Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы избирательного права: понятие и Конст-но-правовое регулирование




 

Принципы избирательного права – это его основополагающие начала. Существуют самые разные подходы к пониманию и классификации принципов избирательного права7, однако в учебных целях следует обратить внимание, прежде всего, на принципы избирательного права, признанные в качестве таковых в нормативно-правовых актах РФ.

 

С этой точки зрения принципы избирательного права следует разделить на основные (конституционные) и легальные (закреплённые в законодательстве – важнейшее значение в этом отношении имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

 

Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» - всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

 

Следует оговориться, что в Конституции России данные принципы закреплены только применительно к выборам Президента РФ, на остальные виды выборов их действие распространено федеральным законодательством, прежде всего – Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Нельзя отрицать значение и остальных принципов избирательного права, которые закреплены в указанном законе, их тоже можно вывести из смысла положений российской Конституции в опосредованной форме. Однако вышеперечисленные четыре принципа являются самыми важными.

 

1) Принцип всеобщности избирательного права – означает, что избирательным правом наделяется как можно большее число граждан государства. Устанавливаемые ограничения должны быть минимальными и разумно обоснованными. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 

В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом):

наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее - ниже);

возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);

дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);

гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

 

Следует также отметить, что своё активное избирательное право гражданин реализует, как правило, в избирательном округе, в пределах которого расположено его место жительства.

 

К кандидатам на выборные должности (лицам, обладающим пассивным избирательным правом на соответствующих выборах) предъявляются дополнительные требования по сравнению с избирателями. Это связано с необходимостью обеспечения отбора наиболее достойных и компетентных лиц и т.д.

 

Требования к кандидатам можно разделить на общие (применяющиеся на всех видах выборов) и специальные (применяемые на отдельных видах выборов). При этом нельзя не отметить, что дополнительно к требованиям, установленным Конституцией РФ, довольно широкий их набор предусматривает федеральное избирательное законодательство.

 

 

Общие требования:

 

- наличие активного избирательного права;

 

- не имеют права быть избранными граждане РФ:

 

- имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ;

 

- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

 

- осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

 

- подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики) и 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

 

- в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», либо совершения действий, предусмотренных подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76 этого же Федерального закона (Конст-но-правовые нарушения экстремистской направленности), если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа гос-ой власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы;

 

- при наличии в отношении гражданина РФ вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы гос-ой власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

 

Специальные требования:

более высокий, чем 18 лет возраст – например, на выборах депутатов Гос-ой Думы Ставропольского края и депутатов Гос-ой Думы РФ – 21 год, на выборах Президента РФ – 35 лет;

требования к продолжительности и сроку проживания на определённой территории – могут устанавливаться только Конституцией РФ. В ч. 2 ст. 81 Конституции предусматривается, что Президентом РФ может быть избран гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет;

запрет занимать выборную должность более определённого количества сроков подряд. Например, одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ);

запрет совмещения некоторых выборных должностей с некоторыми другими должностями и видами деятельности (предусматриваются Конституцией РФ и федеральным избирательным законодательством).

 

2) Принцип равного избирательного права – означает, что граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях. Например, избиратели имеют на выборах равное число голосов (в том числе более одного – при проведении выборов по смешанной избирательной системе, по многомандатным округам и т.д.).

 

3) Принцип прямого избирательного права – предполагает, что граждане РФ голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата непосредственно.

 

Данный принцип означает, что российское законодательство не предполагает проведения так называемых косвенных выборов, которые применяются в некоторых других странах (например, на выборах Президента США). При косвенных выборах результаты волеизъявления избирателей влияют на состав коллегии выборщиков, которые уже голосуют за того или иного кандидата непосредственно. На то, что выборы по российскому законодательству могут быть только прямыми, указывает и определение данного понятия, цитировавшееся выше.

