Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития 2 страница




Однако нейропсихологический анализ показывает, что описанное — отражение некоего закономерного сюжета, в котором энергообеспечение операциональных звеньев и уровня непроизвольной саморегуляции психической деятельности перестраивается, элиминируется в пользу большей активации произвольной саморегуляции, самоконтроля, саморефлексии ребенка. Эти фило- и онтогенетически «юные», а потому сензитивные психологические системы постоянно обкрадываются из-за закономерной возрастной перестройки нейро-эндокринной, вегетативной, а следовательно, аффективной саморегуляции. Происходит неизбежный, достаточно протяженный конфликт, борьба между этими двумя системами за питательные вещества, энергию и мозговые ареалы. Внешне же это проявляется как когнитивные и эмоционально личностные девиации. Нейропсихологически очевидна прямая зависимость «зло- или доброкачественности» этой борьбы и ее исход от изначальной готовности, морфофункциональ-ной зрелости передних отделов мозга: то есть возрастной сформированное™ у ребенка функций программирования и контроля за собственным поведением.

Коррекционный же процесс, равно как и абилитационный, начиная с этого возраста, становится все более регламентированным извне, подчас приобретая характер муштры; одновременно имеет место нарастающее истощение внутренних компенсаторных функциональных возможностей ребенка. Этот трюизм известен любому профессионалу и каждому взрослому, в семье или окружении которого есть дети этого возраста.

Далее эта тенденция становится уже традицией, очевидной каждый раз, когда мы профессионально или по-дружески пытаемся помочь взрослому человеку перестроить его «картину мира»: совокупность его ригидных операциональных и саморегуляторных навыков. Возражение по поводу того, что не у всех она таковая, дезавуирует-


48 Введение в нейропсихологию детского возраста

ся очевидным фактом: людям с пластичной организацией психологических (нейропсихосоматических) систем помощь профессионала, как правило, не требуется. Это лирическое отступление — легкий поклон в сторону многих родителей, которые «всегда делали все для своего ребенка» и не понимают, «в кого он такой». Обозначенная «ригидность» чаще всего — семейное достояние, и корригируется она только системно; но это уже сфера влияния специалистов в области детско-родительских отношений. Говорю же об этом здесь, чтобы констатировать непреложный факт: эти отношения не свободны от нейропсихосоматической компоненты, которую следует хотя бы учитывать.

Чтобы более полно проанализировать описанные процессы, рассмотрим в общем плане специфику формирования межсистемных нейропсихологических констелляций. К этой теме мы обратимся более подробно в следующем разделе, но здесь хотелось бы обозначить в самом общем виде ряд важных положений. Это актуально, поскольку именно морфофункциональный онтогенез горизонтальных (межполушарных) и вертикальных (корково-подкорковых) взаимодействий является нейробиологическим каркасом развивающейся личности ребенка.

Например, известные всем лево-правополушарные дихотомии «речь — соматогнозис», «сукцессивные синтезы — симультанные синтезы», «снижение продуктивности — искажение продуктивности», «персеверации — конфабуляции», проявляющиеся в норме и патологии, не даны человеку изначально (хотя потенциально в свернутом виде и заложены инвариантно). Инвариантно в том смысле, что у всех. Это доказывается элементарно: принципиально не существует такой способности или навыка (в том числе фасадно-патологическо-го), которым нельзя было бы в нормативных условиях обучить, то есть развить. Вопрос состоит в другом: у каждого конкретного человека потенциальные ресурсы этих отдельных способностей (и их целостный ансамбль) — равно как и способностей к обучению — различны; различны и условия их возникновения и полноты реализации.

Но выстраиваются все эти варианты и паттерны психики в ходе длительных преобразований функциональной асимметрии и взаимодействия полушарий мозга, вследствие которых и возникают полу-шарные локусы контроля (доминантность правого или левого полушария) за протеканием тех или иных звеньев, аспектов, уровней и этапов целостного поведения.

Здесь намеренно приведено несколько бинарных, полушарных оппозиций в норме и патологии, ввиду того, что латерализованная церебральная специализация и в том и в другом случае должна быть сфор-


Глава 1. Индивидуальные различия в онтогенезе... 49

мированной. Иными словами, тот или иной патофеномен, прежде чем возникнуть, должен опереться на устойчивые мозговые механизмы, иначе неизбежны ошибки квалификации, когда псевдопроцессуаль-ность принимается за истинный дефект и соответственно лечится, корригируется. Данное положение не всегда учитывается при анализе дизонтогенетических явлений, что часто приводит к методологическим казусам.

