Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная асимметрия мозга и коммуникативная компетенция




§1. Расщепленный мозг (исследования американских нейропсихологов)

Уже в конце 19-го века мысль о функциональной асимметрии го­ловного мозга человека стала научным трюизмом. Было установле­но, что левое полушарие отвечает за знаковое, рационально- логическое речевое по преимуществу мышление, а правое - руково- дит ориентацией человека в пространстве; его мышление по пре­имуществу эмоционально-образное, интуитивное. Как мы уже гово- рили, в течение длительного времени в нсйролингвистике господ- ствовало мнение, что левое полушарие мозга является доминантным (т. е. главным, мыслительно-речевым), а правое - субдоминантным, подчиненным левому.

Однако подобные суждения оказались поспешными. Тест Вада, о котором мы уже писали выше, позволил достоверно выявить, что более чем у 95% правшей, не имевших ранее повреждений мозга, речь и языковые функции контролируются левым полушарием. У остальных речь контролируется правым полушарием. Вопреки «правилу Брока» у большинства лсворуких также обнаружили рас- положение речевых центров в левом полушарии (70%); у 15% они находятся в правом полушарии, у 15% обнаружились признаки управления речью со стороны обоих полушарий.

Переворот в нейропсихологии произвели исследования, основан­ные на хирургическом вмешательстве в мозговую ткань. Ученых всегда интересовал ответ на вопрос о роли мозолистого тела, соеди­няющего два больших полушария переднего мозга. Что будет, если перерезать эту перемычку? К проведению подобной операции под­талкивали опыты, направленные на поиск оптимальных путей лсче-ния эпилепсии. Медиками было замечено, что повреждение мозоли-стого тела развивающейся опухолью или другими факторами иногда уменьшало число судорожных припадков у больных эпилепсией. Возникла гипотеза о том, что эпилептический припадок развивается в форме распространяющегося электромагнитного возбуждения, которое возникает в одном полушарии и передается по нервным во­локнам мозолистого тела - комиссурам. Рассечение некоторых пу­тей, соединяющих полушария (комиссуротомия), по мысли


69 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

ученых, должно было принести существенное облегчение страданий больного.

Операциям на людях предшествовали опыты, в которых объек­том исследования были животные. Так например, поведение обезьян с расщепленным мозгом никак не отличалось от поведения этих же животных до операции.

В начале 50-х годов американские нейропсихологии Рональд Майерс и Роджер Сперри положили начало серии замечательных открытий, которые стали поворотным пунктом в истории нейролин-гвистики. Первые операции по комиссуротомии, которые были про­ведены ими на кошках, позволили сделать вывод, что перерезка мо­золистого тела не дает возможности информации, поступающей к одному полушарию, переходить в другое. На основе данных, полу­ченных на животных (показавших отсутствие вредных последствий операции) американские нейрохирурги стали осуществлять полную или частичную комиссуротомию на людях.

Рассечение мозолистого тела не вызывало серьезных отклонений в поведении и протекании психических процессов у пациентов. Бы­ли, правда, описаны единичные случаи эксцентричного поведения. Один больной, в частности, описал такой случай: однажды он обна­ружил, что его левая рука борется с правой при попытке надеть ут­ром брюки. Одна рука тянула их вверх, в то время как другая - вниз. В другом случае тот же больной, рассердившись, замахнулся левой рукой на свою жену, а его правая рука схватила левую, пытаясь ее остановить.

Несмотря на отсутствие видимых изменений в поведении боль­ного, можно предположить, каждое полушарие его мозга работает независимо от другого. Как писал Сперри, «каждое полушарие (...) имеет свои собственные (...) «личные» ощущения, восприятия, на­мерения и мысли, отсеченные от соответствующего опыта другого полушария. Каждое левое и правое полушарие обладает своей соб­ственной памятью и опытом познания, которые недоступны для вос­произведения другим полушарием. Во многих отношениях, каждое из разъединенных полушарий имеет, по-видимому, отдельное «самосознание»» [По: Спрингер, Дейч 1983: 64].

