Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолога




Общая (интегральная) модель. В соответствии с исходными поло­жениями «дуального подхода» подсистема «профессиональная среда» практического психолога включает в себя все его профессиональное «микроокружение», в том числе, конечно, и объект (предмет), и орудия (средства) труда, но так'же — технологическую процедуру профессио­нальной деятельности.

В деятельности практического психолога можно выделить опреде­ленные структурно связанные этапы его работы, определяемые пси­хологической спецификой «расчленения» решаемых практических задач:

» изучение практического запроса или реальной проблемы;

» «перевод» практической проблемы на язык психологической науки;

* анализ собственного опыта решения подобных проблем;

» анализ научного опыта решения такого рода задач другими ис­следователями и практиками;

* построение теоретической модели реальной ситуации;» выбор теоретической модели личности (субъекта);

» построение теоретической репрезентации проблемы;

» выдвижение гипотез о причинных связях наблюдаемых явлений;

» выбор метода (техники) работы с посетителем;

* выбор метода сбора и обработки полученных данных;» выбор модели интерпретации полученных данных;

» интерпретация и построение предварительного заключения (пси­хологической характеристики или психологического портрета явления);

» прогноз причинно-следственных отношений в модели реальной ситуации;

* выбор действующих факторов или управляющих воздействий и оценка вероятных последствий их применения;

» разработка и выдача конечных рекомендаций на двух уровнях: для самого обследуемого и для специалиста-психолога с целью последующего анализа возможных действий.

Модель решения психодиагностической задачи. Напомним, что Для построения приведенной выше интегральной модели мы приме-

Часть II. Практическая психодиагностика

нили метод психологического анализа профессиональной деятельности, предложенный в теории деятельности Ю.М.Забродина [101], согласно которой структуру любой трудовой деятельности можно рассматривать как систему профессиональных задач.

Применение этой же логики принципиально позволяет перейти от общей модели профессиональной деятельности практического психо­лога к анализу и построению частных моделей решения конкретных практических задач.

При решении реальных задач психодиагностики практический пси­холог в первую очередь должен определить характер стоящей перед ним и решаемой им задачи, а лишь затем — выбирать способ ее решения, спо­соб действия, или, другими словами, — осуществить осознанный выбор техники психодиагностики. Нам представляется крайне важным особо подчеркнуть зависимость выбора конкретной процедуры или техники психодиагноза от той практической задачи, которую он решает. Эта зави­симость оказывается часто даже более важной, чем выбор той или иной теоретической модели личности при интерпретации данных.

Психодиагностическая практика еще не всегда имеет хорошее и яс­ное теоретическое обоснование. Чаще всего она опирается на большой эмпирический материал, на значительный опыт практического приме­нения тестовых методов. Применение психодиагностического метода — это не просто копирование и использование той или иной частной ме­тодики. Психолог-практик обязан владеть всей системой психологиче­ских знаний, отчетливо сознавать пределы и возможности психодиагно­стики, понимать научные основы и принципы построения методов практической психологии, особенности их применения. Как и всякая дру­гая, психодиагностическая информация может быть использована как во благо, так и во вред человеку. В этой связи умение решать социально важ­ные задачи и этическая грамотность практического психолога должны сочетаться с его честностью и гражданской ответственностью.

В реальной деятельности определенные задачи взаимосвязаны, они функционально соподчинены и динамически организованы. Наличие определенных взаимосвязей характерно и для ПВК. В специальном исследовании, проведенном для выявления связей между профессио­нально важными качествами был осуществлен корреляционный анализ полученных данных и построен «корреляционный портрет» практиче­ского психолога, в котором раскрыты структурные блоки профессио­нально важных качеств, подтверждающие системность психической регуляции в решении практически важных психологических проблем, возникающих в деятельности специалиста-психолога.

Раздел 1 Психологический анализ и строение модели деятельности _______ 137

Вместе с тем конкретный анализ особенностей решения психодиаг­ностической задачи показывает, что при решении реальных задач пси­ходиагностики практический психолог в первую очередь должен оп­ределить характер стоящей перед ним и решаемой им жизненной, а не психодиагностической, задачи, а лишь затем — переходить к постанов­ке собственно психодиагностической задачи, выбирать конкретный спо­соб ее решения, технологию и методы действия, или, другими слова­ми, — осуществлять осознанный выбор техники психодиагностики.

