ценят экономичность получения данных одновременно от многих испытуе­мых и их рациональную обработку с помощью шаблонов. Потеря цен­ных данных, содержащихся в контакте с испытуемым и в возможности наблюдать за его деятельностью, не мешает их функциональной и меха­нистической ориентации. В отечественной психодиагностике массовое применение методов допускалось только на уровне ориентационного отсеивания. Однако представляется наиболее целесообразным индиви­дуально обследовать всех испытуемых, результаты которых оказались ниже среднего уровня или негативными, неоднозначными, неявными.

4*

44___________ Часть I. Психодиагностика теоретико-методологические аспекты

8. Если для всех диагностических методов является существенным то, что они вызывают или регистрируют определенные виды поведения (ответов, реакций) и на их основании делается заключение о психиче­ских механизмах регуляции, которыми поведение обусловлено, тогда важнейшим основанием для классификации методов является анализ тех факторов поведения, которые вызывает стимулъный материал, или же которые определены в качестве предмета научения (как в случае оце­ночных шкал). Кэттелл в этой связи приводит 12 возможностей для классификации, из них некоторые уже не касаются измерений наблю­даемого явления. Рассмотрим самые важные измерения, с помощью которых возможно категоризовать известные методы.

Наиболее важным критерием можно считать степень формализа­ции процесса. На одном полюсе мы имеем методы с точно заданными условиями предъявления стимулов — это стандартизованные тесты, опросники, шкалы. На втором полюсе — методы с вариантами предъяв­ления, которое зависит от характера взаимодействия между психоло­гом и обследуемым, как например беседа, игра, свободный рисунок и т. д. Таким образом, методы делятся на две большие группы, о кото­рых шла речь уже вначале — на тестовые и нетестовые, или же стан­дартные и нестандартные.

В зависимости от того, как инструкция определяет деятельность испытуемого, методы делим на две группы: с самоинструкцией и с ин­струкцией. Методами с самоннструкцией обычно являются группо­вые методы, при которых экспериментатор требует от испытуемых ознакомиться с инструкцией, которая определяет способ решения, а иногда дает возможность проверить на одном-двух примерах, по­нята ли она. Как только дана команда выполнять инструкцию, испы­туемый начинает работать и уже лишен возможности спрашивать. Предполагается, что в процессе решения задач он все больше «входит» в работу, и тем самым углубляется понимание инструкции. В методах с инструкцией экспериментатор предъявляет отдельные задачи и про­веряет или оценивает деятельность испытуемого. В случае клиниче­ских тестов он оказывает испытуемому разную (в большинстве случаев формализованную) помощь, как, например, в тесте «Кубики Кооса» в модификации Гольдштейна, в котором испытуемому предлагается складывать кубики по разным образцам. Образцы-эталоны в четыре раза меньше, чем сложенные из кубиков, но испытуемому можно ока­зывать помощь, предъявляя ему образцы-эталоны реальных размеров, или можно еще облегчить решение задания наложением «сетки» на картинку, которая делит ее на составные части. Между этими двумя способами существует большая разница.

Раздел 3. Теоретические проблемы диагностических методов _____________45

В первом случае имеем дело с типичной тестовой ситуацией, а во вто­ром случае — с клиническим исследованием. Первый тип тестов пред­назначен для измерения уровня развития функций, в второй — для рас­крытия структуры умственных действий, включенных в решение задач.

С точки зрения самого ответа испытуемого методы делятся на ме­тоды с выбором ответа и с творческим ответом. Социологам извест­но это деление по закрытым и открытым анкетам. Методы с выбором ответа значительно экономичнее, так как испытуемый обычно отме­чает ответ на бланке, который оценивается с помощью шаблонов. Тет­радь с вопросами или задачами сохраняется для следующих исследо­ваний. В главе, посвященной структуре и типу заданий, мы покажем, как рваные типы тестов с выбором ответа зависят от количества альтер­натив, из которых испытуемый выбирает ответ, как вынужденный вы­бор влияет на количественную сторону изучаемых характеристик и т. д. Отметим только, что выбор ответа имеет выгоды в рамках тестологи-ческого подхода, но является невыгодным, когда нас интересуют пси­хические процессы, приводящие к решению. Сегодня уже и современ­ная концепция дидактических тестов основана скорее на творческих ответах, несмотря на то что этот тип методов требует от эксперимента­тора больше времени для обработки результатов. Творческий ответ всегда мобилизует активные процессы памяти или мышления; в нем проявляется устойчивость освоенных знаний, или же ассоциативная или творческая деятельность мышления.