Хорошей иллюстрацией психологического состояния, которое возникает у человека при комиссуротомии, может служить эпизод романа знаменитого польского фантаста Станислава Лема «Мир на Земле». В основе его сюжета - рассечение мозолистого тела (в книге она названа кллототомией), операция, которой каким-то образом подвергся на Луне астронавт Ийон Тихий. И вот герой романа обраща-

 

70 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

стоя к специалисту в области нейропсихологии, профессору Джошуа Макинтайру, который пытается объяснить последствия камиссуро-

томии.

«- Господин Тихий, я буду обращаться к вам на «вы», — но лишь по- тому, что так принято. Можно считать установленным, что мозолистое тело рассечено у вас от comissura anterior до posterior [1], хотя на черепе нет и следа трепанационного шрама... Что же касается количества сознаний в подвергнутом каллотомии человеке, тут к настоящему вре- мени существуют восемнадцать теорий. Поскольку каждая из них име- ет экспериментальное подтверждение, понятно, что ни одна не может быть ни совершенно ошибочной, ни совершенно истинной. Вы не один, но вас и не двое, о дробных числах тоже говорить не приходится.

- Так сколько же меня, собственно, есть? - спросил я удивленно.

- Нет хороших ответов неплохо поставленные вопросы.... Представьте себе двух близнецов, которые от рождения только и делают, что пилят двуручной пилой дрова. Они трудятся в полном согласии, иначе не смогли бы пилить: если забрать у них эту пилу, они уподобятся вам в вашем нынешнем состоянии. <...> Если изобразить работу мозга графически, у вас она выглядит как большая буква «У», поскольку сохраняется единый ствол мозга и средний мозг; Это - основание игрека, а полушария у вас разделены, как его верхняя часть. Понимаете? Интуитивно это можно легко <...> - Профессор запнулся и вскрикнул, получив от меня удар по коленной чашечке.

- Это не я, это моя левая нога! - поспешно объяснил я. - Извините, че
стное слово, я не хотел <...>

- Правое полушарие обычно гораздо агрессивнее левого, это факт, - сказал он, осторожно ощупывая колено. - Вы, однако, могли бы дер­жать ноги сплетенными. Да и руки, знаете, тоже. Так нам будет легче беседовать...

- Я уже пробовал - затекают. А потом, позволю себе заметить, ваш игрек ничего мне не говорит. Где начинается в нем сознание - под развилкой, в развилке, еще выше или - как там еще?

- Совершенно определенно сказать нельзя, - ответил профессор, продолжая покачивать ушибленной ногой и усердно ее массируя. - Мозг, любезнейший господин Тихий, состоит из множества функциональных подсистем, которые у нормального человека взаимодействуют поразному при выполнении разных заданий. У вас подсистсмы самого высокого уровня полностью разъединены и потому не могут взаимодействовать....

На полу между нами лежали мотки проводов от разных аппара­тов, при помощи которых Макинтайр меня обследовал. Я заметил, что моя левая нога исподволь начинает играть этими проводами. Она на­мотала себе на щиколотку толстый кабель в черной блестящей изоля-


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА 71

И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

ции - чему я особого значения не придал - и вдруг, рванувшись назад, дернула кабель, который, оказывается, обвивал ножку профессорского стула. Стул встал дыбом, а профессор грохнулся на линолеум. Я мог убедиться, однако, что передо мною опытный врач и выдержанный ученый; поднимаясь с пола, он произнес почти совершенно спокойно:

- Ничего, ничего. Ради Бога, не беспокойтесь. Правое полушарие заве­
дует ориентацией в пространстве; неудивительно, что оно ловчее в та­
кого рода делах. Но я просил бы вас еще раз, господин Тихий, сесть
подальше от стола, от проводов и вообще от всего. Это облегчит нам
беседу и выбор подходящей для нашего случая терапии.

- Так, где же мое сознание? - спросил я, сматывая провод с ноги, что
давалось мне нелегко - та словно приросла к полу. - Ведь это, казалось
бы, я дернул стул, а в то же время у меня не было такого намерения.
КТО это сделал?

