КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональное развитие в свете концепции готовности
Ел 2. Проблемы психологической практики 157 зывается предпочтительным в случаях особо ответственных выборов и в особых условиях деятельности [104]. Применение концепции готовности в исследовании и практическом разрешении проблем психологии профессионального становления оказывается достаточно плодотворным: оно позволяет раскрыть для практического психолога те основные моменты и факторы, которые должны определять характер его практических решений и действий. В этом плане легче удается сформулировать содержание и сгруппировать классы психологических феноменов на различных этапах профессионального становления и показать внутренние связи между такими оценками становления профессионализмов, как пригодность, подготовленность и готовность: первая предполагает оценку уровня и определение потенциала развития психических функций и профессиональных способностей, дополнение их специальными знаниями и личным опытом вместе с развитием общей системы регуляции деятельности, формированием систем ценностей и смыслов, позволяет говорить о подготовленности профессионала; сформированность систем мотивации и управления психическим состоянием в дополнение к предыдущим приводит к оценкам готовности профессионала к выполнению конкретной профессиональной задачи. В связи с изложенным выше, мы можем с достаточной долей уверенности говорить о том, что готовность (readyness), как мы и предполагали ранее, выступает как своеобразный синтез психологических феноменов и понятий на разных уровнях становления профессионала. Имеется в виду, что в рамках «полной» профессиональной готовности осуществляется синтез:
» уровня развития субъекта (его операциональная и функциональная готовность, знания, опыт и т. п.); » уровня развития его установок, мотивов и ценностей (сформированное™ и действенности спектра sets & values); » уровня активности субъекта, состояний личности; * уровня и спектра ожиданий (expectations). Готовность, как психологическая категория, в нашей концепции готовности действительно выступает в виде системообразующего ядра во множестве родственных категорий, понятий и частных определений, — описывающих целый класс сходных психических явлений, феноменология которых, правда, неявным образом, была «зацеплена» еще Часть II. Практическая психодиагностика в XIX в. — вначале психоаналитиками, а затем — уже в XX в. — гуманистической психологией. Оказанный класс явлений характеризуется одной общей особенностью, которая в главных своих чертах не зависит ни от конкретных параметров реальной жизненной ситуации, ни от характера взаимодействия субъекта, ни от особенностей самого субъекта (пола, возраста, этнической принадлежности или социального положения). Сущность этого класса психических явлений раскрывается в особенностях «движения» субъекта по жизненному пути на данном моменте жизни, его (объединенного в рамках задачи) «противостояния» окружению, среде, с целью ее освоения и преобразования [100]. Этот план анализа, будучи взятым отдельно от целостной жизненной ситуации («полной» системы взаимодействий субъекта), будучи изолирован от целостного движения субъекта, превращается в ту концепцию «противостояния среде» (неважно, природной, социальной или профессиональной), которая характерна для позиций Дж. Холан-да, А. Маслоу, К. Роджерса и др. Вместе с тем мы не считаем возможным абсолютизировать и «оппонирующую» ей концепцию самоизменений субъекта, «ухода» от реального мира, медитации в области измененных состояний сознания, которые в последние годы стали невероятно популярны в странах «западной цивилизации» и, в определенной мере, у нас [98].
В концепции готовности представлен более позитивный психологический момент — наличие в субъекте «ожидания» изменений в окружающем мире, «намерения» найти наилучшее решение в новых, пусть даже неопределенных и необычных ситуациях. В таком случае «готовность» как психологический феномен содержит в себе огромное богатство, целый спектр возможных вариантов, планов и конкретизации самой готовности (см. рис. 8). Оценка готовности, как видно из предыдущего изложения, часто служит прямым основанием для принятия соответствующих практических решений и действий (пригоден — непригоден, подготовлен -неподготовлен, готов — не готов и т. д.), которые могут реальным образом изменить жизненный путь субъекта. Во всяком случае, готовность выступает, в полном соответствии с логикой заданного подхода, как «понимание» и «принятие задачи субъектом», как задача «для субъекта» при встрече с конкретной жизненной ситуацией, и тогда возникает реальная основа для рационального, а не эмоционального (инстинктивного, «по привычке») решения проблемы. При этом ситуация готовности в «обычной жизни» отлича- Раздел 2 Проблемы психологической практики _________________159 ется от экстремальной только ограничением времени широтой спектра «уклонений», возникающих ситуаций от стационарных, «привычных», к которым субъект «адаптирован» и «всегда готов». Как показывают результаты наблюдений [101], если экстремальность ситуации возрастает, то «поведение» субъекта уходит от рационального двумя путями: приближаясь к «животному» или приближаясь к профессиональному мастерству. Результаты приведенных выше рассуждений позволяют наполнить конкретным содержанием схематически выделенные этапы профессионального становления и развития человека, представленные ранее на рис. 8. Но тогда мы имеем прямую возможность «взять» отмеченные на рисунке критические моменты на жизненном субъекте и показать путем психологического анализа разноплановые прежде «негативные явления», определяющие текущее состояние субъекта.