Следующим параметром классификации является степень измен­чивости заданий в методе. Есть методы, как, например, корректурная проба, методика подсчета с обратным действием по Платонову и тому подобные, в которых испытуемый осуществляет только один тип дея­тельности за ограниченное время или на определенном количестве за­дач. Но некоторые тесты достижений, наоборот, богаты по содержанию, для их решения требуется выполнить целый ряд разных операций. Раз­нообразность заданий может быть двоякой: или это серии похожих задач, которые стимулируют один тип умственных операций, как на­пример в тесте структуры интеллекта Амтхауэра, или похожие задачи ре­гулярно или нерегулярно чередуются на протяжении всего теста, как на­пример в старом чехословацком ориентировочном тесте интеллекта или в тесте интеллекта Отиса.

Методы можно делить по степени очевидности целей исследования. «Явные» методы содержат задач и и вопросы, содержание которых оче­видно, так что испытуемый знает, что ими исследуется. В невербаль­ных тестах часто бывает трудно угадать цель исследования и созна­тельно искажать результаты. Хуже дело обстоит с опросниками, где

46__________ Часть I. Психодиагностика теоретико-методологические аспекты

испытуемый легко угадывает смысл вопросов: считая определенные ответы для себя полезными, испытуемый может преследовать с помо­щью их выбора свои цели.

Такой опасности противостоят скрытые или маскированные методы, которые часто предъявляются испытуемым как бы с другими намере­ниями. Существует, например, так называемый метод выявления пред­расположенности человека к тревожности, который имеет форму теста достижений, в котором вопросы касаются, например, размеров предме­тов повседневного обихода. Предполагается, что испытуемые, предрас­положенные к тревожности, реагируют медленнее, отвечают как можно точнее, и наоборот, самоуверенные, легкомысленные люди спокойно со­общают приблизительные размеры. Некоторые опросники или методы с вьпгужденным выбором построены таким образом, что в них скрывается не прямо сформулированная мысль. Например, если мы хотим узнать, наказывают ли родители ребенка, когда он долго гулял на улице, мы мо­жем спросить прямо: «Бьете ребенка, когда он поздно придет домой?» Вопрос можно сформулировать и полупрямо: «Что сделаете, когда ваш сын (дочь) вернется поздно домой?» Возможен и непрямой, скрытый вопрос: «Что делают родители, когда их ребенок придет поздно домой?»

Дихотомия очевидности--скрытости во многих методах выступает как дихотомия непроективности-проективности. Однако для проек­тивного материала более характерно, что стимульный материал мало структурирован, он является мало очевидным, мало определенным и чаще всего многозначным. Когда испытуемый должен ответить на чернильные пятна «что это такое», его ответы варьируют в широком диапазоне, так как чернильное пятно разным людям припоминает раз­ные объекты. Если от испытуемого требуется закончить незавершен­ное предложение, такое как: «С большинством людей...», здесь опять возможны равные ответы в зависимости от установок и опыта челове­ка и т. п. Похожим образом и ребенок, когда ему дадут конструктор вместе с фигурками людей, животных, транспорта и потребуют от него построить город, располагает многозначным материалом, организация и структурирование которого полностью зависят от его личностных особенностей. Таким образом, ответы испытуемого на неструктуриро­ванные стимулы определены задачей только в общих рамках, тем самым конкретное выполнение задачи раскрывает ряд внутренних механиз­мов психической деятельности так, что испытуемый даже не знает, что он о себе рассказал. Принцип проективности будет охарактеризован еще в другом месте. Здесь мы хотели лишь указать на разнообразие методов, классифицируемых на основании степени структурирован-

Раздел 3. Теоретические проблемы диагностических методов

ности материала. Ведь, например, тест скрытых фигур (по Готтшальду) или метод опознания картинок (по Богданову) являются вполне объек­тивными методами, с помощью которых выявляется, как точно и быст­ро испытуемый воспринимает объекты в условиях неопределенности.

Существует деление методов на основании предполагаемой психиче­ской деятельности, от которой зависит правильный результат. Однако это самое слабое звено всей таксономии методов. Какие психические деятельности активизируют тот или иной метод? Активизирует опреде­ленный метод лишь один определенный тип психической деятельности, или один и тот же результат можно достигнуть разными комбинациями действий? Это вопросы, на которые до сих пор нет ответа. Но с опреде­ленностью можно сказать, что многие методы активизируют процессы рассуждения (нахождение правильного решения, выделение правила и т. д.). Многие методы основываются на активизации следов памяти (опознавание, воспроизведение). К первой группе относятся, в основном, тесты интеллекта и способностей, ко второй — дидактические тесты. Не­которые методы провоцируют процессы творческого мышления — это прежде всего тесты творческих способностей, фантазии, проективные те­сты, тесты личности и т. п. Во многих методах стимулы направлены на эмоциональную оценку, выбор определенной позиции, выражение пред­почтения. Это касается в основном опросников отношений и интересов. Но иногда соответственные психические действия в этих типах методов имеют характер процессов принятия решения.