 

4) Принцип тайного голосования – означает, что голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В принципе существует и голосование открытое – оно часто применяется, например, при принятии решений коллегиальными органами гос-ой власти. Однако для обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателя ему предоставляется возможность проголосовать тайно – сделать соответствующую пометку в бюллетене в специальной кабинке. Проводятся и эксперименты по голосованию в электронной форме

 

К легальным принципам избирательного права следует отнести следующие:

свободное и добровольное участие гражданина РФ в выборах;

наличие у гражданина РФ, проживающим за пределами ее территории, всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы гос-ой власти;

проведение выборов избирательными комиссиями как самостоятельными органами публичной власти;

открытость и гласность деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов;

запрет участия иностранных граждан, за исключением случая, указанного в законе, лиц без гражданства, иностранных орг-ий в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах. При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах, а также на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане РФ;

обязательность проведения выборов (включая наличие установленных сроков проведения и порядка назначения выборов, единых выборных дней – как правило, второе воскресенье марта или октября). Принципы избирательного права отражают основные начала, являющиеся фундаментом правового регулирования электоральных отношений. Они представляют собой закономерности, устои данного правового института, образуют рамки, в которых складывается механизм правового регулирования и определяют дальнейший законотворческий процесс. Баглай М. В., понимая под принципами избирательного права обязательные требования и условия, отмечает, что без их соблюдения любые выборы не могут быть признаны легитимными (Баглай, М. В. Конст-ное право РФ / М. В. Баглай. М.: Норма, 1999. С. 352–353). Основными принципами избирательного права в зарубежных странах являются принцип всеобщего избирательного права, принцип свободного участия в выборах, принцип равного избирательного права, принцип прямого избирательного права, принцип тайного голосования.

 

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин, достигший определенного возраста, имеет возможность участвовать в предусмотренных законом выборах, то есть реализовывать свое активное и пассивное право. Еще в начале ХХ в. Георг Майер отмечал, что всеобщность избирательного права, при котором все обладают правом принимать участие в выборах, никогда не существовала и не может существовать (Мейеръ, Г. Избирательное право / Г. Мейеръ. М., 1906. Кн. 2. С. 2).

 

Ограничение всеобщего избирательного права происходит избирательными цензами. Под ними понимаются условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы реализовать избирательное право. Наиболее распространенными являются:

 

– ценз гражданства, например в США важным условием приобретения пассивного избирательного права на федеральном уровне является срок пребывания в гражданстве. Он составляет 7 лет для избрания депутатом палаты представителей, 9 – сенатором. Необходимым условием приобретения права баллотироваться кандидатом на пост президента США является наличие гражданства по рождению (Алебастрова, И. А. Основы американского конституционализма / И. А. Алебастрова. М.: Юриспруденция, 2001. С. 65);

 

– возрастной ценз;

 

– ценз оседлости, который чаще всего применяется в отношении пассивного избирательного права. Для кандидатов в депутаты палат конгресса США необходимо проживание на территории того штата, от которого баллотируется. Президентом США может быть избран гражданин, в течение 14 лет имеющий постоянное место жительства на территории США (Алебастрова, И. А. Основы американского конституционализма / И. А. Алебастрова. М.: Юриспруденция, 2001. С. 65);

 

– ценз пола. В ХIХ в. правом голоса обладали только мужчины. Женщины не могли выполнять ряд юридических действий без согласия своих мужей. Впервые право голоса было признано в англосаксонских странах: в США в штате Вайоминг в 1869 г, на федеральном уровне – в 1919 г., в Великобритании избирательное право было предоставлено женщинам в 1919 г. сначала с 30-летнего возраста, а в 1928 г. – с 21 года. В европейских странах женщинам избирательные права стали предоставлять Италия и Япония – с 1945 г., Франция – с 1944 г. Швейцария – с 1971 г.

 

В прошлом существовали и иные избирательные цензы: интеллектуальная правоспособность или образовательный ценз (США), налоговый ценз (Франция), классовый ценз (РСФСР) и др.

