Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотнесение функционально назначения пространства и комбинации его геометрических характеристик. Наиболее ярко выраженные проявления




1. Положительно эмоционально окрашенные красивые движения тела (танец и т.д.). Данному типу функциональной направленности в наибольшей степени подходят формы, характеризующиеся одновременным наличием следующих комбинаций их характеристик:

- круг в плане, отсутствие наклонных стен, соотношение суммы длин округлых
граней к прямым больше 30%, завершение формы округлое, пропорции формы 1:1
либо 1:1,5;

- круг в плане, отсутствие наклонных стен, соотношение суммы длин округлых
граней к прямым больше 30%, завершение формы плоское, пропорции формы 1:1.

2. Отдых, релаксация, уют, покой:

- завершение округлое, пропорции 1:1. соотношение суммы длин округлых граней
к прямым больше 30%, обволакивающие направляющие;

- завершение округлое, пропорции 1:1.5. соотношение суммы длин прямых граней
к округлым меньше 30%, восходящие направляющие.

3. Сосредоточение внутренней силы (для рывка): - центричность. динамика
вертикального вектора (сильная, максимальная), направляющие устремленные
либо восходящие.

4. Сосредоточенность, собранность:

- отсутствие округлых граней, направляющие - вертикальные либо устремленные;
-наличие округлых граней, центричность, динамика вертикального вектора
(средняя, сильная), направляющие - устремленные, либо восходящие с
соотношением суммы длин округлых граней к прямым меньше 30%.

5. Творчество:

- соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%, центричность,
динамика вертикального вектора (умеренная), завершение округлое, пропорции
1:1, обволакивающие направляющие;

- соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%, центричность,
динамика вертикального вектора (сильная), завершение округлое, пропорции 1:1,5,
восходящие направляющие;

- соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%, центричность,
динамика вертикального вектора (средняя), завершение стрельчатое, пропорции
1:1, устремляющиеся направляющие.

 

6. Общение с друзьями: - округлое завершение, соотношение суммы длин
округлых граней к прямым больше 25%.

7. Общение с любимым человеком, а также общение с маленьким ребенком:

 

- округлое завершение, пропорции 1:1, соотношение суммы длин округлых граней
к прямым больше 30%;

- округлое завершение, пропорции 1:1.5, соотношение суммы длин прямых граней
к округлым меньше 30%;

- стрельчатое завершение, пропорции 1:1. соотношение суммы длин округлых
граней к прямым больше 30%.

 

8. Внутреннее общение, общение с самим собой: - центричность формы, наличие
округлых граней.

Сексуальное общение: - завершение стрельчатое либо округлое, стрельчатое

предпочтительнее, центричность, пропорции 1:1, соотношение суммы длин прямых граней к округлым меньше 100%.

Автором была проведена работа, посвященная экспериментальному, натурному исследованию психической реакции человека на форму интерьерного пространства. По результатам данного эксперимента были выявлены следующие основные тенденции и закономерности:

1. По степени интенсивности реакции общего количества респондентов в
проведенном экспериментальном исследовании на определенные сферы
жизнедеятельности нами были выявлены две наиболее важные жизненные сферы в
аспекте реагирования человека на форму:

а. Комфортность, в контексте уютности пространства (общение с близкими людьми, отдых, релаксация и т.д.) и противоположные - негативные состояния (агрессия, конфликтность, напряженность и т.д.)

b. Внутренняя сосредоточенность (решение задачи, общение с близким другом, придумывание чего-либо красивого, светлого, творчество) и состояние бессилия, безволия.