Опираясь на результаты наблюдения, данные «трудового метода», а также на материалы экспериментальных исследований и теоретиче­ского анализа, мы выделяем в деятельности практического психолога следующие этапы решения психодиагностической задачи (рис. 6, 7):

* построение модели реальной ситуации;

» выбор теоретической модели личности (субъекта);

» построение теоретической репрезентации проблемы;

» выбор метода (техники) психодиагностического обследования;

» выбор метода сбора и обработки полученных «сырых» данных;

» выбор математической модели представления данных;

» оценка надежности и валидности полученных данных;

* выбор модели интерпретации данных;

«интерпретация (возможно, двухуровневая) и построение предва­рительного заключения (психологической характеристики или психологического портрета явления).

В ряде публикаций [96; 101; 102; 105] отмечается необходимость стро­го отличать психодиагностику «научно-исследовательскую» от «науч­но-практической». Если задача первой — устанавливать определенные закономерности психической деятельности субъекта, то цель второй — идентифицировать самого субъекта в терминах психологического зна­ния и дать ответ на конкретный, сейчас существующий вопрос: выявив причину конкретного психического явления и особенно — отклонения от «принятой нормы», — дать научно обоснованные рекомендации к дей­ствию.

Такое уточнение принципиально позволяет сформулировать пси­хологические требования к самой этой деятельности практического психолога и дает нам возможность построить ее структурно-функцио­нальную модель как модель «более низкого» уровня, в развитие пре­дыдущей, более общей модели деятельности практического психоло­га, о которой шла речь ранее (см. рис. 6, 7). В построении этой модели мы также опирались на аналитические результаты, полученные в ис-

10-1282

Часть II. Практическая психодиагностика

следованиях И.В.Дубровиной [95; 96], и на метод психологического анализа произвольной профессиональной деятельности, предложен­ный Ю. М. Забродиным [101].

Рис. 6. Корреляционная плеяда для свойства внимания Технологическая схема действий практического психолога

Рис. 7. Заданный подход в анализе психодиагностических данных

Раздел 2

/

Проблемы психологической практики

2.1. Общие принципы дуального подхода

Анализ данных литературных источников и наших собственных теоретических и эмпирических исследований позволяет сформулиро­вать основные принципы изучения процессов профессионального ста­новления человека с позиций принятого нами дуального подхода (суть которого также была сформулирована в предыдущем разделе).

Важным отправным пунктом этого подхода является показанная нами возможность практического соединения субъектного и заданно­го подходов в общем анализе проблем, связанных с психологическим исследованием и практической помощью в решении задач формиро­вания и развития человека как гражданина и профессионала.

В результате такой постановки и осуществления психологического анализа, были выделены новые направления в изучении проблем про­фессионального становления, которые прежде не были намечены в пси­хологических разработках: они включают целые классы проблем, свя­занных с деятельностью практического психолога и психологических служб как механизмов социального управления процессами обще­ственного производства человека. Их функциональная схема пред­ставлена на рис. 8 и 9, на которых показано общее строение тех функ­ций, процессов и явлений, с которыми сталкивается практический психолог в ходе решения конкретных задач диагностики, психологи­ческой помощи и поддержки человека как становящегося профессио­нала на его жизненном пути.

Нужно подчеркнуть, что первый рисунок в схематизированном виде представляет результаты обобщения теоретических подходов, имеющихся в общей, возрастной и педагогической психологии с по­зиций психологического анализа профессионального становления человека, специфицированный с точки зрения нашего видения и на­шего понимания этих проблем. На нем представлены основные жиз­ненные пути субъекта, учитывающие как бы два рода «кризисных», ю-

Часть II. Практическая психодиагностика

Рис. 8. «Субъективный подход» к решению задачи в психодиагностике. Обобщенная модель в интерпретации

критических для профессионального развития моментов: возраст­ного развития и «включения» в разные социальные институты (об­разовательные, профессиональной подготовки и профессиональной занятости).

Раздел 2. Проблемы психологической практики

Мы уже отмечали эту особенность дуального подхода: она предпо­лагает неразрывное единство всех связей и отношений субъекта на его жизненном пути (Б. Г. Ананьев, Ю. М. Забродин, Е. А. Климов, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, К. К. Платонов и др.) [14; 15; 103; 104; 105; 132; 169; 180; 208], изучение субъекта в двух системах, определяющих его профессиональное становление и развитие. Эти две системы суть:

» система естественных законов его «движения», в которой мы изу­чаем субъекта как развивающегося индивида;

» система его социальных связей и социальных институтов, в кото­рой он выступает как становящаяся, социально обновленная лич­ность — профессиональный работник.

