Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология, средства и методы деятельности практического психолога




Основная идея изучения профессиональной деятельности (профес­сии) с позиций современной психологии труда и в русле концепции психологического проектирования деятельности [93; 96; 100; 104J предполагает рассмотрение этой деятельности в целостной системе отношений «субъект труда — профессиональная среда» и предусмат­ривает выявление динамического спектра взаимосвязей как между компонентами подсистем «субъект труда» и «профессиональная сре­да», так и самих компонентов внутри этих подсистем [128; 132; 150].

Вместе с тем подсистема «субъект труда», как уже отмечалось неод­нократно, в том числе и нами [237; 244], включает не только более или менее сложный набор «профессионально важных качеств» (ПВК), которые есть, скорее, требования со стороны профессии к субъекту деятельности, выраженных в понятных психологу терминах, чем свой­ства самого субъекта. Эта подсистема в обязательном порядке предпо­лагает учет и исследование профессионального опыта человека, его мотивацию к труду вообще и к конкретно выбранной профессии, пси­хические (функциональные) состояния работающего человека.

В свою очередь, подсистема «профессиональная среда» включает в себя все «микроокружение» профессионального работника, в том числе, конечно, и объект (предмет), и орудия (средства) труда, но так­же — технологическую процедуру профессиональной деятельности, организационную структуру ее обеспечения и осуществления, физи­ческие (природные) и социальные условия реализации конкретной трудовой деятельности.

В первую очередь сделаем акцент на различных конкретных зада­чах деятельности, встречающихся в практической работе самого пси­холога. Среди этих задач, несомненно, наиболее распространенной и наиболее ответственной, особенно на первых этапах освоения профес­сии практического психолога, является задача овладения и примене­ния методов практической психодиагностики.

При этом нам трудно согласиться с мнением известного советского психолога К. Н. Гуревича [88], который считает, что задача практиче­ского психолога состоит, главным образом, в сборе информации об ин­дивидуально-психологических особенностях людей и, прежде всего, детей, и которая была бы полезна как им самим, так и тем, кто с ними работает. Нам более привлекательна позиция И.В.Дубровиной [95], которая, рассматривая основные виды деятельности практического

раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______103

психолога, указала, что в крайне важные компоненты этой деятельно­сти входят: психологическое просвещение, психологическая профилак­тика, психологическое консультирование, психокоррекция и конечно же психодиагностика.

Последняя, на наш взгляд, составляет ключевой — часто и начальный, и конечный — элемент в работе практического психолога. Ведь если внимательно рассмотреть в рамках психологического анализа указан­ные выше компоненты, то можно обнаружить следующий несомнен­ный факт: чтобы заниматься всеми другими формами деятельности, такими, как просвещение и консультирование, а тем более — психокор­рекция — практическому психологу нужно иметь данные о находя­щемся перед ним субъекте, его психологической характеристике, ко­торую мы получаем только с помощью процедур психодиагностики.

Понятно, что как и всякая другая профессиональная деятельность, работа практического психолога имеет свою особую «технологию». Ядром этой технологии являются методы практической психологии, разнообразие которых не позволяет привести все их здесь. Вот лишь некоторые технологические приемы, некоторые наиболее общие и по­лезные методы, которые могут быть использованы практическим психологом в работе с населением, в том числе с детьми с нормаль­ным и аномальным развитием [96].

Методы изучения документации о человеке

Задача изучения документации — сбор анамнестических данных и составление представления об особенностях поведения, об истоках нормального и аномального развития. В комплексном изучении че­ловека каждый из специалистов должен уметь «читать» документа­цию коллег и черпать из нее те сведения, которые необходимы ему для составления полного психологического портрета человека, пол­ной картины его функционирования и развития. Для психологиче­ского изучения, например, если ваш клиент — ребенок, можно начать с ознакомления с выпиской из истории его развития, которая долж­на содержать заключения: педиатра об общем состоянии ребенка: психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характе­ристикой умственного развития; отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артику­ляции речи (с данными о восприятии разговорной и шепотной речи, Данными аудиограммы); офтальмолога с характеристикой органа зре­ния и развернутым диагнозом; врача-ортопеда (для детей с нарушени­ем функции опорно-двигательного аппарата).

Часть II Практическая психодиагностика

Материалы такой подробной выписки сориентируют психолога и сформируют исходные предпосылки для выделения направления исследования психических функций.

Важным документом для психолога, работающего в сфере образо­вания и занятости, является педагогическая характеристика учаще­гося, отражающая данные о продолжительности его обучения и вос­питания в соответствующем учебном заведении, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные в целях повы­шения успеваемости (индивидуальная помощь, консультации, лече­ние и т. д.). Эти данные могут оказаться полезными, например, при анализе особенностей профессионального становления и оснований выбора будущей профессии, при исследовании обучаемости нормаль­ных и аномальных детей, при прогнозировании темпов гражданского и профессионального развития учащихся.

Можно использовать также и другие документы, которые доступны психологу: личное дело, характеристику, отзывы окружающих, исто­рию его семьи, родственников и т. п.

Методы изучения продуктов деятельности

Эти методы широко используются на практике [11-15]. Анализируя конечный результат деятельности человека (например, продукты его труда, результаты творчества: рисунки, модели, поделки, а для учащих­ся — учебные работы, сочинения и диктанты, упражнения, результаты решения задач и т. д.), можно понять особенности процесса его работы, а значит — подойти к пониманию особенностей его психической жизни и некоторых черт его личности. В продуктах деятельности человека очень часто и довольно верно отражается его отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и мотор­ных навыков, аффективной и волевой сферы, отношение к миру и к лю­дям, а для инвалидов — зачастую — и отношение к своему дефекту.

