Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартизация диагностических методик




Технологии обработки эмпирической информации

Термин «стандартизация» используется в психодиагностической теории как минимум в трех значениях.

В о-п е р в ы х, он обозначает единый подход к предъявлению, оцен­ке и интерпретации метода — стандартный здесь понимается как коди­фицированный. Стандартность является одной из гарантий объектив­ности.

В о-в т о р ы х, стандартизация обозначает перевод первичных ин­дивидуальных результатов на производные показатели, что предпо­лагает осуществление стандартизации в ее третьем понимании — имеется в виду образование норм и подсчет производных показате­лей в рамках построения и апробации метода.

Классическая теория психометрики требует стандартизации и со­здания норм для каждого метода, который предназначен для практи­ческого применения. Такой подход к стандартизации предполагает осуществление стандартизационного исследования на достаточно большой выборке из популяции, для которой метод предназначен, или даже на нескольких выборках, если метод предназначен для несколь­ких областей практики.

С математической точки зрения стандартизация представляет ли­нейную или нелинейную трансформации первичных индивидуальных результатов в производные показатели. Значит, это создание шкал в избранном масштабе, благодаря которому мы можем выразить меру исследуемой характеристики четко определенным образом.

Можно, конечно, спросить, зачем создавать искусственные шкалы, не достаточно ли выразить меру исследуемой характеристики в исход­ных первичных индивидуальных результатах? В ответ на этот вопрос можно привести основные недостатки такого нетрансформированно­го представления результатов.

Прежде всего, первичный индивидуальный результат нам ничего не говорит об интенсивности изучаемой характеристики, о ее выражен­ности в сравнении с другими лицами. Эта информация очень важна, так как в большинстве случаев метод используется с целью сравнения индивидов по изучаемой характеристике.

По первичным индивидуальным результатам мы можем судить лишь о том, что чем больше очков набрал испытуемый, тем больше

Часть II. Практическая психодиагностика

у него проявляется данное свойство, но мы ничего не узнаем о том, ка­ково это свойство по отношению к среднему уровню его проявления.

Следующим большим недостатком является отсутствие возможно­сти сравнивать меру проявления отдельных характеристик у одного испытуемого при обследовании несколькими тестами. Если каждый тест состоит из разного количества заданий или из заданий, имеющих разные параметры сложности и разную избирательную эффективность, мы не имеем возможности сопоставлять различия между исследуемыми характеристиками на основе первичных индивидуальных результатов.

Психометрические исследования и теоретический анализ убеди­тельно показывают, что даже одинаковое количество баллов по двум разным тестам у одного испытуемого может свидетельствовать о раз­нице в мере изучаемых характеристик, если оба теста различаются по своим психометрическим параметрам (продолжительность теста, свойства отдельных заданий и т. д.). Значит решающими являются различия в чувствительности и других свойствах теста.

Стандартизация психодиагностических методов основана на аксиоме нормы. Последняя опирается на предположение, что психические харак­теристики — так же как и биологические явления — имеют в популяции так называемое нормальное распределение по Гауссу. Однако эта гипо­теза до сих пор не была научно ни доказана, ни опровергнута. Фактором является то, что в практике психологического тестирования она себя оп­равдывает.

Стандартизация практически реализуется несколькими способами. Чаще всего осуществляется поиск Z-показателя, который в психомет­рике называется «стандартным показателем».

Эти показатели не выгодны для практического использования, так как они часто представлены в виде смешанного числа с десятичной дробью, а если первичные индивидуальные результаты меньше сред­него значения, они представлены в виде отрицательного числа.

Чтобы преодолеть эти недостатки, вводятся шкалы производных показателей в равных масштабах на основе общей парадигмы: произ­водный показатель = а + b • z, где a, b — есть константы центрирования к пропорциональности.

В целом стандартизация направлена на то, чтобы максимально ней­трализовать влияние различных побочных факторов, чтобы различия в индивидуальных результатах отражали реальные различия между обследуемыми по измеряемому параметру.

Взаимосвязь стандартного распределения и стандартных оценок представлена в приложении 19.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.