Для конкретного изучения мы выбрали вопросы психологии про­фессионального становления, включающие процессы, протекающие на фоне общих процессов человеческого развития. Такое сужение об­ласти анализа, однако, не означало, что мы разделяем процессы лич­ностного развития на два непересекающихся класса — процессы граж­данского и процессы профессионального становления. В этом состоит вторая особенность дуального подхода: мы рассматриваем личностное развитие века на разных этапах его жизненного пути в неразрывном единстве формирования общих установок и ценностей, отношения к миру и обществу, к той ситуации, которая реально складывается на со­временном рынке труда и профессий.

2.2. Три компонента психологии профессионального становления

Третья особенность дуального подхода прямо вытекает из преды­дущего: он предполагает выделение трех компонентов общей пробле­мы внутри области, которую мы обозначили как «психология профес­сионального становления» (см. рис. 9).

Когда говорится о «трех компонентах» психологии профессиональ­ного становления, то естественно, что прежде других речь идет о фено­менологии и психологических закономерностях возрастного развития личности, о специфике профессионального становления в субъектном плане, и этот план составляет первый компонент психологии профессионального становления.

Второй компонент непосредственно связан с деятельностью практического психолога, с теми реальными задачами, которые ставит перед ним социальная практика, и которые он должен решать в совре­менных условиях, когда «прямые» государственные связи между

Рис. 9. Схема этапов и феномены профессионального становления

144 _______________________________ Часть II. Практическая психодиагностика

сферами образования и занятости по существу разрушены и заменя­ются новыми, которые только еще складываются в новой социально-экономической ситуации. В таком случае специальный психологи­ческий анализ деятельности практического психолога становится вторым необходимым компонентом психологии профессионального становления. Изучение структуры этой деятельности, ее технологи­ческих, процедурных особенностей должно, по нашему мнению, стать дополнением существующих работ по исследованию социальной функ­ции психологических служб и конкретизацией общего профиля тех работ, которые стоят перед практической психологией (просвещение, профилактика, диагностика, консультирование и коррекция).

Третий компонент психологии профессионального станов­ления также связан с требованием времени: необходимо заранее знать вероятностные последствия психологического «вмешательства» в судь­бы отдельных людей, в развитие личности, в процессы личностного выбора. Поэтому изучение с помощью «каузальных моделей» (а на данном этапе — всего лишь каузальных гипотез) возможных «эффек­тов действия» практического психолога, то есть усиление прогности­ческого момента в его работе, также должно стать предметом специ­ального изучения в ближайшем будущем.

С учетом высказанных соображений и на основании результатов исследований, описанных выше, как раз и удалось построить более точную модель такой трехкомпонентной структуры, которая развива­ет общую идею. Это развитие подразумевает учет технологических осо­бенностей деятельности практического психолога в ходе решения ре­альных задач психологической поддержки и помощи человеку на разных этапах его профессионального развития и открывает роль и место про­цессов прогнозирования упомянутых выше «эффектов действия» (см. рис. 9).

Поскольку реальный субъект существует реально в системе всех своих отношений: «натуральных» (субъект — объектных) и соци­альных» (субъект — субъектных), постольку психологический анализ не может исключить из сферы своего внимания ни проблемы отноше­ний субъекта к реальности (его видения мира и его ценностных ориен­тации в нем), ни проблем отображения реальности знаний и представле­ний о «мире людей» и «мире профессий»), ни проблем преобразования этой реальности (активной деятельности самого субъекта именно как субъекта профессиональной деятельности).

В этом последнем аспекте мы видим также необходимость усмот­реть в качестве особых вопросов психологии профессионального ста-

Раздел 2. Проблемы психологической практики ________________________t45

новления проблемы профессиональной пригодности, подготовленно­сти, готовности к профессиональному выбору и готовности к профес­сиональной деятельности. А это означает, что, кроме классических вопросов соотношения способностей к деятельности и требований к субъекту со стороны «мира профессий», необходимо изучать наря­ду со структурой способностей и направленностью личности ее об­щее отношение к труду, ее психологическое состояние, возможности и механизмы личностной защиты в неблагоприятных условиях про­фессионального конфликта (прежде всего внутриличностного). При этом как раз и выявляется необходимость увидеть значительный от­резок жизненного пути человека на общем фоне тех социально-эконо­мических условий и обстоятельств, которые складываются в обществе в настоящее время.