- Ваша левая нижняя конечность, управляемая правым полушарием....
Левое полушарие доминирует благодаря центрам речи. Разговаривая с
вами, я разговариваю, следовательно, с левым полушарием, а правое
может лишь прислушиваться к нашей беседе. Речью оно почти не вла-­
деет.

- У других - пожалуй, но только не у меня, - возразил я, на всякий
случай придерживая правой рукой запястье левой. - Оно у меня дейст-­
вительно немое, но я, знаете ли, обучил его языку глухонемых....

- Да ведь оно не владеет глагольными формами! Это доказано.

- Ну и что? Можно и без глаголов.

- Тогда, пожалуйста, спросите его, то есть себя - то есть его, хочу я
сказать, - что оно думает о нашей беседе? Сможете?

Я с неохотой взял свою левую руку и начал ласково поглаживать ее правой (это, я знал, хорошо помогает), а потом стал подавать услов­ные знаки, дотрагиваясь до левой ладони....

- И что же она сказала? - спросил профессор, неосторожно высовыва-
ясь из-за стула.

- Ничего интересного.

- Но я отчетливо видел - она подавала какие-то знаки. Или они были
не координированы?

- Нет, почему же, прекрасно координированы, только это - глупость.

- Так говорите! В науке глупостей нет!

- Она сказала: "Ты задница!,,».

Разумеется, писатель несколько преувеличил возникновение Разных нарушений поведения у человека с расщепленным мозгом, Но в целом можно говорить о возможности подобных отклонений и странностей,

Для изучения функциональных особенностей мозга используется тахистоскоп - прибор, который позволяет точно контролировать

 

 

72 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА

И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

время, в течение которого на специальный экран проецируется изо­бражение. Минимальное (примерно 0,1 - 0,2 сек.) время подачи изо­бражения на экран необходимо для того, чтобы информация подава-лась только одному полушарию - правому или левому. Такие стиму-лы называются латерализованпыми.

Рисунок 9.

Итак, испытуемая (больная, у которой проведена операция по рассечению мозолистого тела) Н. Дж., домохозяйка из Калифорнии, сидит перед тахистоскопом. В центре экрана - точка, на которую она! Справа от точки на мгновение вспыхивает изображение. Испытуемая сообщает, что видела чашку. Слева от точки вспыхивает изображение ложки. На вопрос «Что вы видели?» Н. Дж. отвечает: «Ничего». Тогда ее просят завести левую руку за экран и выбрать на ощупь из нескольких предметов тот, который был предъ-явлен. Ее левая рука ощупывает несколько предметов и выбирает из них ложку. Когда же ее спрашивают, что она держит в руке, она от­вечает: «Карандаш».

Слева от точки на мгновение появляется изображение обнаженной женщины. Лицо испытуемой краснеет, она начинает хихикать. Ее спрашивают, что она видела. Она говорит: «Ничего». Опять хихикает, потом смущенно добавляет: «Ой, доктор, ну и машина у вас».

В описанном эксперименте больная видела левую половину эк-рана правой стороной мозга, а все, что было справа - левым полу-шарием. Рассеченное мозолистое тело предотвращало нормальный обмен информацией между двумя полушариями. Именно поэтому испытуемая совершенно нормально давала отчет о стимулах, кото-рые попадали в правое поле зрения (и попадавшие в левое - речевое полушарие), и была неспособна сказать что-либо о том, что видела справа (об информации, попадавшей в правое полушарие). Однако


73 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

левой рукой (управляемой правым мозгом) могла выбрать ложку среди нескольких предметов, скрытых от визуального наблюдения.

Особенно любопытной была реакция больной на изображение об­наженного тела. Она как бы оказалась озадаченной своей собственной реакцией на то, что появилась перед левым глазом. Ее правое полуша­рие видело изображение и обработало информации, среагировав на стимул смехом. Между тем левое полушарие не «знало», что видело правое, ходя замечание больной насчет «удивительной машины» явля­ется, по-видимому, признаком осознания им телесных реакций, вы­званных правым полушарием. Для левого полушария вообще весьма характерны попытки осмыслить, что происходит в ситуации, когда ин­формация предъявляется правому полушарию. В результате очень час­то левый мозг дает не соответствующие реальности рациональные обоснования, которые основаны на отдельных намеках и догадках.

