Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По направлению




По выполнению и защите Выпускной квалификационной работы

РУКОВОДСТВО

230400.62 «Информационные системы и технологии»

(квалификация – бакалавр)

 

 

Москва 2014

  1. Общие положения

1.1 Руководство устанавливает требования к Выпускной квалификационной работе (далее – ВКР) по направлению подготовки 230400.62 (09.03.02[1]) «Информационные системы и технологии», предъявляемые кафедрой Информационных систем института Информационных технологий и автоматизированных систем управления НИТУ «МИСиС» и определяет порядок ее выполнения, рецензирования и защиты.

1.2 Руководство разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. №1369 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230400.62 (09.03.02) «Информационные системы и технологии», Уставом и нормативными актами НИТУ «МИСиС».

1.3 ВКР бакалавра относится к государственной итоговой аттестации выпускника и представляет собой законченное исследование одной из общих или частных проблем информационных систем и технологий, выносимое для публичной защиты. Публичная защита Выпускной квалификационной работы является неотъемлемым элементом итоговой государственной аттестации выпускника. Публичная защита Выпускной квалификационной работы бакалавра происходит на заседании Государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК).

1.4 Подготовка и защита ВКР на заседании ГЭК проводится в конце 8 семестра после завершения теоретического обучения (после окончания экзаменационной сессии) и продолжается шесть недель.

К государственной итоговой аттестации допускается студент в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе высшего образования[2], разработанной НИТУ МИСиС в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

1.5 ВКР бакалавра выполняется с целью комплексной оценки уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Фе­дерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее ФГОС ВПО) и основной профессиональ­ной образовательной программы высшего образования НИТУ «МИСиС» по направле­нию подготовки 230400.62 (09.03.02) «Информационные системы и технологии», разработанной на основе государственного образовательного стандарта.

Задачами выпускной работы являются систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, а также приобретение и развитие практических навыков выполнения самостоятельной работы, соответствующей выбранному выпускником виду профессиональной деятельности.

1.6 Для подготовки ВКР обучающемуся назначаются из числа профессорско-преподаватель­ского состава кафедры руководитель выпускной квалификационной работы (далее руководитель) и, при необходимости, консультант (консультанты) по подготовке выпускной квалификационной работе.

Количество выпускных квалификационных работ, выполняемых под руководством одного руководителя, определяется штатными возможностями кафедры и нормами педагогической нагрузки. При наличии большого числа студентов, желающих писать ВКР под руководством данного преподавателя, последний может проводить их конкурсный отбор. Условия данного отбора должны быть объявлены студентам.

После завершения подготовки обучающимся выпускной квалификационной работы руководитель представляет письменный отзыв о работе обучающегося в период подготовки ВКР.

1.7 ВКР бакалавра выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных выпускником в течение всего срока обучения. ВКР состоит из расчетно-пояснительной записки объемом до 60 страниц текста и до 12 слайдов презентации доклада в ГЭК.

1.8 ВКР бакалавра, рассматриваемая во всей совокупности, включающей подготовленную должным образом пояснительную записку, отзыв научного руководителя, внешнюю рецензию, процедуру защиты, служат инструментом, позволяющим ГЭК сформировать обоснованное суждение о том, достиг ли ее автор в ходе освоения образовательной программы результатов обучения, отвечающих квалификационным требованиям ФГОС ВПО.

1.9 ВКР включает: краткую аннотацию на русском и английском языках, описание проблемы, целей, задач, объекта/предмета, методов исследования. В ней должно быть представлено проведенное автором исследование, связанное с информационными процессами, технологиями, системами и сетями, их инструментальным (программным, техническим, организационным) обеспечением, способами и методами проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем, опирающееся на результаты изучения литературы и электронных ресурсов по теме, данные научных и практических разработок в изучаемой области. Работа должна иметь четкую структуру, включающую:

- Титульный лист;

- Утвержденное заведующим кафедрой задание на ВКР;

- Реферат (abstract);

- Оглавление;

- Введение;

- Главы основной части квалификационной работы (не более 3-х);

- Заключение;

- Библиографический список;

- Приложения (если необходимы).

1.10 ВКР представляется на кафедру в бумажной форме в одном экземпляре и после защиты подлежит обязательному хранению на кафедре не менее пяти лет. Электронная копия пояснительной записки, скан рецензии и презентация доклада размещаются в электронной информационно-образовательной среде НИТУ «МИСиС»[3].

Не подлежат публикации тексты выпускных квалификационных работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну

 

1.11 Положительная оценка за ВКР является условием присвоения студенту квалификации «бакалавр» и специального звания «бакалавр-инженер» и выдачи соответствующего диплома государственного образца.