 

В настоящее время наблюдается тенденция снижения возрастного ценза активного избирательного права: Великобритания, Франция, ФРГ – 18 лет, Иран, Бразилия, Куба, Никарагуа – 16 лет, КНДР – 17 лет. В Бразилии активное избирательное право с условием обязательного голосования предоставляется гражданам с 18 лет, а граждане, достигшие 16 лет, могут принять участие в голосовании по своему желанию. Также Конституция Бразилии устанавливает верхнюю возрастную планку для активного избирательного права – 70 лет. Граждане старше 70 лет принимают участие в голосовании по своему усмотрению.

 

Для реализации пассивного избирательного права необходимо иметь гражданство (ценз гражданства), достигнуть закрепленного в законодательстве возраста (возрастной ценз) и проживать в течение определенного времени на территории избирательного округа (ценз оседлости). Могут закрепляться и иные избирательные цензы. В соответствии со ст. 21 Конституции Греции «президентом может избрано любое лицо, имеющее греческое гражданство по меньшей мере в течение пяти лет, отца – грека, 40 полных лет и обладающее правом голоса». Для кандидатов в депутаты палат конгресса США необходимо проживание на территории того штата, от которого баллотируется. Президентом США может быть избран гражданин, в течение 1 лет имеющий постоянное место жительства на территории США (Алебастрова, И. А. Основы американского конституционализма / И. А. Алебастрова. М.: Юриспруденция, 2001. С. 65).

 

В демократических государствах возможность реализации избирательного права не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям. Не могут принимать участие в выборах лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

 

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. У всех избирателей, голосующих по одной избирательной системе, по одним и тем же вопросам, имеется равное количество голосов.

 

Это обеспечивается в процессе законотворческой и правоприменительной практики следующими гарантиями: а) обладание избирателями равным количеством голосов в ходе одних и тех же выборов независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или иного положения. Если выборы проводятся в одномандатном избирательном округе по мажоритарной системе, то у каждого избирателя имеется один голос. Если выборы проводятся по смешанной избирательной системе, то каждый избиратель имеет два голоса: один по одномандатному округу, другой – по многомандатному.

 

Принцип равного избирательного права исключает такие формы голосования, как плюральный вотум, дающий возможность отдельным категориям избирателей пользоваться несколькими голосами на одних и тех же выборах, и множественный вотум, дающий возможность отдельным категориям избирателей быть внесенными в списки в нескольких избирательных округах, соответственно, принимать участие в голосовании в этих избирательных округах; б) равный вес каждого голоса с точки зрения влияния на результаты выборов; в) равенство условий реализации активного и пассивного избирательного права на всех стадиях избирательного процесса. Так, деление территории на избирательные округа проводится на основе примерно равного количества избирателей, проживающих в каждом из них, что обеспечивается определенными правилами нарезки избирательных территориальных единиц и включением избирателя, обладающего активным избирательным правом, только в один список избирателей.

 

В настоящее время в большинстве стран мира, где проводятся выборы в органы гос-ой власти, принцип равного избирательного права соблюдается. В прошлом, к примеру, во Франции, подданные, уплачивающие не менее 1 000 франков прямого налога, с 1820 г. получили право подачи второго голоса на выборах (Сравнительное избирательное право. М.: Норма, 2003. С. 19). Классическим примером несправедливого образования избирательных территориальных единиц служит прецедент, связанный с избирательной кампании 1812 г. в США по выборам губернатора штата Массачусетс. Действующий глава исполнительной власти штата Э. Джерри с целью победы республиканской партии на выборах объединил в один округ административные районы, в которых поддержку имели демократы (Чудаков, М. Конст-ное (гос-ое) право зарубежных государств / М. Чудаков. Мн.: Белорусский дом печати, 1998. С. 384).

 

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах в органы гос-ой власти и органы местного самоуправления непосредственно. Данный принцип избирательного права получил закрепление в ст. 561 Конституции Италии. В соответствии с этой статьей палата депутатов избирается всеобщим и прямым голосованием.

 

Существует две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. Косвенные выборы предполагают, что члены представительного органа власти или единоличный выборный орган избираются выборщиками – лицами, специально избранными для осуществления выборов в соответствующий орган власти. Например в США граждане избирают выборщиков, которые в свою очередь избирают президента США.