По мере продолжения исследований людей с расщепленным мозгом все чаще приходилось наталкиваться на странные несоответствия. Больные, которые поначалу были не способны словесно определить спрятанный от зрительного восприятия предмет, взятый левой рукой, начинали вдруг называть эти предметы. Возникла гипотеза, что в пра­вом полушарии со временем появляются речевые способности.

Однако американские нейрохирурги Майкл Газзанига и Стивен Хиллъярд, после долгих наблюдений пришли к другому выводу. Для обозначения попыток больных использовать любые намеки для того, чтобы сделать информацию доступной для обоих полушарий, они предложили термин перекрестное подсказывание. Пере­крестное подсказывание проявляется в том, что поведение левой руки строится так, чтобы дать намек правому глазу, уху и т.п. пред­ставить ему информацию для правильной догадки. Оно не является сознательной попыткой больного обмануть исследователя. Это лишь отражение естественного стремления психики использовать любую доступную информацию для того, чтобы осмыслить происходящее, составить единую и целостную картину окружающего мира.

Исследования расщепленного мозга со всей очевидностью под­твердили, что у большинства людей речевые центры локализованы в левом полушарии. Больной, перенесший комиссуротомию, не спо­собен назвать обычные предметы, которые появлялись в его левом поле зрения (информация в левом полушарии), хотя не испытывали затруднений в определении тех же изображений, предъявляемых в правом поле зрения (левому полушарию). Правое полушарие знает о том, что изображено и может направить левую руку для правильного «опознания» нужного предмета.

 

 

74 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Итак, способность говорить локализована в левом полушарии. А как быть с другими коммуникативными умениями: пониманием ре­чи? способностью к письменной коммуникации?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, левому и правому по­лушарию предъявляли на экране напечатанные слова. Если правому полушарию показывали простые существительные, больной не ис­пытывал больших затруднений в том, чтобы найти левой рукой со­ответствующий предмет за экраном. Трудности в восприятии слов правым полушарием начинали проявляться, когда ему предъявляли глаголы (например, «улыбаться»). Левое полушарие легко «узнава­ло» как существительные, так и глаголы. Правое - только простые существительные, обозначающие конкретные предметы.

На попытки объяснить описанный феномен были затрачены зна­чительные усилия нейропсихолингвистов. Наиболее общепринятое объяснение заключается в том, что глаголы являются более слож­ными лингвистическими стимулами, и неумение правого полушария обращаться с ними отражает его менее развитые лингвистические

способности.

Однако то, что правое полушарие все ж таки способно к опери­рованию словесными знаками, несколько корректировало представ­ление о его «безъязыкой» природе.


Рисунок 10.

Следующим шагом в выявлении языковых функций полушарий стали исследования американского нейропсихолога Эрана Зайделя, который разработал новый метод ограничения подачи зрительных стимулов к одному полушарию. Ученый использовал устройство, известное под названием 2-линза, т.е. контактную линзу, позволяю­щую больному свободно двигать глазами, когда он что-то рассмат­ривает, но в то же время обеспечивающую поступление зрительной информации только к одному полушарию его мозга.


75 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА

И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

В исследованиях Зайделя испытуемый с расщепленным мозгом слушал слово, произнесенное экспериментатором (информация г. в оба мозга), а потом рассматривал через Z-линзу показываемые с три картинки (информация шла только в одно полушарие). Задача испытуемого состояла в том, чтобы выбрать ту картинку, которая соответствует слову. Аналогичная процедура применялась при проведении эксперимента, в ходе которого больного просили расположить группы предметов различной формы и размера в соответствии со словесной инструкцией, например: «Положите желтый квадр под зеленый кружок». Инструкция давалась устно (ее воспринимали оба полушария), а предметы испытуемый видел через Z-линзу (т.е. воспринимал только одним полушарием).