1.12 Студенты, не прошедшие государственную итоговую аттестацию по уважительной причине (временная нетрудоспособность, исполнение общественных или государственных обязанностей, вызов в суд, транспортные проблемы (отмена рейса, погодные условия, отсутствие билетов) или в других исключительных случаях, вправе пройти ее в течение 6 месяцев после завершения государственной итоговой аттестации. Обучающийся должен представить в организацию документ, подтверждающий причину его отсутствия.

Обучающийся, не прошедший государственную итоговую аттестацию в связи с неявкой на защиту ВКР по неуважительной причине, или в связи с недопуском к защите, или в связи получением оценки «неудовлетворительно», отчисляется из Университета как не выполнивший обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана с выдачей ему справки об обучении.

1.13 Лицо, отчисленное из Университета как не прошедшее государственную итоговую аттестацию, может повторно пройти государственную итоговую аттестацию не ранее чем че­рез год и не позднее чем через пять лет после прохождения государственной итоговой аттестации впервые.

Для повторного прохождения государственной итоговой аттестации указанное лицо по его заявлению восстанавливается в организации на период времени, установленный организацией, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для государственной итоговой аттестации по соответствующей образовательной программе.

При повторном прохождении государственной итоговой аттестации по желанию обучающегося решением образовательной организации ему может быть установлена иная тема выпускной квалификационной работы

1.14 По результатам государственных аттестационных испытаний обучающийся имеет право на апелляцию. Обучающийся имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляцион­ное заявление о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения государственного аттестационного испытания (далее – апелляция). Апелляция подается лично обучающимся в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственного аттестационного испытания.

 

 

  1. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра

2.1 Темы ВКР выбираются студентами совместно с руководителем. Руководители заранее (до 01 декабря) сообщают студентам свою тематику выпускных работ. Эта тематика вывешивается на кафедре. В период с 01 декабря по 10 декабря каждый выпускник пишет заявление заведующему кафедрой (Приложение А) о закреплении за ним руководителя и темы выпускной работы.

Заведующий кафедрой в недельный срок передают служебную записку с темами и руководителями выпускных работ на утверждение директору института ИТАСУ (Приложение Б).

2.2 После окончательного выбора темы выпускник и руководитель составляют в 2-х экземплярах задание на ВКР (приложение В), подписывают его у заведующего кафедрой и не позднее 25 декабря передают директору ИТАСУ на утверждение. Один экземпляр утвержденного задания на ВКР передается на ка­федру, а другой – выпускнику.

2.3 Темы ВКР должны удовлетворять следующим требованиям:

- должна носить практическую направленность в соответствии с профилем подготовки;

- относиться к одному из следующих видов профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская;

проектно-технологическая;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская;

инновационная;

монтажно-наладочная;

сервисно-эксплуатационная.

- соответствовать области профессиональной деятельности, а именно: исследованию, разработке, внедрению и сопровождению информационных технологий и систем;

- в качестве объекта ВКР могут быть: информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем в областях: машиностроение, приборостроение, наука, техника, образование, медицина, административное управление, юриспруденция, бизнес, предпринимательство, коммерция, менеджмент, банковские системы, безопасность информационных систем, управление технологическими процессами, механика, техническая физика, энергетика, ядерная энергетика, силовая электроника, металлургия, строительство, транспорт, железнодорожный транспорт, связь, телекоммуникации, управление инфокоммуникциями, почтовая связь, химическая промышленность, сельское хозяйство, текстильная и легкая промышленность, пищевая промышленность, медицинские и биотехнологии, горное дело, обеспечение безопасности подземных предприятий и производств, геология, нефтегазовая отрасль, геодезия и картография, геоинформационные системы, лесной комплекс, химико-лесной комплекс, экология, сфера сервиса, системы массовой информации, дизайн, медиаиндустрия, а также предприятия различного профиля и все виды деятельности в условиях экономики информационного общества.

2.4 Тема ВКР должна формулироваться таким образом, чтобы при ее защите на заседании ГЭК члены комиссии смогли вынести однозначное суждение не только о возможности присуждения претенденту квалификации бакалавра, но и принять рекомендации о возможности и целесообразности продолжения обучения на следующей ступени образования. ВКР может являться логически завершенной частью будущей магистерской диссертации.

ВКР может базироваться на курсовом(-ых) проекте(-ах) по специальной дисциплине (или курсовой научно-исследовательской работе) и являться дальнейшим их развитием в направлении комплексного решения задачи. Как правило, тематика ВКР должна быть связана с актуальной тематикой проектно-конструкторских, производственно-управ­лен­ческих и экспериментально-исследовательских работ предприятия (учреждения, организации), где выпускник проходил производственные практики.

