Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мозг и речевое развитие в онтогенезе





161 МОЗГ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ


§4. Мозг и речевое развитие школьника

Младший школьный возраст.

Завершение стадии самонаучения языку совпадает у ребенка с важнейшей вехой в его биографии - с приходом в школу. Это собы­тие меняет его жизнь коренным образом. Центральным видом дея­тельности теперь у него становится деятельность учебная. Речь, вер-бально-логический вид научения, постепенно становится у него ос­новным способом постижения мира. И в этом процессе главным ме­ханизмом познания становится язык. Развитие языковой структуры ребенка продолжается и после завершения стадии самонаучения языку. Однако теперь этот процесс протекает гораздо более медлен­но; он имеет характер совершенствования, шлифовки уже приобре­тенных языковых знаний. В школьном возрасте продолжается разви­тие лексико-семантической системы языка ребенка. Это находит выражение не только в увеличении объема словаря, но и в качест­венном совершенствовании его системы. Характеризуя формирова­ние лексической системы школьника, прежде всего нужно указать на процесс продолжающегося развития в его речи обобщающей функ­ции слова. На уроках ребенок сталкивается с элементами научной терминологии, абстрактной лексикой, не связанной напрямую с кон­кретными предметами. Все это резко увеличивает нагрузку на левое полушарие, вовлекая его в выполнение учебных заданий и, тем са­мым, стимулируя к развитию.

Одновременно и параллельно с развитием речевых навыков ле­вого полушария продолжается совершенствование правополушар-ных стратегий мышления. В школьном возрасте ребенок все лучше осваивает метафорическое и идиоматическое богатство родного языка: в активное словоупотребление школьника входит все боль­шее количество фразеологизмов, ярких метафор, образных выраже­ний. Вместе с расширением социального опыта становящейся лич­ности происходит формирование концептосферы, происходит уг­лубление базовых в отражении окружающего мира концептов.

Обретение языка ребенком можно сравнить с приобретением персонального компьютера. Однако, получив в свое распоряжение «языковой компьютер», становящаяся личность еще не знает всех правил его эксплуатации. Эти правила, это «программное обеспече­ние» он должен будет сам открывать для себя в своей дальнейшей речевой практике. Главное, что дает ребенку язык, - возможность порождать и понимать многообразные речевые произведения. Гово-


ря словами Н. И. Жинкина, он «выходит в открытый текст, как кос­монавт в космос». Своеобразие же строения текстов (дискурсов), которые продуцирует человек, позволяет судить об индивидуальных особенностях его языковой личности, о своеобразии его вербального мышления и т. д. Иными словами, совершенствование ре­чевой деятельности по производству текстов будет отражать эволюцию функций мозга по -реализации коммуникативной компетенции.

Впервые с необходимостью создавать тексты ребенок сталкива­ется еще в дошкольном возрасте: уже в 3-4 года он начинает соеди­нять предложения в небольшие речевые произведения. Однако дис­курсы детей этого возраста связными текстами могут быть названы с достаточной долей условности: речь дошкольников ситуативна, она изобилует невербальными компонентами и звуковыми жестами, ука­зательными и личными местоимениями, дейктическими наречиями (тут, здесь, там); предложения, из которых состоит сообщение до­школьника, связаны с изображаемой в речи ситуаций, а не с предше­ствующим контекстом и т. п. Даже первоклассники еще не владеют законами построения связных речевых произведений. Дискурсы до­школьников демонстрируют право полушарные стратегии отражения окружающего мира.

Центральным умением начального образования становится гра­мота, т.е. навыки письменной речи. Формирование письменной речи состоит из письма и чтения. Очень важно понимать, что овладение грамотой воздействует на формирование коммуникативной компе­тенции в целом. Это не просто приобретение нового речевого уме­ния; это своего рода переворот в способах формирования и воспри­ятия речи. По мнению психологов, в языковом сознании грамотного человека существуют два стандарта, своего рода две языковые сис­темы - устная (звуковая) и письменная (буквенная). Письменный язык представлен тремя системами знаков (прописные, строчные, печатные), которые во многих случаях графически отличаются друг от друга!

Письменная речь как разновидность речевой деятельности резко отличается от речи устной рядом психологических особенностей. Прежде всего, это речь в отсутствии собеседника. Передаваемый текст должен содержать всю информацию, необходимую читающе­му для полноценного понимания смысла. Весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишу­щего, без коррекции со стороны слушателя. Письменный дискурс строится таким образом, что говорящий не имеет почти никаких до-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.