2. По результатам реагирования респондентов на геометрию интерьерной
формы пространства были выявлены три наиболее важные и основоопределяющие
факторы формы:

а. Наличие округлых линий,

b. Наличие центричности,

с. Наличие и степень динамики вертикального вектора формы

3. Для действий первой сферы - сферы уюта наиболее важным показателем
является показатель наличия округлости:

а. Наиболее комфортным и оптимальным для теплой домашней атмосферы, создаваемой для человека, является купольное сферическое завершение интерьерного объема.

b. Для создания домашней теплой атмосферы в интерьерном пространстве необходимо включение округлых граней или направляющих не менее 30% в соотношении с количеством прямых строгих граней, причем округлыми считаются лишь те грани, величина выпуклости которых превышает 1/15 часть хорды.

с. Помещение кубической формы в контекстах уюта, теплого общения, творчества и т.д. вызывает реакцию, говорящую о нежелательности применения формы для подобных сфер ее использования.

d. Помещения с отсутствием округлых плавных линий имеют тенденцию к напряженности, агрессии, конфликтам.

4. Для действий второй сферы - сферы внутреннего сосредоточения важным
показателем является показатель наличия центричности формы. В аспектах -
творчество, сексуальное общение с любимым человеком, высшие духовные
состояния, обращение к Богу и т.д. т.е. в действиях связанных с Творчеством и
Восхождением в глобальном аспекте наравне с параметром центричности
выступает параметр динамики вертикального вектора.

 

а. Для состояния сосредоточенности, деловой деятельности рекомендуются центричные формы с наличием количества округлых граней менее 25% от количества прямых или же строгие кубические помещения.

 

 

b. Для внутренней работ разговор с самим собой, самоанализа, а также для

общения с очень близкими людьми рекомендуются центричные формы, с. Для процесса творчества более всего подходят формы центричные, с динамикой, имеющей напряжение к верху формы, округлое либо стрельчатое завершение.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ представлены основные выводы и результаты проведенных исследований, даны рекоменцации по использованию геометрии пространственных форм для различных типов помещений, приведены примеры подобного использования геометрии форм в проектах современных признанных мастеров-архитекторов.

Основные выводы и результаты проведенных исследований заключаются в следующем.

I. В итоге сопоставления результатов проведенных автором теоретического и практического исследований были выявлены следующие взаимосвязи интерпретаций базовых форм:

1. Точка-центр, также как и центричные формы - вызывает концентрацию энергии
- внутреннюю сосредоточенность, что отражается в желании таких действий
как общение с близким другом, с любимым человеком (включая сексуальное
общение), разговор с самим собой, самоанализ, медитация, творчество,
обращение к Богу и т.д. Эти параметры соотносятся с символикой точки-центра,
выявленной в теоретической части.

2. Понятия-значения символики фигуры круга и производных от нее формы
соотносятся со сходными по смысловой нагрузке действиям. В первую очередь
люди отмечают качества, связанные с такими значениями-понятиями как: а)
радость, счастье, тепло, отдых, расслабление, б) движение, в) Бог, творчество
(связано с ощущением силы), любовь, г) замкнутость, одиночество,
уединенность.

а. Наличие в геометрии интерьерного пространства большого количества округлых линий способствует уюту, ощущению желания отдыха, релаксации. Исходя из результатов проведенного эксперимента, мы можем сделать вывод о настоятельной рекомендации использования округлых граней более, либо равным 30% в интимных зонах7 деятельности человека и более или равным 20% в зонах общественного характера.

b. Наличие округлого или же стрельчатого завершением способствует ощущению гармонии мира, высших духовных переживаний.

с. Круг в плане интерьерного пространства оказывает содействие желанию танцевальных движений.

3. Понятия-значения символики фигуры квадрата соотносятся со сходными по
смысловой нагрузке действиям. Символика разделения, раздвоения формы,
жесткости - была отражена в ответных реакциях на форму куба в виде
напряженности, вызываемой этим пространством, желанием конфликта,
агрессией. Символика монотонности и упорядоченности - в желаниях действий
сферы выполнения повседневной работы, связанной с упорядочиванием,

 
 


7 Интимные зоны - здесь имеется в виду - внутренне значимые для человека сферы жизнедеятельности (общение с любимым человеком, общение с маленьким ребенком, творчество и т.д)

 

 

наведением порядка.