Одним из таковых является употребление термина «афазия» применительно к детскому возрасту. Но афазия есть нарушение целостной речевой деятельности, вследствие выпадения одного из ее операциональных или регуляторных звеньев (факторов), связанного с поражением определенной зоны мозга, функционально зрелой для полноценного опосредования данного фактора. Очевидно, что речевые дисфункции в детском возрасте никак не удовлетворяют данному определению ни с психологических, ни с морфофункциональных позиций.

В целом же одни и те же патологические стигмы у детей и взрослых, как правило, имеют разную мозговую организацию. То, что у взрослых является следствием гипофункции соответствующей зоны мозга, у детей может свидетельствовать в пользу ее гиперфункции. Аналогичный (по форме) взрослому патологический симптомокомплекс у детей может (по содержанию) сигнализировать о вторичной — а иногда и третичной — задержке функционального формирования соответствующих церебральных систем.

Но иногда это — свидетельство начала функционального растор-маживания инактивной прежде зоны мозга. Динамика коррекционно-го воздействия показывает, что внешне дебют включения определенной мозговой структуры в актуализацию специфического для нее психологического фактора выглядит как нарастание характерной де-фицитарной симптоматики. Кстати, этот классический сюжет неизменно возникает в виде агрессии в психотерапии и считается достоверным доказательством эффективной групповой (индивидуальной) динамики. Нейропсихологически это описывается сухо и кратко: «Мы регистрируем и констатируем дебют функционального включения лобных структур (прежде всего левого полушария) в опосредование поведения пациента».

У каждой психической функции и функционального звена (фактора) есть своя программа развития, включающая относительную дискретность, гетерохронию, фазовые динамические характеристики процессов формирования. Знание схемы развития способствует более четкому пониманию причин и места поломки, то есть дифференци-


50 Введение в нейропсихологию детского возраста

рованному подходу к отклоняющемуся онтогенезу как составной части общепопуляционной картины индивидуальных различий.

Повседневная реальность такова, что один ребенок начинает говорить в год, а читать в три, в то время как другой лишь ко второму классу с трудом усваивает послоговое чтение и к тому же не уверен, что точно узнает все буквы, не говоря уже о таблице умножения. У этого — абсолютная грамотность, а тот, вызубрив наизусть все правила, делает в каждой строчке по четыре ошибки... Изучить эти явления, попытаться вскрыть закономерности, стоящие за ними, наконец, помочь ребенку — задача междисциплинарная. В ее решение включены врачи, физиологи, психологи, педагоги, дефектологи и т.д. Нейропсихологический метод синдромного анализа состояния психических функций у детей, по А.Р. Лурия, бесспорно доказал свою высочайшую информативность и валидность.

Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Одной своей стороной она обращена к законам превращения ансамблей мозговых систем и подсистем (дискретных, асинхронно и гетерохронно развивающихся) в единый комплекс опосредования целостного поведения человека. С другой стороны, она создана А.Р. Лурия, его учениками и последователями как системно-динамический, факторный подход к строению и анализу развития психологических функций и процессов в их взаимодействии.

В качестве базового в нейропсихологии детского возраста выступает представление о том, что нейробиологическая предуготованность той или иной мозговой системы и ее востребованность извнедве стороны одного и того же процесса развития.

Особо подчеркнем, что природная, а тем паче — социальная деп-ривация не просто негативно отражается на психическом развитии: она попросту приводит к «дистрофии» церебральных систем. Известно, что на нейрональном уровне в условиях депривации прекращается рост дендритных сетей. Наблюдавшиеся в рамках настоящего исследования современные «Маугли» (дети, до трех лет воспитывавшиеся в семьях глухонемых) характеризовались морфофункциональным недоразвитием левого полушария и мозолистого тела, что было верифицировано объективными (компьютерная томография, ЭЭГ и т.д.) параклиническими и клиническими методами.

Адаптация ребенка к тем канонам, которые предъявляются ему в процессе психического развития, обеспечивается поэтапно. Стимуляция от социума вообще извне превращает потенциальные ресурсы его мозга в актуальные и детерминирует характер цереброгенеза. Иными словами, мозг (развивающийся от нейрона к центральным системам)


Глава 1- Индивидуальные различия в онтогенезе... 51

и психическая деятельность (развивающаяся от фактора или, точнее, «предфактора» к межфункциональным поведенческим комплексам) образуют в онтогенезе два взаимообусловливающих, сливающихся в единое русло потока, подчиняющихся универсальным эволюционным законам.