Результаты экспериментов Зайделя носили сложный характер не давали возможности сделать простые выводы о лингвистической природе обеих полушарий (особенно - правого). Со словесными заданиями правое полушарие справлялось где-то на уровне нормально развивающегося десятилетнего ребенка. Что же касается тестов на манипуляции с предметами, правое полушарие испытывало затруднения, которые обычно характерны больным афазией. Главный вывод, сделанный Зейделем, заключался в том, что, по мнению ученого, разница между полушариями в способности к пониманию речи несколько меньше, чем это представлялось раньше.

В еще большей степени коммуникативный потенциал правого

полушария показывает опыт, проведенный Майклом Газзанигой

Джозефом Ле Ду. В качестве испытуемого выступил П.С., больной,

перенесший комиссуротомию, которому ко времени операции ис-

полнилось 16 лет. В ходе опытов выяснилось, что П.С. может соста-

вить по буквам названия предметов, которые предъявлялись его пра-

вому полушарию (для этого он использовал левую руку). Таким об-

разом, исследователи общались с правой половиной мозга больного.

Они сначала устно задавали вопрос, например: «Какое у вас люби-

мое...?» И сразу в правом (или левом) поле зрения предъяв-лялось слово «занятие». Если слово подавалось левому полу-шарию, испытуемый отвечал устно вслух, если же оно д демонстри-ровалось левому мозгу, он составлял по буквам «м-а-ш-и-н-а».

Сначала правое полушарие П.С. могло давать только письменные ответы. При этом оно обладало способностью понимать не только отдельные слова, но и сложные словесные задания. Однако через три года после операции он начал продуцировать и устную речь для оп -ределения слов и предметов, которые предъявлялись правому полу- шарию.

 

 

76 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА

И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Опыты с П.С. выявили поразительные результаты. В психике од­ного человека совмещались два непохожих сознания. Когда ученый задал вопрос «Кем бы вы хотели быть?» левому полушарию, ответ был: «Чертежником». На тот же вопрос правое полушарие даст со­вершенно иной ответ: «Автомобильным гонщиком».

Описанные нами опыты американских ученых достаточно на­глядно показали, что, несмотря на то, что основными механизмами языкового построения высказывания управляет левое полушарие мозга, правое тоже способно осуществлять коммуникативную функ­цию.


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА 77

И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

§2. Функциональная асимметрия при электросудорожной терапии (исследования отечественных ученых)

В отечественной науке поиск ответа на вопрос о характере уча­стия каждого из полушарий мозга в речевой деятельности проводила группа петербургских нейропсихолингвистов. Исследование прово­дилось под руководством Л.Я. Балонова.

Эксперименты проходили в психиатрической клинике на боль­ных, проходивших курс лечения с использованием унилатерального электросудорожного лечения. Использовалась облегченная модифи­кация судорожной терапии: электрический стимул наносился на од­ну половину головы через электроды, расположенные над правым или левым полушарием. Припадок, возникавший при односторонней стимуляции, характеризуется угнетением одного полушария - того, над которым располагались раздражающие электроды. Деятельность другого полушария в момент припадка остается сохранной; более того, второе полушарие на этот период освобождается от обычных тормозящих влияний своего партнера и его деятельность оказывает­ся облегченной. Состояние шока длится 30-60 мин., что дает воз­можность проведения экспериментальных процедур. В разных сеан­сах лечения можно чередовать право- и левосторонние позиции раз­дражающих электродов и сравнивать эффекты угнетения правого и левого полушарий у одного и того же человека. Иными словами, одного и того же человека можно наблюдать в трех состояниях: до сеанса (у него работают оба полушария), при угнетенном правом полушарии и при угнетенном левом полушарии.

Опишем в первом приближении полученные результаты.

1. Задание па выполнение рисунка какого-либо предмета. При угнетении правого полушария испытуемые нередко отказывались от выполнения задания, ссылаясь на то, что им не удается «представить» предмет, который необходимо было нарисовать. При этом вместо того, чтобы изобразить предмет, они нередко писали слово, обозначающее этот предмет. При угнетении левого полуша­рия участники экспериментов от рисования никогда не отказыва­лись, рисовали даже охотнее, чем в контрольных исследованиях (где у них «работали» оба полушария), не заменяли изображение предме­та его названием и не делали поясняющих надписей.