Кэттелл проводит ряд других параметров, которые, по нашему мне­нию, не являются столь существенными, чтобы служить основанием для таксономии. Это, например, деление методов на «скоростные» и «уров-невые». Под скоростными имеются в виду те методы, в которых показа­телем успешности решения является время, необходимое для решения гомогенных задач, или количество задач, решенных за определенное время. Уровневые методы построены таким образом, что в них задачи отличаются друг от друга по сложности, и исследуется, до какого уров­ня сложности испытуемый справляется с задачами.

Но это деление применимо только к интеллектуальным тестам. Опросники или проективные техники по таким критериям классифици­ровать невозможно. Другое деление касается того, требуется ли в инст­рукции реагировать или не реагировать; но в психодиагностике только в исключительных случаях требуется подавлять реакцию — видимо, только в диагностике устойчивости к стрессу или в пробе на сознатель­ное торможение движения предъявляется инструкция «Проводите карандашом линию как можно медленнее». Естественно, что методы

48__________ Часть I, Психодиагностика теоретико-методологические аспекты

можно делить и в зависимости от того, как сформулировано требо­вание к испытуемому. Есть методы, в которых от испытуемого требу­ется работать как можно быстрее, или как можно быстрее и точнее, или как можно лучше. В инструкции личностного опросника часто написано: «Ответ долго не обдумывайте, отвечайте по первому впе­чатлению». Вероятно, что каждая из этих инструкций порождает определенную направленность ответа, но мало известно какую.

Приведем еще одну распространенную классификацию, которая учитывает основной принцип метода в целом. Это — разделение мето­дов на субъективные, объективные и проективные, или, по-другому, на интроспективные, экстроспективные и проективные. Субъективные или же интроспективные методы основываются на высказываниях обследуемого. К ним относятся: беседа, автобиография, опросники, самооценочные бланки и т. п. Эти методы являются субъективными с точки зрения испытуемого. С точки зрения интерпретирующего пси­холога субъективной является, например, беседа, которую психолог мо­жет использовать в диагностических целях в зависимости от своего опыта. Объективным является опросник или самооценочный форма­лизованный бланк, из которого мы узнаем нужную нам информацию с помощью шаблона. Объективными (экстроспективными) методами являются, прежде всего, тесты достижений, перцептивные или мотор­ные тесты, оценочные шкалы. Под объективностью понимается незави­симость методов от желания испытуемого давать искаженные резуль­таты. В случае тестов достижений возможно сознательное занижение испытуемым своих результатов, если он заинтересован показать себя менее способным, если он заинтересован в признании смягчающих обстоятельств, и т. д. Но он не может сознательно улучшать свои ре­зультаты, если не имеет ключ правильных решений.

При оценке на основе наблюдения за испытуемым без его ведома любая автостилизация исключена, так что метод с этой точки зрения является полностью объективным. Но иначе дело обстоит с экспери­ментатором. Тесты достижений с задачами конвергентного типа, име­ющими одно правильное решение, можно интерпретировать вполне «объективно», иначе дело обстоит с тестами творческих способностей, в которых допускается несколько правильных решений, отличающих­ся степенью оригинальности и т. п., их труднее подвергнуть объектив­ному анализу. Также при оценке по шкалам или по порядку многое зависит от личности экспериментатора и его тенденций (снисходи­тельности, строгости, тенденции уравнивать), которые в значительной степени могут нарушить объективность оценки.

Раздел 3. Теоретические проблемы диагностических методов

Проективные техники основаны на предположении, что неопреде­ленный и мало структурированный материал с неявной ориентацией является, образно говоря, проекционным аппаратом, посредством ко­торого обследуемый проецирует свои личностные установки, тенден­ции, желания, мотивы и проблемы в определенных образах, которые психолог наблюдает, как на экране. Предполагается, что люди друг от друга отличаются по степени, в которой они способны проецировать свои установки и т. д., т. е. по способности реагировать на скрытые, неопределенные и неструктурированные стимулы. Для разных испы­туемых при этом один и тот же материал может оказаться в равной степени проективным в зависимости от его «стимулирующей силы», зависящей от личностного склада и проблем человека. Например, кар­тинки Тематического апперцептивного теста (ТАТ) могут стимулировать к проекции, если их тематика близка личным проблемам испытуемого. В обратном случае они являются проективно «немыми», а ответы ис­пытуемого ничего не говорят о его личности. Критики проективных методов часто забывают это обстоятельство и глобально критикуют эти методы. Мы считаем, что проективные методы имеют в психоди­агностике большое будущее при условии, что нам удается преодо­леть их теоретическую зависимость от психоанализа и создать объек­тивный подход к их интерпретации. До сих пор их интерпретация, по сравнению с другими методами, в наибольшей степени зависит от личного опыта психолога, даже, можно сказать, от его творческого склада. Большим преимуществом проективных методов является их объективность со стороны испытуемого. Он не подозревает, что о себе сообщает, когда описывает чернильные пятна, завершает неза­вершенные предложения или строит рассказ по тематически неопре­деленным картинкам.