В частности, анализ продуктов детского творчества и учебной дея­тельности позволяет судить о таких качествах личности ребенка, как, например, его воображение, развитость у него зрительных представ­лений, развитие мелкой моторики рук, степень сформированное™ навыков учебной деятельности и др. Как правило, продукты деятель­ности аномальных детей, по сравнению с нормальными, имеют типич­ные особенности: рисунки и поделки их часто специфичны как по тех­нике исполнения, так и по содержанию, а учебные работы изобилуют специфическими ошибками. Изучая эти работы, можно выделить осо­бенности творчества, трудовой и учебной деятельности, характерные

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______ Ю5

для разных групп аномальных детей — это будет способствовать в даль­нейшем правильной диагностике.

Для правильной оценки достижений человека необходимо знать:

• психологические механизмы получения того или иного резуль­тата, условия, в которых он получен;

• типичные затруднения в достижении того или иного результата для разных групп испытуемых, в том числе «трудных» и отстающих;

• методы, позволяющие обнаружить подлинные причины затруд­нений на каждом из этапов жизни.

Метод наблюдения

Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психиче­ских функций в процессе спонтанной деятельности и поведении чело­века при минимальном вмешательстве со стороны психолога. Наблю­дение должно обеспечивать естественность психических проявлений, и при этом — быть целенаправленным.

При наблюдении надо четко фиксировать его результаты. Степень активности исследователя во время наблюдения может быть различ­ной: от пассивного без всякого вмешательства в наблюдаемую деятель­ность до систематического наблюдения (например, в процессе систе­матизированных занятий). Научное наблюдение отличается тем, что сбор фактов определяется задачей исследования и направлен на рас­крытие той закономерности, которая изучается исследователем.

Ценность различных видов наблюдения неодинакова: пассивное на­блюдение дает сведения о естественном поведении человека. В это время исследователь видит его как целостную личность, может зафик­сировать особенности его взаимоотношений с другими людьми, с его окружением, товарищами, коллегами, руководителями и подчиненными.

Некоторые недостатки этого метода ограничивают сферу его при­менения. К ним относятся: выжидательная позиция исследователя, отсутствие возможности повторного наблюдения, описательная фор­ма фиксации наблюдений, необходимость длительного времени для получения достоверных сведений.

Активное наблюдение (наблюдение в процессе систематизирован­ных занятий) широко применяется в отечественной и зарубежной психологии и педагогике и представляет собой одну из модифика­ций метода эксперимента, а именно метода естественного экспери­мента, разработанного А. Ф. Лазурским (1918). Построенное в русле этого метода психолого-педагогическое изучение ребенка предполагает Целенаправленное наблюдение его реакций при выполнении заданий,

8-1282

Часть II. Практическая психодиагностика

относящихся к тем видам деятельности, которые имеют непосредствен­ное отношение к его развитию и обучению. Результаты такого наблюде­ния позволяют разработать целенаправленную программу обучения, определить темп дальнейшего развития, «зону ближайшего развития». Ценность этого метода состоит в том, что исследователь в течение от­носительно короткого промежутка времени может изучить особенно­сти и возможности развития ребенка, создавая специальные условия для этого изучения.

Наблюдение за игрой детей как метод изучения имеет большое зна­чение и может быть применено в различных целях. Наличие игрового материала создает непринужденную обстановку, помогает устано­вить контакт с ребенком, включить его в деятельность, представля­ющую для него интерес, проанализировать возможности понимания речи. Начиная обследование с предложения ребенку игры, можно, расположив ребенка, постепенно незаметно перейти к эксперимен­тальным заданиям.

Наиболее важными видами наблюдения при психологическом или психолого-педагогическом обследовании являются наблюдение за основ­ными видами деятельности человека: профессиональным трудом, игрой, повседневным поведением, общением. Они позволяют, помимо всего прочего, оценить состояние человека, в частности его работоспособность.

Метод беседы

Беседа представляет собой специально организованный метод сбо­ра фактов о психических явлениях в процессе личного общения по за­ранее составленной программе.

При изучении детей метод беседы используется в двух направлени­ях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных, и беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии.

Метод беседы широко используется для определения ориентиров­ки человека в окружающем пространстве и времени (круг представле­ний, возможность обобщений), особенностей и мотивов его поведения, отношения к себе и к миру, и позволяет довольно часто непосред­ственно в ходе беседы раскрыть причины личностных проблем и за­труднений: на работе, в учебе, в отношениях с людьми, а также оце­нить характерные особенности личности: предпочтения, склонности, интересы, отношение к самому себе.

Таким образом, беседа дает некоторые представления об уровне раз­вития трудовой, познавательной и учебной деятельности и свойствах личности. Содержание беседы варьируется в зависимости от реальной

Раздел 1 Психологический анализ и строение модели деятельности _______ 107

ситуации, особенностей обсуждаемой проблемы и индивидуальных особенностей клиента. При изучении особенностей психического раз­вития метод беседы используется чаще всего как исходный этап для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов. От умения правильно построить беседу зависит установление контак­та с оптантом, что при необходимости подготавливает его к дальней­шему обследованию с помощью специальных методов.

Важной разновидностью метода беседы является метод интервью, который в дальнейшем развивается в многочисленные методы опроса и их модификации.

Применение методов наблюдения и беседы подготавливает возмож­ность использования для более точного и детального изучения возник­шей проблемы одного из самых сильных и специфичных методов пси­хологического исследования — метода эксперимента. Нужно сказать, что метод эксперимента лежит в основе создания особых практически-ориентированных процедур психологического обследования, которые известны ныне под самостоятельным названием психологических тестов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.