 

  1. Требования к выпускнику при подготовке и защите ВКР

3.1 Подготовка выпускной квалификационной работы - заключительный этап обучения студента в бакалавриате. В течение выполнения ВКР студент должен:

– приобрести, расширить, закрепить и систематизировать теоретические знания по основной образовательной программе высшего профессионального образования;

– получить умения, навыки и приобрести опыт практического применения теоретических знаний при решении научной, технической, производственной, технологической или организационно-управленческой задачи;

– приобрести опыт обработки, анализа и систематизации результатов теоретических и экспериментальных исследований, инженерных расчетов, оценки практической значимости полученных результатов;

– приобрести и развить умение представлять и защищать в ходе публичной научной дискуссии результаты своей профессиональной деятельности.

 

3.2 Выпускник в ВКР должен показать умение решать задачи, соответствующие его квалификационной характеристике, указанной в государственном образовательном стандарте. Бакалавр по направлению 230400.62 (09.03.02) «Информационные системы и технологии» должен уметь решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская деятельность

предпроектное обследование (инжиниринг) объекта проектирования, системный анализ предметной области, их взаимосвязей;

техническое проектирование (реинжиниринг);

рабочее проектирование;

выбор исходных данных для проектирования;

моделирование процессов и систем;

оценка надежности и качества функционирования объекта проектирования;

сертификация проекта по стандартам качества;

расчет обеспечения условий безопасной жизнедеятельности;

расчет экономической эффективности;

разработка, согласование и выпуск всех видов проектной документации.

проектно-технологическая деятельность

проектирование базовых и прикладных информационных технологий;

разработка средств реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные);

разработка средств автоматизированного проектирования информационных технологий.

производственно-технологическая деятельность

участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;

подготовка документации по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках;

разработка и внедрение технологий разработки объектов профессиональной деятельности, в областях: машиностроение, приборостроение, наука, техника, образование, медицина, административное управление, юриспруденция, бизнес, предпринимательство, коммерция, менеджмент, банковские системы, безопасность информационных систем, управление технологическими процессами, механика, техническая физика, энергетика, ядерная энергетика, силовая электроника, металлургия, строительство, транспорт, железнодорожный транспорт, связь, телекоммуникации, управление инфокоммуникациями, почтовая связь, химическая промышленность, сельское хозяйство, текстильная и легкая промышленность, пищевая промышленность, медицинские и биотехнологии, горное дело, обеспечение безопасности подземных предприятий и производств, геология, нефтегазовая отрасль, геодезия и картография, геоинформационные системы, лесной комплекс, химико-лесной комплекс, экология, сфера сервиса, системы массовой информации, дизайн, медиаиндустрия, а также предприятия различного профиля и все виды деятельности в условиях экономики информационного общества.

организационно-управленческая деятельность

организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение компьютерного оборудования;

оценка совокупной стоимости владения информационными системами;

оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества объекта проектирования;

организация контроля качества входной информации.

научно-исследовательская деятельность

сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

участие в работах по проведению вычислительных экспериментов с целью проверки используемых математических моделей.

инновационная деятельность

согласование стратегического планирования с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), инфраструктурой предприятий и организаций.

монтажно-наладочная деятельность

инсталляция, отладка программных и настройка технических средств для ввода информационных систем в опытную эксплуатацию;

сборка программной системы из готовых компонентов;

инсталляция, отладка программных и настройка технических средств для ввода информационных систем в промышленную эксплуатацию; испытаний и сдаче информационных систем в эксплуатацию;

участие в проведении испытаний и сдаче в опытную эксплуатацию информационных систем и их компонентов.

сервисно-эксплуатационная деятельность

поддержка работоспособности и сопровождение информационных систем и технологий в заданных функциональных характеристиках и соответствии критериям качества;

обеспечение условий жизненного цикла информационных систем;

обеспечение безопасности и целостности данных информационных систем и технологий;

адаптация приложений к изменяющимся условиям функционирования;

составление инструкций по эксплуатации информационных систем.

3.3 Выполняя ВКР и защищая ее в ГЭК, выпускник должен проявить:

общекультурные компетенции

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);

- понимание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3);

- владение широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в области информационных систем и технологий (ОК-6);

- готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

- способность к письменной, устной и электронной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка (хороший английский язык) (ОК-11);

 

профессиональные компетенции по видам деятельности

проектно-конструкторская деятельность:

- способность проводить предпроектное обследование объекта проектирования, системный анализ предметной области, их взаимосвязей (ПК-1);

- способность проводить техническое проектирование (ПК-2);

- способность проводить рабочее проектирование (ПК-3);

- способность проводить выбор исходных данных для проектирования (ПК-4);

- способность проводить моделирование процессов и систем (ПК-5);

- способность оценивать надежность и качество функционирования объекта проектирования (ПК-6);

- способность осуществлять сертификацию проекта по стандартам качества
(ПК-7);

- способность проводить расчет обеспечения условий безопасной жизнедеятельности (ПК-8);

- способность проводить расчет экономической эффективности (ПК-9);

- готовность разрабатывать, согласовывать и выпускать все виды проектной документации (ПК-10).