4. Треугольник, в качестве разреза интерьерной формы, проявил себя неоднозначно. Если рассматривать стрельчатую форму как производную от треугольника, то все положительное, что было сказано о фигуре треугольника в I-ой главе - творчество, сексуальное общение, высшие духовные состояния, ощущение гармонии мира и т.д. проявляется здесь, вследствие наличия округлости граней. Если же рассматривать фигуру самого треугольника, то он, конечно же, способствует сосредоточенности, концентрации энергии, но это выражается положительно лишь в деловой деятельности, или же. если фигура имеет в наличии дополнительную округлость (в плане) - в сосредоточенности внутренней, медитации (форма конуса). В другом контексте, без округлых граней, форма читается как агрессивная, форма, где хочется выплеснуть агрессию.

Следует отметить, что синтезом знаний полученных в первой и второй главах будет являться сам принцип вызывания тех или иных ощущений. Определяющее значение имеет динамика формы и степень ее остроты. Т.е. для достижения ощущения теплоты и комфортности можно не использовать форму купола напрямую, а создать подобный эффект за счет подсветки разноуровнего потолка и т.д. Главное создать эффект плавной динамики пространства к верху - эффект "глубины небесного свода". Также для создания побуждения человека к движению не обязательно использовать "чистую"" форму круга в плане, можно использовать текучие пластические, производные от фигуры круга, линии стен или же перегородок в плане пространства. Это будет тем же эффектом движения, только в горизонтальном сечении.

Многие архитекторы и дизайнеры бьются над поиском наиболее подходящей для конкретного заказчика и конкретной функциональной нагрузки формы проектируемого пространства. Результаты настоящего исследования могут быть использованы архитекторами, дизайнерами интерьеров для создания проектов с учетом особенностей влияния на человека внутренней интерьерной формы создаваемого пространства.

Подобное использование свойств геометрии формы для достижения нужной функциональной направленности пространства, создания в нем определенного эмоционального состояния находят свое применение практикой современных широко признанных архитекторов, таких как Н. Фостер, Р. Мейер, С. Бан, Ж. Де Гастин, Ф. Гумушдьян и др.

П. В результате проведенных исследований был сделан вывод о главном принципе работы формы пространства интерьера. Пространство, окружающее человека воспринимается им как продолжение самого себя. Наиболее комфортное и гармоничное звучание действия, ощущения и настроение человека приобретают тогда, когда они созвучны с пространством.

И задача архитектора состоит в том, чтобы стремиться создать такую пространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию пространства-помещения, для которой оно предназначено. Чтобы спальня была спальней, и помогала расслаблению, гостиная - гостиной, способствовала бы хорошей встрече друзей или друзей-членов одной семьи, игровая - игровой комнатой.

Пространство, воспринимаемое человеком как "продолжение себя" должно

 

быть созвучно его мыслям - сосредоточение мысли - центричное помещение, помещение для отдыха - округлость, обволакиваемость граней и т.д. Кроме того, стремление к округлости в помещениях несущих в себе функцию комфорта и уюта вызвана биологической природой человека - пространство интерьера - это как бы его вторая одежда, которая не должна сковывать человека в жесткие рамки. Пространство кабинета, наоборот, может содержать в себе идею "жесткой рамки" чтобы мысль формулировалась четче и не отвлекалась.

Архитектор, сам может моделировать наиболее подходящие под функцию пространства. Важен сам принцип. В основе подобного подхода лежат четыре параметра геометрии форм, несущие в себе определяющую для интерпретации нагрузку: динамика вертикального вектора, округлость граней, центричность, пропорции формы.