Представляется, что нейропсихологический подход является не только и не столько феноменологическим. Он в первую очередь герменевтический, то есть ставящий перед собой задачу нахождения в многослойной структуре дизонтогенетического явления исходного, первичного патогенного фактора, служащего базисом для возникновения того или иного типа отклоняющегося развития, следствием которого и являются различные варианты учебной и поведенческой дизадаптации ребенка.

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме психического развития в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают онтогенез ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения.

Психические функции ребенка не даны ему изначально. Они пре-[вдолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода, где

акладываются предпосылки для формирования высших психических функций (ВПФ). И этот путь отнюдь не прямая линия; он гетерохро-яен и асинхроничен. В какой-то момент начинается бурное, «автономное» развитие определенного психологического фактора, при том,

то другой находится в состоянии относительной стабильности и покоя, а третий — на этапе консолидации с совершенно, казалось бы, пекой от него функциональной системой. И самое удивительное ростоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности ребенка, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляют ему окружающий мир и собственный организм.

Но, к сожалению, все эти процессы станут попросту невозмож-ными и/или искаженными, если не будет нейробиологической пред-

уготованности мозговых систем и подсистем, которые их обеспечивают. Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики

ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли созрел соответствующий мозговой субстрат (структурно-морфологически, нейрофизиологически, нейрохимически и т.д.), способный внести


52 Введение в нейропсихологию детского возраста

полноценный специфический вклад в актуализацию различных психических функций и межфункциональных процессов — сенсомотор-ных, соматогностических, оптико-пространственных, мнестичес-ких, речевых и иных, лежащих в основе овладения учебными (в широком смысле) программами.

Нейропсихологический метод является единственным на сегодняшний день валидным аппаратом для оценки и описания всей этой многоликой реальности, поскольку изначально ориентирован на системный анализ взаимодействия мозга и психики как взаимообусловливающего единства. Это утверждение — не гордыня нейропсихолога; его правомерность подтверждается повсеместной, неуклонно нарастающей ассимиляцией нейропсихологии в различные области педагогики, медицины и психологии. Опыт нейропсихологического консультирования и коррекции детей с отклоняющимся развитием наглядно доказал свою адекватность, надежность и информативность.

Во-первых, практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково — «двойка по литературе» или «синдром дефицита внимания».

Во-вторых, только с помощью нейропсихологического анализа, опираясь на качественные, синдромальные критерии фасадно схожих симптомокомплексов, а не на выраженность дефицита или ведущий (центральный) патофеномен, можно вскрыть механизмы, лежащие в основе дизадаптации ребенка, оценить состояние отдельных функциональных звеньев (операциональных и регуляторных) его психической деятельности как «несформированность», «аномалию» или «атипию». И соответственно подходить к разработке специфических (особым образом ориентированных и иерархизированных) коррекционных и абилитационных мер.

Подчеркнем еще раз: важен именно синдромный подход, ина-^ че, как показывает опыт, неизбежны искажения и односторонность результатов, обилие артефактов. Ведь за той или иной феноменологией может стоять временная задержка (или подчас — опережение либо атипия) формирования соответствующих звеньев психической деятельности на фоне благополучного в целом функционирования i мозга. А может — церебральная патология, функциональная или органическая. Установить истину способно лишь всестороннее, меж-; дисциплинарное обследование ребенка. Любое «тавро» вне такового? олигофрения, минимальная мозговая дисфункция левой височной


Глава 1. Индивидуальные различия в онтогенезе... 53

области и т.п. — показатель профессиональной некорректности исследователя.

Обобщая все сказанное в данном разделе, обозначим тезисно основные предиспозиции приоритетного участия нейропсихологии в решении широкого круга дизонтогенетических проблем, характерных для современной детской популяции.

Психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мы-шечных проблем; снижение иммунных механизмов и десинхроноз различных систем организма (ритмика мозга, почки, поджелудочная железа, желчевыводящие системы и т.д.) ребенка. Явный скачок и резкое снижение возрастного порога делинквентного поведения, агрессивности и токсикомании. Масса детей демонстрируют задержки и искажения психо-речевого развития, дисграфии, несформирован-ность произвольной саморегуляции и т.д.; различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. И в целом — эмоционально-личностную и когнитивную неготовность к обучению.

С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной актулизацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих, подкорковых (в первую очередь — стволовых, ростральной частью которых является гипоталамо-диэн-цефальная область) структур мозга. Подробному описанию этого типа отклоняющегося развития посвящен большой раздел настоящего издания.

Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихо-логически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления и подкорково-корковых, и межполушарных взаимодействий, включая ди-зонтогенез фунциональной специализации правого и левого полушарий мозга. На психическом уровне это выглядит, в частности, как варианты дизонтогенеза речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несфор-мированность произвольной саморегуляции, в целом — учебная и социальная неуспешность.

Очевидно, перечисленные патофеномены, в совокупности с отмеченными выше тенденциями к нарастанию соединительнотканных Дисфункций и специфической информационной депривированнос-тью, являются компонентами единой системной дизадаптации. Сле-


54 Введение в нейропсихологию детского возраста

довательно, и анализировать их необходимо системно, базируясь не только на специальных знаниях, но и на универсальных нейробиологичес-ких и социокультурных закономерностях развития, начиная с эмбрионального периода.

Наиболее уязвимые в современной детской популяции, субкортикальные системы наряду со своими нейродинамическими, распределительными и коадаптационными задачами обеспечивают нейросо-матически реализацию наиболее жестких, генетически заданных, врожденных моделей психической актуализации, механизмов рефлекторного обеспечения, импринтинга и кондиционирования как основы обучения, экстраполяционного поведения.

В речи, например, помимо чисто неврологических и физиологических аспектов, они инициируют дебют базовых жесто-мимических, вокализационных, пред- и невербальных (вкус, запах, осязание и т.п.) каналов коммуникации, межфункциональных альянсов с другими психическими процессами на сенсомоторном уровне. А в общем — ответственны за формирование условий и интегративных механизмов удовлетворения исконных потребностей разного ранга (витальных, коммуникативных, саморазвития).

Такая глобальность онтогенетических функций, думается, заслуживает междисциплинарного обсуждения проблем онтогенеза в контексте высокой частоты заинтересованности указанных систем мозга в возникновении различных препатологических и патологических состояний. Более тщательного межтеоретического анализа их значения для реализации процессов развития в контексте индивидуальных различий в современной детской популяции.

Теоретические и научно-прикладные исследования привели нас
(Семенович, Архипов, 1995, 1997, 1998; Семенович, 2000, 2002, 2004)
к разработке интегративной программы «Развитие психологического
здоровья ребенка». Ее базовые подходы реализуются в индивидуальном,
образовательном и семейном контекстах: 1) нейропсихологический,
традиционно связанный с неврологическим; ассимилирующий обще
психологические, дефектологические, логопедические и др. методы;
2) телесноориентированный, в оправе иных видов и форм групповой и
индивидуальной психотерапии; 3) немедикаментозная иммунопрофи
лактика и коррекция
психосоматического дизонтогенеза (натуропа-
тия, массаж, акупунктура, мануальная терапия, пальцевый цигун,
детская йога и т.п.). Внедрение данного комплекса в широкую практи
ку показало его валидность и эффективность как дифференциально-
диагностического, профилактического, коррекционного и абилита-
ционного инструмента., д


Глава 1. Индивидуальные различия в онтогенезе... 55

Собственно нейропсихологическая стратегия и тактика этого подхода реализованы в «методе замещающего онтогенеза» (Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова и др., 2001). Метод замещающего онтогенеза — в технологии комплексного нейропси-хологического сопровождения (диагностика—профилактика—коррекция—абилитация—прогноз) отклоняющегося развития, который эффективно внедряется в психолого-медико-педагогическую практику.

В настоящее время разработки ведутся в русле адаптации программы «Развитие психологического здоровья ребенка» к проблемам ранней профилактики отклоняющегося развития. Это предопределяется объективными требованиями, предъявляемыми сегодня практическим психологам. Дизонтогенетическая картина становится все более многофакторной и разнообразной, что требует создания опережающих схем и алгоритмов психолого-медико-педагогического анализа имеющей место феноменологии.

Первоочередным при этом является создание базы данных, в которой была бы максимально отражена вся совокупность патогенных/ компенсаторных факторов отклоняющегося развития. Эта задача решаема только в ходе непременного межтеоретического обсуждения и непосредственного участия специалистов самых разных направлений, поскольку даже из описанного выше очевидно: над- и межсистемные дизонтогенетические процессы требуют изоморфного им «над- и межсистемного» профессионального сопровождения.

Наличие такого информационного комплекса в принципе создает возможность не только своевременного выявления «групп риска», но и научно обоснованного междисциплинарного прогнозирования процессов развития. А следовательно, создания адекватных им диагностических и коррекционных (реабилитационных, профилактических, абилитационных) моделей медико-психолого-педагогического сопровождения процессов развития в норме и при различных вариантах отклоняющегося развития.


ГЛАВА 2 БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.