Далее рассмотрим отношение каждого из полушарий к различ­ным единицам языка и речи.

 

78 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

2. Звуковой аспект языка. При «выключении» левого полушария
испытуемые в значительной степени утрачивают способность к раз­-
личению фонем. Они с трудом различают слова в речевом потоке.
Однако они прекрасно улавливают интонацию, хорошо различают
тембр речи (и могут отличить речь женщины от речи мужчины).
Слушая песни, они плохо понимают слова, но зато хорошо воспри-­
нимают и воспроизводят мелодию.

При угнетении правого полушария пациенты различают в выска­зывании слова, но совершенно не способны определить интонацию, отличить речь женщины от речи мужчины, воспроизвести мелодию песни.

3. Лексический состав языка. В случае, когда «выключено» ле­-
вое полушарие,
резко сокращается запас активной лексики испытуе-­
мого. В ней начинают преобладать клишированные формы
(приветствия, извинения, различного рода ритуализированные сло­-
весные знаки), междометные образования, ругательства. При прове­-
дении ассоциативных экспериментов больные производят мало при­-
лагательных, глаголов, абстрактных существительных, служебных
частей речи. Они испытывают затруднения в понимании слов с абст­-
рактным значением (религия, злоба, забота, страх и т. д.).

При угнетении правого полушария число активной лексики резко увеличивается, в ассоциациях появляются абстрактные существи­тельные.

4. Восприятие синтаксических конструкций. Испытуемым
предлагали задание рассортировать предложения типа «Баня побил
Петю», «Ваня побит Петей», «Петя побил Ваню», «Петю побил
Ваня» и т. п.
При «выключенном» правом полушарии предложения
были четко сгруппированы в зависимости от того, кто в предложе­-
нии выступает субъектом, а кто - объектом. В одной группе оказа­-
лись «Петя побил Ваню», «Ваня побит Петей», «Ваню побил Пе­-
тя»,
а в другую группу попали предложения, в которых Ваня был
действующим лицом.

При угнетенном левом_ полушарии стратегия поведения пациен­тов была принципиально иной: в одну группу объединялись предло­жения, которые начинались со слов Петя, в другую - со слов Ваня.

Основываясь на этом, можно предположить, что левое полуша­рие отвечает за тонкий механизм словесной передачи субъектно-объектных отношений, Правое же полушарие опирается на более обобщенный принцип синтаксирования, который носит название актуального членение предложения: вначале стоит то, о чем идет


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА 79

И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

речь (в науке это называется словом «Тема»), а затем - то, что гово­рится об этом («Рема»).

5. Восприятие текста. Участникам опытов давалось задание на пересказ текста (в эксперименте использовался рассказ Л. Н. Толсто­го «Два товарища»). При «выключенном» левом полушарии переска­зы в целом были меньше, чем при «выключенном правом", зато на­бор ключевых слов - больше. Иначе говоря, для правого полушария характерна ориентация на целостный смысл, тогда как левое полу­шарие в большей степени отвечает за полноту его вербальной реали­зации.

Данные последнего экспериментального задания подтверждают­ся результатами диссертационного исследования Т.Е. Петровой, ко­торая попыталась выявить закономерности дискурсивного (тексто­вого) мышления у детей после сеансов унилатеральной электросудо­рожной терапии. Её эксперименты убедительно доказывают, что в процессах построения текста принимают участие оба полушария. Сопоставительный анализ речепорождения в условиях переменного угнетения полушарий позволил выделить право- и левополушарные стратегии построения текста. «Правополушарная» стратегия состоит в выделении основных тем, ключевых моментов, основной мысли текста. Правое полушарие несет ответственность за целостность восприятия информации, передаваемой в речевом произведении, за передачу смысла и сюжета. «Левополушарная» стратегия характери­зуется пословной, синтаксической и грамматической обработкой текста. Левое полушарие руководит грамматическим оформлением замысла и отвечает за связность (текстовую когезию).

Проведенные опыты и многолетние наблюдения за речевым по­ведением в ходе проведения электросудорожной терапии позволили петербургским нейропсихолиигвистам представить общую картину речевого поведения в аспекте функциональной асимметрии мозга [Балонов, Деглин 1976; Деглин, Балонов, Долинина 1983].

В случае, когда работает одно правое полушарие мозга (левое угнетено), утрачивается способность к порождению и пониманию речи. После того, как угнетение рассеивается, на первый план вы­ступают более тонкие речевые особенности. Снижается речевая ак­тивность и речевое внимание. Уменьшается объем кратковременной словесной памяти. Затрудняется понимание речи, что, во-первых, обусловлено нарушением классификации звуков речи на основании Дифференциальных признаков фонем, во-вторых, утратой языковых статистических обобщений, которая позволяет опираться для пони­мания на речевой контекст.

 

 

80 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Уменьшается количество слов в высказываниях, исчезают слож­ные синтаксические конструкции. Уменьшается число служебных слов; среди знаменательных слов происходит перераспределение: уменьшается количество глаголов и местоимений, увеличивается число существительных и прилагательных.

Добавим сюда, что при угнетении левого полушария улучшается слуховое восприятие неречевого характера (например, улучшается музыкальный слух). Кроме этого обостряется восприятие предметов и явлений объективного мира.

Даже при глубоком угнетении правого полушария, когда работа­ет только левое полушарие, восприятие речи и собственная речь могут сохраняться. Более того, отмечается улучшение некоторых форм речевой деятельности (лучше ^опознается речь на звуковом и лексическом уровнях, возрастает речевая активность). При этом по­является многоречивость и даже болтливость.

Повышение уровня речевого восприятия наблюдается только по отношению к речевым звукам. При этом резко уменьшается уровень восприятия так называемых супрасегментных фонетических пара­метров (к ним прежде всего относится интонация). Испытуемый полностью утрачивает способность восприятия «фонетического портрета» собеседника: кроме того, что он не может различить жен­скую и мужскую, детскую и взрослую речь, он перестает узнавать знакомых людей по индивидуальной манере говорить, не понимает эмоциональную окраску высказывания, не улавливает отношения говорящего к предмету речи (например, не понимает иронии). Это приводит к невозможности понимания коммуникативного намере­ния речи партнера но коммуникации.

Кроме описанных особенностей, необходимо указать и на ухуд­шение при угнетении правого полушария восприятия внеязыкового ' объективного мира. Резко ухудшается предметное и музыкальное восприятия, снижается уровень образной памяти (восприятие и фик­сация в памяти конкретных предметов и явлений внешнего мира становятся расплывчатыми).

Проведенное исследование позволило ученым сделать ряд инте­реснейших предположений.

Левое полушарие обладает значительным объемом возможно­стей языкового оформления мысли. К их числу нужно отнести и фо­нологическую систему, и морфологический механизм словоизмене­ния и словообразования, и способы синтаксического структурирова­ния. В распоряжении левого полушария находится лексика, необхо­димая для создания сложных высказываний: глаголы, служебные


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА 81

И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

слова. Функции левого полушария связаны с абстрактным мышле­нием, логическими операциями по выведению нового знания. Одна­ко в нем нет предметности. «Краски внеязыкового внешнего мира в высказываниях левого полушария тускнеют и утрачиваются, их за­мещают языковые модели мира. В своих крайних проявлениях вы­сказывания левого полушария сводятся либо к чисто языковым ма­нипуляциям над словоформами, либо к абстрактным, нередко триви­альным и бессодержательным схемам» [Балонов, Деглин, Долинина 1983: 37]. Левополушарная речь очень часто демонстрирует то, что в психолингвистике получило название «речь без мышления», т.е. дискурс, построение которого максимально автоматизировано и строится на основе хорошо сформированных синтагматических ас­социаций.

Наиболее интересны и нетривиальны выводы, характеризующие роль правого полушария в речевой деятельности, а точнее его уча­сти в речевом мышлении.

Многие поколения нейропсихологов, физиологов, афазиологов базировались на убеждении, что правое полушарие не имеет отно­шения к речи. Данные, приведенные в предыдущей главе, сущест­венно меняют такое представление. Результаты многолетних иссле­дований ученых петербургской школы нейролингвистики позволяют определить место правого полушария в реализации коммуникатив­ной компетенции человека.