Эта классификация, разумеется, не является полностью удовлетво­рительной, так как существуют методы, о которых можно сказать, что они принадлежат и к объективным, и к проективным техникам. Сюда относятся, например, метод свободного рисунка, метод «нарисуй чело­века» и ряд других графических техник, далее некоторые техники, ос­нованные на перцепции и т. д.

Полностью вне психодиагностики развиваются до сих пор разные техники регистрации физиологических характеристик организма, по которым можно с высокой степенью вероятности судить о некото­рых динамических особенностях психической деятельности (плетиз­мография, психогальванический рефлекс, пневмография, ЭЭГи др.). Диагностическое использование многих аппаратурных методов экспе-

_

Часть I. Психодиагностика — теоретико-методологические аспекты

риментальной психологии как естественное требование является в пси­ходиагностике перспективным. Проблемой здесь является стандарти­зация и серийное производство приборов, применение которых до­ступно для психологов, не имеющих технического образования, где есть хорошо разработанные инструкции по эксплуатации и оценке изуча­емых показателей. Проще говоря, превратить прибор в психодиагно­стический метод — это значит результаты, полученные с помощью при­бора, подвергнуть стандартизации и психометрической обработке так, как это делается при создании любых других методов.

В арсенал психодиагностических методов будут входить хорошо построенные методы нейропсихологической диагностики, среди кото­рых многие могут использоваться не только для диагностики органи­ческих повреждений мозга, но и более широко (см. труды А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой и других авторов).

Нерешенной проблемой психодиагностики является обработка раз­личных биографических данных и продуктов творчества в качестве пси­ходиагностических показателей. С давних времен заключения о чело­веке делали на основе разных жизненных событий, например, кто-то жил до 30 лет с матерью и только тогда впервые познакомился с де­вушкой и женился; кто-то больше пяти раз в год менял место работы и т. д. Это основа практики житейского познания людей, которая ча­сто приводит к верным знаниям и заключениям. Похожим образом ис­пользуется житейское познание самых разнообразных выразительных средств, включая жесты, походку и мимику лица. Психология до сих пор не провела систематической оценки диагностических методов экспрессии и не выработала принципы диагностики при оценке экс­прессивных показателей.

Классификация тестов: виды и формы психодиагностических процедур

Мера предполагает обобщенное понимание некоторого качества, существующего на множестве наблюдаемых или оцениваемых объек­тов (тел, предметов, машин, приборов) или их свойств (объема, плот­ности, скорости движения или изменения яркости, цветности, гром­кости, удаленности и т. п.), при этом особенность качества меры такова, что она допускает сравнение различных объектов в указанном выше множестве в терминах «одинаковый — разный», «такой же, больше, меньше», «отношения между сравниваемыми объектами такие же: больше, меньше» и т. д. Необходимо подчеркнуть, однако, что такое сравнение обязательно требует отчетливого выделения и определе-

Раздел 3. Теоретические проблемы диагностических методов _____________ЕЛ

ния меры, которая и задает возможность использовать при сравне­нии такие выражения, как «аналогичные», «сходные», «подобные» или «родственные» применительно к исследуемым объектам или их свойствам.

Эталон — это образцовая мера, воспроизводящая некую условно принятую единицу измерения с наивысшей для данного времени точ­ностью.

Особенности психологического измерения определяются специфи­кой объекта измерения — человека или групп людей. Предметом пси­хологического измерения являются: поведение и деятельность людей, индивидуальные, психологические и личностные (например, интел­лектуальные, эмоциональные, волевые особенности человека). В соот­ветствии с приведенной выше логикой определений психологическое измерение состоит в установлении некоторого устойчивого соответ­ствия между математическими и психологическими объектами с це­лью упорядочения последних.

Как мы отмечали ранее, в качестве важнейшего инструмента, при­меняемого для измерения психических явлений, до настоящего вре­мени используется психологический тест.

Теоретический анализ просмотренной литературы показывает, что в теоретико-методологических исследованиях тестов можно разде­лить несколько различных направлений. К сожалению, лишь весьма немногие из них затрагивают вопросы анализа самих тестов как осо­бых способов деятельности специалиста-психолога [2; 3; 16; 17; 34; 70; 103; 325; 336; 412; 413]. Мы полагаем, что это направление представля­ет самостоятельный и особый интерес для теории прикладной психо­логии, а также для понимания и повышения эффективности деятель­ности практического психолога. При этом, по нашему мнению, первым шагом в этой работе должно стать построение хорошей классификации тестовых процедур. Проделанный нами анализ позволяет наметить не­которые правила такой классификации и произвести предварительную «сортировку» форм и видов различных психологических тестов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.