Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы профессионального становления и развития профессионала




Весь ход профессионального становления и развития профессио­нала рассматривается не в стадиях и этапах его «свободного», вне си­туации, развития, определяемых сензитивными и критическими фа­зами развития, а в иной, принятой нами в русле дуального подхода, логике, — логике критических перестроек его личности при «вхож­дении» в различные социальные структуры, в системы различных социальных институтов, организаций и контактов, в которых живет и действует реальный индивид: семья, школа, референтные группы, социальные учреждения, производственные организации и коллекти­вы и т. п. (см. рис. 8). При этом в каждом психологически важном мо­менте профессионального становления, отмеченном на рисунке стрел­ками и заполненными кружочками (®), реализуется принципиально

Раздел 2. Проблемы психологической практики ____________________149

аналогичная «технологическая» структура действий практического психолога, раскрытая нами в функциональной схеме «трехкомпонент-ности» психологии профессионального становления (см. рис. 9). Разу­меется, каждый раз эта «технологическая структура» наполняется сво­им конкретным психологическим содержанием с учетом состояния субъекта (в широком смысле), состояния жизненной ситуации, а также проблем и задач, возникающих перед данным конкретным субъектом. Поэтому построение практических примеров будет строиться в соот­ветствии с уже принятыми правилами организации деятельности прак­тического психолога, но по несколько «усеченной» схеме. Эта схема такова:

» психологическая постановка практической проблемы, которая предполагает психологический анализ личности (ПАЛ) и жиз­ненной ситуации (ПАС) в психологической задаче оценки соот­ветствующего уровня профессиональной готовности (психоло­гией анализа задачи);

» выбор соответствующей «модели личности», модели (представ­ления) ситуации и надлежащих методов исследования (органи­зация сбора психологических данных);

» интерпретация данных первого и второго уровня;

* практические рекомендации второго уровня (для специалиста): возможные факторы и возможные «эффекты действия» (построе­ние каузальной гипотезы).

Необходимо рассматривать в индивидуальном сознании как вместе, так и раздельно его «знаниевую» и «оценочную» составляющие, а внут­ри них:

» «образ мира» (картина мира, представление о мире, мировоззре­ние в узком смысле);

* «образ Я» (идентификация, самооценка, самопредставление);

» «сферу» произвольной регуляции деятельности (цели, ценности, идеалы, технологии и качество труда в целом);

* «сферу» норм и ценностей, намерений и интересов.

Естественно, что в таком случае не могут быть обойдены и так на­зываемые специальные формы сознания: этническое и правовое; по­литическое, экономическое и экологическое; «глубинное сознание» и архетипы [169; 186; 261; 270; 287; 314].

Признавая значительную роль индивидуального сознания в личност­ном выборе будущей профессиональной карьеры (в формировании

Часть II. Практическая психодиагностика

намерений человека), мы представляем себе сам процесс профессио­нального становления как процесс индивидуального становления на личностном (а не на «узкопрофессиональном» уровне):

* «картины мира», образа «Я» и «образа взаимодействия "Я" с ми­ром»;

* развития индивидуальных психологических систем сознательно­го отражения и произвольной регуляции;

» структурирования картины мира и образов взаимодействия субъек­та с миром (в виде отдельных образов элементов «окружения субъекта» — объектов и субъектов; культуры — «вещественной», технической и «идеографической» (знаковой, символической, науки и искусств) — и личного опыта;

» норм и ценностей;

» сфер производства (в том числе, «мира профессий», потребления (в том числе рекламы и моды) и обмена (в том числе собственно­сти и рынка и т. д.).

Целесообразно специально рассматривать структуру и динамику ука­занных выше феноменов индивидуального сознания (в том числе карти­ны мира и образа «Я») в нескольких различных плоскостях и планах:

» в историческом плане (например, сравнив данные 30-, 60- и 90-х гг. прошлого столетия);

» в этнокультурном плане (Россия — СНГ — развитые — развива­ющиеся страны);

» в «национальном» плане (малые, «средние», большие нации);

* в плане полового диморфизма (мальчики и девочки, мужчины и женщины);

» в возрастном плане (6-8 лет; 10-15 лет; 17-19 лет; 25-30 лет и взрослые).

Дуальный подход требует систематизации и обобщения результа­тов указанных выше работ для того, чтобы реально представить вза­имодействие личностных феноменов сознания и обнаружить зако­номерные связи между двумя важнейшими уровнями гражданского и профессионального развития субъекта: собственно психологиче­ским и конкретно социальным; для того чтобы можно было обосно­ванно увязать так называемый социально-экономический фон и спе­цифику индивидуального жизненного пути конкретного субъекта.

Применяя данный подход, на уровне развивающегося професси­онала (на «узкопрофессиональном» уровне) для психологической

Раздел 2. Проблемы психологической практики ______________________ 151

оценки особенностей его личностного развития можно, в первом при­ближении, выделить системные блоки (симптомокомплексы) его лич­ностных качеств, которые, в свою очередь, можно рассматривать как подсистемы личностных свойств профессионала, формирующиеся и действующие в процессах его профессионального становления:

«общеличностные (картина мира, мировоззрение, образ «Я», отноше­ния и социальные нормы, общие ценности и значимость труда и т. п.);

» операциональные (способности, системы психической регуля­ции поведения и деятельности в решении профессиональных за­дач, технологии деятельности и т. д.);

» мотивационные (профессиональные интересы, склонности, отра­жение себя в профессии, мотивы достижения и т. д.);

» «эмоциональные» или функциональные состояния (намерения, ожидания, активность, эмоциональный фон и т. п.).

Учитывая указанные личностные симптомокомплексы (общелич­ностные, операциональные, мотивационные и эмоциональные), мож­но предложить, в соответствии с принятым выше правилом приорите­та социальной ситуации (окружения) для становящегося субъекта, в качестве психологической основы для выделения стадий становле­ния профессионала категорию «готовности», подразумевая этим пси­хологическую и личностную готовность к «встрече» с новой ситуаци­ей профессионального становления.

Выделим следующие «критические ситуации» профессионального явления как критические точки на жизненном пути профессионала:

» готовность к школе;

» готовность к профессиональному выбору;

» готовность к профессиональному обучению;

» готовность к профессиональной деятельности;

4 готовность к продолжению профессиональной деятельности (про­фессиональному совершенствованию);

» готовность к перемене профессии (перемене рабочего места).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.