 

Международными избирательными стандартами не запрещается использование непрямых выборов при формировании публичных органов. В них лишь предъявляются требования формирования только одной из палат национального законодательного органа в ходе всенародных выборов. В п. 7.2. Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. закрепляется, что все мандаты, по крайней мере, в одной из палат национального законодательного органа, должны быть объектом состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов (Международные избирательные стандарты: сб. документов / отв. ред. А. А. Вешняков. М.: Весь Мир, 2004. С. 335–348). Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств устанавливает в п. 3 ст. 4: «Если национальный законодательный орган является двухпалатным и часть или все депутатские мандаты другой его палаты не являются объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе всенародных выборов, то это не противоречит настоящей Конвенции» Международные избирательные стандарты: сб. документов / отв. ред. А. А. Вешняков. М.: Весь Мир, 2004. С. 762–778).

 

При многостепенных выборах в качестве выразителя воли избирателей выступает постоянно действующий представительный орган, избираемый на основе прямого избирательного права, в компетенцию которого входит избрание другого органа или должностного лица (Сравнительное Конст-ное право / отв. ред. В. Е. Чиркин. М.: Международные отношения, 2002. С. 201). На основе многостепенных выборов выбирается президент Греции. В соответствии со ст. 32 Конституции Греции «выборы президента респ-ки проводятся палатой депутатов открытым и поименным голосованием во время заседания, специально созываемого для этой цели её председателем».

 

Непрямые выборы находят отражение и в избирательном законодательстве зарубежных стран. Избирательный кодекс Франции в статьях L.71–L.78 предусматривает возможность голосования по доверенности. По мнению В. В. Маклакова, это положение направлено на увеличение численности избирательного корпуса, предоставление избирателям возможности проголосовать в случае, когда они её не имеют (Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. М.: Весь Мир, 2004. С. 185).

 

Прямые выборы имеют более демократичный характер, так как устанавливают прямую связь между избирателями и избранными лицами. Это дает возможность избирателям осуществлять контроль за работой избранными ими депутатами и главами муниципальных образований. В ходе реализации прямого избирательного права воля избирателей не подвергается существенному искажению как на непрямых выборах.

 

Принцип свободного участия в выборах предполагает, что при орг-ии и проведении выборов исключается какое-либо принуждение как к участию в выборах, так и к голосованию, то есть избиратель свободно (добровольно) участвует в выборах и голосует в соответствии со своим мнением. Но в ряде стран (Италия, Бельгия, Австралия, Турция) голосование является юридической обязанностью для гражданина, и неявка наказуема. Данное положение соответствует теории «Избирательное право как функция»: избиратель осуществляет публичную функцию, которая ему доверена нацией, то есть является гражданским долгом. В связи с этим считается допустимым, что эффективное осуществление этой функции составляет обязанность, неисполнение которой может быть наказуемо (Жаке, Ж.-П. Конст-ное право и политические институты / Ж.-П. Жаке. М., 2002. С. 74). В Перу голосование является обязательным для граждан до 70 лет. Граждане старше указанного возраста участвуют в голосовании по своей воле (Зарубежное избирательное право. М.: Норма, 2003. С. 155).

 

Принцип тайного голосования означает, что никто, кроме избирателя, не имеет права знать о содержании его голосования и исключается любая возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Данный принцип прописан в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., п. 7 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г., ст. 29 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. В соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. соблюдение принципа тайного голосования означает исключение какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей (Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств // Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. М., 2003. С. 773). В некоторых государствах с целью соблюдения принципа тайного голосования избирателям бюллетени выдают в конвертах. В кабинке для голосования избиратель вынимает бюллетень из конверта, заполняет и кладет обратно в конверт, запечатывая его.

 

Законодательство не всех стран строго соблюдает данный принцип. Так, в Великобритании избиратель, который не может в день голосования проголосовать в помещении для голосования, имеет право проголосовать по почте или назначить доверенное лицо для голосования от его имени (так называемое «голосование по доверенности») (Современные избирательные системы. М.: РЦОИТ: Норма, 2006. Вып. 1. С. 103). Правила данных видов голосования нарушают принцип тайного голосования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 3794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.