2.2. Дуальный подход и проблемы психологической практики

Оценивая некоторые ближайшие перспективы психологических исследований в этой области, мы должны отметить, что к реальным трудностям, возникающим на пути становления и функционирования профессионального работника могут привести как неудачный «mathing» системы способностей с системой ПВК для конкретной профессии, неудачная социальная и профессиональная адаптация, так и отмечав­шееся в гуманистической психологии «сопротивление среды», в том числе среды профессиональной. Следовательно, предлагаемая нами «трехкомпонентная» структура психологии профессионального ста­новления человека не просто дань моде: она в действительности отра­жает требование времени — необходимость психологической помощи и психологических знаний в оценке, рационализации и гуманной реа­лизации процесса «общественного производства» профессиональ­ного работника, начиная с самых ранних моментов его развития как человека и кончая его эффективным (прежде всего с точки зрения личностного комфорта) функционированием как субъекта профес­сиональной деятельности.

Проведенный нами анализ показывает, что в этой связи необходи­мыми становятся не только «дополнение» теории и феноменологии профессионального становления теорией и научно обоснованной тех­нологией работы практического психолога, но также пересмотр и новая постановка прежних концептуальных оснований психологического ис­следования для всех трех выделенных нами компонентов (ведь и сама

146 _________________________________ Часть II. Практическая психодиагностика

деятельность практического психолога является новой формой обще­ственно-значимой профессиональной деятельности).

Речь идет о том, что в понятийной структуре и парадигмах основных психологических подходов к исследованиям процессов профессио­нального становления складывается так называемая тройственная оппозиция, предполагающая своеобразную «трехкомпонентность» концептуальной базы психологического анализа указанных процессов: в теоретическом обобщении этих подходов мы обнаружили и попыта­емся далее показать возникшее в основаниях общей психологии и про­долженное в сферу ее прикладных разделов «противостояние» базис­ных психологических концепций категорий: развития, формирования и адаптации субъекта.

Если «развитие», строго говоря, предполагает «внутреннее» диалекти­ческое изменение в структуре и функциях (например, в интересах и спо­собностях) действующего субъекта, то «формирование» и «адаптация» предусматривают акцентуацию «внешних» факторов такого изменения в ситуациях, отражающих «требования общества» к действующему субъекту. При этом последние две категории (формирование и адапта­ция) различаются, в свою очередь, характером активности субъекта.

Такое противостояние в теории вызвано к жизни действиями фено­мена социальной политики государства, в котором реализуется соот­ветствующий социальный механизм взаимодействия человека и об­щества; этот механизм, в свою очередь, нуждается в научном анализе. Вместе с тем само существование этого механизма предопределяет появление профессии практического психолога: возникшая соци­альная потребность в практической психологии уже отмечалась в ряде публикаций (И. В. Дубровина, Ю. М. Забродин и др.) [99; 100; 104; 105]; социальные и функциональные задачи психологической служ­бы как действенного социального механизма уже стали объектом специального психологического изучения в сфере общего образова­ния (И. В. Дубровина и др.); влияние этого социального механизма выявляется также в исследованиях психологов труда (Е. А. Климов; О. А. Конопкин; В. Д. Шадриков и др.) [132; 142; 297]. Однако, как мы полагаем, радикальные методологические, теоретические и методиче­ские последствия его действия для общих основ психологии еще пред­стоит рассмотреть и изучить.

Названное выше «тройственное противостояние» трех фундамен­тальных психологических концепций может быть снято, по крайней мере частично, в рамках предложенного вами дуального подхода, который предполагает иную, по нашему мнению, более точную «трех-

Раздел 2. Проблемы психологической практики ________________________ 147

компонентность» психологии профессионального становления, в ко­торой главным регулирующим социальным фактором становится дея­тельность практического психолога, включенная в новый общественно значимый и только складывающийся в новых условиях нашей страны социальный механизм — механизм общественного (социального) управ­ления общественным производством человека.

Указанный новый, уже реально действующий, социальный фактор отражает освоение стихийного механизма развития человека и его жиз­ни в обществе — с учетом научного знания «естественных» (а не искус­ственных, надуманных или волюнтаристских) законов этого движения субъектом жизненного пути, который в состоянии «снять» отмеченное противостояние в теории через рациональное разрешение реального про­тиворечия «интересов» индивида и общественных «интересов».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.