проектно-технологическая деятельность:

- способность к проектированию базовых и прикладных информационных технологий (ПК-11);

- способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные) (ПК-12);

- способность разрабатывать средства автоматизированного проектирования информационных технологий (ПК-13);

- способность использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности (ПК-14).

производственно-технологическая деятельность:

- готовность участвовать в работах по доводке и освоению информационных технологий в ходе внедрения и эксплуатации информационных систем (ПК-15);

- готовность проводить подготовку документации по менеджменту качества информационных технологий (ПК-17);

- способность использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности, в областях: машиностроение, приборостроение, наука, техника, образование, медицина, административное управление, юриспруденция, бизнес, предпринимательство, коммерция, менеджмент, банковские системы, безопасность информационных систем, управление технологическими процессами, механика, техническая физика, энергетика, ядерная энергетика, силовая электроника, металлургия, строительство, транспорт, железнодорожный транспорт, связь, телекоммуникации, управление инфокоммуникациями, почтовая связь, химическая промышленность, сельское хозяйство, текстильная и легкая промышленность, пищевая промышленность, медицинские и биотехнологии, горное дело, обеспечение безопасности подземных предприятий и производств, геология, нефтегазовая отрасль, геодезия и картография, геоинформационные системы, лесной комплекс, химико-лесной комплекс, экология, сфера сервиса, системы массовой информации, дизайн, медиаиндустрия, а также предприятия различного профиля и все виды деятельности в условиях экономики информационного общества (ПК-18).

организационно-управленческая деятельность:

- способность осуществлять организацию рабочих мест, их техническое оснащение, размещение компьютерного оборудования (ПК-19);

- способность организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-20);

- способность проводить оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества объекта проектирования (ПК-21);

- готовность осуществлять организацию контроля качества входной информации (ПК-22).

научно-исследовательская деятельность:

- способность проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-23);

- способность участвовать в постановке и проведении экспериментальных исследований (ПК-24);

- способность обосновывать правильность выбранной модели, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений (ПК-25);

- готовность использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований (ПК-26);

- способность оформлять полученные рабочие результаты в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-27).

инновационная деятельность:

- способность формировать новые конкурентоспособные идеи и реализовывать их в проектах (ПК-28).

монтажно-наладочная деятельность:

- способность к инсталляции, отладке программных и настройке технических средств для ввода информационных систем в опытную эксплуатацию (ПК-29);

- готовность проводить сборку информационной системы из готовых компонентов (ПК-30);

- способность к осуществлению инсталляции, отладки программных и настройки технических средств для ввода информационных систем в промышленную эксплуатацию (ПК-31).

сервисно-эксплуатационная деятельность:

- способность поддерживать работоспособность информационных систем и технологий в заданных функциональных характеристиках и соответствии критериям качества (ПК-32);

- готовность обеспечивать безопасность и целостность данных информационных систем и технологий (ПК-33);

- готовность адаптировать приложения к изменяющимся условиям функционирования (ПК-34);

- способность составления инструкций по эксплуатации информационных систем (ПК-35).

 

  1. Требования к содержанию выпускной квалификационной работы

4.1 ВКР должна содержать обоснование актуальности темы и выбора методов исследования, раскрытие сути проблемы на основе анализа основной литературы и электронных информационных ресурсов по избранной теме, предложения по практичес­кому применению результатов исследования.

4.2 В ВКР должна найти отражение работа с научной литературой, анализ литературных ис­точников и электронных ресурсов; должна быть сформулирована проблема исследования с учетом ее актуальности и практической значимости; должны быть выбраны методы исследования теоретического материала и технологии решения практических задач; должно быть грамотно изложено содержание исследования, а также продемонстрировано владение научной терминологией при написании текста.

4.3 В ВКР должны быть определены объект и предмет исследования, четко сформулированы цель(-и) и задачи исследования.

Цель исследования предполагает чёткое пони­мание того, зачем пишется работа по данной теме, какую проблему (объект исследования) работа должна решить.

Задачи исследования – это то, что необходимо сделать в работе, чтобы эту проблему решить. Цель работы конкретизируется в поставленных задачах, которые являются шагами, приближающи­ми к ее реализации. Описание задач должно представлять собой определенную последовательность

Следует также указать, на чем акцентиру­ется проводимое исследование, то есть каков предмет исследования.

4.4 При написании ВКР выпускник обязан приводить ссылки на авторов и источники, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты. Использование заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования является плагиатом. Выпускная квалификационная работа бакалавра, в которой обнаружен плагиат, не допускается к защите.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.