Так, рассматривая частную «готовность к школе», мы обнаруживаем существенные недостатки «сферы опыта», неразвитость сферы ценностей, отсутствие навыков управления состоянием (и даже — нереф-лексированность самих состояний маленьким человеком). Рассматривая «готовность к выбору профессии», мы обнаруживаем полную неготовность современных подростков (да и студентов вузов) к такому выбору в связи с отсутствием систематических знаний о мире профессий, обедненным и искаженным спектром ценностей, нестабильностью и размытостью спектра интересов, мощным влиянием внешних, часто ситуативных факторов (друзей, семьи, текущей социально-экономической конъюнктуры) и т. д. Оценивая «профессиональную готовность», мы видим почти полное незнание технологической культуры профессий, резкое падение значимости труда и т. п. Анализ «готовности к профессиональному развитию» раскрывает массу проблем, связанных со страхом перемены места работы, с несформированностью и подсознательной реализацией механизма личностной защиты и т. д. Изучение феноменологии профессионального становления на комплексном, системном базисе концепции готовности снова подтверждает необходимость психологического «сопровождения» становящегося профессионала, психологической помощи и поддержки его на жизненном пути. Сама возможность организации такого сопровождения и поддержки предполагает психологический анализ структуры указанных феноменов в едином ключе, в общей технологической схеме деятельности практического психолога, рассмотренной и раскрытой нами ранее: психологической диагностики и оценки сути наблюдаемых феноме-
160 _______________________________ Часть II. Практическая психодиагностика нов, глубинной комплексной интерпретации их состояния и вероятной динамики, выработки адекватных методов воздействия (каузальных гипотез), выдачи рекомендаций и коррекции нежелательных явлений (с прогнозом ожидаемого «эффекта действия»). Завершая данный раздел, мы хотели бы отметить, что концепция готовности в психологии профессионального становления, по нашему убеждению, приобретает особый статус: это статус системной концепции, которая, в частности, предусматривает необходимость:
» выделения и оценки общего феномена «личностного кризиса» на определенном отрезке жизненного пути в связи с тем или иным влиянием параметров внешней жизненной ситуации;» «индивидуализации» состояния субъекта на этом кризисном отрезке, т. е. психологически точного определения характера и содержания реальных жизненных проблем данного субъекта; * признания возможности и необходимости «внешнего» влияния на динамику и направление развития «линии судьбы» данного субъекта; » психологической помощи субъекту в «выходе» из кризисной точки (поддержка для тех, кто не справляется с ситуацией самостоятельно; обучение технике защиты, коррекции и самоуправления для тех, кто принципиально способен сам решить свои проблемы, но — без помощи психолога — неэффективно). 2.6. Диагностика психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе Основное и, быть может, решающее значение приобретает (предваряющий обучение в школе) квалифицированный индивидуальный отбор: диагностика психологической готовности детей к школьному обучению. Она призвана определить уровень интеллектуального развития, наличие (либо отсутствие) желания к учебе, эмоционально-волевые качества и некоторые другие психологические параметры развития детей. Представленные в данной книге методики решают именно эту задачу: задачу выявления степени развития у шестилетних детей мотиваци-онно-познавательной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и социально-нравственной сфер своего «Я» (см. приложение 1). Прежде всего, надо иметь в виду, что первое посещение школы ребенком есть его первая встреча с «обязательным» социальным Раздел 2. Проблемы психологической практики ________________________Ш институтом — институтом образования. Поэтому, вопреки мнению ряда исследователей, полагаем, что фундаментальной психологической характеристикой такой первой встречи является не просто смена ведущей деятельности, не просто «переход от игры к учению», а появление первой «социальной обязанности» человека. На этой стадии, «означенной» личной ответственностью перед «другими» людьми, происходит сложный психологический переход от практической «пробы Я» во взаимодействии с миром к его осмысленному обозначению и анализу, требующему мощного развития аналитических и рефлексивных психических функций, которые и должны создать возможность соединения «в одном сознании» «не своего» знания (не чувственного, а абстрактного) со «своим». В этот период игра, если и продолжается, то совершается с образами и знаками, с представлениями о реальности, а не только с предметами и их восприятиями (образами «сейчас и здесь»). Психологически феноменология этой «первой встречи» ставит ребенка лицом к лицу с широким разнообразием «социальных ограничителей поведения» — норм человеческих отношений и ценностей: ценность «Я», ценность «другого», значимость «мира», значимость и ценность «труда для другого»; нравственных и этических норм и оценок. Таким образом, уже на этом этапе закладываются основы личных интересов (на базе расширяющейся системы знаний о мире, обществе, природе, культуре, людях и их деятельности, о мире профессий и т. п.), определяющих последующую дифференциацию интересов и предпочтений в сферах «субъект — объект», «субъект — субъект» «субъект — взаимодействие», «субъект — образ» и т. д. Здесь же в сложном взаимодействии происходит формирование личного опыта и личных предпочтений, развитие мотивов и способностей, складываются базовые характеристики будущих «готовностей»: готовности к усвоению норм, готовности к усвоению ценностей, готовности к усвоению «чужого» опыта, саморегуляции поведения и самоопределения субъекта на жизненном пути, готовности к саморазвитию и т. п. Отечественная детская психология достигла значительных успехов в изучении возрастных особенностей развития детей, накопила достаточный объем фундаментальных знаний об отдельных направлениях этого развития. Вместе с тем в теоретической трактовке полученных сведений существует множество различий, а общее, практически полезное решение проблем психологической готовности и по сей день остается открытым. Разумеется, ситуация отнюдь не безнадежна. Хотя бы потому, что многие авторы [89; 114; 186; 307] связывают психологическую готов- 11-1282 Часть II- Практическая психодиагностика ность к обучению в школе с необходимостью комплексной оценки психологических характеристик ребенка, выделяя различные уровни развития тех или иных психологических качеств, оказывающихся более или менее существенными для формирования учебной, прежде всего познавательной, деятельности и нормального включения ребенка в школьную жизнь. Некоторые исследования последних лет демонстрируют явную тенденцию к развитию системного синтеза указанных выше частных компонентов. Так, например, в ряде работ показана тесная связь трудностей формирования письма у младших школьников не столько с недоразвитием речи, сколько «с несформированностью невербальных форм психических процессов — зрительно-пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координации, общей моторики, с несформированностью процесса внимания, а также целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями; к этому времени недостаточно сформированы и мотивы поведения ребенка» [293], см. также [114; 240; 300]. Если кратко обобщить основные итоги такого рода исследований, то можно обнаружить, что среди отмеченных выше частных компонентов «готовности к школе» наиболее важное значение приобретают. 1. Интеллектуальная готовность, под которой понимают достаточный уровень сформированное™ познавательных процессов. Наибольшее значение здесь придается сформированное™ наглядно-образного и логического мышления; уровню развития воображения, произвольного внимания, образной и смысловой памяти, т. е. структурам интеллекта. При этом внимание многих исследователей привлекает изучение и выявление предпосылок формирования письменной речи [61; 108: 239; 293]. 2. Мотивационный компонент в структуре психологической готовности, который предполагает сформированность мотивов учения. Здесь же выделяется важность представления о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ним обязанностей [44; 45; 239; 293]. 3. Эмоционально-волевая готовность, которая предполагает достаточно развитый уровень регуляции поведения, умение преодолевать «непосредственные импульсы», контролировать свои действия. 4. Готовность к общению с одноклассниками и с учителем. В ряде работ специальный акцент делается на компонент психического здоровья. Экспериментальные исследования подтверждают, что за последние годы ситуация с психическим здоровьем детей значительно осложнилась. Как и почему это произошло, не требует, думает- Раздел 2. Проблемы психологической практики ся, развернутых пояснений: компонент психического здоровья приобрел определенную остроту не только в связи с известным напряжением социальной обстановки в обществе, но также в связи с перенасыщением детской психики информацией. В исследованиях психического здоровья детей показано: отрицательный эмоциональный фон, неудовлетворенность общения со взрослыми и другие негативные явления провоцируют состояние повышенной тревожности, различные неврозы, навязчивые состояния, вредные привычки и т. д. Ни один из выделенных в науке частных компонентов «готовности» не может рассматриваться изолированно: только комплекс различных аспектов личностного развития, оцененный комплексом диагностических процедур, позволяет строить правильную диагностику, находить с ее помощью пути полноценного развития и воспитания ребенка.
Раздел 3
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |