Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Веймарская конституция




После выборов, состоявшихся 19 января 1919 года, первое заседание Веймарскогоучредительного собрания состоялось 6 февраля 1919 года в Национальном театре Веймара. Главной задачей, которую поставило перед собой учредительное собрание в Веймаре, было принятие демократической конституции.

Ответственность за подготовку базового проекта конституции взял на себя лево-либеральный политик Гуго Прейсс, впоследствии получивший в правительстве пост рейхсминистра внутренних дел. Он ещё в годы войны представил свой проект пересмотренной на демократических началах конституции Германской империи и был известен в этой связи как противник авторитарного государства и убеждённый демократ. Представляя свой проект конституции, он заявил: «Сформировать немецкий народ как самоопределяющуюся нацию, впервые в истории Германии реализовать принцип „Власть принадлежит народу“ — это и есть основная идея Веймарской конституции свободного германского государства».

Конституционный проект, резко отмежевавшийся от политических порядков кайзеровской империи, вызвал жаркие споры между различными политическими лагерями. Хотя конституция и обладала по-настоящему демократической основой, она была воспринята большинством как компромисс, обусловленный участием в её разработке партий, придерживавшихся противоположных позиций и отражавших разные интересы. На месте ключевых политических решений во многих случаях оказались компромиссные формулировки, составленные из программных положений различного политического, социального и религиозного содержания. Компромиссный характер конституции вёл к сложностям в отождествлении с ней, но одновременно обеспечил уровень нормативности, не позволивший открыто покуситься на конституцию даже национал-социалистам.

С принятием Веймарской конституции Германская империя впервые получила парламентскую демократию с закреплёнными в конституции основными либеральными и социальными правами. На общегосударственном уровне законодательную деятельность в форме имперских законов осуществлял выбираемый каждые четыре года рейхстаг, который также принимал государственный бюджет и смещал с должности рейхсканцлера и любого из министров правительства по схеме деструктивного вотума недоверия. Рейхсканцлер подчинялся не только рейхстагу, но и рейхспрезиденту, имевшему право назначать рейхсканцлера и отправлять его в отставку. Рейхспрезидента, занимавшего в государстве обособленное и потенциально могущественное положение, в литературе часто сравнивали с кайзером и даже называли эрзац-кайзером. Он избирался на прямых выборах сроком на семь лет и мог с согласия рейхсканцлера объявить в стране чрезвычайное положение, на время которого в стране временно прекращали своё действие основные конституционные права. Возможному сопротивлению этому решению со стороны рейхстага противопоставлялось право рейхспрезидента на роспуск парламента. Эти серьёзные ограничения демократии сделали возможной фактическую самоликвидацию демократического строя после назначения рейхспрезидентом Гинденбургом на пост рейхсканцлера Адольфа Гитлера в январе 1933 года. В основе конституции был положен правовой позитивизм, означавший, что изменения в конституцию (ст. 76) могли носить неограниченный характер.

31 июля 1919 года Веймарская конституция в своём окончательном варианте была принята Веймарским учредительным собранием и подписана рейхспрезидентом Фридрихом Эбертом 11 августа. В память о рождении демократии в Германии этот день стал национальным праздником.

Приход национал-социалистов к власти в Германии, передача власти национал-социалистам (нем. Machtergreifung, Machtübernahme) — постепенный переход власти в Германии к национал-социалистам во главе с Адольфом Гитлером и последовавшей за ним заменой демократического строя на диктатуру. Приход национал-социалистов к власти знаменует конец Веймарской республики и начало эпохи Третьего рейха в Германии.

Термин «захват власти» используется как для обозначения длительного процесса ликвидации демократии и установления господства НСДАП, так и в отношении назначения Адольфа Гитлера рейхсканцлером Веймарской республики 30 января 1933 года. Во времена Третьего рейха ассоциировался с «Днём Потсдама» 21 марта 1933 года.

Захват подразумевает, что НСДАП лишила власти свободно избранный парламент и правовое государство против их воли и незаконными средствами. НСДАП пользовалась поддержкой огромной части населения, максимум голосов (13,7 млн) она получила 31 июля 1932 при выборах в рейхстаг (четвертые выборы за пять месяцев), но даже в этот кульминационный момент партия не смогла завоевать абсолютного большинства в парламенте. На президентских выборах Гитлер проиграл Гинденбургу. Попытка Гитлера переговорить с Гинденбургом о назначении его на пост рейхсканцлера окончилась провалом, потому что его партия не имела большинства в рейхстаге.

Новым рейхсканцлером стал фон Папен, который сразу стал активно помогать нацистам, первыми его шагами была отмена запрета СА и неконституционное смещение с поста 20 июля 1932 года социал-демократического правительства Пруссии.

Дела у НСДАП шли хуже, партия теряла популярность, на выборах 5 ноября 1932 нацисты потеряли 2 млн голосов. Так как необходимого большинства у нацистов не было, на 5 марта 1933 года были назначены новые выборы.

После поражения на выборах в президенты Гитлер предпринял попытку изучить финансовую историю Пауля фон Гинденбурга и, как оказалось, удачно. В конце 1932 года достоянием общественности стали сведения о том, что ряд восточно-прусских помещиков, в том числе и Оскар фон Гинденбург, сын президента, на которого отец оформил владение большим потомственным поместьем, используют государственные дотации (которыми правительство Германии с 1920-е годы оказывало финансовую помощь попавшим в бедственное экономическое положение крупным землевладениям Восточной Пруссии) в сугубо личных целях (покупают предметы роскоши, содержат любовниц, отдыхают на дорогих курортах, играют в казино и т. д.).

Стали всё громче звучать обвинения в том, что Оскар, пользуясь покровительством отца, уклоняется от уплаты налогов, назревало расследование прокуратуры и громкий скандал.

22 января 1933 года состоялась двухчасовая встреча с глазу на глаз Оскара фон Гинденбурга с Гитлером. После этой встречи Оскар сказал сопровождавшему его чиновнику: «Теперь нет никакой возможности, кроме как Гитлера поставить канцлером». Предполагается, что Гитлер в ходе этой беседы угрожал Оскару дальнейшими разоблачениями, а в случае, если президент пойдёт ему навстречу, он, Гитлер, немедленно прекратит расследование по «делу Гинденбурга». Таким образом, 30 января 1933 Пауль фон Гинденбург назначил Адольфа Гитлера рейхсканцлером.

Для полной победы первым делом нужно было убрать главных врагов в парламенте — компартию. 27 февраля Геринг с подручными из СА и СС организовал поджог здания рейхстага. Предполагаемые участники поджога: штурмовики Виллен, Эггерт, Ралль, Штейнле, эсэсовцы Гильдиш, Войте, Гепке, Зандер, Тойфль. С собой они взяли 60 кг фосфора и пропитанный им же шнур длиной 100 метров.

 

Вину за поджог попытались свалить на пятерых человек: Ван дер Люббе (имевшего 25 % зрения), лидера парламентской фракции компартии Германии Эрнста Торглера и троих болгарских коммунистов — Георгия Димитрова, Васила Танева и Благоя Попова. На нацистском Лейпцигском процессе четыре из пяти были оправданы. Был осужден к смертной казни Ван дер Люббе (в настоящее время реабилитирован). Поджог рейхстага наиболее выгоден был нацистам, они мгновенно объявили КПГ вне закона, 28 февраля было объявлено чрезвычайное положение, действовавшее до конца гитлеровского режима.

Но даже в таких «тепличных» условиях на выборах в рейхстаг 5 марта 1933 года, НСДАП по официальным данным набрала 17,3 миллиона голосов — примерно на 3 миллиона меньше, чем требовалось, чтобы иметь в рейхстаге абсолютное большинство. Она не набрала даже 50 % голосов.

После провала Гитлер прекратил игры в демократию.

Передаче полной власти НСДАП помимо назначения рейхспрезидентом Паулем фон Гинденбургом Гитлера рейхсканцлером содействовали также партии консервативного толка, которые вошли в правительство Гитлера. Рейхстаг одобрил закон «О чрезвычайных полномочиях». Этот закон не был первым в своём роде, ещё при рейхсканцлере Фридрихе Эберте (СДПГ) было принято три закона о чрезвычайных полномочиях, действие которых однако ограничивалось определённым периодом времени. С начала 1933 года правые партии (НСДАП, Немецкая национальная народная партия) и католическая партия Центра, центристские Немецкая народная партия, Немецкая демократическая партия) нашли общего врага, сплотившего их, — коммунизм. Однако для утверждения своей власти национал-социалисты использовали нелегальные средства, как, например, террористические акции, в ходе которых политических противников запугивали, арестовывали и уничтожали физически. Неприкрытым нарушением конституции стало самовольное присвоение себе Гитлером титула фюрера и рейхспрезидента после смерти Гинденбурга в 1934 году.

15.2. Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны

Фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий западной цивилизации. Его идеология вобрала в себя (доведя до гротеска) идеи расизма и социального равенства, технократические и этатистские концепции. В ноябре 1921 г. создается фашистская партия в Италии, насчитывающая 300 тысяч членов, из них 40% рабочих. Признавая эту политическую силу, король Италии поручил в 1922 г. лидеру этой партии Бенито Муссолини (1883—1945) сформировать кабинет министров, который с 1925 г. становится фашистским.

По тому же сценарию и в Германии фашисты приходят к власти в 1933 г. Руководитель партии Адольф Гитлер (1889—1945) получает должность рейхсканцлера из рук президента Германии Пауля фон Гинденбурга (1847—1934).

С первых шагов фашисты зарекомендовали себя непримиримыми антикоммунистами, антисемитами, хорошими организаторами, способными охватить все слои населения, и реваншистами. Их деятельность едва ли могла быть столь стремительно успешной без поддержки реваншистских монополистических кругов своих стран. Наличие прямых их связей с фашистами не вызывает сомнения хотя бы потому, что рядом на скамье подсудимых в Нюрнберге в 1945 г. оказались главари преступного режима и крупнейшие хозяйственные магнаты фашистской Германии (Г.Шахт, Г.Крупп). Можно утверждать, что финансовые средства монополий способствовали фашизации стран, укреплению фашизма, призванного не только уничтожить коммунистический режим в СССР (антикоммунистическая идея), неполноценные народы (идея расизма), но и перекроить карту мира, уничтожив Версальскую систему послевоенного устройства (реваншистская идея).

По существу это политическое и идейное течение представляло альтернативу ее основам путем сворачивания демократии, рыночных отношений и замены их политикой этатизма, строительства общества социального равенства для избранных народов, культивирования коллективистских форм жизни, антигуманного отношения к неарийцам и т. п. Правда, фашизм не предполагал полное уничтожение Западной цивилизации. Кроме того, фашизм можно отнести к одной из разновидностей тоталитаризма. Подобная характеристика тоталитаризма применима как к режиму, сложившемуся в Германии, Италии и других фашистских странах, так и во многом к сталинскому режиму, сложившемуся в 30-е годы в СССР. Не исключено и то, что подобная схожесть различных обличий тоталитаризма затрудняла осознание опасности, исходящей от этого чудовищного явления, политиками, находившимися во главе демократических стран в тот драматический период новейшей истории. Уже в 1935 г. Германия отказалась от выполнения военных статей Версальского договора, за которым последовала оккупация Рейнской демилитаризованной зоны, выход из Лиги Наций, помощь Италии в оккупации Эфиопии (1935—1936), интервенция в Испании (1936—1939), аншлюсе (или присоединение) Австрии (1938), расчленение Чехословакии (1938—1939) в соответствии с Мюнхенским соглашением и т. п. Наконец в апреле 1939 г. Германия в одностороннем порядке расторгает англо-германское морское соглашение и договор о ненападении с Польшей, так возник casus belli (повод к войне).

2. Механизм нацистской диктатуры. «Консолидация» режима (1935-1938)

Нацистская партия

Организующим и пропагандистским центром общественной жизни (особенно на местах) стала нацистская партия. 21 апреля 1933 г. Гитлер издал распоряжение о назначении Рудольфа Гесса (1894-1987) своим «доверенным лицом» по вопросам партийного руководства. Так была создана партийная канцелярия.

После прихода к власти произошел бурный рост НСДАП: с 850 тыс. в 1933 г. — до 8 млн 500 тыс. членов к 1945 г. Причинами этого роста явились успехи нацистского режима во внешней политике, активная пропагандистская и социальная деятельность. Но главное заключалось в том, что партия была единственной и правящей. Членство в ней открывало большие возможности для карьеры и получения различных привилегий. Ряды партии пополнялись из различных слоев немецкого общества, причем наблюдался значительный приток рабочих, численность которых в партии колебалось от 33 до 40 %. Рабочих привлекали успехи нацистов в области экономики — быстрое преодоление кризиса и рассасывание безработицы. Сказывалась также привычка рабочих к организованности. Привлекательной оказалась и деятельность ДАФ, особенно в области дешевого отдыха и массового туризма.

К 1937 г. на ниве пропаганды и агитации трудилось около 800 тыс. разного рода функционеров. В разгар войны их насчитывалось уже не менее 2 млн человек. Руководители рейха расплачивались с ними за верную службу орденами, медалями, чинами, другими наградами. Ежегодные съезды партии в Нюрнберге, которые, по сути, ничего не решали, стали, благодаря своей красочности и массовости, частью иллюзорного «сияния» Третьего рейха.

 

Партийная канцелярия стремилась стать своеобразным государством в государстве и активно проводить «кадровую политику», но все же ей не удалось полностью подчинить своему контролю государственный аппарат. И управление страной при Гитлере во многом сохраняло традиционные черты, где значение прежде всего придавалось профессиональной квалификации.

 

«Дочерние» и «примыкающие» к партии организации. «Гитлерюгенд»

Нацисты создали целую сеть организаций, примыкавших к их партии. К ним относились национал-социалистические союзы и объединения: учителей и доцентов, техников и инженеров, врачей и юристов, а также женские, ветеранские, благотворительные и другие организации. Они занимались клубной работой, организацией благотворительных мероприятий в пользу инвалидов войны, малообеспеченных или многодетных семей. Размах этой работы под руководством нацистских функционеров был весьма значительным; она придавала режиму дополнительную популярность и одновременно давала более широкую возможность для контроля над населением. Всего к 1945 г. была создана 61 такая организация, где состояло примерно 10 млн немцев.

Особое внимание НСДАП придавала работе с молодежью. Пропаганда часто обозначала нацизм как «организованную волю молодежи», как «прорыв молодого поколения», учитывая, что средний возраст членов партии до 1933 г. составлял 30 лет. «Фюрером» нацистской молодежи был назначен Бальдур фон Ширах (1907-1974). Он возглавил крупнейшую организацию «Гитлеровская молодежь» («Гитлерюгенд» — ГЮ), которая объединила мальчиков и юношей от 10 до 18 лет.

К организации «Гитлерюгенд» примыкало «Объединение немецких девушек» («Бунд дойчер мэдель» — БДМ), целью которого стала подготовка девушек к роли подруги, жены и матери солдата. Большое значение в БДМ придавалось пропаганде «арийского» идеала красоты и веры. Существовала также сеть детских нацистских организаций. С 1939 г. членство в молодежных организациях стало обязательным для всех молодых немцев.

Для молодежи была введена обязательная трудовая повинность (10 месяцев). Молодые люди работали на строительстве дорог и сооружений, участвовали в сборе урожая, в «облагораживании» природы. Девушки из БДМ часто помогали многодетным крестьянам в домашнем хозяйстве. Юноши занимались технической и военной подготовкой: строевая служба, обращение с оружием, освоение новой техники — мотоциклов, аэропланов и др. Молодежные союзы нередко были и организаторами досуга.

Вся эта полезная и для многих привлекательная деятельность, казалось, отвечала духу молодежи и времени. Но она дополнялась жесткой пропагандистской обработкой. Молодежные союзы внедряли в сознание юношей и девушек идеи расовой исключительности немцев и обожания фюрера, готовили молодых людей к повиновению и военной службе. Члены детских и юношеских организаций регулярно ходили на обязательные просмотры документальных или художественных фильмов о нацистском движении. Они принимали активное участие в парадах, праздниках, факельных шествиях, разучивали соответствующие песни, речевки, которые воспитывали их в духе нацистского мировоззрения.

 

Механизм контроля и подавления

Утверждение тоталитарной партийной системы в Германии сопровождалось созданием разветвленного репрессивного аппарата. В первые месяцы режима нацисты использовали для этих целей отряды СА. Штурмовики врывались в квартиры антифашистов, избивали и арестовывали их. Они создавали повсюду, где было возможно, тюремные помещения и временные концентрационные лагеря для своих политических противников.

После стабилизации режима надобность в непрофессиональных действиях СА отпала, их влияние на административные структуры уменьшилось, хотя численность отрядов продолжала оставаться высокой (на 1 января 1935 г. — 3 543 099 чел.). Режиму была нужна четко организованная, профессиональная и разветвленная система контроля над обществом и подавления инакомыслия. Такой системой стала организация СС («охранные отряды») во главе с Генрихом Гиммлером. Гиммлер был выходцем из зажиточных слоев, расовым фанатиком, мистиком и сторонником эзотерических (тайных) учений. Главой СС он стал в 1929 г., а с 1936 г. возглавил весь аппарат подавления и террора. В 1943 г. он был назначен министром внутренних дел.

Деятельность «охранных отрядов» вытекала из взглядов нацистов на задачи «охраны» общества. Сюда включались и подавление противников режима (охрана заключенных в концентрационных лагерях, отряды «Мертвая голова»), и слежка за гражданами Третьего рейха (служба безопасности — СД и тайная полиция — гестапо). К сфере деятельности СС относились вопросы депортаций населения (ведомство по расовым и поселенческим вопросам), а также проведение расово-идеологической войны на уничтожение (специальные отряды СС — «айнзацгруппы»).

В задачи СС входила также «охрана и забота» о сохранении «арийской крови». Условием вступления в эту организацию, наряду с преданностью идеям национал-социализма, была «расовая чистота» в трех поколениях, ее строгое соблюдение в вопросах взаимоотношений с людьми и создания семьи. Поэтому численность отрядов СС по сравнению с СА была существенно меньше. К 1939 г. в рядах СС насчитывалось около 260 тыс. человек. В ходе войны условия приема были ослаблены, и численность СС возросла до 950 тыс. человек, включая «войска СС».

Организация СС стала довольно быстро подминать под себя государственные органы. Она вела наблюдение за общей обстановкой в стране («общие отряды»), имела службу внешней разведки, а гестапо следило за всеми подряд, включая функционеров и рядовых членов нацистской партии. С началом войны, в связи с эксплуатацией военнопленных и заключенных концлагерей, значительно возросли хозяйственные функции СС. Гиммлер и его ведомство усердно претворяло в жизнь расовые бредни нацистов. СС строго следила за выполнением расовых и сегрегационных законов, под ее контроль были поставлены научные исследования по генетике и евгенике.

Служба безопасности (СД) во главе с Рейнхардом Гейдрихом (1904-1942) работала безостановочно. Многие немцы проявили готовность к сотрудничеству с ней по поиску «врагов рейха». Органы правосудия были «нацифицированы», и так называемые «народные суды» вынесли более тысячи смертных приговоров по политическим мотивам.

 

Все общество, так или иначе, оказалось под контролем «охранных отрядов». Руководство же СС было ответственно только лично перед Гитлером. В историографии нацизма широко распространено определение роли СС в Германии как «государства в государстве».

Неотъемлемой частью нацистского господства стали концентрационные лагеря. Сначала они предназначались для политических противников Гитлера. В конце июля 1933 г. в Германии насчитывалось 27 тыс. политических арестантов. В июне 1935 г. число политзаключенных в лагерях опустилось до 4 тыс., что говорило о стабилизации режима.

Несмотря на это обстоятельство, система концентрационных лагерей продолжала укрепляться и расширяться. На смену временным пришли стационарные лагеря. К 1937 г. в Германии существовало 4 крупных концентрационных лагеря: Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд и Лихтенбург. По мере расширения территории рейха добавились такие лагеря как Флоссенбург, Равенсбрюк (для женщин) и Маутхаузен. В связи с этим выросла и численность отрядов «Мертвая голова», которые насчитывали к концу 1937 г. 5 тыс. человек. Число заключенных к началу войны составляло 60 тыс. человек. Изнурительный труд, скудный рацион питания, пытки, избиения и убийства стали нормой их жизни.

С 1934 г. к политическим заключенным стали относить другую категорию арестованных: «вредные для народа элементы», к каковым были причислены «асоциальные», «сторонящиеся работы», гомосексуалисты, «свидетели Иеговы», евреи. Всем им не было места в «народном сообществе», у них в нацистской Германии была одна дорога — в концентрационный лагерь. С 1939 г. в некоторых лагерях стала практиковаться эвтаназия как элемент расовой политики — умерщвление неизлечимо больных, нетрудоспособных стариков, детей с тяжелыми наследственными заболеваниями.

Во время войны функции концлагерей расширились. Они стали местом концентрации рабской силы для подневольного труда миллионов военнопленных и депортированных народов Европы, а с 1942 г. и местом массового физического уничтожения «неполноценных народов» — евреев, цыган, части славянского населения.

«Убийцы за письменным столом» из СС отдавали распоряжения об умерщвлении или стерилизации наследственно- и душевнобольных детей и взрослых. В концентрационных лагерях врачи-эсэсовцы ставили чудовищные «медицинские» опыты над заключенными. По заказу СС и в связи с началом массового истребления заключенных (1942) химическая промышленность Германии (концерн «ИГФарбениндустри») разработала отравляющий газ «Циклон Б» для массового умерщвления людей в газовых камерах лагерей.

В самой Германии деятельность СС большей частью проходила все же под покровом тайны, и многие немцы не подозревали о масштабах ее преступных дел. После разгрома нацизма, когда деяния эсэсовской организации вышли наружу, она по праву стала в глазах мирового сообщества символом неслыханных в истории чудовищных преступлений против человечности.

«Консолидация» режима произошла на базе умелого сочетания террора, организационно-политического воздействия и пропаганды. К концу 1938 г. нацистская власть стала опираться и на согласие большинства немецкого народа. Этому способствовали успехи в экономике и внешней политике Германии в 1933-1938 гг.

 

3. Внутриполитическое развитие. Государство «народного сообщества» и повседневная жизнь

Преодоление кризиса и безработицы

Нацисты пришли к власти в условиях мирового экономического кризиса, особенно глубоко поразившего Германию. Свою предвыборную тактику НСДАП тогда строила, главным образом, на обещании широких мер борьбы с безработицей и помощи крестьянам. Эти обещания Гитлера были созвучны чаяниям населения Германии, так как к началу 1933 г. в стране только по официальным данным насчитывалось около 6 млн безработных. С включением работоспособных членов семей это составляло около 20 млн людей, или почти треть населения.

Для стабилизации и укрепления авторитета режима были очень важны заметные, а главное — быстрые успехи в этой области. Поэтому в 1933-1935 гг. нацистское правительство особое внимание уделяло преодолению экономического кризиса, оживлению механизма экономической конъюнктуры и созданию рабочих мест. В сознании немцев это время оказалось связанным с удивительно быстрой ликвидацией экономических и материальных невзгод последних кризисных лет Веймарской республики.

В июле 1933 г. был создан Генеральный совет германского хозяйства. Совместно с министерством экономики он ввел в действие «закон об органическом построении экономики» от 27 февраля 1934 г. Этот закон усиливал централизованное управление и контроль со стороны министерства экономики за народным хозяйством. Для облегчения управления были созданы 7 имперских отраслевых групп: промышленность, банки, торговля, ремесло, страхование, энергетика и туризм. Они подразделялись на 44 экономические группы, делившиеся на почти тысячу специальных подгрупп. Отраслевое управление дополнялось территориальным.

Финансовая и экономическая политика первых лет нацистского режима была тесно связана с именем крупного банкира Ялмара Шахта. Он возглавил Рейхсбанк и был назначен Гитлером министром экономики. Благодаря его «новому плану» (система принудительного распространения ценных государственных бумаг, реприватизация, государственный контроль над внешней торговлей и др.), Шахту удалось запустить и обеспечить финансированием строительство скоростных дорог (автобанов), аэродромов и других сооружений. В короткий срок на «общественных работах», где использовалась большая масса ручного труда, удалось занять свыше 1,5 млн рабочих. Этим было положено начало ликвидации безработицы и созданию нацистской системы государственно-монополистического регулирования и планирования.

В течение четырех лет была создана сеть автодорог, заправочных станций, культурных и спортивных сооружений. Возобновилось производство на остановившихся во время кризиса заводах и фабриках, отступила безработица. В 1937 г. в стране оставалось лишь 900 тыс. безработных, и стал ощущаться недостаток рабочих рук, особенно в военной индустрии. Пропаганда твердила о наступлении экономического процветания и росте покупательной способности населения.

В действительности, в ходе экономического оживления шло восстановление состояния, предшествовавшего глубокому экономическому кризису 1929-1933 гг. Заработная плата росла медленно и только в отраслях, связанных с военной промышленностью. Покупательная способность была в действительности низкой, и дорогих товаров производилось очень мало в сравнении с Веймарским периодом. Режим «копил» (а точнее, инвестировал) средства на войну, и доля заработной платы в национальном доходе с 1934/35 гг. стала неуклонно снижаться.

 

Только с 1936 г., когда была широко развернута программа вооружений, начала подниматься реальная почасовая оплата, которая к 1938 г. достигла уровня 1929 г. Недельная же заработная плата достигла уровня 1929 г. лишь в 1941-1942 гг. Медленный рост заработной платы был связан с различными «добровольными» отчислениями из зарплаты на «нужды» ДАФ, «зимнюю помощь», а во время войны — на «железные накопления».

Действительно улучшилось положение дел в сельском хозяйстве. С февраля 1933 г. и до начала 1936 г. на его нужды было потрачено 3,5 млрд рейхсмарок. Благоприятное воздействие оказало уменьшение долгов крестьянских хозяйств с 1 млрд марок в 1931-1932 гг. до 650 млн в 1934-1935 гг. (главным образом за счет списания). Наблюдался подъем сельскохозяйственного производства (в 1939 г. — на 120% по сравнению с 1928 г.) и крестьянских доходов. Усилилось самообеспечение страны продовольствием. Доходы крестьян от продажи своей продукции выросли с 6,5 млрд марок в 1933 г. до 10,5 млрд в 1938 г. Тем не менее они составили только 60 % от уровня предкризисных годов Веймарской республики.

Популярность экономических мероприятий нацистов обеспечивалась не только реальным преодолением кризиса, но и массово-психологическим воздействием на население. Руководители Третьего рейха «освящали» своим символическим участием закладку зданий, начало строительства автотрасс. Затем все это тиражировалось прессой, пропагандистскими фото- и кинофильмами. Средства массовой информации постоянно демонстрировали «национальную солидарность» и «успешный прорыв» Германии на пути к созданию «народного сообщества».

Эмоциональный подъем, вызванный нацистской пропагандой, был одним из важных стимулов к экономическому росту. Люди ощущали, что после череды лет депрессии и сомнений наступило, наконец, время стабилизации и улучшения жизни. Экономические успехи и пропагандистский шум вокруг них затеняли неприглядную сторону режима: разрастание террористического аппарата, разрушение правового строя, подготовку новой войны за передел мира.

 

Государственное регулирование и планирование хозяйства. Экономическая подготовка к войне

На волне экономических успехов 1933-1935 гг. и на основе указов о регулировании экономика Германии обрела более четкие формы и стабилизировалась. Экономический приоритет получила «хозяйственная оборона» и подготовка к войне. Без этого не могли быть осуществлены расово-империалистические проекты нацистов.

С 1934-1935 гг. большая часть государственных расходов стала неуклонно направляться на вооружение. Год от года росли расходы на армию. Введение в 1935 г. всеобщей воинской повинности, которая повысила численность вермахта со 100 до 500 тыс. человек, потребовало дополнительных расходов. В 1934 г. военные расходы составили 18 %; в 1936 г. — 39 %, а в 1938 г. — 58 % всех расходов народного хозяйства. Быстрое рассасывание безработицы и экономическая стабилизация были прямо связаны с гонкой вооружений.

Увеличение занятости населения привело к росту спроса на потребительские товары, которых из-за гонки вооружений стало не хватать. Это, в свою очередь, вызвало повышение цен, особенно на продовольствие. Министр экономики Я. Шахт, который был одновременно «уполномоченным военной экономики», выступал против слишком быстрого увеличения вооружений. Гитлер же требовал достижения высокой степени вооруженности за максимально короткий срок.

Осторожная позиция Шахта предопределила его уход в отставку. В апреле 1936 г. Гитлер назначает «уполномоченным по ресурсам и девизам» Г. Геринга. Назначение Геринга означало усиление партийного вмешательства в дела индустрии. Тогда же возникает идея «четырехлетнего плана», в основе которого лежало резкое ускорение производства вооружений. Ускоренная милитаризация экономики потребовала расширения сырьевой базы. Стратегическое сырье нужно было не только завозить из-за границы, но и больше производить внутри страны.

«Четырехлетний план» экономического развития был провозглашен Гитлером на партийном съезде 9 сентября 1936 г. Он предусматривал рост самообеспечения страны ресурсами и продовольствием (политика автаркии). В тайном приложении к плану говорилось, что в течение 4 лет экономика должна быть «приспособлена к войне», а вермахт «способен к ее ведению». «Генеральным уполномоченным» по этому плану был назначен Геринг. Он создал новую бюрократическую администрацию в лице так называемых «экономических групп» по ресурсам, валюте, занятости рабочих, сельскохозяйственному производству и надзору за ценами. Одновременно был создан «Генеральный совет» плана и институт «генеральных уполномоченных» по отдельным отраслям промышленности. Вся эта система следила за производством и распределением ресурсов, направляя их основную часть на военное производство.

В 1937 г. был образован государственный угольно-металлургический концерн «Герман Геринг», разрабатывавший небогатые ресурсы немецких залежей торфа и руды. Концерн стал крупнейшим монополистическим объединением страны и особенно разросся в годы оккупации Европы, присваивая ресурсы оккупированных стран.

Целью всех этих преобразований было сближение и, по возможности, слияние экономики и политики, более тесное сотрудничество между нацистским режимом и крупной промышленностью. В структурах «четырехлетнего плана» во все большей степени рядом с офицерами вермахта важнейшие посты занимали менеджеры индустрии, не прекращавшие предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование и планирование в нацистской Германии не являлось чем-то новым для страны. Они зародились еще в годы Первой мировой войны. В 1930-е гг. государственное регулирование в той или иной степени было характерно для ведущих капиталистических стран и выражало общую тенденцию кризиса либеральных методов экономического порядка. В Германии оно получило более яркое выражение на фоне политики автаркии и гонки вооружений. В марксистской историографии такая политика по праву была охарактеризована как государственно-монополистическое регулирование.