 

Ха xактеристики геометрии формы Восприятие пространства вследствие усиления (увеличения) параметра данной характеристики
  динамика вертикального вектора Усиление энергии
  Количество округлых граней, степень обволакиваемости Стремление к уюту
  центричность Стремление к внутренней сосредоточенности
  Пропорции по вертикальной составляющей Уменьшение интимности

III. Выявлены наиболее яркие и явные "пожелания" потребителя к "'домашней" архитектуре, архитектуре для ощущений комфортности, тепла и уюта. По проведенному исследованию был явно виден эффект усталости человека от монотонных строгих квадратных форм. Пространство такого интерьера без смягчения его воздействия материалом, мебелью и т.д. имело ярко выраженную тенденцию к негативным эмоциям. Человек, вероятно в силу своей биологической природы стремится к наличию в пространстве округлых форм. Кроме того, в проведенном эмпирическом исследовании ярко прозвучала мысль о том, что человеку для психологического комфорта и уюта необходимо в пространстве наличие мягкой динамики формы к верху, создание эффекта "глубины небесного свода".

Установлено, что геометрия формы действительно оказывает подсознальное воздействие на человека, и это воздействие имеет свои закономерности. Автор видит необходимым дальнейшее изучение проблемы. Оно может вестись в следующих направлениях:

1) Влияние формы на развитие личности: исследование воздействия формы на
детей различных периодов развития - какое и какой глубины.

2) Исследование воздействия геометрии формы в пространствах большего
масштаба, формах более сложной геометрии.

3) Исследования воздействия геометрии формы интерьера в сочетаниях с
различным материалом поверхности стен пространства.

Данная работа может служить в качестве начальной стадии более углубленного изучения этой проблемы, для проведения мониторинга по регионам России, по социальным слоям общества, национальностям, проживанию на местности различного рельефа, с учетом возрастных характеристик и т.д. для отражения наиболее полной картины зависимостей между архитектурной формой и оказываемым ей влиянии.

 

 

Основные публикации по теме диссертации:

1. Бурдина И.А. Влияние пространственных форм на психику человека // Сб.
"Психология XXI века: Материалы международной межвузовской конференции
студентов, аспирантов и молодых специалистов 22-24 апреля 2004 года", Санкт-
Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2004. - С. 339 - 340.

2. Бурдина Я.А. Влияние характеристик архитектурного пространства на
бессознательный выбор человеком его функциональной направленности // Сб. по
материалам международной конференции "Архитектура и культура"
(Владивосток. 17-21 мая 2004 г.) - Владивосток: ДГТУ г. Владивосток. 2004. - С.
106- МО.

3. Бурдина Н. А. Архитектурная форма и человек: роль бессознательного в
процессах восприятия //

http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2004_0 l/template_article?ar=Artic!es/KO I -20/k08 Архитектон. Известия ВУЗов. - № 6, 2004.

4. Бурдина И.А. Архитектурно-пространственная форма и человек: Выбор и
предпочтения человеком форм и их геометрических характеристик для интерьеров
различного функционального назначения //

http://archvuz.ru/magazine/Numbcrs/2004_02/template_article?ar=:Articles/K01-20/k:05 Архитектон. Известия ВУЗов. - № 7. 2004.

5. Бурдина И.А. Предмет "Психология и архитектура": раздел о психическом
воздействии геометрии пространства // Непрерывное архитектурное образование:
проблемы и перспективы: Материалы Международной научной конференции, 19-
25 сентября 2004г., Волгоград - Волгоград: ВолгГАСУ г. Волгоград. 2004. - С. 30
-35.

 

 

Изд. лиц. ЛР № 020815 от 21.09.98. Подписано в печать 19.09.04. Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16

Гарнитура Tames New Roman. Печать офсетная Усл. печ. л. 1,8. Уч.-изд. л. 2,0. Тираж 100 экз. Заказ № 170.

Издательско-полиграфический центр

Уральской государственной архитеггурно-художественной академии. 620175. Екатеринбург, ул. К. Либнехта. 23.

Отпечатано в ИПЦ УралГАХА 620175. Екатеринбург, ул К. Либнехта. 23.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.