Первое, что нужно сказать о правом полушарии, это то, что оно уравновешивает деятельность соседа, оказывает тормозящее воздей­ствие на левое полушарие, снижая его избыточную активность.

Правое полушарие непосредственно участвует в речевой дея­тельности. Оно производит анализ интонационной выразительности воспринимаемой речи, контролирует интонацию собственного дис­курса. Оно работает с фонетическими характеристиками высказыва­ния, которые делают речь индивидуальной, которые несут в себе авторское отношение к предмету сообщения. Здесь же осуществля­ется выделение рематической части высказывания.

Правое полушарие отвечает за наполнение высказывания кон­кретным предметным содержанием. В прагмалингвистике соотне­сенность языковых значений и реальной действительности получило терминологическое обозначение - референция. Функции референ­ции берет на себя именно правое полушарие. Поэтому именно здесь находятся дейктические слова: местоимения (особенно, указатель­ные - тот, этот), наречия (там, тут, туда, здесь), частицы (вон, вот) и т.п.

 

 

82 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

83 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ


 


В правом полушарии зарождается мысль, которая существует в виде системы образов, гештальтов. Это как раз то, что И.Н. Жинкин называл универсальным предметным кодом.

«Языковые и неязыковые функции каждого полушария тесно между собой увязаны. Порождение и восприятие речи происходит с участием физиологических механизмов обоих полушарий. Причем эти механизмы обеспечивают разные стороны речевой деятельности, а не дублируют друг друга. Правое полушарие не только осуществляет рецепцию внешнего мира и строит чувственный образ, иконическую модель мира, но и включает этот образ в цепь речевых про­цессов. Левое полушарие не только владеет совершенным аппаратом для коммуникации - системой естественного языка, но благодаря этой системе, способно к абстрагированию, способно к построению рациональной модели мира. Элиминирование любого механизма -как право-, так и левополушарного - приводит к грубой неполно­ценности речевой и мыслительной деятельности, однако сами де­фекты при этом глубоко различаются- [Балонов, Деглин, Долинина 1983:41].

Дополняя результаты наблюдений американских нейропсихолин-гвистов, данные, полученные петербургскими учеными, проясняют наши представления о том, как мозг управляет речевой деятельно­стью и вербальным мышлением, на котором основывается эта дея­тельность. Многолетние опыты убедительно показали, что оба по­лушария вносят свой вклад в построение коммуникации и что каж­дое вносит в этот процесс свою, только ему свойственную, лепту.


§3. Лево- и правополушарная стратегии обработки информации

Данные нейролингвистики позволили говорить о том, что разные полушария обрабатывают информацию различным способом. Под­тверждением этому служат результаты исследований Джерре Леви и ее коллег. Они провели серию экспериментов, участниками которых стали испытуемые с расщепленным мозгом.

Первые опыты заключались в том, что испытуемых просили вы­брать правой или левой рукой небольшие деревянные предметы в соответствии с двумерными изображениями этих предметов. Левая рука всегда справлялась с заданием значительно лучше. Однако са­мое любопытное заключалось не в этом. Наблюдения за участника­ми эксперимента выявили, что два полушария для решения постав­ленной проблемы применяли разную стратегию. Правая рука (левое полушарие) легче справлялась с действиями, которые можно было легко описать словами, но трудно различать зрительно. Успешность действий левой руки (правого полушария) определялась диамет­рально противоположными характеристиками; она легче справля­лась с заданиями, в которых главную роль играло визуальное сход­ство предмета и изображения.

Более сложный эксперимент заключался в том, чтобы разные по-­
лушария подбирали картинки по смыслу. При этом предлагались на
выбор, например, к торту на тарелке - шляпу с полями (визуальное
сходство) и нож с вилкой (сходство по смыслу). Левое полушарие
стремилось соединить изображения на основе смыслового сходства,
правое - просто объединяло внешне похожие изображения. На ри-­
сунке 11 изображена процедура проведения эксперимента.

 

латера




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.