Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы профессионального обучения. Тема 1. Особенности взаимодействия педагога и учащихся




Тема 1. Особенности взаимодействия педагога и учащихся

План

Тема 1. Особенности взаимодействия педагога и учащихся

 

1. Общение и его роль в воспитании школьника.

2. Виды стилей взаимодействия педагога с учащимися.

3. Причины конфликтных взаимоотношений педагога и учащихся.

4. Диагностика стиля педагогического общения и его коррекция.

Список литературы

1. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.

2. Жутикова Н.В. Учителю о психологической помощи: Кн. для учителя. М., 1988.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

4. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

Психология педагогического взаимодействия/ Под ред. Я.Л. Коломинского. М.: Речь, 2007.

Практическое занятие

1. Выпишите примеры (варианты) конфликтного взаимодействия педагога с учащимися, определите ошибки педагога и их причины.

2. Приведите примеры из собственной практики, в которых педагог ведет себя конфликтно или неконструктивно во взаимодействии с учащимися.

Список литературы

1. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.

2. Мюнстерберг Г. Психология и учитель: Пер. с англ. 3-е изд., испр. М., 1997.

3. Психология педагогического взаимодействия/ Под ред. Я.Л. Коломинского. М.: Речь, 2007.

Тема 2. Психология профессионального образования

Тема 2. Психология профессионального образования

 

(Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 250 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. В современной дидактике имеются классические принципы, а также принципы, разработанные в последние десятилетия (Голуб, 1999; Хуторской, 2001; Педагогика, 2002). Их необходимо использовать при выборе методов и приемов обучения психологии.

Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для определенных образовательных программ (среднего общего, среднего специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.

1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Соблюдение принципа научности означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказательна. Этого можно достичь за счет описания соответствующих исследований.

2. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизированы. Изучаемый материал делится на логические разделы и темы, затем устанавливаются порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи, структурируется материал занятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемственность и межпредметная связь.

3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. В то же время непосредственный эмоциональный интерес к фактам и феноменам — наиболее сильный стимул к изучению. В соответствии с данным принципом неправильно строить преподавание предмета только на убеждении студентов в том, что им это нужно и полезно, тем самым, оправдывая скучно проводимые занятия. С другой стороны, неправильно выбирать из курса только интересные темы, которые привлекают непроизвольное внимание.

4. Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения. Предмет (курс) должен изучаться объективно и беспристрастно, но личностно значимо для каждого студента, учащегося, чтобы возникала потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопознания. Соблюдение принципа единства в этом отношении означает сохранение необходимого баланса предметно-ориентированного и личностно-ориентированного содержания на занятиях.

5. Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Данный принцип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретного и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании должны оптимально сочетаться, с одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют. К сожалению, порой в учебниках и в лекциях чрезмерно преобладают теоретические рассуждения, не подкрепляемые конкретными фактами и примерами. Другой крайностью может быть чрезмерное увлечение преподавателя описанием интересных исследований, экспериментов, опытов без рассмотрения теории, которая лежит в их основе.

6. Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответствии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Одно и то же содержание должно преподаваться по-разному, с опорой на разную базу знаний и интересов: а) студентам, обучающимся по программам высшего образования; б) студентам средних специальных; в) учащимся общеобразовательных учебных заведений.

7. Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части студентов и учащихся является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения. Единство наглядного (образного) и вербального содержания — важнейшая психологическая основа понимания. В преподавании могут использоваться такие виды наглядности, как: 1) словесная, 2) художественная, 3) изобразительная, 4) практическая. 8. Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет: 1) формирования потребности учащихся в знаниях; 2) диалогической формы обучения; 3) проблемного подхода в обучении; 4) широкого использования практических методов обучения.

9. Принцип связи изучения предмета с жизнью, с практикой. Этот принцип особенно важен в школьном преподавании. Он заключается в том, что понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу знаний в повседневной жизни. Изучение дисциплины должно стимулировать учащихся использовать полученные знания в решении практических задач познания окружающего мира, самопознания и саморазвития.

10. Обучение дисциплине должно носить развивающий характер. Этот принцип опять-таки особенно важен в школьном преподавании. Уроки выполняют здесь особую миссию. В результате изучения курса главную ценность представляет не знание теорий, понятий, закономерностей, а лучшее понимание учащимися окружающего мира и самих себя: усвоение средств самопознания и саморазвития, совершенствование своей познавательной деятельности, успешное и гармоничное развитие отношений с другими людьми и миром, а также лучшее понимание себя как личности.

 

В учебном пособии «Педагогика» под редакцией П.И. Пидкасистого характеризуется восемь принципов обучения (разивающего и воспитыващего характера обучения; научности содержания и методов учебного процесса; систематичности и последовательности; сознательности, творческой активности и самостоятельности; наглядности; доступности; прочности; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной роботы) и три принципа воспитания (ориентация на ценностные отношения; субъектности; принятия ребёнка как данности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.