В 1938 г. был принят «второй», дополнительный «производственный план». Он предусматривал освоение материальных и финансовых ресурсов, полученных в результате начавшейся экспансии против соседних стран. В результате «аншлюса» (присоединения) Австрии Германия дополнительно получила новую рабочую силу, запасы золота и валюты на сумму в 1,4 млрд немецких марок. «Второй» план более ярко, чем первый, показывал милитаристские основы экономической политики. «План» предусматривал более жесткие формы государственного регулирования и производства таких важных для войны материалов, как порох, взрывчатка, легкие металлы, минеральные масла, резина и др.

В результате экономических мероприятий нацистского правительства хозяйство и вооружение Германии оказалось на уровне готовности, который отвечал планам и практике только коротких военных акций (блицкриг). Именно таким способом нацисты собирались завоевать Европу. Именно на такую стратегию была настроена экономика, которую Гитлер считал лишь вспомогательным средством политики.

4. Внешняя политика нацистской Германии: «старый» и «новый» империализм (1933 — сентябрь 1939 г.)

Внешнеполитические планы нацистов формировались под воздействием поражения Германии в Первой мировой войне. Большое влияние на них оказали «старые», конца XIX — начала XX в. пангерманские идеи и империалистические планы «натиска на Восток» для создания там обширной колониальной империи. Определенную роль в нацистских представлениях о будущем «новом порядке» в Европе играли немецкие проекты создания «Срединной Европы» под эгидой Германии. Но под воздействием человеконенавистнической расовой идеологии нацистов «новый» империализм гитлеровской клики отличался особым разрушительным качеством.

Прежде всего это касалось завоеваний на Востоке. В них не оставалось ничего от элементов «цивилизаторской миссии» или «патронажа» над отсталыми народами, имевшими место в колониальной политике XIX в. Колониальная империя на Востоке (в первую очередь, территория Советского Союза) должна была служить богатым источником рабского труда, огромных материальных ресурсов, а ее земля — объектом эксплуатации и расселения «избыточного» населения Германии. В то же время восточная колониальная империя рассматривалась как непременное условие господства и воплощения немецких планов «нового порядка» в остальной части Европы и в мире.

Нацистский «новый порядок» не был прописан в деталях, он поспешно разрабатывался в период Второй мировой войны, но его предварительным условием и содержанием должно было стать обеспечение господства «арийской» расы, «удаление» из Европы (путем вытеснения на Восток или убийства) «неполноценных рас», подавление своих политических противников.

Во внешнеполитической стратегии Гитлера с наибольшей силой проявлялся авантюризм и фанатизм, свойственный национал-социализму в целом. Ее проведение в жизнь с неизбежностью должно было привести европейское общество к военной катастрофе. Нацисты желали этого, ибо идеология войны лежала в основе их мировоззрения. Осуществлению этих планов мог помешать только решительный отпор со стороны других государств, особенно западных, с силой которых Гитлер был вынужден считаться. Поэтому «успехи» германской внешнеполитической деятельности и дипломатии 30-х гг. можно понять только в контексте реакции на нее других стран, прежде всего великих держав.

Нацистское правительство использовало весь антисоветский заряд внешнеполитического курса западных стран (и не только их). «Фюрер» постоянно заявлял о том, что лишь его страна способна стать эффективным защитником европейской цивилизации на пути у «большевистских орд», но при условии неуклонного усиления Германии.

При осуществлении своей стратегии нацистский режим допускал тактические маневры и временные уступки. Он прибегал к демагогии плебисцитов, не чураясь также использовать подлоги, провокации, организацию в других странах заговоров и путчей. Для своих целей он беспрецедентным образом использовал немецкое население в других странах («фольксдойче»), сделав его, по существу, заложником своей политики.

В довоенной внешней политике нацистской Германии можно выделить два периода: более мирный, или «ревизионистско-традиционный», период 1933-1936 гг., когда ревизия Версальского договора осуществлялась в значительной степени традиционными средствами дипломатии. Для нацизма этот этап был лишь промежуточной ступенью к его политике завоеваний. Второй период — 1937-1939 гг. являлся фазой экспансии и непосредственной подготовки к войне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.